Тренинг для участников конкурса педагогических достижений в номинации «Воспитатель года».
методическая разработка на тему
Данный тренинг может быть использован в работе по подготовке педагогов разной специализации в различных профессиональных конкурсах.
Цель тренинга: обучить приемам и способам снятия внутреннего напряжения приемлемыми для каждого участника способами.
Задачи: Развивать уверенность педагога и навыки сотрудничества, актуализировать знания о приемах саморегуляции, а также снизить степень тревожности и напряжения у участников конкурса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_uchastnikov_professionalnykh_pedagogicheskikh_konkursov.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для участников конкурса педагогических достижений
в номинации «Воспитатель - 2013 года».
Провела педагог-психолог
ГБДОУ д/с №14 комбинированного вида
Петродворцового района СПб
Гудзик Татьяна Владимировна
Цель тренинга: обучить приемам и способам снятия внутреннего напряжения приемлемыми для каждого участника способами.
Задачи:
- Развивать уверенность
- Развивать навыки сотрудничества
- Актуализация знаний о приемах саморегуляции
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент
Сегодня я хочу вашему вниманию предложить тренинг, который позволит не только закрепить навыки саморегуляции, которыми каждый из вас обладает, но и высказать, поговорить о беспокоящих мыслях, связанных с конкурсом, снять или снизить состояние тревожности, а также создать ситуацию сотрудничества между участниками в первую очередь и с вашими методистами (помощниками). Поэтому хочу начать наш тренинг словами Генри Форда:
«Собраться вместе – это начало.
Оставаться вместе - это прогресс.
Работать вместе - это успех».
- Упражнение: «Игра-приветствие».
Необходимо за 10 секунд поздороваться со всеми участниками тренинга. Начали! Кто не успел, у Вас есть возможность подойти к тем, кого вы пропустили.
Обсуждение: Какое настроение? Какие ощущения?
- Упражнение: «Имя-блюдо-город».
А для того чтобы нам с вами познакомиться, необходимо представиться, но делать мы это будем следующим способом:
Каждый участник по очереди называет свое имя так как Вам удобно, чтобы к Вам обращались, и на первую букву своего имени называет блюдо (любимое, или любое другое) и город. Следующий участник называет все три слова всех предыдущих участников, а потом свои.
- Упражнение «Ассоциации»
Ведущий: Постарайтесь найти слова-ассоциации, связанные со словом «УСПЕХ» и «УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ». Анализ.
- Игра «ССВУ (сильные, слабые, возможности, угрозы)»
Цель: анализ положительных сторон участия в конкурсе.
Инструкция: Каждое мероприятие для каждого участника может характеризоваться с четырех сторон. Сильная сторона — то, что помогает участнику достичь успеха в мероприятии. Слабая сторона — то, что может помешать. Возможности — то, что можно получить хорошего, полезного в ходе и по результатам мероприятия. Угрозы — какие неприятные для нас последствия могут быть.
Разбейтесь на 3-4 подгруппы или пары. Возьмите лист с одной «стороной» (сильная, слабая, угрозы, возможности) и раскройте свою сторону относительно участия в конкурсе.
Обсуждение результатов в последовательности: сильная, слабая, угрозы, возможности.
- Упражнение «Мыльные пузыри».
Цель: формирование навыка замены негативных мыслей на позитивные; повышение самоуважения.
Инструкция: Возьмите карандаш и бумагу. Проанализируйте свои мысли о том, что вас беспокоит. Сравните, как слова соотносятся с вашими чувствами. Если вы скажете: «Я себя плохо чувствую», — вы действительно себя почувствуете плохо. Скажите себе: «Я вздремну и буду чувствовать себя лучше».
На чистом листе бумаги нарисуйте голову, из которой вылетают мыльные пузыри ваших мыслей вправо и влево. На пузырях слева напишите ваши негативные мысли, а на пузырях справа — позитивные.
Это будет выглядеть так:
Слева | Справа |
Я не могу это сделать | Я это сделаю |
Я не буду, это слишком сложно | Я попробую это сделать |
Я никогда не сделаю этого хорошо, зачем пытаться | Я все понимаю, поэтому сделаю это хорошо |
Я не могу это сделать, когда... | Я ... чтобы сосредоточиться, когда… |
- Упражнение «Шаги к успеху».
