Методическая разработка по музейной педагогике
методическая разработка (старшая группа) на тему
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания явилась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Для решения этой цели в детском саду №214 используются самые различные средства, в том числе и создание музея краеведения.
Мы убеждены, что на современном этапе перспективы взаимодействия музея с преддошкольным образованием определяются более эффективными формами музейно-педагогической деятельности. Ориентируясь на современное состояние подрастающего поколения совершенно очевидно, что для творческого взаимодействия, вовлечения детей и взрослых в краеведческую работу, осознание ими значимости историко-культурного наследия народа важен поиск интересных и действенных форм сотрудничества.
Рассматривая роль и место музея в решении этой проблемы, очевидна необходимость развития его функциональной структуры, повышение социальной роли в воспитательном процессе. На наш взгляд этому и способствовало создание на базе детского сада музея краеведения.
Экспазиционно-выставочное направление ориентировано на тематику программного курса, является оптимальным вариантом решения изучения регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzey.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
по музейной педагогике
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №214 общеразвивающего вида
Советского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации.
Г. Н. Волков
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания явилась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Для решения этой цели в детском саду №214 используются самые различные средства, в том числе и создание музея краеведения.
Мы убеждены, что на современном этапе перспективы взаимодействия музея с преддошкольным образованием определяются более эффективными формами музейно-педагогической деятельности. Ориентируясь на современное состояние подрастающего поколения совершенно очевидно, что для творческого взаимодействия, вовлечения детей и взрослых в краеведческую работу, осознание ими значимости историко-культурного наследия народа важен поиск интересных и действенных форм сотрудничества.
Рассматривая роль и место музея в решении этой проблемы, очевидна необходимость развития его функциональной структуры, повышение социальной роли в воспитательном процессе. На наш взгляд этому и способствовало создание на базе детского сада музея краеведения.
Экспазиционно-выставочное направление ориентировано на тематику программного курса, является оптимальным вариантом решения изучения регионального компонента.
По нашему убеждению, музей краеведения имеет большое значение, так как обладает огромной педагогической ценностью и культурным потенциалом, позволяет на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединить педагогов, детей, родителей интересным делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников.
Целью музея краеведения является формирование нравственно-патриотических чувств, представлений, отношений у дошкольников.
Музей краеведения осуществляет следующие задачи:
* формирует межличностную коммуникацию на основе материалов музейной среды;
* развивает способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
* формирует этническую идентичность, естественный патриотизм и толерантные установки на общение с другими народами;
* воспитывает гражданско-патриотическое отношение к своей Родине;
* содействует оптимальному развитию личностных способностей, реализации индивидуальности воспитанника, формированию его творческого отношения к действительности.
Анализ практической и теоретической деятельности отечественных ученых, опыта работы музейных педагогов Гусева В. А., Столярова Б. А., Бойко А. Г., Панкратовой Т. Н., Чумаловой Т. В., позволил выявить методы:
* социальных ролей;
* создание игровых ситуаций;
* практическое манипулирование с предметами;
* использование ассоциативных связей;
* самостоятельная поисково-исследовательская деятельность.
Функции музея:
* пополнение фондов музея;
* систематизация музейных ценностей;
* учет и хранение экспонатов;
* демонстрация подлинников и копий.
Принципы функционирования:
* наглядность, обеспечивающая познавательный интерес, эмоциональное восприятие и образовательные задачи;
* интерактивность и полифункциональность музейного пространства;
* психологическая комфортность и безопасность деятельности;
* обеспечение необходимыми условиями материально-художественной деятельности детей.
Содержание учебного плана
1. Развивать у детей устойчивый и углубленный интерес к истории башкирского народа; к основам национальной культуры, народного творчества, обычаям, традициям, обрядам.
2. Формировать интерес к личности творца художественных ценностей, предметов башкирского быта.
3. Воспитывать осознание целостности всех сфер человеческой культуры.
4. Нацеливать познавательную деятельность детей на постижение и освоение своеобразия башкирской национальной культуры в контексте с русской культурой.
5. Развивать потребность в активном, творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями.
Формы работы музея краеведения
1. Экскурсии – путешествия.
2. Музейные занятия.
3. Тематические вечера.
Структура музейных занятий:
I. Вступительная беседа.
Цель: собрать внимание, вызвать интерес, оживить детей.
Приемы:
а) сюрпризный момент;
б) использование башкирских национальных мелодий;
в) использование художественного слова (стихи, загадки);
г) вопросы к детям.
II. Рассказ-беседа по теме занятия.
Цель: познакомить с жизнью, традициями, обычаями, искусством.
Приемы:
а) рассказ воспитателя;
б) чтение литературы;
в) рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, изделий и т.п.
Ш. Заключительная
а) чтение или игра;
б) угощение детей.
Рекомендации к подготовке и проведению музейной экскурсии:
1. Определение темы, цели и содержания экскурсии.
2. Составление плана экскурсии.
3. Целенаправленный показ экспозиций (собственно экскурсия).
Структура экскурсии:
I. Вводная часть (воспитатель знакомит детей с темой и задачами экскурсии, подводит воспитанников к пониманию основного содержания, дает установку на восприятие как рассказа, так и на осмотр экспонатов).
