Проект "Техника изонити"
проект (старшая группа) по теме
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, для развития мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Изонить. | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Тайны техники изонити»
Старший дошкольный возраст
Разработала: воспитатель
Безай Ольга Александровна
Новокузнецк 2009
«Представление, что при любом
двигательном тренинге…
упражняются не руки, а мозг, вначале
казалось парадоксальным и лишь с
трудом проникло в сознание педагогов».
Н.А. Бернштейн
«…Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев… Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействия руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума…»
В.А. Сухомлинский
Актуальность
На сегодняшний день в связи с особенностями психического и физического развития детей, а также с изменениями требований к будущим первоклассникам, перед дошкольным образованием особое значение приобретает проблема готовности ребенка к школьному обучению. Одним из основных показателей является уровень сенсомоторного развития. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики. У детей с проблемами в развитии речи, как правило, их формирование затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. У многих детей с проблемами в развитии отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения.
Общая характеристика проекта
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Социализация личности в процессе взаимодействия: дети – дети, дети – педагоги, дети – родители, педагоги – родители.
Объем проекта: 18 занятий, занятия планируются по два ежемесячно; мастер-класс для родителей, консультация «Роль техники изонити в развитии детей дошкольного возраста».
Познавательная ценность проекта заключается в том, что дети знакомятся с новым видом искусства – техникой изонити, которая учит их художественному созданию геометрического узора, развивает сенсомоторику.
Воспитательная ценность:
- сенсорное: развивается цветовосприятие, формирование представлений о внешних свойствах предметов;
- умственное: развивается абстрактное и логическое мышление, плоскостное моделирование; математические представления: геометрические фигуры, количество и счет, ориентировка на плоскости;
- речевое: развивается словарный запас, объяснительная и доказательная речь, грамматический строй речи;
- трудовое: владение иголкой, ниткой, шилом, работа с трафаретом;
- физическое: развивается мускулатура кисти руки, глазомер, острота зрения, координация движений рук под контролем глаз;
- нравственное: воспитание усидчивости, терпения, внимательности, старательности;
- эстетическое: воспитание эстетического вкуса, аккуратности.
Идея проекта: освоение новой технологией способствующей сенсомоторным умениям и интеллектуальному развитию детей. Выставка детских работ «Мир – руками ребенка».
Цель: формировать у детей интерес к познанию нового, совершенствовать
психологические процессы.
Задачи:
- познакомить с техникой изонити;
- формировать знания и умения, позволяющие приобретать практические навыки;
- развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, художественные способности;
- воспитывать эстетический вкус.
Ведущие виды деятельности: познавательная, изобразительная, трудовая.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители, психолог, логопед, совет учреждения.
Условия реализации: группа детей с речевыми нарушениями, специально организованная развивающая среда, демонстрационный материал – образцы, инструменты и материалы для работы.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технические средства: компьютер, магнитофон, аудио запись, слайд-презентация.
Сроки реализации: учебный год.
Формы взаимодействия организаторов
- Формы образовательной работы с детьми
Проект предусматривает осуществление образовательной работы в разных формах:
- на специально организуемых занятиях;
- на занятиях по любым другим продуктивным видам деятельности;
- в играх (сюжетно-ролевых, дидактических);
- при оформлении выставки, как самостоятельный вид деятельности.
- Формы работы с родителями
При овладении техникой изонити детьми, важно осуществлять постоянное взаимодействие родителей и воспитателя. Выработанные навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье, подпитывается интерес детей к ручному труду. Для этого родители должны быть хорошо ознакомлены с работой проводимой педагогом, знать программу проекта и принимать активное участие в его реализации.
Для этого используются такие формы работы как:
- консультации;
- мастер-класс;
- информационные буклеты для родителей;
- выставки детских работ.
- Формы работы с педагогами
Для осуществления преемственности в работе между педагогами дошкольного учреждения и для обмена опытом работы по технике изонити проводятся:
- открытые занятия;
- сообщения на семинарах и педсоветах;
- мастер-классы;
- круглые столы по обмену опытом работы.
Оценка состояния тонкой моторики пальцев рук
и уровня полученных знаний и умений
Для изучения уровня развития мелкой моторики рук проводятся тесты
Н. Озерецкого и М. Гуревича, Т. Кабановой и О. Домниной. Диагностика включает в себя исследование кинестетической стороны движения, оценку тонкой моторики рук и оценку тонкой моторики пальцев рук. На основе полученных данных определяется уровень развития мелкой моторики.
- Низкий уровень. Заторможенность и нескоординированность движений при выполнении заданий, наличие синкинезий в общескелетной и мимической мускулатуре, трудность в переключении движений. Время выполнения заданий более 20 секунд.
- Средний уровень. Выполнение движений в полном объеме в нормальном темпе при небольшой помощи взрослого (повторная инструкция, повторный показ). Ребенок активен, эмоционален. Время выполнения – 15-20 секунд.
- Высокий уровень. Правильно, точно и полно выполняет все задания с первого раза без помощи взрослого. Темп выполнения высокий, время – менее 15 секунд.
Для изучения уровня усвоения полученных знаний и умений в конце реализации проекта проводится итоговое занятие «Чему мы научились!».
Где анализируются умения:
- самостоятельное придумывание рисунка;
- схематичное изображение его в виде углов, овалов, окружностей, завитков;
- подбор инструментов и нитей для выполнения работы;
- выполнение работы.
- Низкий уровень. Придумывает рисунок, но затрудняется в схематичном изображении рисунка и при заполнении элементов (углов, окружностей, овалов, завитков), требуется помощь взрослого.
- Средний уровень. Придумывает сюжет, изображает его схематично из знакомых элементов. Допускает ошибки при заполнении окружностей и завитков, но исправляет их при помощи словесной инструкции или самостоятельно.
- Высокий уровень. При выполнении работы не встречает трудностей. Самостоятельно применяет свои знания в свободной деятельности.
Перспективный план
к проекту
«Тайны техники ИЗОНИТИ»
месяц | занятия, цель |
Сентябрь | Занятие №1 Тема: «Путешествие в сказку изонити». Задачи: познакомить детей с техникой изонити (история появления), с инструментами и материалами, необходимыми для работы. Развивать воображение, слуховое и зрительное внимание. Воспитывать эстетический вкус. Занятие №2 Тема: «Грибок». Задачи: продолжать знакомить с техникой изонити. Учить детей отличать лицевую и изнаночную стороны изделий, выполнять узор острого угла (показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки). Закрепить понятия: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла; технику безопасности при работе с опасными предметами. Упражнять детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок; развивать ручную умелость. Воспитывать заботу о животных. |
Октябрь | Занятие №3 Тема: «Домик». Задачи: продолжать обучать детей технике изонити, научить выполнять тупой угол (крыша дома). Закреплять знание правил работы с изонитью и правил при работе с опасными предметами. Развивать сенсомоторные умения. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Занятие №4 Тема: «Шапочка - колпак». Задачи: научить детей работать с трафаретом; продолжать учить заполнять угол по технике изонити; учить дорисовывать изображение по представлению. Закреплять знание техники безопасности при работе с опасными предметами. Развивать творческое мышление, воображение, мелкую моторику. Воспитывать волевые качества. |
Ноябрь | Занятие №5 Тема: «Хвост у птицы». Задачи: продолжать учить детей работать с трафаретом, подбирать нужный угол к рисунку (сделанному детьми накануне). Научить протыкать шилом отверстия в картоне по отметкам на трафарете. Закреплять умения заполнения угла по технике изонити. Развивать творческие способности, сенсомоторные навыки. Воспитывать заботливое отношение к пернатым. Занятие №6 Тема: «Кленовый лист». Задачи: путем анализа предмета показать, что он может состоять из нескольких треугольников, предложить детям сравнить треугольники. Упражнять детей в прокалывании отверстий при использовании линейки. Учить детей определять на линейке расстояние в сантиметрах. Развивать мыслительную активность, зрительное внимание и ручную умелость. Воспитывать любовь к природе. |
Декабрь | Занятие №7 Тема: «Снежинка». Задачи: продолжать учить детей пользоваться линейкой, измерять расстояние в 1 и 0,5см. Упражнять детей в самостоятельной работе с шилом. Закреплять знание пространственного расположения углов. Развивать логическое мышление, моторику пальцев рук, зрительно-двигательную активность. Воспитывать любовь к природе. Занятие №8 Тема: «Елочка». Задачи: учить детей, используя трафаретные треугольники, подкладывать один под другой (елочкой); упражнять в прокалывании отверстий по трафарету. Совершенствовать умение работать изонитью. Развивать сенсомоторные умения, художественный вкус. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Январь | Занятие №9 Тема: «Чудо - треугольники». Задачи: научить детей создавать рисунок с помощью изображения нескольких углов; учить анализировать получившиеся работы. Совершенствовать навык заполнения угла по технике изонити. Развивать мыслительные процессы, ручную умелость, умение работать разными предметами. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Занятие №10 Тема: «Мячик». Задачи: научить детей выполнять окружность в технике изонити, пользуясь трафаретами. Познакомить с правилами и последовательностью работы над окружностью. Закрепить знания техники безопасности при работе с опасными предметами. Развивать сенсомоторные умения. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. |
