Опыт работы воспитателя по теме: «Подготовка дошкольника к овладению письменным навыком»
рабочая программа по теме
предложенные материалы помогут педагогам организовать работу по подготовке руки дошкольников к овладению письменным навыком. Опыт работы включает задачи, мониторинг, тесты , планирование по возрастам, игры, материалы для работы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_doshkolnoe.doc | 170 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_v_srednej_gruppe.doc | 260.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Подготовка дошкольника
к овладению письменным навыком»
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА
На формирование опыта оказал влияние ряд факторов:
- Работа с детьми с общим недоразвитием речи
- Посещение курсов повышения квалификации при ТО ИРО
- Общение с родителями выпускников
- Общение с учителями начальных классов
- Посещение методических объединений
- Знакомство с опытом коллег
- Посещение занятий в других группах детского сада
- Знакомство с методической литературой
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРИТАЦИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Письмо – это сложный координационный навык, включающий в себя выполнение тонко координированных графических движений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений тела, зрительной сосредоточенности и способности к произвольной регуляции деятельности, а также определенной функциональной зрелости коры головного мозга
Приобретение письменного навыка представляет немало трудностей. Графические движения осуществляются мелкими мышцами кисти руки, которые к началу школьного обучения
бывают недостаточно развитыми и окрепшими. Кроме того,
кисти ребенка присущи от рождения хватательные движения, и поэтому для начертания букв и цифр нужно «переучить» кисть, вернее, научить правильно держать карандаш и передвигать кисть по тетради.
Развитие мышц детской руки происходит неравномерно. В начале развиваются крупные мышцы плеча, предплечья; позднее - мышцы кисти руки. Поэтому до шести лет ребенку с трудом даётся тонкая работа пальцами, а в шесть-семь лет большинство детей может успешно заниматься такой деятельностью.
Овладение письмом – длительный, трудоемкий процесс, который не всем дается легко. Неподготовленность к письму, неразвитость двигательной координации, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводят к развитию негативно-напряженного, тревожного состояния ребенка в школе. Задача детского сада состоит в том, чтобы совместно с семьей подготовить ребенка к письму, то есть развить механизмы, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.
ПРОТИВОРЕЧИЯ, РАЗРЕШАЕМЫЕ ОПЫТОМ
Между необходимостью хорошо развитой моторики и координации для формирования навыка письма и общим моторным отставанием современных детей, которое объясняется тем, что дети стали меньше выполнять действий руками как в быту (т. к. обувь чаще всего не со шнурками или застежками, а на «липучках» и т.д.), так и в игре.
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОПЫТА
Опыт может быть использован логопедами; воспитателями, ра-
ботающими с детьми в группах с ОНР и в общеразвивающих
группах дошкольных учреждений. С опытом можно познакомить родителей для приобщения их к работе по развитию мелкой и общей моторики ребенка и овладению ребенком навыком письма.
ТРУДОЕМКОСТЬ
Опыт требует личного профессионального роста, обновления в
использовании методических и технических приемов, форм ра-
боты; в обновлении пополнении дидактического оснащения.
НОВИЗНА ОПЫТА
В разнообразии используемого материала – природный, бросовый, бумага и картон, пластилин и др.
В использовании современных методик и нетрадиционных форм работы.
СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА
ОТ АВТОРА
Общаясь с родителями своих выпускников, интересуясь успе-хами первоклассников, иногда приходится слышать о том, что устные задания даются ребенку легко, а вот письмо вызывает большие трудности: «Строчки не видит, интервалы между буквами не соблюдает, буквы похожи на каракули».
Учителя начальных классов тоже обращают внимание на то, что интеллект первоклассников развит хорошо, а рука развита недостаточно, дети испытывают серьезные трудности с овла-дением навыком письма. Они неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Петельки и крючочки оказываются неровными, линии – «дрожащими», нажим – неравномерным;
буквы получаются разного размера, пишутся не на рабочей строке; нередко встречается «зеркальное» письмо. Многие дети не различают понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка»; не укладываются в общий темп работы.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. В особенности у городских детей. Даже обувь для ребенка родители стараются приобрести на липучках, а не со шнурками или застежками. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать и т. д. Сейчас же на каждое действие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности руки, - общая неготовность большинства современных детей к письму.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мышц кистей рук, координации движений пальцев, предплечья и пле-
чевой части может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для
накопления ребенком двигательного практического опыта, раз-вития навыков ручной умелости.
Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие дви-жения с предметами развивается в старшем дошкольном воз-расте. Именно к шести-семи годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков ( в том числе и навыков письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.
Особенно много трудностей при овладении графическим навыком испытывают дети с общим недоразвитием речи. Эти дети имеют определенные отклонения в развитии устной речи, сенсомоторном и психическом развитии, что создает определенные проблемы в формировании у них письменной речи.
Следовательно, педагогам, работающим с дошкольниками, и, особенно в коррекционных группах, необходимо приложить все усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики,
сделать их послушными, ловкими, подвижными.
Педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки; решают сразу две задачи: во-пер-вых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное
развитие ребенка, а во-вторых, готовят дошкольника к овладе-нию письменным навыком, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Работа в данном направлении осуществляется на основе программы Н.В.Нищевой , которая рекомендует организовать деятельность детей в течении одного года по периодам. Считаю целесообразным планировать работу по подготовке к овладению письменным навыком также по периодам. Первый период – сентябрь, октябрь, ноябрь; второй период – декабрь, январь, февраль; третий период – март, апрель, май, июнь.
ЗАДАЧИ
ПО ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКА
К ОВЛАДЕНИЮ НАВЫКОМ ПИСЬМА
-Развивать ручную умелость в процессе выполнения разнообразных практических действий: самообслуживания, создания поделок из различных материалов (бумаги, природного материала и др.). В результате развивать такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность.
-Развивать ориентацию в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т.д.) на плоскости и в пространстве.
-Формировать графический навык, воспитывать интерес к процессу письма.
Учить писать печатные буквы и цифры и элементы прописных букв и цифр с учетом каллиграфии, т.е. правильного их расположения на линейках и клеточках, пропорционального соотношения, соответствующего нажима
- Учить соблюдению гигиенических требований во время письма, правильному расположению тетради и письменных принадлежностей.
ЗАДАЧИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОВЛАДЕНИЮ НАВЫКОМ ПИСЬМА, РЕАЛИЗУЕМЫЕ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
-Развивать общую и мелкую моторику через совершенствование навыков самообслуживания.
-Развивать и совершенствовать координацию движений.
-Развивать двигательную активность, быстроту, ловкость, учить двигаться в различном темпе.
-Развивать способность ориентироваться в пространстве и на плоскости, закреплять в пассивном словаре наречия, выражающие пространственные отношения: «сверху», «снизу», «справа», «слева», «около», «рядом».
-Формировать навыки игры в настольные игры.
-Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками, кубиками, пазлами (2-4 части).
-Учить составлять узоры из различных материалов (палочек, мозаики, шнурочков, природного материала и др.)
-Формировать умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, мелки.
-Учить правильно и закрашивать изображение, проводя штрихи в одном направлении и не выходя за контур изображения.
-Учить правильно держать ножницы и пользоваться ими.
-Совершенствовать приемы лепки, умение украшать изделия с помощью стеки.
ЗАДАЧИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОВЛАДЕНИЮ НАВЫКОМ ПИСЬМА, РЕАЛИЗУЕМЫЕ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
-Продолжать развивать общую моторику и координацию движений в различных видах деятельности.
-Продолжать развивать мелкую моторику через совершенствование навыков самообслуживания и занятия ручным трудом (ремонт книг, изготовление поделок из разных материалов, атрибутов к играм).
-Учить соблюдению гигиенических требований во время рисования и письма (посадка, положение рук, ног, головы).
- Учить организовывать свое рабочее место.
-Формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, учить понимать и обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому.
-Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку.
-Формировать навык свободного владения карандашом, кистью и другими материалами. Учить регулировать движения кисти руки в отношении нажима, размаха, точности, темпа.
-Развивать глазомер в специальных играх и упражнениях.
-Совершенствовать навыки составления узоров, букв и цифр из различных материалов.
- Формировать умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов
-Совершенствовать навыки лепки предметов и объектов, формировать умение лепить мелкие детали.
-Совершенствовать навыки работы с ножницами (вырезывание различными способами, преобразование фигур).
-Совершенствовать умение выполнять упражнения с различными предметами (гимнастические палки, обручи, мячи, скакалки), подтягиваться на гимнастической скамейке.
ЗАДАЧИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОВЛАДЕНИЮ НАВЫКОМ ПИСЬМА, РЕАЛИЗУЕМЫЕ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
-Продолжать развивать общую и мелкую моторику через усложнение выполняемых действий.
- Формировать основы гигиенической культуры.
-Формировать положительную мотивацию к школьному обучению.
-Формировать навык правильного расположения на рабочем месте тетради, письменных принадлежностей.
-Знакомить с разлиновкой тетради, рабочей строкой
-Учить свободно ориентироваться на плоскости и в пространстве, активно используя слова «сверху», «снизу», «справа», «слева», «выше», «ниже», «левее», «правее».
--Продолжать формировать навык свободного владения карандашом, умения регулировать свои движения в отношении нажима, точности, размаха, смелости движений. Совершенство- вать зрительно-моторную координацию (координацию глаза и руки).
-Развивать произвольное внимание, зрительную память.
-Развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в тетради при выполнении графических диктантов.
- Учить строить свою деятельность по словесной инструкции.
-Учить ориентироваться на образец, точно копировать его, сверяя с ним свой рисунок.
-Формировать устойчивый интерес к рисованию элементов букв и цифр и к процессу письма, учить различать правильно и неправильно напечатанные буквы и цифры.
