Игровая деятельность как средство социализации ребенка среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа) по теме
Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятие, образного мышления, воображения. Появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У детей формируются представления о доступных их пониманию конкретных фактах общественной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_deyatelnost_kak_sredstvo_sotsializatsii_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие игровой деятельности
как средство социализации ребенка среднего дошкольного возраста.
«Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятие, образного мышления, воображения. Появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У детей формируются представления о доступных их пониманию конкретных фактах общественной жизни».[1]
В данный период закладываются основы нравственности. Ребенок усваивает основные моральные нормы, принятые в нашем обществе. Нормы поведения.
«Возрастает активность ребенка в разных видах деятельности: игровой, трудовой, учебной. Возникает самостоятельная игровая деятельность. Психологи называют игру ведущей деятельностью дошкольника. Впервые это название употребил выдающийся советский ученый Алексей Николаевич Леонтьев. Ведущая деятельность – та, что ведет вперед, способствует развитию психических процессов, образованию новых качеств личности».[2]
«Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- Развитие игровой деятельности;
- Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми ( в том числе моральным);
- Формирование у ребенка гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».[3]
Игра выполняет свою важную роль в воспитании дошкольника, в его социально-личностном развитии. Теория и практика игры включает в себя многообразный комплекс различных проблем и вопросов. Основными из которых являются классификация детских игр и методика руководства ими.
Условно все детские игры можно разделить на 3 большие группы:
1.Сюжетно-ролевые творческие игры.
2. Игры с правилами.
3. Театрализованные игры
Сюжетно-ролевые творческие игры включают в себя:
- игры на бытовые темы;
- игры с производственной тематикой;
- строительные игры, игры с природным материалом;
- игры с общественно-политической тематикой;
- театрализованные игры;
- игры-забавы и развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные.
Дидактические игры:
Игры с предметами и игрушками;
Словесные дидактические игры;
Настольно-печатные игры;
Музыкально-дидактические.
Подвижные игры:
Сюжетные;
Бессюжетные;
С элементами спортивных игр.
Сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место в жизни детей 4-5 лет. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. В игровую среду необходимо включать игрушки, отражающие предпочтения, как мальчиков, так и девочек. Игровые интересы мальчиков и девочек обусловлены как половой принадлежностью, так и современной социокультурной средой.
В совместных с воспитателем играх, содержащих 2-3 роли формируется у детей умение договариваться, распределять между собой материал, согласовывать действия
«Важно побуждать детей к планированию. То есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощаться в игре, учить их описывать сюжетные события, называть круг действующих лиц (персонажей) в игре. Так же необходимо вызвать речевую активность ребенка, учить вступать в диалог со сверстниками. Для обозначения игровой ситуации нужно помочь малышу обустроить игру при помощи необходимых атрибутов (пилотки для военного, повязки с красным крестом для медсестры), а так же сюжетных игрушек и различного полифункционального материала (модулей, шишек, кубиков, брусков, колесиков и др.)».[4] Одновременное использование в игре предметов-заместителей и игрушек, с одной стороны, способствует адекватному восприятию ситуации и развитию замысла, а с другой стороны – развитию символической функции сознания.
Можно предложить практический материал, который возможно использовать для развития игровой деятельности детей 4-5 лет:
- игры в семью;
-игры в транспорт;
- игры в больницу;
- игры в магазин;
- игры в мастерскую;
- игры в парикмахерскую;
- игры в почту;
-игры в детский сад.
Наиболее востребованными сюжетами у детей средней группы становятся игры в семью. Играя в дочки-матери, дети проигрывают отношения родителей и их детей. При этом они довольно часто используют в игре кукол, мишек и другие игрушки, но их внимание больше привлекают не сами предметы, а семейные отношения. Ребенок должен отражать характер главной роли. Так, если ребенок берет роль мамы, то он знает, что может делать мама (кормить ребенка, водить его в детский сад, покупать игрушки и др.).
Примерная тематика и ролевое сопровождение сюжетно-ролевой игры или игры-ситуации: «СЕМЬЯ»
- Совместный отдых
- Встреча (проводы)
- Уборка
- Ремонт квартиры.
- Приготовление подарков.
- Подготовка к празднику.
- Забота (о людях, животных).
Роли: Мама, папа, дети, внуки, бабушка, дедушка. Сестры. Братья. Соседи, друзья.
Игровые действия и поведение. Приезжать из командировки, приходить с работы, встречать и провожать гостей, убирать квартиру, ремонтировать квартиру, готовить еду, вызывать врача для членов семьи.
Любимыми сюжетами у детей 4-5 лет остаются игры в больницу. Ролевые действия продолжают отражать жизненный опыт детей. (Медсестра делает уколы, ставит градусник, выдает таблетки, продавец отпускает товар, считает деньги, шофер привозит продукты, а так же могут выступать в роли грузчиков).
