"Инновационные подходы в организации педагогического процесса через игру".
статья по теме
«Инновационные подходы в организации педагогического процесса через игру.
«В игре выявляется характер ребенка, его взгляды
на жизнь, его идеалы.
Сами того, не осознавая,
дети в процессе игры приближаются к решению
сложных жизненных проблем».
Ю. Нагибин
Константин Дмитриевич Ушинский утверждает, что, игра - своеобразный род деятельности, притом свободной и обязательно сознательной, под которой он понимал стремление жить, чувствовать, действовать. «Не надо забывать, - пишет К.Д. Ушинский, что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, есть тоже деятельность ребенка».
Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modernizatsia_sistemy_doshkolnogo_obrazovania_v_1.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инновационные подходы в организации педагогического процесса через игру.
«В игре выявляется характер ребенка, его взгляды
на жизнь, его идеалы.
Сами того, не осознавая,
дети в процессе игры приближаются к решению
сложных жизненных проблем».
Ю. Нагибин
Константин Дмитриевич Ушинский утверждает, что, игра - своеобразный род деятельности, притом свободной и обязательно сознательной, под которой он понимал стремление жить, чувствовать, действовать. «Не надо забывать, - пишет К.Д. Ушинский, что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, есть тоже деятельность ребенка».
Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На первый взгляд она «бесцельна»: дети прыгают, бегают. На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это - осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.
А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана самой природой, чтобы ребёнок подготовился к взрослой жизни. Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна, прежде всего, цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.
Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается, разваливается.
Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.
В настоящее время все дошкольные образовательные учреждения функционируют в рамках переходного периода для введения федеральных государственных стандартов.
В отечественной психолого-педагогической литературе игра в дошкольном детстве рассматривается как ведущий вид деятельности, как форма развития личности, однако в настоящее время целесообразно говорить об игре как основной форме работы с дошкольниками, потому что обучение детей в условиях ФГОСТ строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, вносит разнообразные сюжеты и темы жизни и деятельности ребенка, сохраняя при этом свою самоценность.
Игры, по данным Фрейда, очищают и оздоравливают психику, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических заболеваний.
Такие исследователи, как Шалер, Патрик, Штейнталь считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, а следовательно отдыхом. Игра позволяет привлечь в работу ранее бездействовавшие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие.
По мнению Александры Платоновны Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять.
Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных качеств ребенка являются первоочередными. Воспитателю следует учитывать специфику каждого вида игр.
игра, особенно в старшем дошкольном возрасте, должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства;
Игра выполняет определенные функции в педагогическом процессе: организующую, воспитательную, образовательную, но чтобы она выполняла организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи можно в ней решать. Целесообразно планировать задачи, относящиеся ко всей группе (учить детей объединяться в знакомой подвижной игре), и задачи, которые касаются отдельных детей (вовлечь застенчивого Сережу в подвижную игру).
Существуют различные виды детских игр (дидактическая, сюжетно-ролевая, театрализованная, игры – эксперименты). Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приёмы руководства в каждом конкретном случае.
Однако, направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, всегда следует помнить, что она – своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника. В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам выбирает сюжеты игры, игрушки и предметы, партнеров.
В игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Именно игровая деятельность позволяет детям самостоятельно использовать те или иные формы общения.
Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.
Рассмотрим игру как форму организации педагогического процесса детей содержащую два начала: познавательное и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Однако методы руководства игрой в разных возрастных группах различны.
В младшем дошкольном возрасте детей нужно «учить» играть, иначе игра не будет развиваться должным образом. Воспитатель создает игровую обстановку, воображаемую ситуацию, непосредственно общаясь с детьми, использует в первую очередь методы прямого влияния. Одновременно имеет место и опосредованное воздействие, но пока не через детский коллектив, а через игрушки, несложную инсценировку. Уже в младшем дошкольном возрасте детям прививают привычку поддерживать порядок в «игрушечном хозяйстве», соблюдать правило «Поиграл – убери за собой», привлекают к труду по уборке в кукольном уголке, мытью игрушек посредством игровой деятельности.
В старшем дошкольном возрасте продолжают использоваться методы прямого руководства: в форме предложения темы игры, рекомендаций о ее развитии, приобщения тех или иных детей к выбору игровых материалов. Специфика руководства игрой состоит в том, что методы ее организации должны быть тесно связаны с игровой задачей и воображаемой ситуацией, а воспитатель должен занимать позицию доброжелательного соучастника. У старших детей формируют привычку ответственно, бережно относится к игрушкам, игровому материалу. По собственной инициативе мальчики ремонтируют игрушки, а девочки стирают кукольную одежду.
Так, постепенно осуществляется возможность использования педагогом метода опосредованного воздействия на игру и взаимоотношения детей через формирующийся коллектив.
Детская игра имеет потенциальные возможности. Воспитательно-образовательные задачи игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать её с трудовой, продуктивной и конструктивной деятельностями и другими.
Можно сделать вывод, что педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы к организации воспитательного и образовательного процесса.
Проводимые реформы образования в настоящее время, направленные на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования к организации работы детских садов. Применение инновационн...
Современные подходы к организации педагогического процесса, способствующие качественному образованию.
Инновации в управленческой деятельности.Инновация в содержании образования....
Современные подходы к организации педагогического процесса, способствующие качественному образованию.
Инновации в управленческой деятельности.Инновация в содержании образования....
Инновационный подход к организации образовательного процесса по формированию первичных представлений о малой Родине и Отечеству.
Выступление на XI муниципальных педагогических чтениях-конкурса "Образовательная деятельность по ГОС и ФГОС: как оптимально сочетать накопленный опыт и иновационные подходы без потери качества об...
Инновационные подходы к организации воспитательных и образовательных процессов
В данной презентации рассматриваются инновационные подходы к воспитательной деятельности в среднем общеобразовательном учреждении. Главной целью реализации инновационных подходов является, формировани...
Удостоверение о повышении квалификации по программе "Дошкольная педагогика. Инновационные подходы к организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС ДОО"
Выдан 13.06.2021 года Центром педагогических инициатив и развития образования "Новый Век", г. Тюмень, 108 часов....
Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр, формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля).
Технология организации сюжетно-ролевой игры. Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов....