Методическая разработка «Познавательное развитие детей в проектной деятельности на основе преемственности дошкольного и начального образования»
материал

Методическая разработка

«Познавательное развитие детей в проектной деятельности на основе преемственности дошкольного и начального        образования»               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

                            УТВЕРЖДАЮ :

Заведующий  

С. В. Камбулатова

                                Методическая разработка

«Познавательное развитие детей в проектной деятельности на основе преемственности дошкольного и начального        образования»                

Разработчик: Гамзатова П. Г.

                       

Начиная свою работу по этой теме, мне хотелось бы сказать, что проблема познавательного развития в рамках готовности ребенка к обучению в школе была актуальна всегда и изучалась многими известными людьми. Для решения проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования важными были и являются положения С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович и многих других известных ученых. Анализ научной литературы позволяет говорить, что важнейшей стороной готовности к школьному обучению, является всестороннее развитие ребенка, умение принимать систему требований, предъявляемых школой и учителем. Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У программы детского сада – это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению).     Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения.

                    Важность задач воспитания и развития дошкольников в преемственности между дошкольным и начальным образованием также отражена в ряде федеральных документов, в таких, как

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования №1155 от 17.10.2013г
  3. Основная образовательная программа дошкольного образования
  4.   Концепция дошкольного воспитания

     Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС в ДО введен с 1 января 2014 года) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы, именно он одним из важнейших направлений определяет обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

                      Особенностью новых стандартов является формирование и развитие у детей учебной деятельности - умение учиться, без которого в дальнейшем невозможно строить систему непрерывного образования. Изменяется роль учителя и ученика в учебно-воспитательной работе. В процессе обучения не ученик подстраивается под сложившийся стиль учителя, а учитель, обладающий более разнообразным технологическим инструментарием, подстраивает и согласовывает приемы и методы с познавательным стилем ребенка. Учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры. Нет субъектов и объектов обучения, а есть школа сотрудничества.

                      В организации работы по данной проблеме опираюсь на позицию   и высказывания великих людей, что «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно»  ( Л. Н. Толстой ).  Только преемственность между дошкольным и начальным образованием позволяет обеспечить непрерывность, согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания детей.

                       Поэтому прежде чем начать работать по этой теме, необходимо было создать методические условия:

               1. Организация предметно –развивающей среды в соответствии с ФГОС, учитывая возрастные особенности;                                                                                

               2.   Постановка цели, разработка содержания образовательно-воспитательного процесса, составления плана работы

               3. Поиск эффективных форм и методов;                                                                  

               4. Привлечение родителей;    

               5.  Обмен опыта с коллегами и работниками образования в   профессиональных педагогических сетевых сообществах: МААМ.RU, социальная сеть работников образования

                        Цель дошкольного воспитания состоит в создании благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей, творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

                       Перед воспитателем детского сада на уровне дошкольного образования, а далее и учителем начальной школы на уровне начального общего образования стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей, учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного пространства, ориентированного на развитие дошкольников, а в дальнейшем и школьников, и их самореализацию в деятельности. Метод проектов способствует развитию любознательности и стремления находить объяснения своим наблюдениям, учит задавать вопросы и находить ответы, а затем проверять правильность своих ответов путём анализа информации, проведения исследований, тем самым формирует развитие интеллектуальных способностей.

                      Дошкольники и младшие школьники очень любознательны, поэтому проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в учебно-воспитательный процесс. Исходя из этого мной была поставлена цель -

          Обеспечение преемственности дошкольного и начального

 общего образования через проектную деятельность.

                 А также задачи по достижению указанной цели.

              - Развитие коммуникативных навыков.

             - Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребенка через проектную деятельность.

             -Расширение представлений детей об обучении в школе.

             -Воспитание волевых качеств.

             -Формирование навыков исследовательской деятельности.

                     Я начала работать в старшей разновозрастной группе, где были будущие выпускники. Все мы знаем, что поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка.   Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы, т.к. в начальной школе работает творческая группа «ФГОС: опыт, проблемы, перспективы», в которую входят учителя начальных классов и воспитатели, поэтому в начале учебного года на одном из заседаний был разработан совместный проект «Дорогою добра», реализация которого   шла поэтапно.

                На подготовительном этапе была проведена следующая работа:

             - изучение методической литературы;

            -создание предметно – развивающей среды;

            - проведение мониторинга «Психологическая готовность детей к школе;  

            -планирование совместных уроков, посещение занятий в д/с,

            -экскурсии в музеи, библиотеку, совместные театрализованные мероприятия

            -консультации с родителями, проведение совместного классного часа

            («Что такое проектная деятельность» воспитатель С.А. Стожкова, «Особенности организации проектной деятельности в начальной школе» учитель Н.А.Сидорова)

           - рассмотрели и обсудили проект «Дорогою добра» (этапы работы над проектом, паспорт проектной работы, разработка мини проектов)

               Совместно с учителями начальной школы создавали условия предметно-развивающей среды.

                       В школе - учебники, а в ДОУ- условия, т.е. образовательная среда, которая должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Этому направлению в соответствии с ФГОС ДО меня уделяю особое внимание.

                      На основном этапе были проведены мероприятия по реализации проекта «Дорогою добра».  Реализация проекта проводилась планово, через непосредственную образовательную деятельность, которая включает интеграцию образовательных областей, таких как, социально – коммуникативную и познавательную.

                        1.Среди многочисленных мероприятий хотелось бы отметить такие, как: Неделя «Вежливости и доброты» (составление памяток «Вежливые слова.

                    «День комплиментов», рисуем «Символ доброты» и т.), Акции «Дети детям», «Подарок для мамы» «Помоги птицам», «Окажи помощь ветерану, домашнее задание «Конкурс стихов о доброте, о школе», «Придумай загадку» совместные   уроки, классные часы, выставка детско – родительских рисунков и поделок на тему «Школьные принадлежности», школьные праздники, такие, как День защитника Отечества, 8 марта, осенняя ярмарка и другие мероприятия. В течение учебного года работала «Копилка добрых дел», в которой активное участие принимали воспитанники, ученики, родители, учителя и воспитатели дошкольной группы.     Особенно хочется отметить наших родителей, они очень активные, с удовольствием участвуют во всех мероприятиях и конкурсах не только как пассивные слушатели, а как непосредственные участники   образовательного процесса. За это им огромное спасибо.

                        На заключительном этапе реализации проекта был проведен совместный праздник «Путешествие в страну доброты и вежливости», а также   был организован выпуск сборника стихов «Что такое доброта» (родители, ученики, дети)

                       По итогам проведенной работы я провела мониторинг, результаты которого показали достижения   целевых ориентиров социально-коммуникативного и познавательного развития детей, а в частности:

                       Дети научились договариваться друг другом, стали проявлять стремление доставить радость окружающим хорошими поступками, желание заботиться о пожилых людях. Дети стали более самостоятельны в поиске ответов на возникающие вопросы и явления окружающей жизни, стали проявлять активность в участии совместных мероприятиях. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями, дети стали интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.

                    А самое главное, у детей сформировалась осознанная мотивация готовности к школе;                                          

                 Также повысилась родительская компетентность в вопросах предшкольной подготовки, благоприятно проходит адаптационный школьный период.

                       В результате проведённого мониторинга, на лицо положительная динамика сформированности интегративных качеств: улучшились такие качества, как овладение средствами общения и предпосылки учебной деятельностью. На этапе завершения дошкольного образования мы видим здорового, коммуникабельного деятельного, активного, любознательного, инициативного, открытого внешнему миру, доброжелательного и отзывчивого, уверенного в своих силах выпускника.

                      В настоящий момент реализуются исследовательские проекты разной направленности и сроками   реализации

                -   Разработаны консультации для родителей.

               -  Разработан план работы с сотрудниками социума.

               -   Совместно с учителями начальных классов   разработан   план по преемственности и непрерывности воспитания и образования. В этом году я продолжаю работу в этом направлении. В данный момент с детьми подготовительной группы и учениками проведены следующие совместные мероприятия (экскурсии в школьную библиотеку и школьный музей, в класс, проведен конкурс рисунков «Школьные принадлежности», готовится совместный праздник «Осенины».

                         В результате осуществления преемственности между дошкольным и начальным школьным звеном общего образования была проведена большая и плодотворная работа. В течение года ребята посетили уроки математики, физкультуры, рисования.  Совместно с родителями участвовали в проектах, общешкольных мероприятиях. Отсюда мне хочется сделать вывод, что работа по преемственности между дошкольной группой и начальной школой дала следующие результаты:

                        У детей сформировалась осознанная мотивация готовности к школе.                                           Повысилась родительская компетентность в вопросах предшкольной подготовки, благоприятно проходит адаптационный школьный период. В заключении хочу сказать, что проблема преемственности может быть успешна решена только при тесном взаимодействии детского сада и школы.

                           

            Литература, Интернет-ресурсы

Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников»

Москва ,2014

Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ – М.: АРКТИ, 2005;

 Проектирование развития ДОУ. Методическое пособие / С.В. Кузнецова. И кол. Авт. – М. ТЦ сфера. 2006.

Патранова И. Проектный метод //Дошкольное воспитание. 2007 № 3.  Проектирование развития ДОУ. Методическое пособие / С.В. Кузнецова. И кол. Авт. – М. ТЦ сфера. 2006 –

Патранова И. Проектный метод //Дошкольное воспитание. 2007 № 3. с

http://razigrushki.ru 

http://detsad-kitty.ru – «Детсад» - сайт для детей и взрослых

http://razigrushki.ru -  «РазИгрушки» - сайт для детей и их родителей

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство преемственности дошкольного и начального общего образования

Статья намтему:«Проектная деятельность как средство преемственности дошкольного и начального образования»...

Методическая разработка .Конспект занятия с элементами проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Фруктовая лаборатория»

quot;Фруктовая лаборатория" Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах фруктов.Задачи:Закреплять знания детей о здоровом образе жизни;Развивать восприятие, умение...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку «Познавательное развитие детей в проектной деятельности на основе преемственности дошкольного и начального образования»

РЕЦЕНЗИЯна методическую разработку «Познавательное развитие детей в проектной деятельности на основе преемственности дошкольного и начального образования»...

Отчет по самообразованию на тему: «Познавательное развитие детей через проектную деятельность» младшая группа «Капелька»

Закружится мой день неугомонный, И я люблю всю эту чехарду. В нём колокольчик радости бездонной В нём детский смех, вопросы «Почему? Зачем да как? Когда? А раньше было?» И всем ответь, все...