Пескотерапия,как одно из средств развития речи детей.
классный час по логопедии (старшая группа) по теме
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проэктивные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельным. Они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты. В отношениях со взрослыми очень часто проявляется сильная привязанность к кому-либо.
У многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи, и т.д.
Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит дольше сохранить работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче.
Упражнения и игры, представленные далее, на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дошкольник учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_peskom.docx | 16.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие диафрагмального дыхания
Перед началом работы необходимо обучить детей следующим правилам: «Набирай воздух через нос, не поднимай плечи, и не надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся дуть, чтобы воздушная струна была очень долгой.
«Выровняй дорогу»- от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребёнок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.
«Что под песком»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
«Ямка»- ребёнок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот, медленно и плавно, долгой струёй выдуваем ямку в песке.
«Помоги зайцу»- в песке делается три- четыре углубления- «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
«Дорога к другу»- на песке расставляется две игрушки. Нужно длительной плавной струёй образовать на песке дорожку от одной игрушки к другой.
«Песочный ветер»- дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок. Детям постарше можно предложить, сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
«Добрый великан»- из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка). Ребёнок, дуя на песочную гору, разрушая её, помогая герою продолжить свой путь.
«Путешествие»- на песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейка, жуки. С помощью воздушной струи ребёнок передвигает фигурки с заданного места. Выдох на язык- лопаточку можно использовать при постановке свистящих звуков.
Артикуляционные упражнения
«Лошадка»- щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично в такт щёлкать «скакать по песку». Или воде.
«Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл- бл- бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.
«Качели»- языком ритмично двигать вверх- вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
«Часики»- языком ритмично двигать вправо- влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать в том же направлении по песку.
«Накажи непослушный язычок»- губами ритмично шлёпать по высунутому языку «пя- пя-пя, бя- бя- бя», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.
Автоматизация звуков
«Заведи мотор машины»- произносить звук [Р], проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения- рисовать по песку букву Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написанные буквы с произнесением звука.
«Горочка»- набрать в руку песок и произносить звук [C], насыпая горку. Вариант этого упражнения- выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек со звуком [С] и набрав песок , произнося этот звук, засыпать её.
«Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиками или легко отшлепывая по песку.
«Совпадение»- логопед закапывает в песок игрушки со звуком [Ш]: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы, игрушка на песке обозначать невысоким холмиком. Затем предлагает ребёнку вспомнить игрушки, в названиях которых есть звук [Ш]. Ребёнок называет игрушку и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребёнком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
Развитие фонематического слуха
«Спрячь ручки»- прятать руки в песок или воду, услышав заданный звук.
«Слоговые дорожки»- рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
«Два моря»- таз делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например: в «море [C]» и в «море [Ш]»).
«Два города »- под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок отхлопывает и раскладывает на две группы.
Формирование слоговой структуры слова.
«Полоски»- ребёнок чертит на песке заданной количество полосок, затем по их количеству придумывает слово.
«Исправь ошибку»- логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
«Раздели на слоги»- ребёнок печатает на песке заданное(или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.
Словарная работа.
«Родные слова»- в играх с песком образуются родственные слова: песок, песочек, песочница, песочные (часы).
«Я делал – я сделал»- глаголы первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени: закапываю (в песок)- закапывал и т.д.
Для обогащения словаря по разным темам используются мелкие муляжи, которые используются для игр с песком.
Совершенствование грамматического строя речи.
«Лодочка»- в этом игровом упражнении можно учить, правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:
Предлоги: от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед.
Приставочные глаголы: построили, пристроили, надстроили.
Наречия: далеко, близко, медленно, глубоко, быстро.
«Чего не стало»- игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.
Это упражнение используется в работе с песком, когда логопед стирает части предметов на песочной картинке, а затем просит ребёнка рассказать, что изменилось в картинке.
«Подбери слово»- ребёнок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка- полосатая, кораблик- лёгкий, блюдце- пластмассовое).
Звуковой анализ слова и предложения.
На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.
Обучение грамоте.
«Напиши на песке»- ребёнок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребёнок читает.
Связная речь.
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые предложения, так и сложные.
«Дорисуй картинку и составь предложение»- логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребёнка- дорисовать песочную картину и составить по ней предложение (Таня держит в руке воздушный шар). Фрагмент проговаривается в момент действия.
«Начни предложение»- ребёнок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребёнок) заканчивает фразу.
«Друзья»- при рисовании на песке, ребёнок составляет сложные предложения (У Тани воздушный шар, а у Миши- резиновый мяч).
«Что случилось?»- при создании картины на песке ребёнок составляет сложноподчинённые предложения (Таня горько плачет, потому что её шарик лопнул. Кораблик перевернулся, потому что была буря).
Особенно любят дети сочинять сказки и небылицы.
В процессе рисования на песке и одновременного рассказывания дети, дополнительно используют короткие веточки, шишки, косточки плодов, пуговки, счетные палочки, которые становятся пришельцами из космоса, сказочными драконами, волшебниками.
Использование игр и игровых упражнений с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми со стёртой формой дизартрии достаточно эффективны. Они вызывают у детей положительные эмоции, желание вновь и вновь играть, и сочетаются с другими видами ежедневной коррекционной работы: с движениями, игрой с мячом, дыхательной гимнастикой, работой над звукопроизношением, грамматикой, связной речью и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование пословиц и поговорок русского народа на занятиях в общеобразовательной школе как одно из средств развития речи детей
Об использовании пословий и поговорок на школьных занятиях...
Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей...
Консультация для родителей. Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...
Консультация для родителей «Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...
Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств развития речи детей.
Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств развития речи детей. Задача дошкольного воспитания состоит в создании каждому дошко...
Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность – как одно из средств развития речи детей»
В ведущем виде деятельности – игре важное место занимают театрализованные игры. Здесь дети учатся активно расширять свой словарный запас, овладевать умением выполнять определённые роли. В старше...
Консультация для родителей на тему «Теневой театр как одно из средств развития речи детей»
Практический материал для родителей для создания домашнего теневого театра....