Цель: овладение методом устранения напряжения, вызванного подготовкой к открытому мероприятию; отработка навыка решения проблемы.
Инструкция:
1. На левой стороне листа нарисуйте лестницу. На каждой ступеньке напишите действие, которое приведет вас к успеху (на вершину лестницы). Например, ваша цель — подготовка к открытому занятию, тогда пять шагов будут какими?
Пример:
• выбор темы,
• составление необходимых этапов занятия,
• составление плана занятия,
• написание работы по плану,
• редактирование окончательного варианта.
2. Закройте глаза и представьте себе каждый шаг. Вы увидите слова и образы, которые им соответствуют, например: «пишу за столом». Не открывайте глаза, пока отчетливо не увидите каждый шаг.
3. Составьте список всего, что вам мешает. Например, вас отвлекают мысли о телевизионной программе или о чьих-то неприятных словах; страх и волнение. Глубоко вдохните и «выдохните» отвлекающие мысли.
Теоретический блок.
Рекомендации «Составляющие успеха».
- «Образ-Я»: речь, манера поведения (естественность, артистичность, свобода выражения), внешний вид, голос, походка.
Внешний вид (скромность, строгость но в меру респектабельность). Вы должны продемонстрировать уверенность, спокойствие, знающего человека. Говорить открыто, использовать открытые позы и жесты. В каждом слове и жесте должна сквозить успешность и профессионализм.
Проба: представьте ситуацию: Вам нужно попросить кого-нибудь убрать коробку, при помощи ладони, без слов. Как Вы это сделаете?
Значение жестов
«ладонь вверх» | Открытость, честность, доверие, при общении с начальством подчинение |
«ладонь вниз» | Недоверие, доминирование, приобретение власти |
«пальцы собраны в кулак, указательный выставлен» | Принуждение, агрессивное подчинение |
«потирание ладоней» | Позитивное ожидание (наиболее эффективно в работе с детьми) |
«переплетение пальцев»
| Демонстрирует неуверенность, скрытность, негативное отношение |
«пирамида вверх» | Ведете разговор, инициатор |
«пирамида вниз» | Предпочитаете роль слушателя |
«сжатие кистей и запястьев»
| |
Уверенность, превосходство, бесстрашие. Можно использовать в стрессовой ситуации предает уверенность. | |
Самоконтроль, чтобы не совершить каких-либо неправильных действий, сдерживание себя | |
Выраженный самоконтроль, «держи себя в руках» | |
Барьеры рук | |
«скрещенные руки на груди» | Защита от нападения, спрятаться от негативных неприятных ситуаций |
«скрещенные руки на груди» + сжатые кулаки | Враждебное отношение, атака |
«обхватывание рук» | Жесткая позиция |
«обхватывание рук» +большой палец наверх | превосходство |
«обхватывание одной рукой» | Частичный барьер, помогает сохранить спокойствие |
«замаскированный жест перекрещенных рук»
| Часто используют выступающие показывают неуверенность, неврозность |
Барьеры ног | |
«перекрещенные ноги» «перекрещенные ноги сидя» «переплетенные лодыжки» | Защита, негативное отношение, скрытие эмоций. |
- Упражнение «С кем Я?»
- Коммуникативная компетентность (умение слушать, слышать, устанавливать контакт, умение общаться с аудиторией, использование вербальных и невербальных средств)
Теоретический блок.
Техники установления контакта
1. приветствие (улыбка, обращение, легкий поклон)
2. установление контакта глаз
3. Соблюдение дистанции
Нахождение при выступлении:
«СТОЯ» если находитесь далеко от комиссии, создает атмосферу уважения к слушателю, включенность во взаимодействие. Можно использовать медленное передвижение, за счет этого таким образом активизировать внимание слушателя, смотреть в глаза, улыбаться.
«СИДЯ» если вдруг члены комиссии предложили вам сесть или вы планируете свое выступление, таким образом, помните об эффективном расположении. (СХЕМА). И соблюдать границы межличностного пространства.
