ПЕСКОТЕРАПИЯ
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Власова Наталья Васильевна

МАСТЕР КЛАСС

В гостях у песочной Феи

1. ЗНАКОМСТВО (звучит музыка)

    Это – песочная фея, добрая волшебница. Она очень любит детей и хочет с вами познакомиться, а мы ее верные помощники поможем ей в этом. (здороваться с каждым и прикреплять бейджик)

 

2. ПОКАЗ СЛАЙДОВ

 

3. ПРАВИЛА

    Ребятки в каждой стране есть свои правила, и у вас они наверное тоже есть. Перечислите,  где используются  правила (в игре, в спорте, в учебе, правила дорожного движения и т. д.) Правильно!

     Песочная Фея загрустила, потому что её подружки-песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. И песочная Фея просит вас, малыши:

1.     Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался – покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. (Нельзя выбрасывать песок из песочницы.)

2.     Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. (Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей).

3.     Песочная Фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. (Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу).                                                         

 

4. ЗАДАЧИ

     Ребятки, что вы ждете от знакомства с песочной Феей? Чему хотели бы научиться? (ответы детей).

    Давайте все вместе подойдем к столам и познакомимся с песком.

 

5. ЗНАКОМСТВО С ПЕСКОМ

    Фея просит вас нежно, а потом сильно поздороваться с песком

 - дотрагиваться до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй, затем всеми пальцами одновременно;

 - сжать кулак с песком, затем медленно высыпать его в песочницу;

 - дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной.

  Какие у вас ощущения? (тепло-холодно, приятно-неприятно, колючее, шершавое…)

6. УПРАЖНЕНИЯ

     Песочный дождик (медленно или быстро сыпать песок из своего кулака, на свою ладонь или взрослого, глаза можно закрыть)

     Необыкновенные следы (медведи – надавливать кулачками, зайцы – кончиками пальцев в разных направлениях, ползут змейки, бегут жучки-паучки, крокозябла – дети создают следы сами).

     Узоры на песке (пальцами, ребром ладони, кулаком)

 

7. МАСТЕР КЛАСС

     Песочная Фея хочет сделать вам подарок. Она предлагает разделиться на две команды и отправиться в сказочное путешествие. (аппликация с использованием цветного песка).     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_pesku.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Поиграйте в песок вместе с ребенком. Положите ладони на песок и расскажите ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проэктивные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Игры с песком

  - развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

  - снимают мышечную напряжённость;

  - помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

  - развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой дляребёнка форме (принцип доступности информации);

  - стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

  - позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

  - преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

  - развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

  - совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

  - способствуют расширению словарного запаса;

  - помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;  позволяют развивать

фонематический слух и восприятие;

  - способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

  - помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко: 

Вредных нет детей в стране —

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок — мирная страна.

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Дети, поняли меня?

Или надо повторить?!

Чтоб запомнить и дружить! 


Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Для специалиста действуют три правила.


  Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения.

  Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

  Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

В гостях у песочной Феи

1. ЗНАКОМСТВО (звучит музыка)

    Это – песочная фея, добрая волшебница. Она очень любит детей и хочет с вами познакомиться, а мы ее верные помощники поможем ей в этом. (здороваться с каждым и прикреплять бейджик)

2. ПОКАЗ СЛАЙДОВ

3. ПРАВИЛА

    Ребятки в каждой стране есть свои правила, и у вас они наверное тоже есть. Перечислите,  где используются  правила (в игре, в спорте, в учебе, правила дорожного движения и т. д.) Правильно!

     Песочная Фея загрустила, потому что её подружки-песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. И песочная Фея просит вас, малыши:

  1. Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался – покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. (Нельзя выбрасывать песок из песочницы.) 
  2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. (Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей).
  3. Песочная Фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. (Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу).                                                          

4. ЗАДАЧИ

     Ребятки, что вы ждете от знакомства с песочной Феей? Чему хотели бы научиться? (ответы детей).

    Давайте все вместе подойдем к столам и познакомимся с песком.

5. ЗНАКОМСТВО С ПЕСКОМ

    Фея просит вас нежно, а потом сильно поздороваться с песком

 - дотрагиваться до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй, затем всеми пальцами одновременно;

 - сжать кулак с песком, затем медленно высыпать его в песочницу;

 - дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной.

  Какие у вас ощущения? (тепло-холодно, приятно-неприятно, колючее, шершавое…)

6. УПРАЖНЕНИЯ

     Песочный дождик (медленно или быстро сыпать песок из своего кулака, на свою ладонь или взрослого, глаза можно закрыть)

     Необыкновенные следы (медведи – надавливать кулачками, зайцы – кончиками пальцев в разных направлениях, ползут змейки, бегут жучки-паучки, крокозябла – дети создают следы сами).

     Узоры на песке (пальцами, ребром ладони, кулаком)

7. МАСТЕР КЛАСС

     Песочная Фея хочет сделать вам подарок. Она предлагает разделиться на две команды и отправиться в сказочное путешествие. (аппликация с использованием цветного песка).    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект интегрированного подгруппового коррекционного занятия (математика, элементы пескотерапии).

Тема: «Путешествие в страну Цифр».Педагог: Черанёва Лариса Юрьевна.Время: 15.15 – 15.45Цель: Развитие у детей тактильно – кинестетической чувствительности и...

Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ.

Презентация : "Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе  учителя-логопеда ДОУ." \Игра с песком - это естественная и доступная форма деятельности для детей. Игры с песком разн...

Пескотерапия в логопедической работе

Использование нетрадиционной методики в логопедической работе...

Пескотерапия,как одно из средств развития речи детей.

             Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто ...

Пескотерапия в работе логопеда

Пескотерапия в работе логопеда...

Долгосрочный исследовательско-творческий проект «Пескотерапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения»

Данный материал имеет коррекционную направленность при использовании песка на коррекционных занятиях с детьми с нарушениями зрения...