Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.
методическая разработка (логопедия) по теме

Бойко Злата Валерьевна

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания».


                                                                         Учитель-логопед  МБДОУ№26  Бойко З.В.


Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании.

Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе,  поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

У детей дошкольного возраста необходимо расширять запас слов за счёт:

1. Названий предметов, качеств, действий;

2.  Активизации словаря;

3.  Употребления наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении признаков и качеств предметов;

4.   Формирования умения подбирать слова с противоположным значением (сильный – слабый, быстрый – медленный, стоять – бежать),

5.  Формирования умения подбирать слова со сходным значением (весёлый – радостный, прыгать – скакать и др.);

6.  Использование слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, пластмасса и др.);

7.   Осмысливания образных выражений в загадках, объяснения смысла поговорок.

Методика развития речи дошкольником предлагает такой тип занятий, который построен в форме игры и проводятся в соответствии лексическими темами:     « Игрушки», «Посуда», «Овощи», «Профессии» и т.д.Это облегчает усвоение материала, развивает у детей слуховое внимание, способствует правильному восприятию речи. Подача материала, направленного на обогащение словаря, в форме игры учит малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить простые и многосложные слова, отвечать на вопросы.

Отработка каждой темы включает в себя разнообразные игры. Некоторые из них повторяются в разных темах (изменяется только предметное содержание игры), а некоторые игры имеют специфический характер и применяются только при проработке какой-то определенной темы.

Например, в рамках лексической темы «Дикие и домашние животные» мы проводим игры: «Кто спрятался», «Кто, где живет?», «Чьи детки?», «Чей хвост?», «Кого не стало», «Кто, что ест?». С помощью этих игровых упражнений мы учим детей употреблению в речи существительных и прилагательных, учим образовывать названия детенышей животных.

Так же для практического ознакомления детей с использованием в речи существительных, мы используем такие игровые приемы: «Чудесный мешочек», «Что спрятано?», «Угадай на ощупь», «Парные картинки»,   «Кому что нужно?»,  «Один – много», «Лото» и т.д. В этих играх мы закрепляем в речи детей правильное употребление существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

Активный словарный запас пополняется не только названиями предметов, но и определением их состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), действий людей и животных (идет, бежит, спит); местоимениями (я, ты, мой) и предлогами (в, на, с, под) и др. С этой целью проводим игры «Угадай, где находится?», «Скажи одним словом», «Скажи какой?», «Что делает, что делают?», «Жадина», «Скажи наоборот», и др.

Обогащение словаря создается за счет изменения слова, овладения его различными формами: уменьшительно-ласкательными, степенями сравнения и пр. Для этого можно провести игры: «Скажи ласково», «Скажи по-другому», «Чем отличается?».

Словесные дидактические игры такие как «Угадай по описанию», «Я начну, а ты продолжи», позволяют ребенку услышать от педагога образец описания предмета и способствуют не только формированию отчетливых представлений о нем, но так, же обогащению и активизации словаря детей.

Дети учатся отнесению конкретных предметов к обобщающим словам с помощью настольно-печатных игр: разнообразные лото, «Назови одним словом», «Четвертый лишний». Систематически выполняя указанные задания, дети, учатся пользоваться приобретенными знаниями, т.е. отбирать из всех своих знаний о предмете или явлении в каждом случае те, которые нужны для наиболее точного решения стоящей задачи.

Развитие речи становится более эффективным при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, картинок и специально изготовленных пособий. Подбор материала для дидактических игр определяется задачами словарной работы. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними.

Интерес у детей вызывает приход сказочного персонажа, который демонстрирует неправильные формы поведения, произносит слова, разыгрывает смешные сценки. При этом дети выступают в роли учителя, обучая его.

Участниками занятий становятся зайчик, котенок, кукла и другие игрушки. Дети одевают их (в рамках лексической темы «Одежда»), кормят (темы: «Продукты питания», «Овощи», «Фрукты»). Дети участвуют в сюжетно-ролевых играх: приходят в «магазин покупать» овощи, игрушки, «лечат» кукол.

