Методическая разработка для воспитателей по методу проектной деятельности
учебно-методический материал по теме

Бытова Татьяна Васильевна

В данной разработке определены теаретические основания составления педагогического проекта, представлена примерная структура проекта и разработан шаблон  представления педагогического проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработала

 старший воспитатель детского сада №31  

город Асбест

Методическая разработка для воспитателей

по  разработке педагогических проектов

***Метод проектной деятельности

*Концептуальные основы

понимание роли развития личности ребенка в детском саду

(ребенок, который научился правильно есть ложкой – это не характеристика личности)

*Характеристика личности

Человек делает что-то такое, что отличает его от других

Это отличие очень важно и полезно для других

*Что способствует личностному развитию человека

Поддержка активности личности

(оценка деятельности, направленная на создание нового)

Социальная презентация результатов деятельности

Пример  (композитор сочинил песню песня стала шлягером забыли  новая песня) – творческий продукт создан и предъявлен обществу

*Поддержка творческого начала личности

***Поиск форм, в которых можно осуществить данную поддержку:

Образовательная работа в детском саду рассматривается в двух направлениях:

Максимальная свобода действий

Действия сильно ограничены, ребенок должен следовать указаниям взрослого

Отрицательные моменты данных направлений

Ребенок действует в пространстве возможностей, у него развивается креативность, но не гарантируется достаточный уровень развития для школы

Ребенок не может самореализоваться и нет личностного роста

*Проблема развития личности в детском саду – очень серьезная и трудная

Решение проблемы:

Предоставить ребенку возможность проявить свою индивидуальность

Ребенок должен не просто двигаться  в пространстве возможностей, но и уметь оформить результаты этого движения, создавая собственные культурные продукты

Но в организованных формах детского сада такой возможности нет

*Еще один важный аспект:

Только во взаимодействии со сверстниками ребенок может проявить инициативу и получить оценку своих действий

Именно это влияет на личностное развитие ребенка

Излишняя опека, снисходительно-регламентирующее поведение взрослых препятствует личностному развитию ребенка

Формальное отношение к деятельности ребенка

С пример: слепили поделку – молодец и положили на шкафчик и все

*Продуктивные виды деятельности:

Инструкция педагога

Ребенок создает работу

Результат освоения программно -методического содержания

Игра – ведущая деятельность:

Ребенок проявляет собственную инициативу только в ходе игры (атрибутика, замысел – все это инициатива педагога

Продукта игровой деятельности нет

*Сложная задача педагога:

Выявить и поддержать адекватную форму проявления детской инициативы, которая бы развивала творческое начало личности ребенка

Ребенок взял бумагу, карандаш и нарисовал рисунок – это не проектная деятельность

Раздали детям семена, посеяли лук, поставили на окно – это не проект

***Основная цель проектного метода

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

*Условия проектной деятельности – проблемная ситуация

*Проектирование – это развитие познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников.

*Задачи, решаемые в процессе проектирования:

Относительно детей

  1. образовательная – учить…, расширять знания об окружающем мире…
  2. воспитательная – воспитывать….
  3. развивающая – акцент на практических навыках и умениях…

Задачи, решаемые в процессе проектирования:

Относительно педагога

  1. воспитатель постоянно находится в пространстве возможностей, формируется умение применения нестандартных, не шаблонных действий
  2. происходит ежедневный творческий личностный рост

Задачи, решаемые в процессе проектирования:

Относительно родителей

  1. развитие детско-родительских отношений
  2. жизнь ребенка и родителей наполняется творческим содержанием

Проектный метод – это интегративный метод обучения

Интегрированный метод обучения -  инновационный метод. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

*Варианты использования проектного метода

Полная интеграция (один из приоритетных разделов интегрируется с другими разделами программы)

Примером полной интеграции является интеграция экологического воспитания с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим развитием.

Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое)

Пример частичной интеграции – интеграция худож.литературы и изодеятельности. Разнообразные виды искусства внутри худож.-эстетич. направления могут быть интегрированы с театрализованной деятельностью в разделе ОБЖ.

Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема

*Виды проектов:

исследовательско-творческие:

дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, сборников стихов, рассказов и пр.;

ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и так далее);

творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

*Примерная тематика и названия педагогических проектов

Комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

Межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду»;

Творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду»;

Групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Веселая астрономия»;

Индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»;

Исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

***Вывод:

Проект создается ради ребенка, во имя ребенка и имеет практическую направленность и презентация результатов в разных формах.

Приложение №1

Шаблон составления проекта

Педагогический проект

  1. Введение
  • актуальность (первая категория – федеральные и региональные документы, значимость для города, для ДОУ, для себя;  вторая категория – региональные документы, локальные документы, значимость для ДОУ, для себя)
  • объект (часть, сторона целостного  педагогического процесса, которая будет исследоваться, например, процесс развития наглядно-образного мышления – должно быть узкое направление)
  • предмет (педагогические условия, которые позволяют сделать этот процесс более эффективным – раскрыть основные и значимые)
  • гипотеза (если…. то……) выдвигается предположение о том, какие условия будут способствовать решению проблемы исследования, повышению качества педагогического процесса
  • цель исследования
  • задачи исследования (их количество на усмотрение аттестующегося – для конкретизации цели)
  • методы исследования
  1. Теоретическая часть
  • аналитический обзор литературы (с обязательной ссылкой на список прилагаемой литературы)
  • психолого-педагогическое обоснование проблемы исследования ( на основе теоретического анализа и цели исследования, проблема должна быть сформулирована очень конкретно – планируемый результат… невозможен без…. осуществления какой-то деятельности или… что-то другое…)

3.  Практическая часть

  • этапы педагогического эксперимента планируется на 5 лет)

1.Констатирующий

2.Формирующий

3.Контрольный

Диагностика исследуемых умений, качеств у детей

(запланированная система работы с детьми)

Методика развития исследуемых умений, качеств, разработанная автором, особенности обучения детей по этой методике

Диагностика сформированных умений, качеств после эксперимента

  1. Заключение
  • Выводы, результаты
  • Педагогические рекомендации
  • Практическая значимость работы
  1. Список литературы (по алфавиту, автор, инициалы, название книги, издательство, год)
  2. Приложения (если аттестующийся видит в этом необходимость – для иллюстрации своей деятельности, каждое приложение под номером  №1, №2 и т.д.)

Приложение №2

Педагогический проект – это пять «П»

Проблема     Планирование (проектирование)    Поиск информации

Продукт    Презентация

ПОРТФОЛИО

(собраны все рабочие материалы, конспекты, отчеты, черновики и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе через организацию совместной проектно-игровой, досуговой и продуктивной деятельности.»

Методическая разработка для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе через организацию совместной проектно-игровой, досуговой и продуктивной деятельности.»...

Методические рекомендации для воспитателей по использованию проектной деятельности в обучении дошкольников рассказыванию по картине

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. И одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуале...

Методическая разработка .Конспект занятия с элементами проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Фруктовая лаборатория»

quot;Фруктовая лаборатория" Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах фруктов.Задачи:Закреплять знания детей о здоровом образе жизни;Развивать восприятие, умение...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку «Познавательное развитие детей в проектной деятельности на основе преемственности дошкольного и начального образования»

РЕЦЕНЗИЯна методическую разработку «Познавательное развитие детей в проектной деятельности на основе преемственности дошкольного и начального образования»...

Методическая разработка «Познавательное развитие детей в проектной деятельности на основе преемственности дошкольного и начального образования»

Методическая разработка«Познавательное развитие детей в проектной деятельности на основе преемственности дошкольного и начального        образования»...

Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации»

Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации»...