Февраль | Занятие №11 Тема: «Снеговик». Задачи: учить создавать образ снеговика из разных по величине окружностей. Упражнять детей в работе по выполнению кругов в технике изонити. Закреплять знание техники безопасности. Развивать психические процессы, ручную умелость. Воспитывать волевые качества. Занятие №12 Тема: «Воздушные шары для Вини – Пуха»». Задачи: научить детей выполнять овалы в технике изонити, пользуясь трафаретами, используя знания заполнения окружности. Развивать умение подбирать цвет нитей, цветовосприятие. Воспитывать чувство сострадания, взаимопомощи. |
Март | Занятие №13 Тема: «Перелетные птицы». Задачи: учить детей плоскостному моделированию (создание из углов и окружностей образа птички при использовании трафаретов). Закрепление навыков выполнения окружностей и углов в технике изонити. Развивать связную речь, ручную умелость, психические процессы. Воспитывать заботливое отношение к птицам. Занятие №14 Тема: «Пасхальное яйцо». Задачи: продолжать учить детей плоскостному моделированию (расписывать яйцо узором из углов, окружностей). Учить детей выполнять окружность с двумя, тремя хордами. Закреплять приобретенные знания по заполнению углов и окружностей. Развивать сенсомоторные навыки, доказательную речь. Воспитывать уважение к русским традициям. |
Апрель | Занятие №15 Тема: «Перо жар - птицы». Задачи: познакомить с техникой выполнения завитка. Совершенствовать навыки в работе изонитью, знание техники безопасности при работе с опасными предметами. Развивать доказательную речь, сенсомоторные навыки. Воспитывать любовь к художественным произведениям. Занятие №16 Тема: «Улитка». Задачи: учить выполнять улитку в виде крутого завитка. Совершенствовать прием накладывания длинных хорд на короткие, светлых нитей на темные. Развивать доказательную речь у детей в процессе анализирования образцов. Учить самостоятельно дополнять или изменять рисунок. Воспитывать заботливое отношение к живым существам. |
Май | Занятие №17 Тема: «Весенние цветы». Задачи: продолжать учить детей создавать рисунок, используя разные по величине окружности (в том числе и вытянутые – в виде овальной формы) и углы; умение анализировать образцы и составлять собственные. Упражнять в прокалывании отверстий. Развивать связную речь, сенсомоторные умения. Воспитывать любовь к природе. Занятие №18 Тема: «Весенние цветы». Задачи: упражнять в выполнении рисунка по технике изонити (углов, окружностей, овалов, завитков). Совершенствовать навыки работы с иголкой, нитками, шилом. Развивать связную речь, ручную умелость, психические процессы. Воспитывать бережное отношение к природе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по изонити "Золотая рыбка"
Занятие по технтке изонить в подготовительной группе...
конспект по изонити Дымковская барыня
обучение детей технике изонить...
План кружка по изонити "Настенька"
Занятия изонитью способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорного восприятия, глазомера, логического м...
Занятие по изонити на тему "Травка"
Познакомить детей с техникой изонити. Показать лицевую и изнаночную сторону картона. научить правильно, держать иголку в правой руке и выполнять действия по-прямой....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему "Путешествие в волшебный лес" (с использованием техники изонити.)
Интегрированное занятие по ручному труду....
ЗНАЧЕНИЕ ИЗОНИТИ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА.
Каждый ребёнок любит и по – своему умеет рисовать. Стоит ему дать лист бумаги, карандаши, краски, и на листе бумаги появятся сказочные персонажи, удивительные цветы и узоры, птицы и животные. Но,...
Мастер-класс для педагогов "Техника изонити для дошкольников"
Ознакомление педагогов с техникой изонити, ее задачами в развитии дошкольников, обучение выполнению основных элементов техники....