Таким образом, формирование  словарного запаса  по средствам тематических занятий помогут ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, использовать интересные слова, и в итоге сделать речь ребёнка богаче и разнообразнее.

Профилактика  нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста.

 В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа.

Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и до развитие  других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Это понятно, так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда. Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Каковы же причины возникновения речевых нарушений?

Среди последних можно выделить:

  1. ухудшение экологической обстановки;
  2. увеличение числа патологий беременности;
  3. увеличение количества родовых травм;
  4. ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
  5. различные социальные причины.

 Хотелось бы отдельно остановится на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеодисков.

Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение

словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

 По мнению  специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.

 Как отмечалось ранее, речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи является составной частью системы работы по развитию речи. Основными компонентами звуковой культуры речи являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем). Работа воспитателя по формированию звуковой стороны речи включает в себя несколько этапов:

  1. подготовительный;
  2. этап появления звука;
  3. этап усвоения и автоматизации звука (правильное произношение звука в связной речи)

 Хотелось бы отдельно остановиться на двух первых этапах речевой работы. Они включают в себя:

  1. развитие слухового внимания детей;
  2. развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;
  3. развитие подвижности артикуляционного аппарата;
  4. уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию.

 Зачастую данному этапу работы не уделяется достаточно времени. В результате такой поспешности дети оказываются неподготовленными к последовательной целенаправленной речевой работе, что может послужить толчком к появлению дефектов речевого развития.

В детском саду широко используются различные игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Это хорошо. Но при обследовании детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи, выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у них слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Особые трудности вызывают задания на смену пальчиковых поз, воспроизведение заданного темпа в движениях. В чем же причина таких нарушений? Подробно не останавливаясь на анатомических и физиологических аспектах, рассмотрим педагогические причины. Дети при проведении пальчиковых игр коллективно выполняют движения неточно, не осознают дискретные (отдельные) положения пальцев, отвлекающим моментом является и речевое сопровождение игры. В связи с этим представляется целесообразным наряду с использованием пальчиковых игр, ежедневное проведение пальчиковой гимнастики с детьми, которая включает в себя комплекс отдельных или чередующихся в определенном порядке и темпе поз и движений для пальцев рук. Это позволит более комплексно проводить работу по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей.

 Уточнение артикуляции и произношения звука очень важно в процессе работы по развитию речи. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения. Зачастую данный вид речевой работы проводится коллективно в виде заучивания и проговаривания стихотворений и речевок, насыщенных соответствующим звуком или включающих в себя звукоподражание. Такая форма действительно эффективна, если звук появляется у ребенка спонтанно и уже достаточно автоматизирован в самостоятельной речи. Если же данный звук еще не сформирован, или процесс автоматизации не завершен, то происходит фиксация дефектного звука в речи ребенка, что в дальнейшем потребует кропотливой коррекционной работы. Исходя из этого, целесообразнее совмещать работу по уточнению положения органов артикуляции при данном звуке с проговариванием речевок. При этом проговаривание воспитателя должно быть четким, с хорошей артикуляцией наиболее значимых моментов, желательно в не быстром, умеренном темпе.

Уточнение положения органов артикуляции при произнесении отдельных звуков представляется невозможным без предварительной работы по развитию артикуляционной моторики у детей. Дети должны обладать элементарными знаниями о строении ротовой полости, о возможных движениях органов артикуляции. В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду знакомство детей со звуками речи происходит в определенной последовательности, повторяющей основные этапы становления детской речи при нормальном речевом развитии. В связи с этим очень важно предварять ознакомление детей со звуками речи выполнением артикуляционных тренировочных упражнений, которые способствуют формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков. Для достижения желаемого результата необходимо выполнять соответствующий комплекс артикуляционной гимнастики в группе.

Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания , развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

 В этой связи одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника т.д.) и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей.

Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.

Тематические занятия проводятся с целью формирования словарного запаса, обучения правильному словообразованию, для пополнения запаса знаний об окружающем.  Тематический лексический материал способствует обогащению словарного запаса ребенка, развивает умение содержательно и логически правильно строить высказывания, говорить на различные темы, выбирая точные слова для описания предметов и явлений.

