Консультация для воспитателей: "Стиль одежды, его влияние на формирование имиджа педагога"
консультация по теме
Консультация для воспитателей: "Стиль одежды, его влияние на формирование имиджа педагога"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_dlya_vospitateley_stil.docx | 33.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Тема: «Стиль одежды, его влияние на формирование имиджа педагога».
Подготовила воспитатель: Мокроусова О.А.
Что же такое имидж педагога?
В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Можно сказать, что имидж - это образ, включающий внутренние и внешние характеристики. «Существует ли специфический имидж педагога?» - задает вопрос известный отечественный психолог Л.М. Митина и утвердительно отвечает на него: «Учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро». Причину подобного автор видит в том, что «… большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность …» «Педагогический словарь» дает нам определение имиджа преподавателя как «эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими». В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе, профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж педагога и отношение к нему со стороны воспитанников, учащихся и родителей? Что могут сделать сами воспитатели и учителя, чтобы поднять престиж профессии? Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей. Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как «маску». Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное «быть, а не казаться». Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним. Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя учеником является формирование образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. По данным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств преподавателя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей, и лишь восьмое - с точки зрения самих педагогов. Имидж педагога проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие. В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога. В структуре имиджа профессионала, предложенный Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты. Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение. Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. «Эмоционально богатый педагог, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий … », способен «оживить урок», сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению. Внутренняя составляющая - это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом. Есть и другие точки зрения на структуру имиджа. Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа. Что такое хороший учитель? Исследование Е.А. Петровой показывает, что имидж «хорошего» учителя в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, умный и приятный. Качества, входящие в образ стереотипа «идеального» учителя, можно расценивать как «систему требований», предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных условиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом идеального учителя должно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога с актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала. При этом никто не призывает учителя к некритическому следованию образцу (идеальной модели), несовместимому с его конкретным индивидуально-психологическим складом.
Имидж и карьера. Роль имиджа в профессиональной деятельности.
Современные реалии предполагают наличие у человека уверенности в себе. Без нее не достичь успеха. Необходимо «надеть» на себя имидж уверенного человека и в скором времени придет настоящая уверенность в себе.Обратимся к имиджу современного педагога. Опросы учащихся позволили составить образ «идеального» учителя и выявить составляющие его имиджа. Это профессионализм, справедливость, честность, обаяние, аккуратность, уважительное отношение к людям, высокий уровень культуры, чувство собственного достоинства, коммуникативные навыки, умение одеваться, ухоженность внешности, умение держать себя. Преподаватель должен быть одновременно строгим, сдержанным, открытым, приветливым, потому что работает с учениками. Визуально воспринимаемый облик его должен соответствовать этому образу. В настоящее время большинство преподавателей не задумываются о том, какую информацию несет их внешний облик. Лишь некоторые из них думают о том, будет ли их костюм и внешность в целом «профпригодна», т.е. восприниматься учениками, коллегами, окружающими как соответствующая образу современного учителя. Причинами, объясняющими такую статистику, являются: ограниченные материальные возможности, повсеместная имиджелогическая безграмотность, фактическое отсутствие, как профессионалов - имиджмейкеров, так и достаточного количества специальной литературы по имиджу. Однако человек, сознательно создающий свой облик, даже в рамках ограниченного успеха способен преуспеть. Знание законов и механизмов управляемого впечатления, рекомендации специалистов позволяют создать «правильный» имидж, исходя из материальных возможностей. В современном деловом мире принято преподавателям выбирать одежду классического или делового стиля, которая подходит определенному типу внешности как по цветовой гамме, так и по типу фигуры. Как писал А.А. Бодалев: «Первое впечатление ребенка о воспитателе и учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности». Это раньше считалось, что "думать о красе ногтей" могут только легкомысленные люди. Сейчас время изменилось: окружающие часто судят о нас по нашему внешнему виду. А уж внешний вид педагога служит его детям примером для подражания. Кстати, и родители, обращают внимание на то, как выглядят педагоги, как общаются с детьми и между собой, насколько они улыбчивы. Но если говорить о профессиональном имидже, то здесь внешние характеристики должны подкрепиться внутренними личностными качествами. В качестве важных условий создания привлекательного профессионального имиджа выделяют духовность, нравственность, а его основой считаются деловые и лидерские качества, умение разрешать конфликты, устанавливать партнёрские отношения, коммуникативные способности, убедительность, адаптивность, оптимизм, доброжелательность. Особенности профессионального имиджа в том, чтобы уметь гармонизировать интересы организации и сотрудников, быть принципиальным, внимательным к нуждам и запросам людей, быть безупречным, порядочным, надёжным, честным, благородным, дисциплинированным и пр. Публичные профессии, в том числе и профессия педагога, связаны с популярностью и авторитетом среди широких слоев населения, а их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем. Таким специалистам в целях профессионального самосовершенствования необходимо овладевать технологией формирования и корректировки своего имиджа. Особенно это полезно воспитателям и учителям, у кого общение и личное воздействие на людей - важный инструмент профессиональной деятельности.
