Рабочая программа по образовательной области "Труд"
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему
Рабочая программа содержит перспективный план работы с детьми по образовательной области "Труд" в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности расчитаный на весь учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная область "Труд" | 71.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ №74"ФИЛИППОК"
УТВЕРЖДЕНО: СОГЛАСОВАНО:
на заседании педагогического совета Заведующий МБДОУ
"___"_________2012г. Пр.№___ Сизен З.Р.
"___"___________2012г.
Рабочая программа
(приложение к основной общеобразовательной
программе дошкольного образования, реализуемой в МБДОУ)
образовательной области "Труд"
Возрастная группа: группа младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет "Стрекозки"
Ф.И.О. педагогов: Андрейчикова К.И.
Должность: воспитатель
Учебный год: 2012 - 2013
Рассмотрено
На заседании МО
"___"_________2012г.
Протокол №________
г. Сургут,
2012 г.
Пояснительная записка
Актуальность ознакомления детей с образовательной областью "Труд" обусловлена его влиянием на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по социально-личностному направлению.
Данная рабочая программа составлена на основании основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденной на заседании педагогического совета МБДОУ детского сада №74 "Филиппок".
Воспитательно-образовательный процесс в ходе реализации общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" разделен на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов реализуется: в ситуативных беседах; в развитии трудовых навыков через поручения и задания, в дежурствах, навыках самообслуживания; помощи взрослым и др.
Самостоятельная деятельность детей строиться в основном на видах деятельности, предполагающих общение со сверстниками.
Взаимодействие с семьями детей реализуется за счет: знакомства с семьей, информирование родителей о ходе образовательного процесса, образования родителей, совместной деятельности.
На протяжении дошкольного возраста содержание образовательной области "Труд" направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Задачи психолого-педагогической работы:
- Развитие трудовой деятельности:
- Самообслуживание
Развитие умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.). Воспитание опрятности, умения замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
- Хозяйственно-бытовой труд
Побуждение детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал.
Формирование привычки соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
Во второй половине года формирование умений, необходимых при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т.п.)).
- Труд в природе
Формирование желания участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.
Формирование умения обращать внимание на изменения, произошедшие со знакомыми растениями (зацвела сирень, появились плоды на яблоне и т.д.).
Формирование умения с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.
- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
Формирование положительного отношения к труду взрослых.
Формирование желания принимать участие в посильном труде, умения преодолевать небольшие трудности.
Воспитание уважения к людям знакомых профессий.
Поощрение стремления оказывать помощь взрослым, воспитание бережного отношения к результатам их труда.
Формирование бережного отношения к собственным поделкам и поделкам сверстников. Поощрение рассказов о них.
- Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека
Воспитание интереса к жизни и труду взрослых.
Продолжение знакомства с трудом взрослых.
Рассказы детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширение и обогащение представлений о трудовых действиях, результатах труда.
Национально-региональный компонент образовательной области направлен на ознакомление дошкольников с народными устоями жизни коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Локальный компонент МБДОУ связан с социально-личностным развитием, через освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений, формирование положительного отношения к труду, формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). В образовательную деятельность в ходе режимных моментов по ознакомлению с трудовой деятельностью включаются беседы социально-нравственного содержания, развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания, помощь взрослым и т.д.
Образовательный процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Интеграция образовательной области "Труд" с другими образовательными областями решает следующие задачи этих областей:
- воспитание бережного отношения к своему телу, своему здоровью, здоровью других людей ("Здоровье");
- ознакомление детей с элементарными представлениями о том, как нужно заботиться о своем здоровье ("Безопасность");
- формирование умение согласовывать движения, ориентироваться в пространстве ("Физическая культура");
- содействие детям в объединении для трудовой деятельности в группы по 2 - 3 человека, продолжать формирование элементарных представлений о том, что хорошо и что плохо ("Социализация");
- формирование умения сосредотачивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды, формирование представлений о связи результата деятельности и собственной целенаправленной активности, то есть об авторстве продукта ("Познание");
- содействие общению детей со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т.д.) ("Коммуникация");
- развитие умения читать наизусть потешки, пословицы, поговорки ("Чтение художественной литературы")
- привлечение внимания детей к красоте окружающих предметов, объектов природы, содействие возникновению чувства радости от их созерцания ("Художественное творчество");
- приобщение к музыкальному искусству ("Музыка").
Планирование основывается на комплексно-тематическом принципе, в соответствии с которым реализация содержания образовательной области осуществляется в соответствии с определенной темой.
Дошкольник группы младшего дошкольного возраста с 3 до 4 лет, освоивший образовательную область "Труд" в конце учебного года может быть способным владеть необходимыми умениями и навыками:
1. Федеральный компонент
Уметь самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
Может помочь накрыть стол к обеду.
Уметь кормить рыб и птиц (с помощью воспитателя).
2. Региональный компонент
Дошкольник ознакомлен с народными устоями жизни коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
3. Локальный компонент
Выполняет элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными); проявляет скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным, смелым; быть активным в движениях и действиях.
Диагностика образовательного процесса и интегративных качеств детей проводится два раза в год: октябрь, май.