КАК ПРОРАБАТЫВАТЬ ТЕМЫ

  1. каждую тему нужно прорабатывать не менее недели
  2. занятия необходимо проводить с использованием наглядных пособий, так как без этого усвоение ребенком материала будет практически невозможно
  3. перед проработкой некоторых тем, нужно провести предварительную подготовку (например, на осенней прогулке показать ребенку листья с различных деревьев)
  4. способ выполнения ребенком упражнения зависит от уровня его речевого развития: если ребенок не говорит, он должен показать предмет
  5. подберите ребенку стихотворения по каждой теме

ТИПЫ ИГР

Отработка каждой темы включает в себя разные игры. Некоторые из них повторяются в разных темах (изменяется только предметное содержание игры), а некоторые игры имеют специфический характер и применяются только при проработке какой-то определенной темы. Далее приведены типы игр, которые используются почти в каждой лексической теме.

Что бывает в это время года

Цель: закрепить понятие о явлениях, происходящих в данное время года, активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением явлений, происходящих в разное время года (например, «Идет дождь», «Осенний лес», «Цветущий луг» и так далее).

Ход: предложить ребенку выбрать картинки, соответствующие заданному времени года, и объяснить, какое явление на них изображено (но не просто «дождь» или «снег», а «идет дождь» и «падает снег»).

Один - много

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход: взрослый называет существительное по данной теме в единственном числе и бросает ребенку мяч; ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число.

Чудесный мешочек

Цель: закрепить названия предметов и их свойства.

Оборудование: непрозрачный мешочек, предметы по теме.

Ход: перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет.

1 вариант: малыш по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах.

2 вариант: малыш должен в мешочке нащупать предмет и назвать его, не глядя.

Назови ласково

Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.

Оборудование: картинки с изображением предметов в большом и маленьком вариантах.

Ход: показать ребенку большую картинку и спросить, как называется то, что на ней изображено; затем объяснить, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко.») и спросить ребенка, как ласково назвать такой же маленький предмет (например, «Как ласково назвать маленькое яблоко?»).

Загадки  Зайца

Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.

Оборудование: игрушка Заяц, предметы по теме.

Ход: сказать ребенку, что Зайчик хочет с ним поиграть и загадать загадки; затем Зайчик описывает свойства предмета, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.

Что  пропустили

Цель: развитие внимания и зрительной памяти, активизация словаря по теме.

Оборудование: игрушка Заяц, предметы по теме.

Ход: взрослый показывает ребенку Зайца и говорит, что у него сегодня День Рождения и поэтому ему подарили много подарков; затем взрослый раскладывает перед Зайцем подарки, перечисляя их, но один из подарков не называет; ребенок должен отгадать какой.

Разрезные картинки

Цель: научить составлять целое из двух или трех частей.

Оборудование: две картинки с изображением предметов по теме, разрезанные на части.

Ход: сначала ребенку предлагаются части одной картинки, и он должен сложить ее и назвать предмет, который получился; затем упражнение повторяется со второй картинкой; после этого обе картинки перемешиваются и упражнение выполняется заново (когда ребенок научится отделять части одной картинки от частей другой, можно усложнить задание, смешав три картинки).

Что  убрали

Цель: развитие внимания и зрительной памяти, активизация словаря по теме.

Оборудование: предметы по теме.

Ход: выставить на столе перед ребенком предметы по теме; попросить ребенка отвернуться, а в это время убрать один из предметов; ребенок должен догадаться, какого предмета нет.

Чего не хватает

Цель: развить у ребенка целостное восприятие предмета.

Оборудование: картинки с изображением предметов по теме, у которых отсутствует какая-нибудь деталь (например: флажок без палочки, платье без рукава).

Ход: ребенок должен определить, какой детали не хватает, и дорисовать ее.

Какой предмет лишний

Цель: расширить словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года.

Ход: предложить ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для игр в заданное время года.

Игры на развитие правильного употребления предлогов

Цель: научить ребенка правильно употреблять предлоги.

Оборудование: предметы по теме.

Ход: расположить предметы перед ребенком и задавать ему вопросы типа «что находиться на..., под..., около..., за..., в..., над...».

