Методическая разработка по музейной педагогике
методическая разработка (старшая группа) на тему

      Во все времена и у всех народов основной целью воспитания явилась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.

      Для решения этой цели в детском саду №214 используются самые различные средства, в том числе и создание музея краеведения.

      Мы убеждены, что на современном этапе перспективы взаимодействия музея с преддошкольным образованием определяются более эффективными формами музейно-педагогической деятельности. Ориентируясь на современное состояние подрастающего поколения совершенно очевидно, что для творческого взаимодействия, вовлечения детей и взрослых в краеведческую работу, осознание ими значимости историко-культурного наследия народа важен поиск интересных и действенных форм сотрудничества.

      Рассматривая роль и место музея в решении этой проблемы, очевидна необходимость развития его функциональной структуры, повышение социальной роли в воспитательном процессе. На наш взгляд этому и способствовало создание на базе детского сада музея краеведения.

      Экспазиционно-выставочное направление ориентировано на тематику программного курса, является оптимальным вариантом решения изучения регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

        

Методическая разработка

по музейной педагогике

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №214 общеразвивающего вида

Советского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

 

     

       

Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации.

Г. Н. Волков

      Во все времена и у всех народов основной целью воспитания явилась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.

      Для решения этой цели в детском саду №214 используются самые различные средства, в том числе и создание музея краеведения.

      Мы убеждены, что на современном этапе перспективы взаимодействия музея с преддошкольным образованием определяются более эффективными формами музейно-педагогической деятельности. Ориентируясь на современное состояние подрастающего поколения совершенно очевидно, что для творческого взаимодействия, вовлечения детей и взрослых в краеведческую работу, осознание ими значимости историко-культурного наследия народа важен поиск интересных и действенных форм сотрудничества.

      Рассматривая роль и место музея в решении этой проблемы, очевидна необходимость развития его функциональной структуры, повышение социальной роли в воспитательном процессе. На наш взгляд этому и способствовало создание на базе детского сада музея краеведения.

      Экспазиционно-выставочное направление ориентировано на тематику программного курса, является оптимальным вариантом решения изучения регионального компонента.

      По нашему убеждению, музей краеведения имеет большое значение, так как обладает огромной педагогической ценностью и культурным потенциалом, позволяет на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединить педагогов, детей, родителей интересным делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников.

      Целью музея краеведения является формирование нравственно-патриотических чувств, представлений, отношений у дошкольников.

      Музей краеведения осуществляет следующие задачи:

* формирует межличностную коммуникацию на основе материалов музейной среды;

* развивает способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

* формирует этническую идентичность, естественный патриотизм и толерантные установки на общение с другими народами;

* воспитывает гражданско-патриотическое отношение к своей  Родине;

* содействует оптимальному развитию личностных способностей, реализации индивидуальности воспитанника, формированию его творческого отношения к действительности.

Анализ практической и теоретической деятельности отечественных ученых, опыта работы музейных педагогов Гусева В. А., Столярова Б. А., Бойко А. Г.,  Панкратовой Т. Н., Чумаловой Т. В., позволил выявить методы:

* социальных ролей;

* создание игровых ситуаций;

* практическое манипулирование с предметами;

* использование ассоциативных связей;

* самостоятельная поисково-исследовательская деятельность.

Функции музея:

* пополнение фондов музея;

* систематизация музейных ценностей;

* учет и хранение экспонатов;

* демонстрация подлинников и копий.

Принципы функционирования:

* наглядность, обеспечивающая познавательный интерес, эмоциональное восприятие и образовательные задачи;

* интерактивность и полифункциональность музейного пространства;

* психологическая комфортность и безопасность деятельности;

* обеспечение необходимыми условиями материально-художественной деятельности детей.

Содержание учебного плана

1. Развивать у детей устойчивый и углубленный интерес к истории башкирского народа; к основам национальной культуры, народного творчества, обычаям, традициям, обрядам.

2. Формировать интерес к личности творца художественных ценностей, предметов башкирского быта.

3. Воспитывать осознание целостности всех сфер человеческой культуры.

4. Нацеливать познавательную деятельность детей на постижение и освоение своеобразия башкирской национальной культуры в контексте с русской культурой.

5. Развивать потребность в активном, творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями.

Формы работы музея краеведения

1. Экскурсии – путешествия.

2. Музейные занятия.

3. Тематические вечера.

Структура музейных занятий:

I. Вступительная беседа.

Цель: собрать внимание, вызвать интерес, оживить детей.

Приемы:

а) сюрпризный момент;

б) использование башкирских национальных мелодий;

в) использование художественного слова (стихи, загадки);

г) вопросы к детям.

II. Рассказ-беседа по теме занятия.

Цель: познакомить с жизнью, традициями, обычаями, искусством.

Приемы:

а) рассказ воспитателя;

б) чтение литературы;

в) рассматривание  иллюстраций, сюжетных картинок, изделий и т.п.

Ш. Заключительная

а) чтение или игра;

б) угощение детей.

Рекомендации к подготовке и проведению музейной экскурсии:

1. Определение темы, цели и содержания экскурсии.

2. Составление плана экскурсии.

3. Целенаправленный показ экспозиций (собственно экскурсия).