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Тема, месяц | Формы организации образовательной деятельности | Цели |
"До свидания, лето, здравствуй, детский сад!" с 3 сентября по 7 сентября (1 неделя) | 1. Навыки самообслуживания (Самообслуживание - в группе) | Развитие умения самостоятельно раздеваться в определенной последовательности. Воспитание самостоятельности. |
2. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Поливание песка для игры. Приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать | |
3. Ситуативные разговоры с детьми (Труд в природе - на прогулке) | Побуждение детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: после игры убирать на место выносной материал. Формирование привычки соблюдать порядок и чистоту на участке. | |
4. Обсуждение пользы труда (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Беседа о пользе полива растений. Поощрять самостоятельный полив растений на участке. Формировать желание принимать участие в посильном труде, умения преодолевать небольшие трудности. | |
5. Чтение, рассматривание, обсуждение (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - в группе) | Предложить детям прослушать произведения о значении профессий, рассмотреть иллюстрации о профессии шофера. Расширять и обогащать представления о трудовых действиях шофера и результатах его труда. Воспитывать интерес к жизни и труду взрослых. | |
6. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Самообслуживание - в группе) | Ситуативная беседа о необходимости быть самостоятельным. Формирование положительного отношения к труду. Побуждать к самостоятельным действиям. Воспитывать стремление к выполнению элементарных действий без участия (или с небольшим участием) взрослого. | |
7. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Подметание дорожки, ведущей к участку. Развивать умение правильно пользоваться веничками. Формировать привычку соблюдать порядок и чистоту на участке детского сада. | |
8. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Труд в природе - на прогулке) | Кормление птиц. Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка). Воспитывать желание ухаживать за животными. | |
9. Помощь взрослым (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Стимулировать детей к оказанию помощи воспитателю в уборке выносного материала после игры. Формировать положительное отношение к труду взрослых. | |
10. Называние трудовых действий (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - в группе) | Наблюдение за работой младшего воспитателя. Побуждать детей к называнию трудовых действий (младший воспитатель вытирает пыль, моет посуду, подметает и моет полы и т.д.). Расширять и обогащать представлений о трудовых действиях младшего воспитателя и результатах его труда. | |
11. Навыки самообслуживания (Самообслуживание - в группе) | Развитие умения самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы. Воспитание опрятности. | |
12. Дежурства (Хозяйственно-бытовой труд - в группе) | Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.). Воспитывать желание помогать взрослым. | |
13. Ситуативные разговоры с детьми (Труд в природе - на прогулке) | Труд на огороде, в цветнике (совместно с воспитателем). Учить детей выполнять индивидуальные и коллективные поручения. | |
14. Ситуативная беседа, подчеркивание пользы труда (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Привлекать детей к коллективной деятельности. Показать значимость их труда и труда взрослых, радоваться результатам. Воспитывать у детей стремление участвовать в совместной трудовой деятельности, не избегая неприятной работы. | |
15. Свободный диалог с детьми в наблюдении (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - на прогулке) | Наблюдение за работой шофера, привозящего продукты в столовую, предложить детям поделиться впечатлениями от увиденного. Обсуждение. Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. | |
"Осень" с 10 сентября по 14 сентября (1 неделя) | 1. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Самообслуживание - в группе) | Развивать умение складывать или вешать вещи в определенном порядке. Воспитание умения замечать непорядок в одежде. |
2. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Сбор опавших листьев и другого мусора на участке. Приучать соблюдать порядок на участке детского сада. Воспитывать трудолюбие. | |
3. Дежурства (Труд в природе - в группе) | Развивать умение аккуратно поливать растения из леечки. Воспитывать положительное отношение к собственному труду. | |
4. Обсуждение пользы труда (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Привлекать к совместной деятельности; Воспитывать стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов, желание начатое дело доводить до конца. Показать значимость трудовой деятельности. | |
5. Ситуативная беседа о работе дворника. (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - на прогулке) | Формировать желание и привычку соблюдать чистоту на улице. Воспитывать нетерпимое отношение к небрежности, любовь к чистоте и порядку, уважение к труду взрослых. | |
Мониторинг
с 17 сентября по 28 сентября (2 недели) | 1. Навыки самообслуживания (Самообслуживание - в группе) | Выявить умение заправлять рубашку в шортики или застегивать сандалики в течении дня если они расстегнулись. Воспитание умения устранять непорядок в одежде при небольшой помощи взрослых. |
2. Участие детей в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования) (Хозяйственно-бытовой труд - в группе) | Проверить у детей навык самостоятельного выполнения элементарных поручений. Воспитывать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. | |
3. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Труд в природе - на прогулке) | Выявить уровень развития трудовых навыков через поручения и задания. Воспитывать желание трудиться в природе. | |
4. Ситуативная беседа, подчеркивание пользы труда (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Провести беседу о пользе труда. Выявить уровень ценного отношения к собственному труду, его результатам, труду других людей. | |
5. Свободный диалог с детьми в наблюдении (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - на прогулке) | Провести наблюдение за работой дворника. Выявить уровень первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе. | |
6. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Самообслуживание - в группе) | Выявить уровень умения самостоятельно одеваться и раздеваться. Развивать желание доводить свои намерения до желаемого результата. Повышать уверенность в себе и своих силах. | |
7. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Выявить у детей отношение к инструментам и материалам. Вырабатывать привычку убирать инструмент на место, пользоваться им аккуратно. | |
8. Дежурства (Труд в природе - в группе) | Проверить навыки и умения в работе с комнатными растениями. Выявить желание участвовать в уходе за комнатными растениями. | |
9. Обсуждение пользы труда (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Выявить отношение к выполнению трудовых поручений и стремление радовать взрослых хорошими результатами. | |
10. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - на прогулке) | Выявить умение замечать неполадки своем внешнем виде и внешнем виде товарища на прогулке и вежливо говорить ему об этом, помогать, устранять их. | |
"Осень" с 1 октября по 12 октября (2 недели) | 1. Навыки самообслуживания (Самообслуживание - в группе) | Развитие умения самостоятельно одеваться на прогулку. Воспитание самостоятельности. |
2. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Сгребание сухих листьев в определенное место. Учить правильно пользоваться граблями, наполнять ведра до определенной мерки. Воспитывать положительное отношение к труду. | |
3. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Труд в природе - на прогулке) | Выкапывание бархатцев и пересадка их в ящики для дальнейших наблюдений в уголке природы. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями. | |
4. Свободный диалог с детьми при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - в группе) | Рассматривание иллюстраций о профессиях. Беседа на тему: «Кем работают твои родители». Расширять представления детей о разных профессиях. Воспитывать уважение к чужому труду и его результатам. | |
5. Называние трудовых действий (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - на прогулке) | Провести дид.игру : «Покажи и назови».Учить по предметным картинкам называть трудовые действия и узнавать профессии к которым они относятся. Воспитывать интерес к разным профессиям, желание трудиться в обществе. | |
6. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Самообслуживание - в группе) | Обратить внимание детей на их внешний вид. Воспитание умения замечать непорядок в одежде. Побуждать к опрятности. | |
7. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Учить детей совместно с воспитателем проводить уборку на участке, воспитывать стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов. | |
8. Ситуативные разговоры с детьми (Труд в природе - на прогулке) | "Почему люди должны заботиться о птицах". Формировать желание участвовать в уходе за растениями и животными на участке. Воспитывать любовь к животным. | |
9. Помощь взрослым (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Помощь взрослым в кормлении птиц. Поощрять стремления оказывать помощь взрослым. Воспитывать желание ухаживать за животными. | |
10. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - в группе) | Беседа о труде взрослых; (Кем ты будешь работать, когда вырастешь!) Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться в определенной последовательности. | |
"Мой дом, мой город" с 15 октября по 2 ноября (3 недели) "Мой дом, мой город" с 15 октября по 2 ноября (3 недели) | 1. Навыки самообслуживания (Самообслуживание - в группе) | Продолжать развивать умение самостоятельно снимать вещи и вешать их в определенной последовательности на стульчик. Воспитание опрятности. |
2. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Сбор камней на участке. Продолжать воспитывать желание участвовать в труде. | |
3. Ситуативные разговоры с детьми (Труд в природе - на прогулке) | Сбор природного материала для поделок, семян для зимней подкормки птиц. Воспитывать желание трудиться в природе и для природы. | |
4. Привлечение внимания детей к привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - в группе) | Работа в уголке природы. Формировать у детей практические навыки, умение подбирать материалы и инструменты; оценивать результат своей деятельности. | |
5. Называние трудовых действий (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - на прогулке) | Подмести веранду. Привлечь детей к коллективной деятельности, показать значимость их труда. Воспитывать желание помогать взрослым. | |
6. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Самообслуживание - в группе) | Попросить детей вспомнить как их родители дома переодеваются в домашнюю одежду самостоятельно, а верхнюю складывают в шкаф или вешают на вешалку. Развивать стремление подражать взрослым, равняться на них. | |
7. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Уборка территории. Учить правильно пользоваться веничками. | |
8. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Труд в природе - на прогулке) | Вместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев. Взрыхлить землю граблями, подсыпав ее к корням деревьев, объяснить для чего это делается. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями; Прививать бережное отношение к природе. | |
9. Помощь взрослым (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Подметание дорожки, ведущей к участку. Учить правильно, пользоваться веничками. Воспитывать бережное отношение к результатам труда. | |
10. Называние трудовых действий (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - в группе) | Уборка мусора и опавшей листвы на участке. Помощь дворнику в уборке опавшей листвы. Поощрять самостоятельность, инициативу, умение работать в коллективе. | |
11. Навыки самообслуживания (Самообслуживание - в группе) | Развитие умения самостоятельно одеваться в определенной последовательности. Воспитывать самостоятельность. | |
12. Участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий (Хозяйственно-бытовой труд - в группе) | Воспитывать у детей ответственность, старательность. Формировать товарищеские взаимосвязи и дружеские контакты, стремление к взаимопомощи и взаимообучению. | |
13. Ситуативные разговоры с детьми (Труд в природе - на прогулке) | Беседа о том, почему нельзя рассыпать песок по участку (не будет расти травка). Собрать песок вокруг песочницы. Воспитывать желание трудиться сообща. | |
14. Ситуативная беседа, подчеркивание пользы труда (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Полив цветочных клумб. Поговорить том, что было бы с цветами, если бы люди за ними не ухаживали. Воспитывать трудолюбие, желание ухаживать за растениями. | |
15. Свободный диалог с детьми в наблюдении (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - на прогулке) | Наблюдение за работой водителя-грузчика, привозящего продукты в детский сад. Дать представления о труде взрослых, важности каждой профессии. | |
"Я и моя семья" с 5 ноября по 16 ноября (2 недели) "Я и моя семья" с 5 ноября по 16 ноября (2 недели) "Я и моя семья" с 5 ноября по 16 ноября (2 недели) | 1. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Самообслуживание - в группе) | Обсуждение правил поведения в раздевалке. Приучать соблюдать правила поведения в раздевалке (не шуметь, не бегать, не стучать громко дверцами шкафов, не сорить, помогать товарищам, не мешать другим.) Воспитывать гуманные чувства и взаимоотношения. |
2. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Поручить нескольким детям сколоть подтаявшую корку льда (чтобы никто не поскользнулся) . Формировать желание заботиться друг о друге, выполнять поручения ответственно. | |
3. Дежурства (Труд в природе - в группе) | Работа в уголке природы. Поговорить о том, есть ли дома комнатные цветы, и кто за ними ухаживает. Взрыхлить почву в горшках, полить растения. Формировать у детей практические навыки, умение подбирать материалы и инструменты; оценивать результат своей деятельности. | |
4. Обсуждение пользы труда (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Беседа о пользе труда, как ты помогаешь дома маме. Учить детей замечать результат не только своего труда, но и труда других людей и радоваться достигнутым. | |
5. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - на прогулке) | Заучивание пословиц и поговорок о труде, о семье. Воспитывать положительное отношение к труду, желание помогать взрослым, членам своей семьи. | |
6. Навыки самообслуживания (Самообслуживание - в группе) | Развивать умение выворачивать вещи налицо. Воспитывать бережное отношение к вещам. | |
7. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Собрать игрушки и почистить от песка и снега. Учить детей правильно распределять объем работы: показать, что от усилий каждого зависит результат всей работы. | |
8. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Труд в природе - на прогулке) | Уборка снега с веранды. Формировать навык безопасного поведения во время расчистки снега. Воспитывать трудолюбие. | |
9. Свободный диалог с детьми при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - в группе) | Рассматривать иллюстрации и читать произведения о профессии повара. Предложить рассказать какое любимое блюдо мама готовит дома.Привести примеры того, как важно ценить и уважать труд людей. | |
10. Называние трудовых действий (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - на прогулке) | Провести беседу о работе врача с показом иллюстраций, побуждать детей к обсуждению темы. Учить правильно называть действии врача (делает укол, слушает, проверяет горло, забинтовывает и т.д.) Воспитывать интерес к разным профессиям. | |
"Новогодний праздник" с 19 ноября по 31 декабря (6 недель) "Новогодний праздник" с 19 ноября по 31 декабря (6 недель) "Новогодний праздник" с 19 ноября по 31 декабря (6 недель) "Новогодний праздник" с 19 ноября по 31 декабря (6 недель) | 1. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Самообслуживание - в группе) | "Какое наше поведение приводит к беспорядку". Побуждать детей вести себя спокойно, проявлять вежливость. Развивать наблюдательность. |
2. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Расчистка дорожки от снега. Побуждать детей к труду по поддержанию порядка на участке с помощью воспитателя. | |
3. Ситуативные разговоры с детьми (Труд в природе - на прогулке) | Почистить кормушку для птиц от снега. Воспитывать желание ухаживать за птицами, любовь к природе. | |
4. Помощь взрослым (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Посыпать дорожки песком. Побуждать детей к помощи взрослым при проведении сезонных работ на участке. Учить радоваться результатам своего труда. | |
5. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - в группе) | Дежурство по столовой. Формировать навыки сервировки стола. Закрепить правильное название и назначение посуды. | |
6. Навыки самообслуживания (Самообслуживание - в группе) | Развивать умение пользоваться различными застежками и шнуровать шнурки. Воспитывать опрятность. | |
7. Дежурства (Хозяйственно-бытовой труд - в группе) | Побуждать детей к оказанию помощи помощнику воспитателя (вытереть пыль со стульчиков и со столов) Воспитывать желание помогать взрослым. | |
8. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Труд в природе - на прогулке) | Поручить нескольким детям обмести игровое оборудование от снега. Формировать трудовые навыки у детей. | |
9. Ситуативная беседа, подчеркивание пользы труда (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Продолжение расчистки дорожек от снега и посыпание их песком, чтобы не было скользко. Поговорить о значении труда взрослых и детей в жизни общества, в жизни детского сада. | |
10. Свободный диалог с детьми в наблюдении (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - на прогулке) | Наблюдение за работой снегоуборочной машины. Беседа о значении труда взрослых и детей в жизни общества, в жизни детского сада, семьи. | |
11. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Самообслуживание - в группе) | "Чем опасен беспорядок?". Формировать понимание о необходимости следить за порядком. Приобщать бережно относиться к предметам личной гигиены (полотенце, носовой платок). | |
12. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Очистить лопатки от снега. Формировать навыки ответственного отношения к поручениям и просьбам взрослых. | |
13. Дежурства (Труд в природе - в группе) | Поощрять самостоятельный полив комнатных растений. Воспитывать аккуратность при работе с водой. | |
14. Обсуждение пользы труда (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Предложить помочь набросать побольше снега под кусты. Обсудить для чего это нужно. Формировать навык ответственного отношения к порученному заданию. | |
15. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - на прогулке) | Совершенствовать умения с небольшой помощью взрослого одеваться, раздеваться, складывать и вешать одежду. | |
16. Навыки самообслуживания (Самообслуживание - в группе) | Формировать умение наводить порядок в своем шкафу. Воспитывать умение замечать непорядок. | |
17. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Поручить нескольким детям в конце прогулки очистить игрушки от снега. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца, стремление выполнить его хорошо. | |
18. Ситуативные разговоры с детьми (Труд в природе - на прогулке) | Формировать навык безопасного поведения во время расчистки снега. | |
19. Привлечение внимания детей к привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - в группе) | Уборка в группе. Рассмотреть мебель, игрушки, обратить внимание на их красоту и привлекательность. Формировать навыки бережного отношения к игрушкам, оборудованию, мебели.
| |
20. Называние трудовых действий (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - на прогулке) | Экскурсия в детском саду: «Работа повара на кухне». Учить правильно называть трудовые действия повара(варит, мешает, протирает, пробует и т.д.) | |
21. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Самообслуживание - в группе) | Формировать уважение к труду взрослых. Приучать проявлять аккуратность во время умывания (не мочить одежду, не разбрызгивать воду). | |
22. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Поручить нескольким детям обмести веничками игровое оборудование от снега. Формировать трудовые навыки у детей | |
23. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Труд в природе - на прогулке) | Почистить кормушку для птиц от снега. Воспитывать желание ухаживать за птицами, любовь к природе. | |
24. Помощь взрослым (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Посыпать дорожки песком. Побуждать детей к помощи взрослым при проведении сезонных работ на участке. Учить радоваться результатам своего труда. | |
25. Называние трудовых действий (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - в группе) | Побуждать детей к ручному труду (помощь воспитателю в ремонте книг). Воспитывать бережное отношение к книге. Развивать мелкую моторику. | |
26. Навыки самообслуживания (Самообслуживание - в группе) | Развивать умение заворачивать рукава. Воспитывать самостоятельность. | |
27. Участие детей в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования) (Хозяйственно-бытовой труд - в группе) | Стимулировать самостоятельную деятельность детей ( с небольшой помощью взрослого) по поддержанию порядка в группе (уборка игрушек, строительного материала. | |
28. Ситуативные разговоры с детьми (Труд в природе - на прогулке) | Формировать навык безопасного поведения во время расчистки снега. Воспитывать трудолюбие. | |
29. Ситуативная беседа, подчеркивание пользы труда (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Продолжение расчистки дорожек от снега и посыпание их песком, чтобы не было скользко. Поговорить о значении труда взрослых и детей в жизни общества, в жизни детского сада. | |
30. Свободный диалог с детьми в наблюдении (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - на прогулке) | Наблюдение за работой снегоуборочной машины. Беседа о значении труда взрослых и детей в жизни общества, в жизни детского сада, семьи. | |
"Зима" с 9 января по 31 января (3 недели) "Зима" с 9 января по 31 января (3 недели) "Зима" с 9 января по 31 января (3 недели) | 1. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Самообслуживание - в группе) | Формировать бережное отношение к вещам и труду взрослых. Приобщать вытирать ноги при входе в помещение. Воспитывать гуманные чувства. |
2. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Очистить лопатки от снега. Формировать навыки ответственного отношения к поручениям и просьбам взрослых. | |
3. Дежурства (Труд в природе - в группе) | Вытереть пыль с крупных листьев. Воспитывать интерес к трудовой деятельности. | |
4. Обсуждение пользы труда (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Совместно с воспитателем подкормка птиц. Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой!» Беседа о важности этого мероприятия. Воспитывать заботливое отношение к птицам. | |
5. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - на прогулке) | Формировать умение следить за своей одеждой за своим внешним видом во время прогулки (чтобы было все завязано, застегнуто). Побуждать детей к стремлению быть всегда аккуратными, воспитывать на личных примерах. | |
6. Навыки самообслуживания (Самообслуживание - в группе) | Развивать умение самостоятельно пользоваться мылом (намыливать до образования пены, тщательно смывать). Воспитывать самостоятельность. | |
7. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Стимулировать самостоятельную деятельность , с небольшой помощью взрослого, по поддержанию порядка на участке (уборка игрового оборудовании в конце прогулки). | |
8. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Труд в природе - на прогулке) | Поручить детям расчистить ледяные дорожки. Привлекать к совместной деятельности. Показать значимость трудовой деятельности. | |
9. Свободный диалог с детьми при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - в группе) | Рассматривание сюжетных картинок о трудовой деятельности детей. Обсуждение увиденного, свободный диалог детей. Показать значимость трудовой детельности. | |
10. Называние трудовых действий (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - на прогулке) | Наблюдение за работой снегоуборочной машины. Дать детям знания о том, что для облегчения труда людей используется разнообразная техника, показать общественную значимость этой машины. Учить правильно называть трудовые действия водителя. | |
11. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Самообслуживание - в группе) | Побуждать благодарить взрослых и сверстников за услугу, выражая благодарность словом. Воспитывать положительные взаимоотношения. | |
12. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Хозяйственно-бытовой труд (совместно с воспитателем).Учить детей самостоятельно проводить уборку на участке, воспитывать стремление быть полезным окружающим, добиваться результатов. | |
13. Ситуативные разговоры с детьми (Труд в природе - на прогулке) | Формировать навык безопасного поведения во время расчистки снега. Воспитывать стремление участвовать в совместной трудовой детельности. | |
14. Помощь взрослым (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Помощь при уборке снега с веранды. Воспитывать желание помогать взрослым и радоваться достигнутому результату. | |
15. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - в группе) | Формировать навыки ухода за одеждой и обувью с помощью взрослого ( чистить, просушивать) | |
"День Защитника Отечества" с 1 февраля по 23 февраля (3 недели) "День Защитника Отечества" с 1 февраля по 23 февраля (3 недели) "День Защитника Отечества" с 1 февраля по 23 февраля (3 недели) | 1. Навыки самообслуживания (Самообслуживание - в группе) | Развивать умение мыть лицо, насухо вытираться своим, снятым и развернутым полотенцем, аккуратно вешать его на место. Воспитывать аккуратность. |
2. Участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий (Хозяйственно-бытовой труд - в группе) | Формировать навык выполнения обязанностей дежурных по подготовке материалов к занятиям под руководством воспитателя. | |
3. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Труд в природе - на прогулке) | Поручить нескольким детям обмести игровое оборудование от снега. Формировать трудовые навыки у детей. | |
4. Ситуативная беседа, подчеркивание пользы труда (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Продолжение расчистки дорожек от снега и посыпание их песком, чтобы не было скользко. Поговорить о значении труда взрослых и детей в жизни общества, в жизни детского сада. | |
5. Свободный диалог с детьми в наблюдении (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - на прогулке) | Наблюдение за трудом дворника. Поддерживать уважение к трудовой деятельности окружающих людей, воспитывать у детей желание оказывать посильную помощь. | |
6. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Самообслуживание - в группе) | "Зачем человеку быть самостоятельным?". Формировать потребность в самообслуживании. Развивать навыки самообслуживания. Воспитывать самостоятельность. | |
7. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Хозяйственно-бытовой труд. Продолжать учить детей замечать непорядок на участке, устранять его. Поощрять самостоятельность, инициативу, умение работать в коллективе. | |
8. Дежурства (Труд в природе - в группе) | Полить цветы, взрыхлить землю в горшках. Формировать умение выполнять обязанности дежурных в уголке природы. | |
9. Обсуждение пользы труда (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Беседа о пользе труда. Предложить детям помочь воспитателю навести порядок в шкафу с игровым оборудованием. Формировать трудовые навыки. | |
10. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - на прогулке) | Продолжать учить замечать непорядок в одежде во время прогулки у себя, и у других детей, оказывать помощь друг другу (завязать шарф, отряхнуть одежду от снега ит.д.) Развивать чувство взаимопомощи. | |
11. Навыки самообслуживания (Самообслуживание - в группе) | Продолжать развивать умение застегивать и расстегивать пуговицы. Продолжать воспитывать опрятность. | |
12. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Поручить детям очистить скамейки на веранде от снега. Воспитывать ответственность при выполнении поручения. | |
13. Ситуативные разговоры с детьми (Труд в природе - на прогулке) | Расчистка ледяных дорожек. Поощрять инициативу и самостоятельность детей. | |
14. Привлечение внимания детей к привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - в группе) | Побуждать детей к ручному труду (помощь воспитателю в ремонте книг, карточек, пособий). Отметить красоту, яркость и привлекательность детских книг и пособий. Воспитывать бережное отношение к книге, эстетический вкус. Развивать мелкую моторику. | |
15. Называние трудовых действий (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - на прогулке) | Поговорить с детьми о профессии воспитателя, правильно называть трудовые действия. Расширять знания о разных профессиях, учить уважать чужой труд. | |
"8 марта" с 25 февраля по 8 марта (2 недели) "8 марта" с 25 февраля по 8 марта (2 недели) | 1. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Самообслуживание - в группе) | "Для чего нужна одежда?" Воспитывать желание самостоятельно одеваться и раздеваться. |
2. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Подметание дорожки, ведущей к участку. Развивать умение правильно пользоваться веничками. Формировать привычку соблюдать порядок и чистоту на участке детского сада. | |
3. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Труд в природе - на прогулке) | Поручить детям собрать снежные комки для строительства крепости. Поощрять объединение детей в группы для совместной деятельности. | |
4. Помощь взрослым (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Предложить помочь воспитателю подносить снежные комки для строительства крепости. Привлечь детей к коллективной работе, показать значимость их труда. | |
5. Называние трудовых действий (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - в группе) | Дидактическая игра : «Назови правильно». Продолжать учить правильно называть трудовые действия по предметным картинкам. Воспитывать интерес к трудовой деятельности. | |
6. Навыки самообслуживания (Самообслуживание - в группе) | Продолжать развивать умение пользоваться различными застежками и шнуровать шнурки. Воспитывать умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого. | |
7. Дежурства (Хозяйственно-бытовой труд - в группе) | Формировать навыки самостоятельной сервировки стола перед завтраком, обедом. | |
8. Ситуативные разговоры с детьми (Труд в природе - на прогулке) | Полить растения. Отметить большое значение воды для растений. Воспитывать аккуратность во время работы в уголке природы. | |
9. Ситуативная беседа, подчеркивание пользы труда (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Читать произведении художественной литературы о значении труда взрослых; приводить примеры того, как важно ценить труд людей. | |
10. Свободный диалог с детьми в наблюдении (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - на прогулке) | Во время уборки снега понаблюдать за снежинкой через лупу. Помочь детям определить форму, сосчитать лучи, полюбоваться красотой. Развивать наблюдательность. Воспитывать трудолюбие. | |
"Знакомство с народной культурой и традициями" с 11 марта по 29 марта (3 недели) "Знакомство с народной культурой и традициями" с 11 марта по 29 марта (3 недели) | 1. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Самообслуживание - в группе) | Обратить внимание детей на то, что после игр со снегом одежда и обувь мокрая и требует просушки. Формировать привычку следить за чистотой и сухостью своей одежды. |
2. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Хозяйственно-бытовой труд по необходимости. Воспитывать у детей стремление участвовать в совместной трудовой деятельности, не избегая неприятной работы. | |
3. Дежурства (Труд в природе - в группе) | Протереть большие листья у растений от пыли. Формировать умение выполнять обязанности дежурных в уголке природы. | |
4. Обсуждение пользы труда (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Рассматривание иллюстраций о профессиях. Обсуждение разного труда и его пользы. Воспитание ценностного отношения к труду. | |
5. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - на прогулке) | Формировать умение следить за своей одеждой, за своим внешним видом во время прогулки (чтобы было все завязано, застегнуто). Побуждать детей к стремлению быть всегда аккуратными, воспитывать на личных примерах. | |
6. Навыки самообслуживания (Самообслуживание - в группе) | Закреплять умение складывать и вешать одежду. Воспитывать бережное отношение к вещам. | |
7. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Подметание веранды. Приобщать детей к работе на участке совместно с воспитателем. Развивать трудовые навыки. | |
8. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Труд в природе - на прогулке) | Поручить детям очистить лопатки от снега в конце прогулки. Формировать навыки безопасного использования и хранения инвентаря, необходимого для осуществления трудовой деятельности. | |
9. Свободный диалог с детьми при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - в группе) | Обращать внимание на правильное и неправильное поведение героев при просмотре мультфильмов и рассматривании сюжетных картинок. Развивать умение отслеживать свое поведение и поведение других детей. Воспитывать стремление к труду. | |
10. Называние трудовых действий (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - на прогулке) | Рассматривание изображений разных профессий. Закреплять знания и профессиональной деятельности людей и ее пользе. воспитывать ценностное отношение к труду. | |
11. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Самообслуживание - в группе) | Вопросы: "в какой последовательности необходимо складывать предметы одежды". Закрепить знания детей. Обратить внимание на малоактивных детей. | |
12. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Расчистка дорожек от снега. Учить работать сообща, помогать друг другу. | |
13. Ситуативные разговоры с детьми (Труд в природе - на прогулке) | "Чем питаются синицы" Воспитывать желание заботиться о птицах, стремление к труду. | |
14. Помощь взрослым (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Уборка мусора на участке. Приучать соблюдать чистоту и порядок на участке. Побуждать оказывать помощь взрослым. | |
15. Экскурсия в прачечный цех (Форм-ние первичных представлений о труде взрослых - в группе) | Обогащать познания детей о трудовой деятельности, о жизни детского сада, как непросто взрослым следить за таким большим количеством детей. Воспитывать уважение к работникам прачечного цеха. | |
"Весна" с 1 апреля по 12 апреля (2 недели) "Весна" с 1 апреля по 12 апреля (2 недели) | 1. Навыки самообслуживания (Самообслуживание - в группе) | Дидактическое упражнение "Оденем куклу Машу" Стимулировать в применении уже полученных навыков в игре. Воспитывать бережное отношение к кукле. |
2. Участие детей в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования) (Хозяйственно-бытовой труд - в группе) | Расстановка кеглей и раздача мячей. Закреплять желание помогать взрослым. Развивать умение организовывать для себя игру. | |
3. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Труд в природе - на прогулке) | Удаление поврежденных и сухих веток. Воспитывать любовь, заботливое отношение к природе. | |
4. Коллективный труд (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Воспитывать ценностное отношение через коллективный труд в группе. развивать трудовые умения. | |
5. Свободный диалог с детьми в наблюдении (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - на прогулке) | Наблюдение за работой дворника. Продолжать воспитывать уважение к труду взрослых. Учить приходить на помощь окружающим. | |
6. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Самообслуживание - в группе) | "Чем опасны развязанные шнурки" Донести пользу самообслуживания до детей. Побуждать замечать и исправлять непорядок в одежде. | |
7. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Сбор поломанных веток на участке. Воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым. Формировать навыки коллективного труда. Приучать к самостоятельному выполнению поручений. | |
8. Дежурства (Труд в природе - в группе) | Полив растений, разрыхление почвы. Закрепление трудовых умений и навыков. Воспитывать заботливое отношение к растениям. | |
9. Обсуждение пользы труда (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Стимулировать детей в озвучивании пользы трудовых действий разных профессий. Закрепление и расширение познаний о труде. | |
10. Рассматривание изображений разных профессий (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - на прогулке) | Стимулировать детей называть изображенные профессии. Предложить детям помечтать о том, кем они хотят стать когда вырастут. Воспитывать желание заниматься трудом. | |
Мониторинг
с 15 апреля по 26 апреля (2 недели) Мониторинг
с 15 апреля по 26 апреля (2 недели) | 1. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Самообслуживание - в группе) | "Мы умеем одеваться" Стимулировать самостоятельность. Развивать желание совершенствовать свои навыки самообслуживания. |
2. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Сбор шишек, сухих веточек. Развивать интерес к окружающему, наблюдательность, стремление узнавать свойства предметов и природных материалов. | |
3. Дежурства (Труд в природе - в группе) | Сбор камней на участке. Продолжать воспитывать у детей желание участвовать труде. | |
4. Обсуждение пользы труда (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Кормление птиц. Обсудить зачем необходимо помогать птицам, для чего нужны птицы. Воспитывать положительное отношение к труды. Развивать осознание ценности труда, желание заниматься трудовой деятельностью. | |
5. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - на прогулке) | Обратить внимание на веранду, выяснить у детей понимание смысл нахождения веранды на участке (для чего?). Вопросы: для чего нам веранда, какие есть части у веранды (стены, крыша, скамейки внутри), кто простроил веранду (строители), доброе дело сделали строители для нас (да, мы теперь не намокнем на улице если пойдет дождь)? Развивать умение анализировать, приходить к простейшим выводам. Закреплять знания о профессии "Строитель". | |
6. Навыки самообслуживания (Самообслуживание - в группе) | Проверить самостоятельность при раздевании и правильный порядок развешивания вещей на стульчик перед сном. | |
7. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Уборка территории. Учить работать в коллективе, добиваться выполнения об- усилиями поставленной цели. | |
8. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Труд в природе - на прогулке) | Посев семян цветов (астра, ромашка). Формировать навыки посадки (разложить семена в бороздки, | |
9. Свободный диалог с детьми при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - в группе) | Просмотр мультфильма или чтение "Федорино горе" Наглядно показать ценность труда. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду. | |
10. Называние трудовых действий (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - на прогулке) | Наблюдение за работой младшего воспитателя, называние ее трудовых действий. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, желание оказать помощь. Дать возможность помочь младшему воспитателю стереть пыль со столов. | |
"Весна" с 29 апреля по 3 мая (1 неделя) | 1. Навыки самообслуживания (Самообслуживание - в группе) | Развивать умение закатывать рукава перед умыванием. Воспитывать опрятность. |
2. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Подрезание и подвязка веток деревьев и кустарников. Прививать бережное отношение к природе. | |
3. Наблюдение за вербой (Труд в природе - на прогулке) | Обратить внимание на набухание почек. Воспитывать заботливое отношение к природе. | |
4. Привлечение внимания детей к привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - в группе) | Обратить внимание на привлекательность оборудования, красоту и чистоту окружающих помещений, предметов, игрушек. Воспитывать стремление сохранять и поддерживать порядок в течении дня. Стимулировать самостоятельные занятия трудом. | |
5. Называние трудовых действий (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе - на прогулке) | Сюжетные картинки. Стимулировать в назывании трудовых действий. Закреплять название и их роль в жизни человека. | |
"Живой мир" с 6 мая по 10 мая (1 неделя) | 1. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Самообслуживание - в группе) | "Зачем уметь одеваться и раздеваться" Донести до понимания детей пользу самообслуживания. Воспитывать желание совершенствовать навыки самообслуживания. |
2. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Строительство домика для мишки. Учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место. | |
3. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Труд в природе - на прогулке) | Подрезание и подвязка веток деревьев и кустарников. Прививать бережное отношение к природе. | |
4. Помощь взрослым (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Коллективный труд по уборке территории. Закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах, сочетать силу и быстроту. | |
5. Называние трудовых действий (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - в группе) | "Кукла стирает белье" Воспитывать желание помогать в трудовых действиях. Развивать умение предлагать свою помощь, не дожидаясь просьбы. | |
"Лето" с 13 мая по 31 мая (3 недели) "Лето" с 13 мая по 31 мая (3 недели) | 1. Навыки самообслуживания (Самообслуживание - в группе) | Обращать внимание детей на непорядок в одежде. Развивать умение самостоятельно замечать что не там и исправлять с незначительной помощью воспитателя. |
2. Участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий (Хозяйственно-бытовой труд - в группе) | Подготовка к НОД по лепке. Закреплять умение организовывать непосредственную образовательную деятельность. Воспитывать желание помогать взрослым. | |
3. Развитие трудовых навыков (Труд в природе - на прогулке) | "Сооружение стока для воды" Развивать трудовые навыки. Расширять границы понимания о труде. Воспитывать значимость результата своего труда. | |
4. Уход за стоком воды (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Поддержание стока для воды в функциональном состоянии. Донести до детей необходимость регулярного наблюдения и ухода за стоком для воды. | |
5. Свободный диалог с детьми в наблюдении (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - на прогулке) | Наблюдение за доставкой продуктов питания в детский сад. Обсуждение профессии "шофер, водитель". Расширять представления детей о роли труда шофера. Воспитывать интерес к трудовой деятельности. | |
6. Сюжетно-ролевая игра "Парикмахерская" (Самообслуживание - в группе) | Закреплять полученные навыки самообслуживания в играх с куклой. Развивать умение переносить сюжетные моменты из жизни в свою игру. | |
7. Развитие трудовых навыков через поручения и задания (Хозяйственно-бытовой труд - на прогулке) | Уборка территории. Учить работать в коллективе, добиваться выполнения об- усилиями поставленной цели. | |
8. Ситуативные разговоры с детьми (Труд в природе - на прогулке) | Прополка цветочной клумбы. Формировать интерес к труду. | |
9. Помощь взрослым (Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - на прогулке) | Удаление поврежденных и сухих веток. Поощрять стремление помогать взрослым. Воспитывать любовь и заботливое отношение к природе. | |
10. Ситуативная беседа при проведении режимных моментов (Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека - в группе) | Обсуждение труда дворника. Развивать уважительное отношение к труду взрослых. Расширять познание о видах труда дворника. Воспитывать стремление в помощи взрослым в труде. |
Самостоятельная деятельность детей
Тема, месяц | Материалы | Цели |
"До свидания, лето, здравствуй, детский сад!" | В группе | |
Леечки | Развивать навыки рисования, умение работать с карандашами. Воспитывать желание добиваться задуманного результата. | |
На прогулке | ||
Метелки | Продолжать знакомство с мелом. Развивать желание рисовать во время прогулки. Воспитывать интерес к рисованию. | |
"Осень" | В группе | |
Тряпочки | Продолжать знакомство с краской. Развивать умение аккуратно работать с краской. Закреплять правила безопасного поведения при рисовании. | |
На прогулке | ||
Грабельки, мусорные мешки | Развивать желание рисовать во время прогулки. Воспитывать интерес к рисованию. | |
Мониторинг | В группе | |
Кукольная посуда, куклы, кукольная одежда | Формировать умения заботиться о кукле: одевать, раздевать, кормить правильно сервируя стол и т.д. Продолжать развивать навыки самообслуживания. | |
На прогулке | ||
Детские лопатки, ведёрки, веники | Поощрять самостоятельное освоение трудовых навыков по поддержанию порядка на участке Совершенствовать умения детей соблюдать технику безопасности на участке. Воспитывать взаимопомощь при выполнении трудовых действий. | |
"Осень" | В группе | |
Тряпочки | Продолжать знакомство с краской. Развивать умение аккуратно работать с краской. Закреплять правила безопасного поведения при рисовании. | |
На прогулке | ||
Грабельки, мусорные мешки | Развивать желание рисовать во время прогулки. Воспитывать интерес к рисованию. | |
"Мой дом, мой город" | В группе | |
Ветошь для столов | Стимулировать в оказании помощи младшему воспитателю. Совершенствовать навыки вытирания пыли со столов. Воспитывать ценностное отношение к труду. | |
На прогулке | ||
Венечки | Развивать умение замечать непорядок в окружающей действительности. Воспитывать желание устранять его самостоятельно. | |
"Я и моя семья" | В группе | |
Атрибуты к сюжетно-ролевой игре "Строители" | Закреплять познания о трудовых действиях взрослых. Развивать стремление подражать им в трудовых действиях. | |
На прогулке | ||
Корм для птиц | Развивать самостоятельную заботу о птицах. Воспитывать любовь к живым существам. | |
"Новогодний праздник" | В группе | |
Атрибуты для праздника к с/р игре "Семья" | Побуждать использовать в игре актуальные темы - семья готовиться к новому году: наводит порядок дома, красиво одеваются к празднику. Закреплять использование в игре трудовых навыков. | |
На прогулке | ||
Лопатки | Закреплять понимание детей того, что необходимо каждый день убирать снег иначе все засыплет - негде будет ходить и не будет горки. Продолжать развивать стремление видеть и исправлять непорядок самостоятельно. Воспитывать желание помогать воспитателю. | |
"Зима" | В группе | |
Иллюстрации профессий, игрушки в игровом уголке. | Закреплять познания о труде взрослых. Воспитывать ответственное отношение к выполнению своей работы. | |
На прогулке | ||
Венечки, лопатки | Развивать стремление следить за порядком на участке детского сада. Дать возможность регулярно выметать налетевший снег на веранду. | |
"День Защитника Отечества" | В группе | |
Материалы для НОД по рисованию | Развивать желание помогать взрослым, умение самостоятельно готовиться к НОД. | |
На прогулке | ||
Лопатки, венички, маленькие носилки, ведёрки | Побуждать детей самостоятельно выбирать материал для трудовых действий. Совершенствовать умение проявлять инициативу в оказании помощи взрослым. Доводить начатое дело до конца. | |
"8 марта" | В группе | |
1. Краски - акварель, ватные тампоны, бумага, баночки для воды | Развивать умение аккуратно самостоятельно работать с краской и разными предметами рисования. Воспитывать усидчивость, ответственность. | |
На прогулке | ||
Мешки для мусора, машинки | Поощрять в умении самостоятельно замечать и убирать мусор и обломанные ветки с участка, даже при разнообразных играх. Стимулировать обыгрывание трудовых действий - ребенок набирает в грузовичок веточки и мусор и отвозит на "мусорку" (к мусорному пакету) и т.п. | |
"Знакомство с народной культурой и традициями" | В группе | |
Детская одежда и обувь, настольная игра «Подбери по цвету чашки и блюдца» | Развивать навыки самообслуживания в игровой деятельности. Воспитывать аккуратность, ответственность. | |
На прогулке | ||