Собери фигуру

Цель: научить ребенка правильно располагать готовые формы и сравнивать их между собой.

Оборудование: геометрические формы, из которых можно сложить предмет по теме.

Ход: объяснить ребенку, как называются данные геометрические фигуры, и попросить его сложить предмет по теме из данных фигур.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

Осень

Предварительная подготовка: собрать на прогулке опавшие листья и рассказать ребенку, с какого они дерева.

Игры:

«Что бывает осенью»

«Один - много»

«Какой предмет лишний»

Игрушки

Игры:

«Загадки Зайца»

«Один - много»

«Назови ласково»

«Что убрали»

«Чудесный мешочек» (2 вариант)

«Разрезные картинки» (матрешка)

«Чего не хватает» (флажок без палочки, шарик без ниточки, машина без колеса)

Овощи

Предварительная подготовка: ознакомьте ребенка с овощами и фруктами, назовите их и опишите их свойства.

Игры:

«Чудесный мешочек» (оба варианта);

«Один - много»

«Назови ласково»

«Загадки Зайца»

«Что пропустили»

«Поваренок" (попросите ребенка приготовить вам салат из овощей; ребенок должен выбрать нужные овощи и объяснить, как он будет готовить это угощение; ключевые слова - «брать, мыть, чистить, резать, варить»)

Фрукты

Тема прорабатывается аналогично теме «Овощи».

Зима

Предварительная подготовка: на зимней прогулке расскажите ребенку о снеге, сосульках, опишите их свойства; принесите снег и сосульки домой и понаблюдайте вместе с ребенком, как они тают.

Игры:

«Что бывает зимой»

«Какой предмет лишний»

«Назови ласково»

«Собери фигуру» (снеговик из трех белых кружков, разных по величине; ребенок должен сравнить размер кружков)

Праздник Новогодней Ёлки

Предварительная подготовка: рассмотреть вместе с ребенком елку; объяснить, что елка - это дерево, что у нее есть ствол, ветки, иголки; спросить у ребенка, какого цвета ствол, а какого - иголки; затем украсить елку вместе с ребенком; объяснить малышу, что елочные игрушки бывают стеклянные, бумажные, пластмассовые; задать вопросы ребенку о цвете игрушек.

Игры:

«Один - много»

«Назови ласково»

«Что на елке, что под елкой» (игра на обучение правильному употреблению предлогов «на» и «под»)

«Собери фигуру» (ёлка из трех разных по величине треугольников; ребенок должен сравнить размер треугольников)

различие между глаголами «наливать, выливать, переливать, доливать, лить»)

                                                                                                                                                                                       

Одежда

Игры:

«Один - много»

«Назови ласково»

«Чего не хватает» (пиджак без рукава, рубашка без пуговиц, брюки без брючины)

«Кто во что одет» (ребенок должен сравнить одежду мальчика и девочки и описать eё по примеру: «У Маши - платье, а у Пети - рубашка и брюки»; взрослый может помогать ему наводящими вопросами)

«Уложим куклу спать» (ребенок должен раздеть куклу и уложить ее спать; взрослый комментирует действия ребенка по примеру: «Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Потом снять маечку. Потом снять колготки и т.д.»; затем ребенку нужно задать вопросы типа «Что нужно снять сначала, что потом?»)

«Кукла проснулась» (игра, противоположная предыдущей)

«Нарядим куклу» (приготовить картонную куклу и набор бумажной одежды для нее; попросить ребенка одеть куклу для разных ситуаций; взрослый комментирует действия ребенка по примеру: «Наденем кукле красное платье; у платья есть рукава и карманы...»; затем ребенку нужно задать вопросы типа «Где у платья рукава? А где карманы?...»)

Чайная посуда

Игры:

«Один - много»

«Что убрали»

«Разрезные картинки» (чашка, блюдце)

«К кукле пришли гости» (взрослый объясняет, что к кукле пришли гости, и просит накрыть на стол по примеру: «Поставь сахарницу на середину стола, чашки поставь на блюдца...»; затем взрослый задает ребенку вопросы типа «Какого цвета блюдце? Какого цвета чашка? Что можно пить из чашки?...»)

