Значение сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольным возрасте
статья (старшая группа) по теме
Равитие основных новообразований, которые возникают в дошкольном возрасте. Особенности сюжетно- ролевой игры в старшем дошкольным возрасте.
Виды сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте. Конспект сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_syuzhetno-_rolevoy_igry_v_starshem_doshkolnym_vozraste.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по теме: «Значение сюжетно- ролевой игры в старшем дошкольном возрасте» Воспитатель ГБДОУ№ 108: Боброва Г.В. Санкт- Петербург 2013г. |
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Развитие основных новообразований, которые возникают
в дошкольном возрасте
Особенности сюжетно- ролевых игр в старшем дошкольном возрасте
ОСНОВНАЯ
виды сюжетно- ролевых игр
в старшем дошкольном возрасте
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект сюжетно- ролевой игры
в старшем дошкольном возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра , которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, вступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением.
В игру вовлекаются все стороны личности. Ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливается эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Сюжет (тема) игры - это, по Д.Б. Эльконину, та сфера действительности , которая отражается в игре.
Сюжетно- ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основной источник, питающий сюжетно- ролевую игру ребенка, окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
В сюжетно- ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли).
В сюжете отражаются события окружающей жизни, поэтому он зависит от социального опыта детей и степени понимания ими взаимоотношений людей.
Сюжет определяет направленность игровых действий , разнообразие содержания игры (при одном и том же сюжете – разное содержание игры). Для осуществления замысла в сюжетно- ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Показывая детям способы ролевого поведения, используя обучающие игры. Также поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.
Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему, необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых, любовь к труду, дружбе, взаимопомощи. Создавая условия для творческого самовыражения детей и для возникновения новых игр и их развития.
Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений один из важнейших условий развития полноценной игры.
Развитие тех основных новообразований, которые должны возникнуть в дошкольном возрасте
Произвольность поведения, воображение, коммуникативность, способность к замещению и моделированию, целеполагание, самооценка.
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте с 3х до 7 лет. Буквально: ведет за собой развитие.
Именно в игре происходит качественное изменение психологических особенностей дошкольника (его мышления, памяти, произвольности…) и его личностных качеств (самостоятельности, инициативности), но только при условии, что сама игра постоянно развивается.
Самореализацию – полная внутренняя свобода, возможность реализации любых желаний: могу действовать с любым предметом и так, как я хочу, могу стать кем угодно и отправиться куда угодно – реализация любых потребностей.
Здоровьесбережение – эмоциональный комфорт, позитивное мироощущение (чувство подвластности всего мира, удовольствие, развитие личности (осознание своего места в обществе) ит.д.
Комментарий: Главные профессиональные умения педагога-дошкольника – это умение общаться и играть с маленьким ребенком.
Американский психолог и психотерапевт Берн: «Весь процесс дошкольного воспитания мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть». Главное. что может сделать педагог для того, чтобы ребенку было хорошо в д/с – это научить его играть с другими детьми.
Цитата:
В.Т.Кудрявцев:« Играя, дети активно экспериментируют с образами социальных отношений взрослых – через варьирование и достраивание сюжета, интерпретацию содержания игровой роли, субъективное переживание игровых событий…Благодаря этому общие смыслы и мотивы деятельности взрослых перестают быть для ребенка чем-то готовым, что предстоит лишь вычитать из «текста» игровой роли. Д.Б.Эльконин отмечал, что для ребенка образ взрослого как носителя социальных отношений – это не образ другого, а образ себя через другого. Дети пытаются получить ответы не только о бытии взрослых, но и о собственном бытии. Детская игра – не просто переосмысление уже осмысленного (взрослыми), а способ определения ребенком своего самобытного места в мире людей, специфически человеческая форма его развития».
Л.А.Венгер: Главное не количество сведений, получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами / «играет – значит, знает» (то, что разыгрывает)/.
Значение игровых моделей не исчерпывается только этим. Еще более важно овладение в игре самим процессом моделирования. В игре у детей складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заместителей. Именно в игровой ситуации ребенок начинает использовать предметные и ролевые замещения. А это начало усвоения и использования всей человеческой культуры, закрепленной и передающейся из поколения в поколение в виде таких систем знаков, как устная и письменная речь, математическая символика, нотная запись и др.
Использование внешних реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних, и это перестраивает все психические процессы ребенка. Поиск подходящих заместителей, использование одного и того же заместителя для обозначения разных предметов – это уже элементы творчества, воображения. (Венгер Л.А. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Васильевой М.А. – М: Просвещение, 1986. Стр. 13-15.)