Модель имиджа педагога. Деловой стиль.
Работа педагога альтруистична, а значит, имидж учителя - это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ученика. Повседневное непосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота учителя о своем имидже - это немаловажная задача педагогической деятельности. Обучение детей - это сущность труда учителя. Следовательно, забота учителя о своем имидже - это также профессиональное требование. Рассмотрим модель имиджа учителя. Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению. Костюм — самый тонкий, верный и безошибочный показатель отличительных признаков общества, маленькая частица образа жизни, мыслей, занятий, профессий. Каждая эпоха создает свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выраженные через конструкцию костюма, его пропорции, детали, материал. Нигде не указано, как должен быть одет педагог, но всем понятно, что, например, декольте, джинсы, массивные украшения, яркая вызывающая одежда, резкие запахи, прозрачные блузки, обтягивающие брюки и юбки недопустимы.
Некоторые педагоги считают, что негласный дресс- код нарушает их права. «У меня красивые ноги, так почему я не могу их показать, надев мини»? Если она задаёт подобный вопрос, то её просто становится жалко. Неужели кроме учеников ей некому эти ноги показать?! Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Влияние учителя на ученика зависит от расположения последнего. Визуальная привлекательность- это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Наша привлекательность зачастую зависит от общего впечатления ухоженности. Ухоженность- это показатель культуры человека. Французы говорят, что чистые волосы - это уже стиль. А стиль - это сам человек. Это визитная карточка наших данных, которые подчеркнуты с помощью одежды, прически, макияжа. Основной стиль учителя - это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Эти качества являются для учителя профессионально необходимыми. Классический стиль - это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков. К классическому стилю относятся костюмы полуприлегающего и прямого силуэтов: жакет и юбка в сочетании с блузкой; платье и жакет; платье и жилет; тройка: платье, жилет и жакет; брюки, блузка и жакет. Исключаются из деловой одежды трикотажные джемперы, жилеты и др. Полный человек выглядит еще полнее в костюме или платье из ткани в поперечную полоску, с крупным рисунком, очень светлых тонов. Полнят любую фигуру юбки в форме буквы "А". В широких пышных юбках высокие женщины не производят делового вида. Лучше надеть длинную юбку, скроенную по косой линии. Классический стиль отличается сдержанной простотой линий, лаконичным кроем, приемы которого отработаны в течение десятилетий, сдержанным деликатным цветовым решением, предполагает чувство меры во всем: форме, объеме, отделке, художественном оформлении. Одежда в классическом стиле выглядит строго и умеренно. Она не бросается в глаза благодаря яркости и оригинальности, а привлекает внимание высоким качеством исполнения и должна идеально сидеть на фигуре, не иметь дефектов. Изделия, выполненные в классическом стиле, не теряют своей актуальности, т.е. не выходят из моды в течение нескольких сезонов. Мода не вносит резких изменений, однако она выражается в изменении ширины плечевого пояса, в плотности облегания фигуры, в используемых материалах, в форме деталей отделки. Кроме того, они хорошо комплектуются с одеждой других стилей, что способствует их много вариантности, а это важно при составлении гардероба. Для женщин обувь является важнейшей частью туалета. Наиболее элегантными являются лодочки с закрытыми носком и пяткой. Желательны туфли цвета слоновой кости, беж, бежево-серые и др. К темным платьям подходят темные туфли. Неприемлемы в классическом стиле туфли с цветными деталями, "металлических цветов", с украшениями. Туфли с каблуками "клеш", а также закрытые туфли носят только с брюками. В летний период допустимы босоножки с открытой пяткой, но с закрытым носком. С цветом обуви, как правило, сочетаются чулки, колготки. Они не должны иметь рисунок. Зрительно уменьшают ступни ног туфли и чулки темного цвета. Кстати о цвете. Цвет — одна из главных характеристик костюма. Он воздействует на окружающих в первую очередь. Тот или иной оттенок сразу же вызывает определенные ощущения и ассоциации, ассоциируется с настроением и самочувствием. Стоит учесть, что цвет нашей одежды воздействует как на нас, так и на наше окружение. Он является нашей психологической характеристикой, которая воспринимается окружающими на уровне подсознания. Необходимо ознакомиться с основами цветопсихологии, чтобы управлять впечатлением. Например, теплые тона способствуют доверительности, холодные - дистанционируют и дисциплинируют. Прежде чем выбрать костюм, надо задуматься - какое воздействие вам надо оказать на детей? Говоря об одежде, следует вначале сказать два слова о современной ситуации в школе. «Демократизация» школьной жизни привела не только к отмене школьной формы, но и принесла лавину неуместной, неудобной, часто