II. Основная часть (включает рассказ воспитателя; зрительное восприятие музейных предметов и приемы активизации детей, при этом, воспитатель использует вопросы, игровые приемы, поисковые и творческие задания).
III. Заключительная часть (подводится итог экскурсии).
Планирование тематики занятий и экскурсий по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью башкирскою народа
Декабрь
«Путешествие в прошлое посуды». Знакомство с деревянной посудой: чаша (предназначалась для напитков), ложки, ваза (в них подавали к чаю мед, сладости). Дидактическая игра «Узнай и назови посуду» (закрепление названия утвари – посуды). Художественно-продуктивная деятельность «Укрась посуду».
Апрель
«Секреты бабушкиного сундука». Знакомство с башкирским полотенцем (рассказ воспитателя, рассматривание орнамента на полотенце). Художественно-продуктивная деятельность «Украсим полотенце».
Средняя группа
Сентябрь
«Жилище башкирского народа». Знакомство с жилищем башкир в прошлом. Рассказ воспитателя о внешнем виде, внутреннем убранстве башкирского дома. Дидактическая игра «Собери коллекцию для музея». Художественно-продуктивная деятельность «Украсим юрту».
Ноябрь
«Предметы утвари башкирского народа». Рассматривание чана, кадки. Рассказать детям, что все предметы утвари имеют свое назначение: в кадках замешивали тесто, сбивали масло, взбалтывали кумыс. Дидактическая игра «Для чего нужен предмет?» (закрепить знание назначения предметов утвари). Предложить детям вспомнить, какие современные предметы утвари есть у них в семье (миксер, тостер и т.д.). Дидактическая игра «Из каких сказок эти вещи?»
Февраль
«Башкирский национальный костюм». Рассматривание женского башкирского костюма. Обратить внимание на то, чем украшали одежду: серебряными монетами, мехом, разноцветными лентами. Игра «Оденем куклу Гульнару» (закрепление знаний об одежде: платье, шаровары, камзол, тюбетейка).
Май
«День музея» (18 мая). Вспомнить какие экспонаты хранятся в музее. Уточнить их назначение в прошлом. Уточнить представления детей о том, для чего нужен музей, что новое дети узнают в музее (учить детей высказывать свои впечатления, просматривая музейные материалы). Познакомить с понятиями «экскурсия», «экскурсовод», «экспонаты».
Старшая группа
Сентябрь
«Жилище башкир». Знакомство с традиционной жизнью башкир: местом проживания, жилищем, бытом. Дидактическая игра «У кого кто?»
Предложить сравнить жилье башкир в прошлом с современными домами. Совместное изготовление макета – «Аласык» (плетеного шалаша).
Октябрь
«Профессия – пчеловод». Рассказывание сказки «Медведь и пчелы». Рассказ воспитателя о труде пчеловода. Загадывание загадки про пчелу или мед. Знакомство с натуральным продуктом – медом, рассказ о его целебных свойствах. Словесная игра по ТРИЗу «Что сначала, что потом?»
Май
«День музея». Закрепить представление детей о жизни башкирского народа, его искусстве. Сделать вывод: всю эту красоту создал человек, прививать уважение и интерес к народному искусству, труду народа. Закрепить понятие «экспонат», «экскурсовод». Чтение легенды «Как возникла луна и Уральские горы».
Подготовительная к школе группа
Сентябрь
«Резьба по дереву». Знакомство с декоративно-прикладным искусством Башкортостана, его отраслью – резьбой по дереву. Знакомство со сказкой «Алмаз – батыр». Предложить детям рассмотреть скульптуру из дерева «Мишка с бочонком меда». Художественно-продуктивная деятельность «Мишка».
Май
«Путешествие в музей». Закрепить наглядные образы и представления о животном и растительном мире исторического Башкортостана, полезных ископаемых, природе и ландшафте Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по использованию музейной педагогики в образовательном процессе
Из опыта работы по использованию музейной педагогики в образовательном процессе....
Методическая разработка детского утренника к Женскому дню 8 марта в подготовительной к школе группе в рамках музейной педагогики. Направление: Кукла в народном костюме.
В данной методической разработке представлен сценарий детского утренника к Женскому дню 8 марта и масленица. Утренник проходит в рамках музейной педагогики по направлению "Кукла в народном костюме". Р...
Методическая разработка НОД по правовому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики
На примере разработанного мной плана-конспекта НОД показано использование экспонатов мини-музея в работе с детьми по патриотическому воспитанию...
Методическая разработка по теме : «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры младших дошкольников через работу мини - музея «Водичка-водичка…»
Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, о...
Методическая разработка «Формирование элементарных географических представлений у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики»
Одной из главных задач дошкольного образования в настоящее время является не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способству...
Методическая разработка Музейная педагогика в Учреждении
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.Музейная...
Методическая рекомендации «Музейная педагогика в детском саду как современная инновационная педагогическая технология нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Содержание №Наименование Стр.1Введение 32Цели и задачи углублённой работы по музейной педагогике 53Организация музейной педагогики в ДОУ 64Этапы организации ра...