 

Структура экскурсии:

I. Вводная часть (воспитатель знакомит детей с темой и задачами экскурсии, подводит воспитанников к пониманию основного содержания, дает установку на восприятие как рассказа, так и на осмотр экспонатов).

II. Основная часть (включает рассказ воспитателя; зрительное восприятие музейных предметов и приемы активизации детей, при этом, воспитатель использует вопросы, игровые приемы, поисковые и творческие задания).

III. Заключительная часть (подводится итог экскурсии).

Планирование тематики занятий и экскурсий по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью башкирскою народа

Младшая группа

Декабрь

«Путешествие в прошлое посуды». Знакомство с деревянной посудой: чаша (предназначалась для напитков), ложки, ваза (в них подавали к чаю мед, сладости). Дидактическая игра «Узнай и назови посуду» (закрепление названия утвари – посуды). Художественно-продуктивная деятельность «Укрась посуду».

Апрель

«Секреты бабушкиного сундука». Знакомство с башкирским полотенцем (рассказ воспитателя, рассматривание орнамента на полотенце). Художественно-продуктивная деятельность «Украсим полотенце».

Средняя группа

Сентябрь

«Жилище башкирского народа». Знакомство с жилищем башкир в прошлом. Рассказ воспитателя о внешнем виде, внутреннем убранстве башкирского дома. Дидактическая игра «Собери коллекцию для музея». Художественно-продуктивная деятельность «Украсим юрту».

Ноябрь

«Предметы утвари башкирского народа». Рассматривание чана, кадки. Рассказать детям, что все предметы утвари имеют свое назначение: в кадках замешивали тесто, сбивали масло, взбалтывали кумыс. Дидактическая игра «Для чего нужен предмет?» (закрепить знание назначения предметов утвари). Предложить детям вспомнить, какие современные предметы утвари есть у них в семье (миксер, тостер и т.д.). Дидактическая игра «Из каких сказок эти вещи?»

Февраль

«Башкирский национальный костюм». Рассматривание женского башкирского костюма. Обратить внимание на то, чем украшали одежду: серебряными монетами, мехом, разноцветными лентами. Игра «Оденем куклу Гульнару» (закрепление знаний об одежде: платье, шаровары, камзол, тюбетейка).

Май

«День музея» (18 мая). Вспомнить какие экспонаты хранятся в музее. Уточнить их назначение в прошлом. Уточнить представления детей о том, для чего нужен музей, что новое дети узнают в музее (учить детей высказывать свои впечатления, просматривая музейные материалы). Познакомить с понятиями «экскурсия», «экскурсовод», «экспонаты».

Старшая группа

Сентябрь

«Жилище башкир». Знакомство с традиционной жизнью башкир: местом проживания, жилищем, бытом. Дидактическая игра «У кого кто?»

Предложить сравнить жилье башкир в прошлом с современными домами. Совместное изготовление макета – «Аласык» (плетеного шалаша).

Октябрь

«Профессия – пчеловод». Рассказывание сказки «Медведь и пчелы». Рассказ воспитателя о труде пчеловода. Загадывание загадки про пчелу или мед. Знакомство с натуральным продуктом – медом, рассказ о его целебных свойствах. Словесная игра по ТРИЗу «Что сначала, что потом?»

   

Май

«День музея». Закрепить представление детей о жизни башкирского народа, его искусстве. Сделать вывод: всю эту красоту создал человек, прививать уважение и интерес к народному искусству, труду народа. Закрепить понятие «экспонат», «экскурсовод». Чтение легенды «Как возникла луна и Уральские горы».

Подготовительная к школе группа

Сентябрь

«Резьба по дереву». Знакомство с декоративно-прикладным искусством Башкортостана, его отраслью – резьбой по дереву. Знакомство со сказкой «Алмаз – батыр». Предложить детям рассмотреть скульптуру из дерева «Мишка с бочонком меда». Художественно-продуктивная деятельность «Мишка».

   

Май

«Путешествие в музей». Закрепить наглядные образы и представления о животном и растительном мире исторического Башкортостана, полезных ископаемых, природе и ландшафте Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию музейной педагогики в образовательном процессе

Из опыта работы по использованию музейной педагогики в образовательном процессе....

Методическая разработка детского утренника к Женскому дню 8 марта в подготовительной к школе группе в рамках музейной педагогики. Направление: Кукла в народном костюме.

В данной методической разработке представлен сценарий детского утренника к Женскому дню 8 марта и масленица. Утренник проходит в рамках музейной педагогики по направлению "Кукла в народном костюме". Р...

Методическая разработка НОД по правовому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики

На примере разработанного мной плана-конспекта НОД показано использование экспонатов мини-музея в работе с детьми по патриотическому воспитанию...

Методическая разработка по теме : «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры младших дошкольников через работу мини - музея «Водичка-водичка…»

Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, о...

Методическая разработка «Формирование элементарных географических представлений у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики»

      Одной из главных задач дошкольного образования в настоящее время является не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способству...

Методическая разработка Музейная педагогика в Учреждении

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.Музейная...

Методическая рекомендации «Музейная педагогика в детском саду как современная инновационная педагогическая технология нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Содержание №Наименование Стр.1Введение 32Цели и задачи углублённой работы по музейной педагогике 53Организация музейной педагогики в ДОУ 64Этапы организации ра...