Цитата-гипотеза: Н.Н.Поддьяков, профессор, академик Академии творческой педагогики и Российской академии образования, по результатам современных исследований детского экспериментирования (в конце 90х г.г.) выдвинул гипотезу о том, что у современных дошкольников ведущим видом деятельности является не сюжетно-ролевая игра, а экспериментирование, и привел в пользу этой гипотезы следующие доводы:
- Некоторые дети предпочитают в свободное время игре другие виды деятельности, однако их психическое развитие протекает нормально. В то время как без экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
- Экспериментирование возникает раньше игры. Игре надо специально учить, а экспериментирование развивается естественно и имеет четкие признаки саморазвивающей ребенка деятельности – исследуя предмет и все больше о нем узнавая, ребенок ставит и все более сложные цели его исследования.
Наконец, экспериментирование присутствует во всех видах детской деятельности, и в игре тоже./ Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду
СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
5-6 лет | Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей | Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры. | Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом,соответствующим реальной логике действий взрослых |
6-7 лет | Отображение в игровых действиях отношений между людьми(подчинение, сотрудничество).Техника игровых действий условна. | Не только роли но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала | Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми. |
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ПОЧТА».
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
• Рассказать детям о том, что звери и птицы (голуби, собаки, слоны, верблюды) могут доставлять почту так же, как транспорт и люди.
• Ознакомить с процессом получения бумаги, на которой пишутся письма, и бумаги, на которой печатаются журналы и газеты,
• Объяснить, что почта помогает людям получать быструю информацию о событиях, происходящих в мире.
АТРИБУТЫ
• костюмы персонажей (голубь, собака, сова, слон, верблюд);
• посылки, бандероли, письма,
• шапка почтальона,
• сумка;
• почтовый ящик;
• телефонный аппарат,
• телеграфный аппарат.
СОЗНАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
• Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.
• Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки,
• Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «БИБЛИОТЕКА»
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
• Развивать интерес детей к книге, желание и умение находить ответы на свои вопросы; показать зависимость; лес — книга; чем больше книг производится, тем больше уничтожается лесных массивов, поэтому важная задача — беречь книги, журналы.
• Ознакомить с использованием вторичного сырья (макулатуры) для изготовления книг; научить понимать значение труда людей, работающих в книжных мастерских (переплетчик, художник, реставратор).
АТРИБУТЫ
• выставка книг;
• выпуск плакатов-«молний» «Лес и человек», «Не разводи пожаров» и т. д.;
• сбор макулатуры.
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
• Книга порвалась — что делать?
• Первое посещение библиотеки (правила поведения).
• Если все библиотеки закроются, что будет с нами?
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ШКОЛА».
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
• Провести экскурсии в царство царя Берендея,
• Организовать совместную трудовую деятельность дошкольников,
• Провести литературные викторины.
АТРИБУТЫ
• маски зверей, птиц, насекомых;
• игрушечные звери и птицы;
• сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций.
СОЗНАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Примечание. Роль учителя во всех ситуациях выполняет ребенок, который задает вопросы и выслушивает ответы.
• В уголке «Школа» сидит зайчик, у него забинтована лапка. Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти?
• Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов. Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы "грустные".
• В утолок «Школа» прилетела сорока с письмом от Берендея: "Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу? • В уголке "Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь,
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «АТЕЛЬЕ»
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
• Рассказать детям о том, что ткани бывают растительного и животного происхождения; существуют искусственные и натуральные шубы (проблема охраны животных).
• Ознакомить с процессами изготовления мягких игрушек, нанесения на ткань растительного рисунка.
• Формировать бережное отношение к вещам.
АТРИБУТЫ
• образцы тканей (лен, хлопок, шерсть);
• иллюстрации животных и растений;
• эскизы костюмов для животных.
СОЗНАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
• Какую шубу лучше сшить? (Обсудить проблему с точки зрения охраны животных,)
• Гдеживотные «хранят" свои шубки?
• Как сделать костюмы для артистов цирка (рисование, узоры с растительными орнаментами).
• Давайте организуем ателье для животных (знакомство с тканями, рисование по ткани и на бумаге),
• Где живет шелковая гусеница? (Рассматривание картинок и шелка.)
• Какие животные могут быть лесными портными? (Паук плетет паутину, еж носит иголки; гусеница шелкопряда делает нить.)
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ПАРИКМАХЕРСКАЯ»
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
• Рассказать о том, что существуют специальные парикмахерские для животных (мытье, стрижка шерсти).
• Обратить внимание детей на проблему мусора (в парикмахерской остаются пустые флаконы, баночки, остриженная шерсть и т, п.),
• Как решить проблему утилизации отходов с наименьшим ущербом для природы?
АТРИБУТЫ
• контейнер с измельчителем мусора;
• специальный шампунь для животных;
• специальные расчески для собак;
• игрушка .Артемон-парикмахер;
• Фотопроспект «Модели стрижки зверей».
