Практикум для воспитателей
материал по теме
Предварительный просмотр:
Практикум для воспитателей.
Воспитание – сложный процесс, требующий от педагога умения понимать детей, ориентироваться в быстро меняющихся жизненных ситуациях и правильно определять пути их решения, используя избирательно методы воздействия. Это обязывает педагога вникать в мотивы детских поступков, изучать своих питомцев на протяжении всего пребывания в детском саду, ежечасно, во всех видах деятельности.
В повседневном общении со взрослыми и сверстниками ребенок постигает и переосмысливает в жизненных ситуациях то, чему его учат. Косвенно влияя на каждого из детей в процессе различной деятельности (в том числе и возникающей по замыслу ребят), педагог использует ее как средство нравственного воспитания.
Ниже приводится ряд ситуаций, с тем чтобы побудить воспитателя к поиску их разрешения. И главное – вызвать стремление анализировать собственные действия в решении педагогических задач.
Итак, приглашаем к разговору…
- Дети старшей группы сидят за столом.
- А Виталик раскрошил хлеб, - жалуется девочка.
Воспитатель: «Сидите спокойно и ешьте. А ты, Лена, не жалуйся по пустякам! Об этом сама можешь сказать Виталику».
Лена, обращаясь к мальчику: «Слышишь, что тебе сказано?»
Виталик в ответ строит гримасу, которая означает: «И не подумал слушаться тебя!»
Лена обиделась, толкает его под локоть. В результате разлит суп, ложка на полу. Воспитатель делает замечание девочке:
- Не умеешь себя вести, ссоришься из-за каких-то крошек… Расскажу маме о твоем поведении.
Проанализируйте ситуацию и действия воспитателя. Как бы вы поступили в данном случае? Какие воспитательные возможности можно извлечь из данной ситуации?
- В вагоне метро свободно, многие читают. На остановке вошли отец и мать с ребенком. Мальчику лет пять. Мать и сын сели рядом, отец – напротив. Но вот ребенок пересел к отцу, снова к матери. С шумом и смехом стал бегать по вагону. Мать сказала сыну:
- Нельзя так вести себя. Кричать и бегать неприлично, ты мешаешь людям.
Ребенок притих. Но, видя на лице папы улыбку, снова расшумелся.
- Не кричи, это не хорошо! – снова требует мать.
Вмешивается отец:
- В чем дело? Почему нельзя? У ребенка хорошее настроение. Кому он мешает?
Женщина, пересев к мужу, что-то тихо говорит ему. Но отец снова возражает:
- Кому он мешает? Тебе что ли? Не порть настроение ребенку!
Сын молчал, вслушивался в диалог родителей.
Проанализируйте эту сценку. Почему мальчик не послушал мать? О каких ошибках воспитания говорит данная ситуация? Что бы вы предприняли, если стали бы свидетелем подобного эпизода с вашим воспитанником и его родителями?
- Педагог пришел домой к своей воспитаннице и стал свидетелем такой сценки. После прогулки Нина стремительно влетела в комнату. Стол уже накрыт к обеду, в центре ваза с яблоками: они уложены пирамидой – четыре внизу, а пятое сверху. Очевидно, это на третье – каждому по одному: маме, папе, бабушке, старшей сестре и Нине.
Наспех сбросив пальто и шапку, девочка, не задумываясь, схватила яблоко. Съела одно, затем второе… Третье начато, но не съедено: Нина больше не хочет.
На пороге улыбающаяся бабушка. Аппетит внучки ее радует:
- Лишь бы на пользу ребенку. А мне необязательно, - обращается она к воспитателю. Говорит внучке одобрительно:
- Ну и на здоровье!
Как бы вы поступили в данной ситуации? Если бы сочли нужным вмешаться в происходящее, то как и в какой момент? Основываясь на поведении девочки, попытайтесь сделать предположение, достаточно ли требовательны взрослые к ребенку. Что посоветовать родителям?
- Мать шестилетней девочки рассказывает воспитателю:
- Стали замечать, что дочь растет черствой. Она, например, проявляет полное равнодушие к близким, их невзгодам. Когда бабушка болеет, то не только не догадывается спросить ее о самочувствии или подать стакан воды, но даже затевает шумные игры. А тут произошел такой случай. Шли мы с Мариной по улице, я оступилась и сильно ушибла ногу. Вы думаете, она проявила сочувствие по поводу случившегося? Ничуть не бывало! Потянула меня через дорогу к ларьку с мороженным. Я ей: «Сейчас не до мороженного. Ты видишь, каждый шаг вызывает боль». А она в ответ: «Подумаешь! Взрослым не бывает больно, они терпеть умеют». Откуда это у девочки? Ведь она окружена лаской и вниманием, да и отношения в семье, казалась бы, должны для нее являться примером предупредительности и заботы друг о друге. Всегда внушали ей быть доброй, отзывчивой. В чем причина?
Что бы вы ответили матери? Что посоветовали ей? Сила примера в воспитании неоспорима. Но чем объяснить, что в данном случае пример предупредительности и заботы друг о друге в семье не срабатывает?