Венечки | Стимулировать к коллективному труду детей. Воспитывать трудолюбие. | |
"Весна" | В группе | |
Посуда, кухня | Стимулировать подражательные действия взрослым. Предоставить возможность помыть кукольную посуду в ходе с/р игры "Семья". | |
На прогулке | ||
Лопатки | Самостоятельная помощь воспитателю в рыхлении снежных комьев и разбивании льдин, для быстрого таяния. | |
Мониторинг | В группе | |
Атрибуты к с/р игре "Семья" | Развивать умение самостоятельно делать выбор исходя из представлений ребенка о семье. Воспитывать самостоятельность. Совершенствование трудовых навыков. | |
На прогулке | ||
Грабли, совки, мусорные мешки | Предоставить возможность проявлять трудовые навыки. Совершенствование умений и навыков труда. Выявить уровень навыков труда. | |
"Весна" | В группе | |
Посуда, кухня | Стимулировать подражательные действия взрослым. Предоставить возможность помыть кукольную посуду в ходе с/р игры "Семья". | |
На прогулке | ||
Лопатки | Самостоятельная помощь воспитателю в рыхлении снежных комьев и разбивании льдин, для быстрого таяния. | |
"Живой мир" | В группе | |
Тряпочки, леечки | Побуждать заботу о растениях в группе. Полив и вытирание пыли с широколистных растений. | |
На прогулке | ||
Лопатки для изготовления сливов | Дать возможность проявить заботу о участке. Расширять представление детей о трудовых действиях и их пользе. | |
"Лето" | В группе | |
Атрибуты к играм «Ждём гостей», «Больница для игрушек», лейки, детская посуда | Побуждать детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр. Стимулировать самостоятельную деятельность детей по поддержанию порядка в группе. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми. | |
На прогулке | ||
Атрибуты для с/р игры "Строители" | Отработка навыков игр с пеком. Закреплять умение самостоятельно наводить порядок после игры. | |
В группе | ||
Расчески | Совершенствовать навыки самообслуживания. Воспитывать опрятность. | |
На прогулке | ||
Веники | Совершенствовать навыки подметания песка с дорожек. Воспитывать ценностное отношение к труду. |
Взаимодействие с родителями
Тема, месяц | Формы организации образовательной деятельности | Цели |
"До свидания, лето, здравствуй, детский сад!" | Пополнение предметно-развивающей среды в группе | Донести до родителей необходимость пополнения предметно-развивающей среды в группе, для продуктивного проведения образовательной деятельности в режимные моменты. Укреплять понимание родителей об ответственности перед своими детьми. |
"Осень" | Украшение веранды по тематике | Предоставить возможность участвовать в жизни детского сада, проявить личный пример для своих детей. |
Мониторинг | Утверждение графика уборки участка с родительским комитетом | Предложить родителям выбрать удобные дни для уборки участка от снега, для своих детей. Стимулировать родителей на ответственное отношение об образовательном процессе детей. |
"Мой дом, мой город" | Индивидуальные консультации с родителями | Донести до родителей возможность более эффективного усвоения общеобразовательной программы "От рождения до школы" ребенком. |
"Я и моя семья" | Сбор фотографий "Совместные работы родителей с детьми" | Составление фотоальбома по тематике труд, для образовательной деятельности с детьми. |
"Новогодний праздник" | Индивидуальные беседы о усвоении ребенком общеобразовательной программы дошкольного образования | Стимулировать родителей на активное участие в жизни ребенка. Дать возможность отследить результативность ребенка в освоении общеобразовательной программы. |
"Зима" | Дежурства по уборки участка от снега, постройка горки | Приобщать родителей заботиться о безопасности и деятельности детей в МБДОУ. Побуждать оказывать личный пример для детей. Влиять через семью на приобщение детей к трудовой деятельности. |
"День Защитника Отечества" | Изготовление стен газеты | Предложить родителям украсить группу для своих детей к празднику «День Защитника Отечества». Донести до родителей влияние специально-организованной среды в детском саду на эстетическое развитие детей. |
"8 марта" | Изготовление стен газеты | Предложить родителям украсить группу для своих детей к празднику «8 марта». Повлиять через семью на нравственное воспитание ребенка. |
"Знакомство с народной культурой и традициями" | Консультация на тему «Влияние труда на развитие ребенка» | Обогатить понимание родителей о разностороннем развитии ребенка. По возможности повлиять на трудовое воспитание ребенка в семье. |
"Весна" | Опрос родителей о наличии проблемных областей в знаниях и умениях ребенка на их усмотрение | Дать возможность родителям высказать свои предложения по улучшению образовательной деятельности в МБДОУ. Оказать посильную помощь в разрешении данных вопросов с помощью: консультаций, как можно организовать образовательную деятельность дома; консультаций, о посещении дополнительных занятий в МБДОУ и других ОУ, индивидуальной работы с ребенком и т.д. |
Мониторинг
| Озеленение участка | Приобщать родителей к жизни детского сада. Стимулировать желание эстетического украшения участка для своих детей. Проявлять заботу о растениях и показывать детям личный пример. |
"Живой мир" | Совместные работы (родителей и детей) | Приобщать родителей к культмассовой жизни детского сада. |
"Лето" | Беседы с родителями о успеваемости детей | Продемонстрировать родителям результаты освоения общеобразовательной программы детьми. |
Благоустройство участка к летнему периоду | Донести понимание того, что за организацию образовательного процесса несут ответственность не только МБДОУ, но и родители. Вырабатывать привычку заботиться о своих детях. |
Комплекс программ и технологий по освоению образовательной области
- Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева "Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы"
- И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова "Прогулки в детском саду" младшая и средняя группы
- Е.А. Алебьева "Тематические дни и недели в детском саду"
- Г.Н. Година "Формирование предпосылок трудовой деятельности"
- "Труд и наблюдения" сост. А.Ф. Мазурина
Способы проверки результатов освоения образовательной области "Труд"
Месяц | Анализ | Способ проверки | Автор диагностического материала | Тестовый материал |
Октябрь | Педагогический анализ № 1 | Диагностика | Ю.А.Афонькина | Воспитатель: малоформализованные методики, преимущественно наблюдения на занятиях и в самостоятельной деятельности. Педагог-психолог: индивидуальное взаимодействие с ребенком с использованием формализованных диагностических методах (тестовых процедур, естественного эксперимента, беседы, проективных методик). |
Май | Педагогический анализ № 2 | Диагностика | Ю.А.Афонькина | Воспитатель: малоформализованные методики, преимущественно наблюдения на занятиях и в самостоятельной деятельности. Педагог-психолог: индивидуальное взаимодействие с ребенком с использованием формализованных диагностических методах (тестовых процедур, естественного эксперимента, беседы, проективных методик). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 2 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для средней группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для старшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...