«Ложка и стакан» (игра на обучение правильному употреблению предлогов «в», «за», «из»; взрослый демонстрирует ребенку действия с этими предметами и комментирует их, делая акценты на предлогах по примеру: «Я положил ложку В стакан. Я вынул ложку ИЗ стакана. Я положил ложку ЗА стакан...»)

Мебель

Предварительная подготовка: показать ребенку кукольную мебель; определить, из чего она сделана; объяснить, для чего предназначена.

Игры:

«Один - много»

«Назови ласково»

«Спрячь мячик» (игра на обучение правильному употреблению предлогов «около», «на», «за», «под»; ребенок должен выполнить действия с мячом по указанию взрослого: «Положи мяч на стул, под стул...»)

«Мастер» (ребенок по образцу взрослого строит из кубиков мебель для любимой игрушки; взрослый комментирует действия ребенка по примеру: «Сейчас мы сделаем стул для куклы. Мы будем строить стул из кирпичика и кубика. Какого цвета кубик?...»)

Человек

Предварительная подготовка: ознакомьте ребенка с частями тела; расскажите, для чего они нужны, что они делают; например: «Это глаза. Они нужны для того, чтобы смотреть. Глаза могут моргать, открываться, закрываться, жмуриться.»

Игры:

«Один - много" (части тела)

«Назови ласково»

«Доктор» (предложите ребенку поиграть в больного и доктора; сначала пусть доктором будет ребенок; пожалуйтесь доктору, что у вас болит голова/нога/рука; врач должен осмотреть больного и полечить его; затем пациент и доктор меняются ролями)

«Два и две» (игра на обучение правильному употреблению числительных «два» и «две»; объясните ребенку перед зеркалом, что у него два глаза; затем предложите малышу подумать, чего у него еще два; пусть ребенок назовет эти части тела; исправьте ошибки ребенка, допущенные при подборе слов)

Домашние животные и птицы

Предварительная подготовка: взрослый рассказывает ребенку о домашних животных на примере игрушек; описывает их части тела, цвет шерсти; рассказывает, чем животное питается, как кричит, что умеет делать, где живет; затем ребенку задаются вопросы по рассказанному материалу по примеру: «Какого цвета шерсть у этой собачки? Покажи ее хвостик. Где собачка живет?...»

Игры:

«Один - много»

«Собери фигуру» (конура: квадрат, треугольник и кружок)

«Назови ласково»

«Помоги маме найти своих детенышей» (ребенку показывают изображение взрослого животного, и просят помочь найти ему своих детенышей по примеру: «Собачка плачет - она потеряла своих детишек. Кто ее дети? Покажи и назови их...»; ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки)

«Кто где спрятался» (игра на обучение правильному употреблению предлогов; взрослый прячет игрушечное животное под кровать, за дверь, на стул и просит ребенка его найти; после того как ребенок находит игрушку, взрослый задает вопрос: "Куда спряталась игрушка? (под стол) Правильно, собачка под столом...")

«Кто как кричит» (взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-нибудь животного и бросает ребенку мяч; ребенок должен назвать это животное и вернуть мяч)

«Кто чем питается» (показать ребенку картинку с изображением животного и спросить у ребенка, что оно любит кушать)

Дикие животные и птицы

Тема прорабатывается аналогично теме «Домашние животные и птицы».

Весна

Предварительная подготовка: во время прогулки обратить внимание ребенка на весенние изменения в природе и пускать вместе с ним по воде кораблики.

Игры:

«Что бывает весной»

«Какой предмет лишний»

«Назови ласково»

«Разрезные картинки» (кораблик)

Насекомые

Предварительная подготовка: показать ребенку картинки с насекомыми; рассказать ему, как они называются; объяснить, где у насекомого крылья, где лапки, где усики.

Игры:

«Один - много»

«Разрезные картинки»

«Кто улетел» (игра по принципу «Что убрали»)

Транспорт

Предварительная подготовка: ознакомить ребенка с отличиями между легковыми и грузовыми машинами, объяснить для чего они нужны; описать их цвет и форму; уточнить названия частей машины.