0-0,5 м – интимное расстояние, на котором общаются люди находящиеся в близких отношениях
0,5 – 1,2 м – расстояние для разговора друзей
1,2 – 3,7 – зона деловых отношений
3,7 и более публичное расстояние.
4. комплимент (аккуратно)
5.техники ведения беседы (знакомство с техниками ведения беседы)
- Неординарность, творческий подход
- Уровень профессионализма
- Логичность и содержательность в построении выступления
Существует несколько ролей выступающего
- Выступление «праздник» - роль оптимистичного человека, наиболее эффективна для детей
- Выступление пронизано любовью к детям - она выражает необходимость поддержки и помощи – подходит для выступлений перед родителями и педагогами
- «Нейтральный информатор» - демонстрация знаний
- Выступление пронизано проблемностью, сложностью ситуации, озабоченностью – эффективна для учителей, родителей
- «жизненный философ» - размышление о проблеме - наиболее эффективно для родителей
Структура выступления:
элементы | назначение | целевые действия | приемы и средства | |
вступление | зачин | подготовит аудиторию к восприятию | завладеть внимание, возбудить интерес, заставить слушать, вызвать доверие | что-нибудь удивительное, случай, факт, история, приятная неожиданность, обращение. первые фразы имеют внушающее доверие, воздействие на слушателей. Важно, чтобы первые слова были не шаблонны, а были личными, присущее только вашей индивидуальности. |
завязка мыслей | постановка проблемы | показать актуальность, выявить противоречия, объяснить тезис, заинтриговать новым | сопереживание, парадоксальные ситуации, контрастное положение вещей | |
изложение | довести план | обеспечить понимание цели, наметить перспективы, озадачить слушателей | обращение к интересам, краткое описание ссылки на социальные проблемы, задачи, документы | |
основная часть | 1 вопрос | представить предмет | раскрыть основное, показать структуру, элементы и связи | определения, деление понятий, трактовка, опорная схема, образ, картины |
2 вопрос | довести сущность до понимания | выдвинуть тезис и обосновать, дать оценку, опровергнуть антитезис | доказательство, взгляды, мнения, свойства, аргументы, факты, приемы критического анализа, способы убеждения | |
3 вопрос | дать установку на деятельность | связать теорию с жизнью, практикой, предложить решения | данные эксперимента, показательные примеры, официальные установки. | |
заключение | напоминание | закрепить мысль | напомнить основной тезис, дать понять, что мысль доказана | возвращение к проблеме, самый сильный аргумент, факт, афоризм, фраза, мудрое изречение |
обобщение | убедиться что цель достигнута | подвести к заключению, добиться одобрения и принятию мысли | подытоживающее утверждение, эмоциональные средства, яркий пример, цитата | |
пожелание | направить в деятельность | поставить задачи, мобилизовать, сориетировать, призвать | обращение, перспектива, лозунг. |
Ошибки:
- Частое использование сложной педагогической и психологической терминологии
Уметь пересказать (рассказать) научные вещи простым, облегченном, доступным языком. Выделите 1-2 идеи, которые вы хотите донести , напишите план выступления простым доступным языком, а потом наполняйте конкретным содержанием.
- Демонстрация «манеры ученого»
- Демонстрация «высокомерия»
- Демонстрация «менторской позиции»(поучающего, руководителя, наставника)
- Чтение с листа, вызывает ощущение скованности, закрепощенности своими записями, отсутствует контакт с аудиторией. Лучше иметь план, карточки, выделение основного маркером.
Как преодолеть волнение и страх публичного выступления?
Нужно понять от чего возникает излишнее волнение и страх. Попробуйте определить основную причину своего волнения?
- Упражнение «Как понять самого себя».
Инструкция:
Закройте глаза и представьте как можно отчетливее одну из ситуаций. Перед внутренним взором всплывут детали той или иной ситуации, обстановка класса, лица слушателей, детей комиссии.
Итак, давайте попробуем, сядьте удобно, расслабьтесь, глубокий вдох-выдох (2раза) представьте, что вы направляетесь к месту выступления, по мере того как вы идете что вы начинаете ощущать? Двигайтесь в своих внутренних образах медленно, не упускайте при этом ни одного из своих ощущений. Постарайтесь как можно полнее и реальнее почувствовать свои ощущения, изменения и состояние.
