Алгоритм
консультация по теме
Алгоритм экспериментальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe.docx2_.docx | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Учреждение общеразвивающего вида детский сад № 57
«Радуга».
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
НА ТЕМУ:
«Алгоритм экспериментальной деятельности»
Выполнила:
воспитатель
Трубицына С. А.
Старый Оскол
2013 год
Алгоритм экспериментальной деятельности - понятное и точное предписание, исполнительно совершить последовательность действий, направленных на достижение цели.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественно - научных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ:
• формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
• развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
• расширение перспектив развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
• поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
• расширение кругозора детей посредством введения в более широкую пространственную и временную перспективу;
• воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1. живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
2. неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
3. человек (функционирование организм), рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.
При организации опытно-экспериментальной деятельности используются следующие формы работы с детьми:
* занятия;
* беседы познавательного характера;
* дидактические и развивающие игры и упражнения;
* сюжетно-ролевые игры;
* эксперименты и опыты;
* рассматривание картин, альбомов, фото, иллюстраций;
* наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
* экскурсии и целевые прогулки;
* работа в уголках природы;
* экологическая тропа;
* акции добрых дел;
* конкурсы;
* праздники и развлечения;
* театрализованная деятельность;
* «Дни открытых дверей»
* диагностика развития детей.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал среды, который дается в свободное распоряжение детей, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые ребенок мог бы опереться. Незнание, должно быть частичным, только тогда развивающая среда будет раскрывать перед ребенком свои тайны. Примером такой развивающей среды может быть уголок опытно-экспериментальной деятельности оснащенный разнообразным материалом и оборудованием, где дети проводят самостоятельную и совместную с взрослыми исследовательскую деятельность. Одна из основных задач такого уголка - научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного характера, ребенок приобретает ценный личный опыт, в основе которого лежит его активная субъективная деятельность опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Что положительно сказывается на развитии речи, умение выстраивать сложные предложения, делать выводы. Детям свойственно многократное повторение одних и тех же опытов, это дает возможность выработать у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе. Детские вопросы «Как?», «Зачем?» и «Почему?» требуют от воспитателей компетентности в различных областях окружающего мира. По желанию дети продолжают проводить опыты в группе, в уголке природы, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход опыта не вмешивается. Ребенок пробует, ошибается, но сам приходит к результату.
Для совершенствования профессиональной компетентности в области опытно-экспериментальной деятельности могут организовываться разнообразные формы работы с педагогами:
* диагностика уровня развития и воспитания;
* Советы педагогов;
* семинары и семинары-практикумы;
* деловые игры;
* методические часы;
* оказание методической помощи;
* консультации;
* открытые просмотры;
* смотры-конкурсы;
* тематические проверки;
* взаимодействие с родителями;
* беседы;
* методические тематические выставки;
Формы работы с родителями:
* оформление наглядной агитации;
* групповые родительские собрания;
* общие родительские собрания;
* «Дни открытых дверей»;
* совместные экскурсии;
* привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, развлечений, открытых мероприятий;
* «Спрашивайте! Отвечаем!»;
* анкетирование;
* работа с родителями по подготовке детей к школе;
* организация тематических выставок совместного с детьми творчества.
Родители принимают активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, присутствуют на занятиях с элементами экспериментирования, вовлекаются в выполнение творческих заданий.
В работе по опытно-экспериментальной деятельности используются разнообразные формы и методы в комплексе. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. У ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Литература:
Журнал «Дошкольное воспитание» №6 , 2012 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и творческие задания для освоения алгоритмов работы с картиной
картотека игр...
• Алгоритм организации международного проекта среди детей дошкольного возраста
Несколько простых советов при организации международного проекта в ДОУ в рамках изучения иностранного языка....
ПРОГРАММА НОД ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕСТА-БИЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с использованием алгоритмов ТРИЗ
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых взаимоотношений с людьми.Вместе с тем, ...
Алгоритм работы Клуба Знатоков
Такая форма работы как Клуб Знатоков испоьзуется мною систематически в течение года, так как очень привлекает детей возможностью самовыразиться, проявить творчество и представить выполненную с мамой (...
Алгоритм для написания характеристики на ребенка для психолого-медико-педагогической комиссии.
В приложенном файле находится план-алгоритм для написания полной правильной характеристики на ребенка для направления его на обследование на ПМПК....
алгоритм раздевания перед сном и алгоритм одевания после сна
алгоритм раздевания перед сном и алгоритм одевания после сна...
Алгоритм действий при внезапном проявлении землетрясения .Алгоритм действий при поступлении сообщения о наводнении и начале эвакуации Алгоритм действий людей в помещении при внезапном возникновении урагана. Если возник пожар Захват заложников
Чрезвычайная ситуация — это обстановка, сложившаяся на определенной территории или акватории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая ...