план самообразования
материал по теме
Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.doc | 280 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
«Мир, в котором Я живу»
Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Продолжительность программы : 4 года.
Возраст обучающихся : 3-6,5 лет
Актуальность: происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно- патриотического воспитания детей становится одной их актуальных.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства
своей Родины
Цель Программы:
- формирование и развитие у воспитанников чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения;
- развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей;
- помощь детям в адекватном выражении своего «Я»
- воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.
- сформировать патриотические чувства у детей различных национальностей, проживающих в с. Ершово, систематизировать знания детей об истории народа, родного края, села, знакомить их с прошлым.
- Воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; знакомство с государственными символами: флагом, гербом, гимном; подготовка детей к жизни в школе и в современном обществе.
Задачи Программы:
- формировать нравственную культуру воспитанников;
- способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье;
- создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей; вести пропаганду здорового образа жизни;
- воспитывать гармоничную, всесторонне развитую личность;
- развивать у детей интерес к совместному время провождению, самоуважение и взаимоуважение.
- -познакомить с понятием народоведение;
- -пробуждать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям народов, живущих в нашем селе;
- -развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине;
- -развивать толерантность;
- -формировать чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их культуре и традициям;
- -формировать элементарные знания о правах человека.
Методическое обеспечение
Младшие группы.
• Материал для работы по социально-нравственному воспитанию;
• Тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «взрослые люди» ( профессии, действия, внешний вид);
• Тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотоальбомы);
• Фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению);
• Тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники» (девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятиях и т. л.);
• Тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;
• Тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так - нельзя);
• Материал для ознакомления детей с малой родиной: макеты (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположен д/с), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы;
• Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины; русские игрушки (куклы-закрутки из соломы, ткани, ниток, кожи и т. д.); куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах;
• Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т. д.)
Средний возраст.
• Материал по социальному развитию: семейные праздники и традиции, художественная литература соответствующей тематики;
• Материал для ознакомления детей с малой родиной: макеты (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположен д/с), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям города и его знаменитым жителям, городской флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города.
• Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины; русские игрушки (куклы-закрутки из соломы, ткани, ниток, кожи и т. д.); куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната - горница, крестьянское подворье и т. п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры;
• Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.);
• Элементы государственной символики (флаг, герб);
• Элементы областной символики (флаг и герб края и города в котором живете);
• Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.
Старшие и подготовительные к школе группы.
• Семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо»;
• Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города», «Промышленность города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности города», «Архитектура», «Спорт». Подборка стихотворений о городе. Карта города. Символика города (флаг, герб). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения);
• Тематическая папка «Мой край»: карта и символика; материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края (история городов и их настоящее; сельское хозяйство);
• Карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны;
• Тематические папки с иллюстрациями: «Наши предки - славяне», «Богатыри земли русской», «Война 1812 года», «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоальбом «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме. Макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.);
• Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: иллюстрации и тематические папки «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки (куклы-закрутки из соломы, ткани, ниток, кожи и т. д.); куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната - горница, крестьянское подворье и т. п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры;
• Материал, дающий детям первоначальное представление о православии: подборка иллюстраций с изображением храмов, набор открыток «Русская икона», макет храма;
• Художественная литература, посвященная нашим великим соотечественникам, прославившим Россию; их портреты;
• Глобус, карта мира (для детей). Тематические папки с иллюстрациями, рассказывающими о жизни людей в других странах, их обычаях, традициях, занятиях и профессиях. Художественная литература.
1 | Теоретический этап. Изучение методической литературы по данной проблеме: Изучение статей в журналах:
| В течение года В течение года |
2 | Практический этап. Изучение опыта педагогов МБДОУ Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми Изучение методик и технологий педагогов в Интернете Консультация для родителей Консультация Презентация «Дидактические игры» для детского сада» Презентация «Творчески, с выдумкой» (оформление игрового участка летом) Итог | Сентябрь. В течение года. В течение года Ноябрь Декабрь Январь- Март В течение года Май |
Основные направления работы:
- «Я, моя семья, мои друзья»;
- «Я и мой край родной»;
- Мы Россияне;
- Законы по которым мы живём.
Направление «Я, моя семья, мои друзья»
Цель деятельности воспитателя:
- Воспитывать у детей ценить своих родных и близких, дорожить дружбой.
- Организация и совместное проведение досуга детей.
- Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания детей в системе «воспитатель-ребёнок-родитель».