Какие образы возникают? С кем из присутствующих связано ваше волнение?
Конечно, причинами возникновения волнения и страха могут быть:
- Недостаток опыта
- Индивидуальные особенности, застенчивость, робость, тревожность, неуверенность в себе
- Неверие в то, что это будет интересно
- Наличие в опыте провала
- Чрезмерное погружение в свои переживания
Волнение может быть связано с ситуацией взаимодействия с детьми
со слушателями – они смотрят на меня, будут меня критиковать, задавать сложные вопросы
с самим собой – боюсь, что скажу что-то не так, забуду, боюсь критики.
Рекомендации:
Если Ваше волнение связано со слушателями ( комиссией) то:
- Выберите доброжелательного слушателя и говорите как бы для него
- Как только почувствовали, что контакт установлен, переведите взгляд на соседа и постарайтесь установить контакт с ним
- Старайтесь смотреть открыто, дружелюбно, улыбайтесь
Если волнение связано с самим собой, то:
- Разогрейтесь перед мероприятием: поговорите с кем-то на отвлеченную тему, походите медленным шагом
- Постарайтесь побольше выступать перед кем-либо
- Найти состояние «оптимум» при котором вы достигаете успеха, кто-то «радость полета», кто-то сосредоточенность, кто-то небольшую тревожность, волнение.
Советы:
- Устройте себе генеральную репетицию без свидетелей, отработайте все до мелочей (походку, голос)
- За несколько часов до начала мысленно закройте глаза и проиграйте свое выступление и занятие, при этом постарайтесь почувствовать радость от того что мероприятие пройдет успешно
- Вечером перед сном дайте установку, что все продет успешно, главное вы должны почувствовать, что все пройдет успешно
- Старайтесь не изменять содержание накануне выступления
- Запишите на аудио или видео
- Сохраняйте самообладание в любой ситуации, оставайтесь самим собой, прощайте самому себе оплошность (КАЗУСЫ НЕИЗБЕЖНЫ)
Вывод: если вы будете работать над своим внутренним состоянием, то волнение и страх будут избавляться.
- Упражнение «Радуга».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Инструкция:
Закройте глаза перед Вами спектр цветов (радуга цвета), рассмотрите эти цвета внимательно и выберите тот цвет которой ассоциируется у вас словом конкурс? Запишите или запомните его.
1. Закройте глаза. Представьте, что перед вами находится экран. На экране вы видите радугу — цвета, которые вам нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Вы видите то, что описываю я, или то, что захотите сами.
2. Первый цвет — голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает вас, как купание в озере. Что вы видите, когда думаете о голубом?
3. Следующий цвет — красный. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда холодно. Иногда слишком много красного нас злит. Иногда он напоминает нам о любви. Что вы думаете, когда смотрите на красный цвет?
4. Желтый цвет приносит нам радость. Он согревает, как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Что вы думаете, когда смотрите на желтый цвет?
5. Зеленый — цвет природы. Если мы больны или нам не по себе, зеленый помогает нам чувствовать себя лучше. Что вы думаете, когда смотрите на него?
Замечаете ли вы, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие? Попробуйте также увидеть другие цвета.
Анализ
• Каковы были ваши ощущения во время выполнения этого упражнения?
• Какой цвет наиболее эффективно повлиял на ваше самочувствие и настроение?
- Упражнение «Способы снятия нервно-психического напряжения»
Цель: обмен позитивным опытом регуляции нервно-психического состояния.
Инструкция: Мы все разные, и способы снятия напряжения у нас у всех разные. Вспомните и расскажите коллегам о своем способе выхода из стресса.
Анализ
• Чей способ вам показался наиболее необычным и интересным?
• Какой из способов вы хотели бы взять на вооружение?
- Упражнение «Ода о себе».
Инструкция: Возьмите лист бумаги. Успокойтесь, расслабьтесь, при необходимости посмотрите на себя в зеркало. Напишите себе хвалебную оду. Хвалите себя! Желайте себе добра, здоровья, успехов в делах, работе.
Любви и всего остального. Форма изложения – небольшие предложения из 5-10 слов в прозе или в стихах. Напишите себе несколько од. Выберите из них ту, которая нравиться больше всего. Красиво перепишите, если можно – поместите в рамочку и повесьте (поставьте) на видном месте. Каждое утро прочитывайте эту оду вслух или мысленно. Почувствуйте, как при чтении оды у вас повышается настроение, жизненный тонус, как вы наполняетесь жизненными силами, и окружающий мир становится светлым и радостным.
Материалы: листы бумаги и карандаши по количеству участников.
- Упражнение «Снежки».
Цель: знакомство с методами снятия напряжения, активизация.
Инструкция: Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите бумагу, скомкайте ее как можно плотнее. У вас есть возможность «закидать снежками» команду соперников. Не переходите разделительную черту. Начинаем и заканчиваем по сигналу. Выигрывают те, на чьей половине окажется по завершении меньше «снежков».
(После завершающего сигнала участники, как правило, не останавливаются и продолжают «перекидывать снежки».)
Запомните, с каким воодушевлением вы сражались до последнего. Пусть этот боевой задор сопровождает вас все время участия в конкурсе.
Анализ
• Какие ваши ощущения до и после упражнения?
• Можно ли таким образом расстаться с напряжением?
- упражнение «Скажи приятное».
Каждому участнику предлагается выразить либо группе или отдельному участнику поддержку, симпатию, сочувствие.
- Упражнение «Итоги дня».
Цель: получение обратной связи от участников группы.
• Что принес вам сегодняшний день?
• Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?
• Какие открытия вы сделали для себя?
• Что возьмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем?
- Заполнение анкеты обратной связи.
• Нужен ли этот тренинг?
• Как вы считаете, на каком этапе конкурса его лучше проводить?
• Оцените, насколько интересным для вас был тренинг (1-2-3-4-5).
• Оцените, насколько полезным для вас был тренинг (1-2-3-4-5).
• Продолжите фразу: «Было бы лучше, если бы в ходе тренинга…»
Закончить наше занятие следующими словами: Нет ничего более бессмысленного и безнадежного чем пытаться точно следовать советам. Всякий совет, рекомендация – это лишь ткань, из которой каждый может сшить что-то нужное для себя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к муниципальному конкурсу "Ступеньки педагогического мастерства" в номинации "Воспитатель года" 2014г.
Презентация к муниципальному конкурсу "Ступеньки педагогического мастерства" в номинации "Воспитатель года" 2014г. (сокращенная версия)...
Грамота участника конкурса педагогических достижений
В номинации "Воспитатель года" (2009-2010 учебный год)...
Эссе на тему « Моя педагогическая философия» участника областного конкурса « Учитель года – 2016» в номинации «Воспитатель года», Басовой С.А., МБДОУ №9 г. Шахты
Эссе на тему « Моя педагогическая философия»участника областного конкурса « Учитель года – 2016» в номинации «Воспитатель года»,Басовой С.А., МБДОУ №9 г. Шахты...
Саитова Галина Викторовна воспитатель участник муниципального этапа конкурса «Учитель года – 2018» в номинации «Воспитатель года – 2018»
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС«УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2018»Номинация «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА- 2018»ВоспитательМДОУ «Ельниковский детский сад №1»Ельниковского муниципального районаРе...
Участник конкурса «Педагогические инициативы – 2017» Номинация «Развивающая образовательная среда в детском саду. Перезагрузка – 2017»
https://morozova77n-v.wixsite.com/2017...
конкурсные задания заочного этапа муниципального конкурса педагогического мастерства в номинации "Воспитатель года"
конкурсные задания очного этапа муниципального конкурса педагогического мастерства в номинации "Воспитатель года": эссе, педагогическая находка, информационная карта участника...
ИНТЕРНЕТ-ПОРТФОЛИО УЧАСТНИКА РЕСПУБЛИКАНСКОГО КОНКУРСА " ПЕДАГОГ ГОДА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2024 ГОДУ В НОМИНАЦИИ " ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА" Коломейцевой Ирины Николаевны
Интернет-портфолио воспитателя - это индивидуальная папка, в которой накапливаются материалы, свидетельствующие о профессиональных достижениях педагога в образовательной деятельности, результаты...
- Мне нравится (1)