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
• В парикмахерскую приходит лохматая грязная собачка, которую из-за ее неопрятного вида никто не хочет взять к себе домой, (Парикмахер предлагает вымыть ее и постричь.)
• Открытие парикмахерской-салона «У Артемона» (оформление помещения, выбор журналов, фотографий),
• В парикмахерскую приходит экологическая милиция и говорит о необходимости утилизации мусора, (Дети предлагают варианты решения этой проблемы; пластиковые баночки выбрасываются в одни контейнеры, стеклянные — в другие и т, п. Затем все это отвозится на завод и перерабатывается.)
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ТЕАТР»
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
• Ознакомить детей в процессе игры с новыми экологическими сказками, придумать собственные.
• Просмотр видеофильмов на экологическую тему (например, "В долине папоротников»)
АТРИБУТЫ
• кукольный театр (игрушки, животные), теневой театр;
• костюмы для постановки экологических сказок;
• декорации к сказкам — деревья, цветы.
СОЗНАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
• Сказка «Репка” (У Деда неурожай;
репка не выросла. Как ему помочь?)
• Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес),
• Инсценировка экологических сказок.
Приложение
Конспект занятия старшей группы
сюжетно- ролевой игры
«Поликлиника»
Цель: Раскрытие смысла деятельности медицинского персонала. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии врача.
Игровой материал: Игровой набор «Кукольный доктор», термометры, шприц, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки
и ушей, лекарство для уколов, мазь, предметы заместители, некоторые реальные предметы, карточки больных,
детский компьютер, номерки, лекарства для аптеки.
Предварительная работа: Беседа с детьми о работе медицинского кабинета в детском саду, рассматривание иллюстраций профессии врача, чтение произведений «Доктор Айболит», просмотр мультфильмов. Изготовление атрибутов для игры.
Игровые роли: Врачи различных специализаций, медсестра, пациенты.
Ход игры. Воспитатель обращает внимание детей, что заболела кукла.
-Ребята куда нужно обратиться, чтобы вылечить куклу?
-А, почему в поликлинику, а может в больницу или в аптеку?
Поведем куклу Машу в поликлинику полечить.
-Ребята, расскажите нашей кукле, куда ей нужно сначала обратиться в поликлинике?
(ответ детей в регистратуру)
-А, кто сидит в регистратуре?
(медсестра регистратуры)
- А, что делает медсестра регистратуры?
(выдает талоны и заполняет карточки)
-Затем куда идет кукла? (к врачу по талону)
-К какому врачу идет кукла Маша?
(к детскому врачу)
-А, детский врач называется «педиатр»
-А, что может назначить врач?
(таблетки, уколы)
-Если назначит уколы, куда нужно пойти?
(в процедурный кабинет)
-Кто работает в процедурном кабинете?
(процедурная медсестра)
- Что делает процедурная медсестра?
(уколы, капельницы, прививки.)
-А, если врач выписал микстуру, таблетки,
куда пойдет Маша?
(в аптеку)
-Что продают в аптеке?
(лекарства)
А, теперь давайте будем лечить нашу куклу.
А для этого распределим роли, раздадим атрибуты.
Дети начинают игру, а воспитатель помогает им в ходе игры
Литература:
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – любое издание. (Теория сюжетно-ролевой игры).
- Кудрявцев В.Т. Глава «Человек играющий – человек созидающий».//
- Смирнова Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития. // ДВ, 2003, № 10; 2004, № 3.
- Воспитание детей в игре /Сост. Бондаренко А.К. - М, 1983.
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М: Мозаика-синтез. 2006
- Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.- СПб: Детство-пресс, 2004.
- Сюжетно- ролевые игры для детей/ Сост. Н.В. Краснощекова
Ростов- на Дону 2006.
- Сюжетно- ролевые игры для старших дошкольников/ Сост. Н.А. Виноградова Москва 2008.
Программа От рождения до школы. Доработанная и обновленная /под
ред. М.А.Васильевой.2010г.:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.
В данном пособии были использованы различные темы для сюжетно-ролевых игр, с постепенным усложнением сюжетной линии на весь учебный год. Надеюсь, что данное пособие будет интересным для педагогов....
примерное планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
Планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
Основное содержание игры детей подготовительной группы детского сада - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Также зде...
Сборник сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
Сборник игр призван помочь развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль....
Значение сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста
Сюжетная игра — самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвласт...
Коспект сюжетно-ролевой интегрированной игры для среднего дошкольного возраста " Путешествие на Загадочный остров"
Сюжетно-ролевая игра с элементами конструирования , ознакомления с окружающим миром, а также продуктивная деятельность. Способствует формированию экологического мышления у дошкольникоов....