Игры:

«Один - много»

«Чудесный мешочек» (1 вариант)

«Где сейчас машина» (игра на тренировку предлогов; «Стоит у гаража, едет по дороге, стоит под деревом...»)

«Собери фигуру» (грузовик: два кружка, большой и маленький прямоугольники, маленький квадрат)

Лето

Предварительная подготовка: на летних прогулках обращайте внимание ребенка на то, какое все вокруг яркое; рассказывайте ребенку, какие бывают цветы и растения; покажите ему летние ягоды и фрукты; спрашивайте у ребенка, какого цвета и формы эта ягода, этот фрукт.

Игры:

«Что бывает летом»

«Один - много»

«Какой предмет лишний»

«Назови ласково»

«Игры с водой» (покажите ребенку на примерах)

ОТРАБОТКА «СЛОЖНЫХ» СЛОВ

прошагай слово

Взрослый показывает, что при произнесении разных слов можно успеть сделать разное количество шагов (например, «сыр» - 1 шаг, «самолет» - 2 шага). Затем ребенок прошагивает придуманные им слова.

поднимись по лесенке

Игра проводится по типу соревнования «Кто поднимется выше». Нужно, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова придумываются ребенком или предлагаются взрослым.

посадим деревья

Ребенку предлагается прослушать названия деревьев. Затем выбрать для посадки деревья с односложными, двусложными или трехсложными названиями.

Деревья: сосна, ель, липа, осина, черемуха, дуб, береза, тополь, рябина, ива.

магазин овощи-фрукты

Вам понадобятся деньги (карточки с одним, двумя, тремя, четырьмя кружочками) и картинки с изображением овощей и фруктов. Сначала ребенку дается карточка с одним кружком. Ребенок должен купить в магазине овощи или фрукты, в названии которых есть только один слог. Затем выдается карточка с двумя кружочками и т.д.

Овощи: лук, морковь, свекла, перец, чеснок, картофель, капуста, огурцы, помидоры, баклажаны, тыква, укроп, петрушка.

Фрукты и ягоды: лимон, персик, банан, слива, виноград, ананас, яблоки, абрикосы, апельсины, мандарины, дыня, вишня, черешня, клубника.

зоопарк

Вам понадобятся картинки с изображением животных и четыре карточки с нарисованными клетками. Скажите ребенку о том, что в зоопарк завезли животных и их необходимо расселить по клеткам. В первую клетку нужно посадить животных, в названии которых только один слог, во вторую - с названиями из двух слогов и т.д.

Животные: лев, ёж, слон, тигр, лось, белка, медведь, лиса, заяц, олень, зебра, жираф, верблюд, леопард, бегемот, кенгуру, носорог, обезьяна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (младшая группа) по теме: Перспективный план работы по адаптации на сентябрь и октябрь для детей ГКП раннего с 1,6 до 2 лет.

Адаптация один из важных факторов при поступлении малыша в детский сад. Наша задача-как можно лучше создать условия, чтобы малыш легче перенес данный этап. Поэтому мною разработан план работы по адапт...

Семинар для воспитателей групп семейного воспитания

Представленный материал включает презентацию и содержание семинара "Методика образовательного процесса в разновозрастных группах семейного воспитания" для воспитателей групп семейного воспитания....

Перспективный план знакомства воспитанников с лексическими темами во второй младшей группе и конспекты занятий.

Перспективный план знакомства воспитанников с лексическими темами во второй младшей группе и конспекты занятий....

План - конспект занятия по лексической теме «Лес осенью. Грибы и ягоды» в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

План - конспект занятия по лексической теме «Лес осенью. Грибы и ягоды» в старшей логопедической группе для детей с ОНР....

Информация о проведении интегрированного занятия в группе семейного детского сада по ПДД

Материалы о проведении интегрированного занятия в группе семейного детского сада по ПДД...

Перспективный план образовательной работы по лексической теме:Творчество Самуила Яковлевича Маршака

Перспективный план образовательной работы с детьми компенсирующей группы...

Открытое комплексное коррекционно - развивающее занятие по лексической теме в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития 5-6 лет.

Интегрированное  комплексное коррекционно - развивающее занятие по лексической теме в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития 5-6 лет....