Методическая разработка для воспитателей по методу проектной деятельности
учебно-методический материал по теме
В данной разработке определены теаретические основания составления педагогического проекта, представлена примерная структура проекта и разработан шаблон представления педагогического проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
в помощь воспитателю для разработки педагогического проекта | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработала
старший воспитатель детского сада №31
город Асбест
Методическая разработка для воспитателей
по разработке педагогических проектов
***Метод проектной деятельности | |||
*Концептуальные основы | |||
понимание роли развития личности ребенка в детском саду (ребенок, который научился правильно есть ложкой – это не характеристика личности) | |||
*Характеристика личности | |||
Человек делает что-то такое, что отличает его от других | Это отличие очень важно и полезно для других | ||
*Что способствует личностному развитию человека | |||
Поддержка активности личности (оценка деятельности, направленная на создание нового) | Социальная презентация результатов деятельности | ||
Пример (композитор сочинил песню песня стала шлягером забыли новая песня) – творческий продукт создан и предъявлен обществу | |||
*Поддержка творческого начала личности | |||
***Поиск форм, в которых можно осуществить данную поддержку: | |||
Образовательная работа в детском саду рассматривается в двух направлениях: | |||
Максимальная свобода действий | Действия сильно ограничены, ребенок должен следовать указаниям взрослого | ||
Отрицательные моменты данных направлений | |||
Ребенок действует в пространстве возможностей, у него развивается креативность, но не гарантируется достаточный уровень развития для школы | Ребенок не может самореализоваться и нет личностного роста | ||
*Проблема развития личности в детском саду – очень серьезная и трудная | |||
Решение проблемы: | |||
Предоставить ребенку возможность проявить свою индивидуальность | |||
Ребенок должен не просто двигаться в пространстве возможностей, но и уметь оформить результаты этого движения, создавая собственные культурные продукты | |||
Но в организованных формах детского сада такой возможности нет | |||
*Еще один важный аспект: | |||
Только во взаимодействии со сверстниками ребенок может проявить инициативу и получить оценку своих действий | |||
Именно это влияет на личностное развитие ребенка | |||
Излишняя опека, снисходительно-регламентирующее поведение взрослых препятствует личностному развитию ребенка | |||
Формальное отношение к деятельности ребенка | |||
С пример: слепили поделку – молодец и положили на шкафчик и все | |||
*Продуктивные виды деятельности: | |||
Инструкция педагога | Ребенок создает работу | Результат освоения программно -методического содержания | |
Игра – ведущая деятельность: | |||
Ребенок проявляет собственную инициативу только в ходе игры (атрибутика, замысел – все это инициатива педагога | Продукта игровой деятельности нет | ||
*Сложная задача педагога: | |||
Выявить и поддержать адекватную форму проявления детской инициативы, которая бы развивала творческое начало личности ребенка | |||
Ребенок взял бумагу, карандаш и нарисовал рисунок – это не проектная деятельность | Раздали детям семена, посеяли лук, поставили на окно – это не проект | ||
***Основная цель проектного метода | |||
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. | |||
*Условия проектной деятельности – проблемная ситуация | |||
*Проектирование – это развитие познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. | |||
*Задачи, решаемые в процессе проектирования: Относительно детей | |||
| |||
Задачи, решаемые в процессе проектирования: Относительно педагога | |||
| |||
Задачи, решаемые в процессе проектирования: Относительно родителей | |||
| |||
Проектный метод – это интегративный метод обучения | |||
Интегрированный метод обучения - инновационный метод. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. | |||
*Варианты использования проектного метода | |||
Полная интеграция (один из приоритетных разделов интегрируется с другими разделами программы) Примером полной интеграции является интеграция экологического воспитания с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим развитием. | Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое) Пример частичной интеграции – интеграция худож.литературы и изодеятельности. Разнообразные виды искусства внутри худож.-эстетич. направления могут быть интегрированы с театрализованной деятельностью в разделе ОБЖ. | Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема | |
*Виды проектов: | |||
исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, сборников стихов, рассказов и пр.; | ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); | информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и так далее); | творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»). |
*Примерная тематика и названия педагогических проектов | |||
Комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»; | Межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»; творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду»; | Творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду»; | |
Групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Веселая астрономия»; | Индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»; | Исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье». | |
***Вывод: Проект создается ради ребенка, во имя ребенка и имеет практическую направленность и презентация результатов в разных формах. |
Приложение №1
Шаблон составления проекта
Педагогический проект
- Введение
- актуальность (первая категория – федеральные и региональные документы, значимость для города, для ДОУ, для себя; вторая категория – региональные документы, локальные документы, значимость для ДОУ, для себя)
- объект (часть, сторона целостного педагогического процесса, которая будет исследоваться, например, процесс развития наглядно-образного мышления – должно быть узкое направление)
- предмет (педагогические условия, которые позволяют сделать этот процесс более эффективным – раскрыть основные и значимые)
- гипотеза (если…. то……) выдвигается предположение о том, какие условия будут способствовать решению проблемы исследования, повышению качества педагогического процесса
- цель исследования
- задачи исследования (их количество на усмотрение аттестующегося – для конкретизации цели)
- методы исследования
- Теоретическая часть
- аналитический обзор литературы (с обязательной ссылкой на список прилагаемой литературы)
- психолого-педагогическое обоснование проблемы исследования ( на основе теоретического анализа и цели исследования, проблема должна быть сформулирована очень конкретно – планируемый результат… невозможен без…. осуществления какой-то деятельности или… что-то другое…)
3. Практическая часть
- этапы педагогического эксперимента планируется на 5 лет)
1.Констатирующий | 2.Формирующий | 3.Контрольный |
Диагностика исследуемых умений, качеств у детей (запланированная система работы с детьми) | Методика развития исследуемых умений, качеств, разработанная автором, особенности обучения детей по этой методике | Диагностика сформированных умений, качеств после эксперимента |
- Заключение
- Выводы, результаты
- Педагогические рекомендации
- Практическая значимость работы
- Список литературы (по алфавиту, автор, инициалы, название книги, издательство, год)
- Приложения (если аттестующийся видит в этом необходимость – для иллюстрации своей деятельности, каждое приложение под номером №1, №2 и т.д.)
Приложение №2
Педагогический проект – это пять «П»
Проблема Планирование (проектирование) Поиск информации
Продукт Презентация
ПОРТФОЛИО
(собраны все рабочие материалы, конспекты, отчеты, черновики и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе через организацию совместной проектно-игровой, досуговой и продуктивной деятельности.»
Методическая разработка для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе через организацию совместной проектно-игровой, досуговой и продуктивной деятельности.»...
Методические рекомендации для воспитателей по использованию проектной деятельности в обучении дошкольников рассказыванию по картине
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. И одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуале...
Методическая разработка .Конспект занятия с элементами проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Фруктовая лаборатория»
quot;Фруктовая лаборатория" Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах фруктов.Задачи:Закреплять знания детей о здоровом образе жизни;Развивать восприятие, умение...
РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку «Познавательное развитие детей в проектной деятельности на основе преемственности дошкольного и начального образования»
РЕЦЕНЗИЯна методическую разработку «Познавательное развитие детей в проектной деятельности на основе преемственности дошкольного и начального образования»...
Методическая разработка «Познавательное развитие детей в проектной деятельности на основе преемственности дошкольного и начального образования»
Методическая разработка«Познавательное развитие детей в проектной деятельности на основе преемственности дошкольного и начального образования»...
Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации»
Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации»...