- Воспитатель спросил у ребят старшей группы, знают ли они, где и кем
работают их родители. Это послужило поводом для интересного разговора между детьми. Вот некоторые из их высказываний.
Вера: Мой папа большой, красивый и сильный: он грузчиком работает! А твой папа тоже, наверное, грузчик?
Валя: Нет, его папа рабочий. Я его видела в рабочей одежде.
Нина: Это только пока рабочий. Скоро он начальником будет!
Сережа: А мой папа шофер. Трудная у него работа: на каждую остановку надо вовремя приехать, а то люди станут опаздывать и на работу, и по своим разным делам, знать хорошо город, а то не в ту сторону увезешь пассажиров. Еще он и билеты продает, и объясняет пассажирам, где лучше выйти. А утром так рано встает на работу, что мы все спим еще.
Гриша: Зато моя бабушка что работает, что не работает: она лифтер. Сидит себе посиживает, за что только ей деньги платят?
Максим: А моя мама и вовсе не работает. Дома все убирается да обед готовит. Ну в магазин там ходит или на рынок. Стирает еще. А так не работает, все с маленьким братиком играет.
О чем свидетельствуют высказывания детей? Какой вывод можно сделать об особенностях их воспитания в семье? Какую программу действий вы посоветуете этому воспитателю в формировании у детей уважительного отношения к близким?
- …Вадик после праздника рассказывает воспитателю:
- Вчера с папой и мамой ездили в гости, а вечером гуляли в парке, ели мороженное.
- А бабушка с вами была? – спрашивает воспитатель. Мальчик с пренебрежением машет рукой:
- Она дом стережет, папа сказал: «Бабушка – хороший сторож».
- А ты угостил бабушку праздничным подарком?
- Нет! – бойко отвечает Вадик. – Сладкое старые не едят. Я угостил папу и маму.
- А ты ухаживаешь за бабушкой? Ведь она недавно болела.
Молчит. Затем говорит:
- А папа сказал, что она здоровая, еще всех нас переживет!
Вадик не слушается бабушку, когда та приходит за ним в детский сад. Мать при сыне часто делает ей замечание:
- Совсем распустила его! Почему не требуешь, чтобы он слушал тебя?
Проанализируйте суждения ребенка, о чем они свидетельствуют? Почему внук не слушается бабушку? Почему мальчик отзывается о бабушке без должного уважения? Какие задачи наметить в работе с Вадиком и его родителями.
- Суждения шестилетних:
- Все папы и мамы любят своих детей, заботятся о них, а дети слушают их.
- Детей воспитывают мамы и бабушки, а папы только на работу ходят.
- Самый главный в доме – это я!
- Папы всегда помогают мамам.
- Все мамы и папы всегда ссорятся.
- Взрослым вкусное не нужно, они не любят. Это я люблю. Я – ребенок!
- Слушаться надо папу и маму. А бабушка – это так. Она должна меня слушаться!
- Праздники нужны для того, чтобы в гости ходить, угощаться там… Чтоб подарки детям дарили.
- Уступите мне место, я маленький!
Проанализируйте приведенные детские высказывания и сделайте предположение о внутрисемейных отношениях, о месте ребенка в семейном коллективе.
- Воспитатель делает замечание шестилетнему ребенку, чтобы он не колол лед каблуком, объяснив ему, что от этого портится обувь. Мальчик отвечает:
- Ну и пусть! Быстрее новые купят!
Как вы считаете, почему так рассуждает ребенок? Как должен прореагировать воспитатель на это? Какие задачи встают перед педагогом в воспитании ребенка, а также в работе с его родителями?
- – Наша Лидочка неравнодушна ко всему красивому, - говорит мама
шестилетней девочки, - когда выезжаем за город, восторгу нет границ: ее радуют и мухомор в яркой шапке, и полевые цветы, и всякая живность вроде лягушек, жуков, муравьев. А когда возвращаемся домой, у Лидочки уже заготовлены целые охапки цветов, веток! В доме даже ваз не хватает, чтобы все это поставить в воду. Добрую половину выбрасывать приходится! И жуков разных с собой захватит – в банки посадит. А каких только у нее нет коллекций из бабочек и жуков! Природу очень любит.
Можно ли согласиться с утверждением матери, что дочь любит природу? Как, по вашему мнению, должен поступить воспитатель в данном случае, что сказать Лидиной маме?
- Шестилетний Максим предлагает Сереже:
- Давай играть так: ты будешь овчаркой, а я, твой хозяин, буду дрессировать тебя. Собака станет кусаться, а я ее плеткой! Плеткой! Тогда она полезет кусаться, а я стану убегать. Если она догонит и набросится на меня, я ее застрелю.
Какие чувства может вызвать эта игра? Как воспитатель должен отнестись к такому замыслу игры? Что предпринять?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани»воспитатель Сахно Н.И. МБДОУ №41 «Подснежник» ст.Анапская
Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросу формирования у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани. Материал: слайды...
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Воспитатель и родитель:диалог или монолог?»
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ...
Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"
В материале представлены способы выработки умений у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодейст...
Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...
семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"
очень важно, прежде чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические рекомендации и требования, чтобы не навредить!...
Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.
Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...
Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...