Дети, исходя из своего жизненного опыта, могут проигрывать различные ситуации, происходящие в медицинских кабинетах, так как каждый из них хотя бы раз побывал в поликлинике.
Примерная тематика и ролевое сопровождение сюжетно-ролевой игры или игры-ситуации: «БОЛЬНИЦА»
- Больница
- Поликлиника (кабинет врача, процедурный кабинет, регистратура)
- Травпункт.
- Аптека.
- Ветеринарная клиника.
Роли: Врач (доктор); ветеринар, больной, медсестра, аптекарь.
Игровые действия и поведение. Осматривать больного (слушать. Ставить градусник, осматривать больное место); лечить; назначать лечение и отпускать процедыры, лекарства, делать уколы, прививки.
Играя в детский сад педагогу важно обращать внимание детей на особенности взаимоотношений воспитателя и воспитанников и на ситуации, которые ежедневно возникают в детском саду ( в группу пришел новичок, воспитатель учит рисовать и т.д.
Примерная тематика и ролевое сопровождение сюжетно-ролевой игры или игры-ситуации: «ДЕТСКИЙ САД».
- Занятия с воспитателями (музыкальными руководителями)
- Труд в детском саду и на участке.
- Прогулки 9игры, наблюдения, экскурсии)
- В музее и на выставке в детском саду.
- В театральной комнате.
Роли: Воспитатель, воспитанник, музыкальный руководитель.
Игровые действия и поведение. Проводить занятия и развлечения; учить трудиться на участке и в игровых комнатах; учить правильному поведению на участке и в игровых комнатах, готовить сцену к выступлению.
Примерная тематика и ролевое сопровождение сюжетно-ролевой игры или игры-ситуации: «ПАРИКМАХЕРСКАЯ».
- Парикмахерская (мытье, окрашивание волос, завивка, укладка, стрижка, прическа, маникюр.
- Салон красоты 9макияж, солярий, маски и ванночки, прически, стрижки, маникюр.
Роли: Мастер (парикмахер, мастер по маникюру, массажист, косметолог, клиент, администратор).
Игровые действия и поведение: оформлять заказ, мыть голову шампунем, стричь, завивать, красить волосы, делать прическу, покрывать волосы лаком, красить ногти лаком, делать массаж).
Для мальчиков можно рекомендовать такие ситуации: подводная лодка, гараж, корабль.
Таким образом можно сделать вывод:
«Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоночальных представлений социального характера и включает детей в систему социальных отношений».[5]
Детская игривость – ценнейшее природное свойство. Игривость – квинтетэссенция психического и физического здоровья ребенка. Это та благодатная основа, на которой взрослый может строить ценнейший детский мир. А сюжетно-ролевая игра является одной из ведущей деятельности в формировании у ребенка гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
Использованная литература:
- Веракса Н.Е. Образовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Изд.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва,2013.
- Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности». Сиситема работы в средней группе детского сада. Изд.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, Москва, 2012.
- Дергунская В.А., Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет. Изд. Центр педагогического образования. Москва, 2012.
- Короткова Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников. Журнал ребенок в детском саду 34, 2006 год, стр.84.
- Поддьяков Н. «Игровая позиция» - важнейшее качество личности дошкольника. Жур
- Русскова Л.В. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду». Изд.: Просвещение, Москва, 1986.
[1] Русскова Л.В. «Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду».
Изд.: Москва. Просвещение. 1986 год
[2] Венгер Л.А. «Домашняя школа мышления». Изд. «Знание» Москва, 1983 год.
[3] Веракса Н.Е. Образовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Изд.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва,2013.
[4] Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада». –
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
[5] Веракса Н.Е. Образовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Изд.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва,2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность как средство социализации ребенка дошкольного возраста.
Материал представлен в виде презентации. Подготовила воспитатель Рыбас Дарья Юрьевна....
«Игровая деятельность в развитии социализации детей младшего дошкольного возраста»
I. Анализ предметно-развивающей среды на соответствие ФГТ:задачи;принципы построения предметно-развивающей среды;требования к организации предметно-развивающей среды.II. Создание предметно-развивающей...
Игровая деятельность как средство социализации ребенка среднего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятие, образного мышления, воображения. Появляется гот...
Отчёт по самообразованию "Театрализованная деятельность как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"
Тема: "Театрализованная деятельность как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"...
Театрализованная деятельность как средство социализации детей среднего дошкольного возраста
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.Решение этих...
Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ
Формирование у детей социальных навыков посредством театрализованной деятельности при взаимодействии ДОУ и семьи....
Развитие игровой деятельности как средство социализации ребенка среднего дошкольного возраста.
laquo;Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения. Появляе...