Беседы | |||
2-я мл. гр | Ср. гр | Ст. гр. | Подг. гр. |
«Моя любимая мамочка»; «Мамины руки не знают скуки»; «Почему меня так назвали»; «Мои бабушка и дедушка»; | «Как образовалась моя семья»; «Как растили мои бабушки дедушки моих родителей»; Ролевая игра «Ежели вы вежливы»; «Почему я непослушен» | «Что умеют бабушкины руки»; «Старость – это всегда слабость»; «Воспетое народом материнство» | «Что такое честь фамилии»; «Я –будущая надежда семьи»; «Семейное древо»; «Кто были мои предки» «Что означает моя фамилия»; |
Конкурсы | |||
Конкурс рисунков «Моя семья» | «Маленькая хозяюшка»; Конкурс рисунков и творческих работ «Семья и дет. сад» | «Данила-мастер» (работа с природным материалом) Конкурс рисунков и творческих работ «Профессии наших родителей»; Конкурс чтецов на заданную тему | «Рыцарский турнир»; Выставка фотографий «Моя семья» |
Праздники | |||
«Давайте познакомимся»; Праздник мам 8 марта; | «Род, родные, Родина»; Праздник мам 8 марта; | «Мама, папа и я – спортивная семья»; Праздник мам 8 марта; | «Мама, папа и я – спортивная семья»;
Праздник мам 8 марта; |
Направление «Я и мой край родной»
Цель деятельности воспитателя:
- Научить детей интересоваться историей своего края, места, где они живут приобщаться к духовным и национальным традициям.
- Воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом.
- Воспитание достойного гражданина своей страны.
- Познакомить с прошлым и настоящим нашего народа, их бытом и традициями, праздниками, замечательными умельцами.
- Познакомить детей с родным
селом, его историей, достопримечательностями, с почётными людьми, растительным и животным миром.
2-я мл. гр. | Ср. гр. | Ст. гр. | Подг. гр. |
Беседы | |||
«Не ломайте веточку»; «Осенний лист – краса природы»; «Синичкин день»; «Красота природы моей местности»; «Чем славится моя станица» | «Растения – составная часть природного окружения человека»; «Не нарушайте тишину»; «Красная книга»; | «Как всё начиналось» «Прошлое и настоящее нашего народа» «В лесу родилась елочка»; «Земля – наш общий дом»; «Мое место в природе»; | «Народно-прикладное искусство» «Красная книга»; «Этот удивительный мир животных»; «Как прекрасен этот мир, посмотри!» |
Конкурсы | |||
Конкурс загадок; Конкурс рисунков о природе. «Дом в котором я живу», «С чего начинается Родина» Театрализованные игры «Колобок», «Теремок» | Конкурс загадок Конкурс рисунков и творческих работ «Природа глазами детей»; «С чего начинается Родина», « «традиции, обряды, праздники» Театрализованные игры «Колобок», «Теремок» | Конкурс рисунков «Охрана растений и животных»; «Вода –эликсир жизни» (викторина); «Веселая рыбалка» ( конкурс загадок на экологическую тему) «Культура и традиции русского народа», «Украшение фартука с русским орнаментом» Театрализованные игры «Заюшкина избушка», «Царевна - лягушка» | КВН «Земля – наш общий дом»; Конкурс чтецов «Ты наша Родина»; «Культура и традиции русского народа», «Символика цвета и украшений русских женских головных уборов» Театрализованные игры «Заюшкина избушка», «Царевна - лягушка» |
Праздники | |||
Утренник «Осенний листопад» «Масленица» «Именины» | Праздник урожая «Масленица» «Именины» | Праздник цветов «Масленица» «Именины» | Литературно –музыкальный праздник «Родина любимая моя», или «День села» Праздник «Золотая осень» «Масленица» «Именины» |
Выставка – «Куклы народов, проживающих в нашем селе»
Экскурсии в музей - ДК Каринское (c родителями).
В завершении этого раздела дети имеют представление о предках, о трудностях жизни в старину. Какой бы национальности люди не были, во все времена была забота о слабых, беззащитных, доброе отношение к окружающим.
Направление
«Законы по которым мы живём»
Цель деятельности воспитателя:
- Дать представление детям, о том что мы граждане великой страны России, в которой каждый человек имеет свои права и обязанности, уметь ими пользоваться в повседневной жизни.
