Использование логических блоков Золтана Дьеныша
учебно-методический материал по теме
В статье рассказывается о математике и педагоге Золтане Дьеныше, который разработал уникальную систему обучения детей математике по средствам логических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bloki_denysha.docx | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование логических блоков Дьеныша.
Золтан Дьенеш - всемирно известный венгерский педагог и математик, профессор. Основатель игрового подхода к развитию детей "Новая математика" идея, которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация ,обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет. Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые);
в) двух размеров (большие и маленькие);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Начала я работу с блоками с первой младшей группы с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т.д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами. Сегодня я познакомлю вас с некоторыми формами организации работы с логическими блоками. Начнем с самого простого — познакомимся с ними (рассматривание блоков).
А теперь первое задание — найдите все блоки как эта фигура (по цвету, по форме)
Красный треугольник;
А теперь не такую фигуру как эта (по цвету, по форме)
Синий квадрат
Умение детей оперировать полученными знаниями помогает в конструировании, аппликации,
рисовании по образцу: сначала путем накладывания, а затем самостоятельного выкладывая,
рисования фигуры на чистом листе.
Предлагаю и вам попробовать себя в конструировании по образцу путем накладывания блоков на изображение.
Игра «Найди свой домик»
Цель: закреплять умение различать цвет, форму. Формировать представление о символическом изображении предметов. Учить систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме.
Развивающая среда: Ленты красного, желтого, синего и белого цвета (можно из бумаги) геометрические фигуры: круг (З круга — красного, желтого, синего цвета);
Квадрат — (З квадрата— красного, синего, желтого цвета); треугольник (З треугольника - красный, синий, желтый), «чудесный мешочек».
Ход игры: В лесу дети идут по дорожке белого цвета, которая расходится на три цветных дорожки: желтого, синего и красного цвета. Каждая дорожка приводит к домику — обручу, где живут геометрические фигуры (круг, квадрат и треугольник), но чтобы попасть в домик, нужен ключ. В чудесном мешочке дети находят волшебные фигурки — ключик. По сигналу воспитателя дети бегут по своей дорожке к домику и занимают место своей фигурки. Играть можно и с детьми младшего возраста и с детьми старшего возраста, предварительно усложнив правила.
Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов в сюжетно —
ролевых играх.
Игра «Художники»
Цель: развитие умения анализировать форму предметов, развитие умения сравнивать по
их свойствам, развитие художественных способностей ( выбор цвета, фона, расположения
композиции).
Развивающая среда: «Эскизы картин», листы цветного картона, дополнительные детали из картона для составления композиции картины, набор блоков.
Ход игры: детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые
блоки. Если на эскизе деталь только о обведена— выбирается тонкий блок, если закрашена — толстый.
В конце работы дети придумывают название своим картинам.
Это игра для среднего возраста, но хочу вам заметить, что чем раньше ребенок знакомиться с блоками, как часто и последовательно он с ними работает, тем раньше он готов принимать более сложные условия игр. Умение декодировать информацию поможет не только при работе в тетради по Программе «Детский сад 2100», но и в составлении аппликаций, рисунков, играх.
Вашему вниманию предлагается игра с алгоритмами
Игра «Архитекторы»
Материал: алгоритм 1 ,2, блоки Дьенеша
Ход игры: Детям предлагается разработать проект детской площадки — выбрать необходимый строительный материал, построить объект детской площадки.
Выбор строительного материала происходит в строгом соответствии с правилом (алгоритмом 1 или 2)Игра «Мозаика цифр».
Цель: развитие способности декодировать информацию, изображенную на карточке, умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закрепление навыков вычислительной деятельности.
Ход игры: дети распределяют между собой карточки с изображением символов и примеров. Каждый ребенок решает пример на карточке, расшифровывает ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов.
Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности: на занятиях (как по развитию математических способностей, так и на развитии речи – поскольку перед воспитателем старшей и тем более подготовительной группы стоит задача научить ребенка звукобуквенному анализу слова, а в дальнейшем и чтения, то блоки очень могут помочь в вычленении изучаемого звука в слове, месте его в слове, а в дальнейшем, обучение в грамоте, пока ребенок не научится писать буквы и слова), в изобразительной деятельности, в настольно-печатных играх, в сюжетно-ролевых играх, в подвижных играх, в дидактических играх, вне занятий в развивающей среде группы.
Еще раз хочется подчеркнуть, что деление игр по возрасту условно, все зависит от уровня индивидуального развития ребенка, его игрового опыта с блоками Дьенеша.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.
Я в своей работе по развитию интеллектуальных способностей начала использовать логические блоки Дьенеша.
Сегодня, я хочу начать использовать логические блоки Дьенеша в работе с детьми раннего возраста, учитывая интеллект и индивидуальное развитие ребенка.
Развивая интеллектуальные способности у дошкольников, мы развиваем у детей критичность ума, любознательность, наблюдательность, логическое мышление.
Надеюсь, что работа с блоками и логическими фигурами поможет не только хорошо усвоить программный материал, сегодня десяти областей образования с ФГТ, ФГС детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к школе, изучению математики, геометрии и информатики в школе, что способствует хорошему уровню преемственности школы и детского сада.
Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных навыков и умений как, группировать и классифицировать предметы по свойствам, дети учатся думать, обобщать и анализировать. Это особенно важно, вот народная пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Вот и сегодня при нашем общении я предлагаю тоже следовать древней пословице: «Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".
Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...
Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников.
презентация по теме "Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников."...
Проект по формированию основ логического мышления и математических представлений с использованием Логических блоков Дьенеша во второй младшей группе
Проект по формированию основ логического мышления и математических представлений с использованием Логических блоков Дьенеша во второй младшей группе...
Публикация "Игровая технология развития логического мышления у детей 6-7 лет с использованием логических блоков Дьенеша".
работа с блоками и логическими фигурами поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в ш...
Использование логических блоков Дьёныша, палочек Кьюзинера и кубиков Никитина для развития логического мышления дошкольников
Методические советы по использованию дидактических игрс блоками Дьенеша, палочек Кьюзинера и кубиков Никитина...
презентация "Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша"
из опыта работы...
Конспект НОД по математике с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера (средняя группа) «Путешествие в волшебную страну блоков и палочек»
Цель: формирование элементарных математических представлений посредством блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.ЗадачиОбразовательные:выявить знания детей о форме, цвете, размере ...