просто вульгарной одежды в школьный быт. Одежда воспитателя, учителя, преподавателя колледжа, вуза серьезно влияет не только на отношение учащихся к педагогу и изучаемому предмету, но и определяет их внимание и поведение на занятиях. Одежда учителя несет еще большую психологическую нагрузку. Во - первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках. Во - вторых, одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения. В - третьих, сильно облегающая, чрезмерно открытая и короткая, а также прозрачная одежда может порождать в головах учеников сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания учебного материала. То есть, неправильно одетый учитель может породить очень много педагогических проблем, которые придется решать не один день. Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Классический стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца. Если педагог носит серьги, то надо остановиться на небольших, не висячих серьгах. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям вашей головы. А если они еще и блестят, то внимание учеников может весь урок быть приковано к этим движущимся блестящим объектам. То же самое можно сказать и о свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т. к. они не согласуются с классическим стилем. К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения глаз учителя. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали. В противном случае придется постоянно их поправлять, что отвлекает учащихся, да и самого учителя. Классический стиль подразумевает, что макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов - легкий. Прическа - современная, но без остромодных деталей. Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Люди специально не подготовленные обычно не осознают выражение своего лица. Связано это с тем, что мимические мышцы имеют мало нервных окончаний, и их слабые импульсы надо научиться воспринимать. Когда наше лицо находится в спокойном состоянии, мимические мышцы расслаблены и лицо принимает иногда выражение неуместное в конкретной ситуации общения (например, опускаются уголки губ и лицо принимает недовольное или обиженное выражение). В стандартных ситуациях общения предполагаются стандартные выражения лиц у его участников. Психологи называют такие стандартные выражения лиц масками. Психологическое значение маски очень высоко. С одной стороны, ее наличие позволяет личностно не вовлекаться в конкретную ситуацию общения, сохраняя психическую энергию. Какой же должна быть маска учителя? Лицо учителя должно быть доброжелательно - заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам. Внешняя атрибутика классического стиля внушает уважение. Воспитанники их родители должны видеть привлекательных ухоженных людей, с улыбкой на лице.
Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж (от англ. image - образ) - это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом. Несоответствие статусу - это вызов обществу, это противопоставление себя социуму, что деструктивно для психики человека, который социален по своей природе. Формирование имиджа, забота о нем дает возможность саморазвития и психологическую гармонию. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов. Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!
Список литературы:
1.Бодалёв А. . Восприятие и понимание человека человеком. -М: МГУ, 1982;
2.Ваш гардероб-стиль-имидж. Сост. И.Демидова – Минск: Миринда, 2008
3.Зюзько М. В. Психологические консультации для начинающего учителя. - М.: Просвещение, 1995
4.Руководство Виды одежды. Когда и как одеваться. – М.: Ассоциация "Книга", 2008
5.Степанов М. Творческая личность нашего времени // Школьный психолог. –2007. - №31
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Стили общения"
Раскрывается понятие "общения", стили и функции общения, его компоненты и стили работы педагогов....
Речевая культура - фактор формирования имиджа педагога»;
Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные кач...
Использования ECERS-R, в формирование имиджа педагога ДОО.
Материал поможет педагогу в построение основных критерии при формирование имджа....
Консультация для воспитателей «Стили педагогического общения»
Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили....
Консультация для воспитателей "Стиль общения педагога с детьми"
Профессиональная деятельность педагога – это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательного...
Консультация для воспитателей «Речевая культура - фактор формирования имиджа педагога»
Образ педагога обсуждался во все времена; эта тема стала ещё более актуальной сегодня, когда в России реформируется образовательная система. Педагоги - люди, которые всегда на виду, ведь рядом с ними ...
Консультация для воспитателей «Стиль педагогического общения с детьми, как один из факторов влияющих на поведение детей»
Консультация для воспитателей «Стиль педагогического общения с детьми, как один из факторов влияющих на поведение детей» Доминирующая роль в формировании личности ребенка, в том...