2-я мл. гр. | Ср. гр. | Ст. гр. | Подг. гр. |
Беседы | |||
«Каждый ребёнок имеет право» | «Каждый ребёнок имеет право» | «Наши права и обязанности». | «Наши права и обязанности», «Толерантность» . |
Образовательная деятельность | |||
«Я и твоё имя», | «День прав ребёнка», | «Ваши права дети». | «День прав ребёнка», «Ваши права и обязанности». |
Консультации для родителей | |||
«Советы родителям», | Восемь правил для взрослых». | «Положение ребёнка в семье», | «Законы родительской истины». |
Направление
«Мы россияне»
Цель деятельности воспитателя:
- Дать представление детям, что мы граждане великой страны России.
- Дать представление о том, что история России связана с историей малой Родины.
- Выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.
- Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни.
2-я мл. гр. | Ср. гр. | Ст. гр. | Подг. гр. |
Беседы | |||
«Я – гражданин России»; | «Дорогая моя столица…» Что празднуют 1Мая. | «Герои России»; «Москва – мать городов русских» Что празднуют 1Мая. | «Наша родина Россия» «Москва – столица России» Что празднуют 1Мая. |
Конкурсы | |||
Конкурс рисунков на военную тематику; | Конкурс рисунков на военную тематику Конкурс загадок на заданную тематику; | Конкурс рисунков на военную тематику; | Конкурс рисунков «Я против войны; |
Праздники | |||
Тематические занятия: «День защитника Отечества» «День космонавтики», «9 мая» | Тематические занятия: «День защитника Отечества» «День космонавтики», «9 мая» | Тематические занятия: «День защитника Отечества» «День космонавтики», «9 мая» | Вечер памяти, посвященный Дню Победы; Тематические занятия: «День защитника Отечества» «День космонавтики», |
Образовательная деятельность | |||
«Москва – столица нашей Родины»; | «Флаги России» | История России (Кто основал Москву,). Символика страны (Герб, Флаг, Гимн). Битва под Москвой. Славься Отечество. | История России (Древний кремль, Прогулка по кремлю). Символика страны (Герб, Флаг, Гимн). Защитники отечества. Славься Отечество. |
Схема взаимодействия МБДОУ с субъектами воспитания по реализации Программы «Мир, в котором Я живу»
Семья и детский сад как партнеры.
Направления работы с родителями:
- Установление и поддержка постоянной связи с родителями.
- Выработка единства требований семьи и ДОУ к воспитанию личности ребенка.
- Привлечение родителей к организации работы в группе.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Процесс становления личности - процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Задача совместной деятельности воспитателя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований детского сада и семьи. Я придерживаюсь следующих принципов:
- полное взаимопонимание и согласованность действий;
- постоянный контакт с родителями;
- опора на положительные черты в каждом ребенке.
Взаимодействие детского сада и семьи – решающее условие обновления системы воспитания в наше время. Вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.
Формы работы с родителями.
Основные формы работы с семьей: групповые и индивидуальные.
Групповые формы работы с родителями:
- организационные
- тематические
- итоговые
- родительский клуб «Готовим ребенка к школе»
Индивидуальные формы работы с родителями:
- беседы с родителями
- консультации (групповые и тематические)
Для приобщения родителей к проблемам воспитания успешно зарекомендовали себя следующие формы работы с родителями:
- различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки);
- совместные с родителями мероприятия (праздники, соревнования);
- семейные праздники и традиции, конкурсы.
Индивидуальная работа с воспитанниками
1. Индивидуальные беседы
2. Подготовка к конкурсам и выставкам, праздникам
Работа с родителями
1. Изучение семей детей по плану:
а) как ребенок соблюдает режим;
б) как организовать контроль;
в) чем занят ребенок в свободное время;
г) есть ли у ребенка товарищи;
д) какие поручения выполняет ребенок дома;
е) есть ли дома библиотека детских книг.
2. Проводить индивидуальные беседы с родителями отдельных воспитанников.
3. Проводить вечера вопросов и ответов.
4. Организовать день открытых дверей.
5. Привлекать родителей к организации интересной насыщенной жизни коллектива.
6. Влиять на общение ребят с родителями.
Законы
родительской
истины.
Закон №1. Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
Закон №2. Не унижайте ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.
Закон №3. Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают ложь ребёнка, приводят к боязни и ненависти.
Закон №4. Не налагайте запретов. В природе ребёнка - дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
Закон №5. Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
Закон №6. Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
Закон №7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте ребёнку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие.
Закон №8. Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит!
Закон №9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».
Закон №10. Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребёнку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьёзными последствиями и для вашего ребёнка, и для вас, родители!
Закон №11. Помните, что самое большое родительское счастье - видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам успехов!
.
.
- .
В соответствии со всем вышесказанным я подобрала определенные методы и приемы работы с воспитанниками:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...