- Учить соразмерять индивидуальный темп работы с заданным и самостоятельно продолжать выполнение задания.
-Воспитывать аккуратность и усидчивость при работе с пласти- лином, конструктором, бумагой и др. материалами.
ПОДГОТОВКА
К ОВЛАДЕНИЮ НАВЫКОМ ПИСЬМА
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ
РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
укрепление кистей рук
в специальных упражнениях
физкультура
развитие общей моторики
и координации движений
формирование умения ориентироваться в тетради, на плоскости и в пространстве развитие памяти, внимания развитие графических навыков |
развитие
элементарных
математических
представлений
развитие тонких дифференцированных движений рук, аппликация развитие умения анализировать образец воспитание аккуратности знакомство с гигиеническими правилами письма ОБЖ профилактика нарушения зрения укрепление детской руки, лепка развитие мелкой моторики |
воспитание усидчивости, аккуратности
формирование графического навыка
изодеятельность формирование учебной позы
формирование умения
соизмерять движения руки,
подчинять их зрительному контролю
развитие моторики, точности движений конструирование и ручной труд развитие согласованности |
в действиях руки и глаза
развитие свободы и раскованности
движений в подвижных играх
игровая развитие, внимания памяти, мышления
деятельность и мелкой моторики
в дидактических играх
развитие мелкой моторики
в различных видах театра
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В СРЕДНЕЙГРУППЕ
срок выполнения | мероприятия |
сентябрь | материал на стенд «Развитие мелкой моторики» |
октябрь | консультация «Ознакомление родителей с результатами диагностики» |
ноябрь | материал в папку-передвижку «Физические упражнения для развития детской руки» |
декабрь | консультация «Какие игрушки нужны детям?» |
январь | внесение ширмы «Лепим вместе с мамой» |
февраль | консультация «Если ребенок левша» |
март | материал на стенд «Волшебные пальчики» |
апрель | день открытых дверей (наблюдение занятий, режимных моментов» |
май | материал на стенд «Игры с предметами обихода» |
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
срок выполнения | мероприятия |
сентябрь | выступление на родительском собрании «Гигиенические правила письма» |
октябрь | консультация «Ознакомление родителей с результатами диагностики» |
ноябрь | материал на стенд «Пальчиковые игры со спичками» |
декабрь | материал в папку-передвижку «Развитие ручной умелости» |
январь | консультация «Упражнения для развития пространственных представлений» |
февраль | внесение ширмы «Игры – эксперименты» |
март | консультация «Формирование графических навыков» |
апрель | посещение открытого занятия |
май | выступление на родительском собрании «Итоги учебного года» |
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
срок выполнения | мероприятия |
сентябрь | выступление на родительском собрании «Ознакомление с задачами и планом работы по овладению навыком письма» |
октябрь | консультация «Ознакомление родителей с результатами диагностики» |
ноябрь | материал в папку-передвижку «Поиграй со мной, мама!» |
декабрь | внесение ширмы «Эти игры будут полезны вашему ребенку» |
январь | консультация «штриховка по методике М.Потаповой» |
февраль | материал на стенд «Родителям будущего первоклассника» |
март | внесение ширмы «Чтобы наши руки стали умелыми" |
апрель | посещение открытого занятия |
май | консультация ознакомление с результатами тестирования |
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПИСЬМА.
Как правильно сидеть при письме?
Стол, за которым сидит ребенок, и стул должны соответство-
вать его росту. Спина должна быть прямой, плечи на одной высоте. Грудь не касается стола. Ноги согнуты под углом,
опираются всей стопой на пол или подставку. Голова немного
наклонена влево.
Как правильно расположить руки при письме?
Руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть пра-
вой руки немного выступал за край стола и правая рука свобод-
но двигалась по строке, а левая – лежала на столе снизу придер-
живала рабочий лист.
Как расположить тетрадь?
Положение тетради отражается на почерке и посадке пишущее-
го. Тетрадь лежит на столе с наклоном влево так, чтобы середи-
на тетради была направлена к середине груди. По мере заполне-
ния страницы левая рука передвигает тетрадь вверх, при этом середина тетради по-прежнему направлена к середине груди.
Не следует низко наклоняться над тетрадью.
Как правильно держать ручку?
Ручка кладется на средний палец правой руки, на его верхнюю ногтевую часть, ногтевая фаланга большого пальца придержи-
вает ручку, а указательного - легко кладется сверху для управ-
ления ручкой при письме. Расстояние от кончика стержня до
указательного пальца около 2 см. Безымянный палец и мизинец
внутри ладони. Конец ручки должен быть направлен в плечо.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КИСТЕЙ РУК
1.Сложить руки ладонями вместе и вытянуть их перед собой;
развести кисти рук в стороны, не размыкая запястий.
2.Сложить руки ладонями и предплечьями вместе перед собой;
развести предплечья в стороны, не размыкая ладоней.
3.Руки согнуть, кисти к плечам; сделать несколько круговых движений назад, затем вперед.
4.Руки в стороны, кисти сжаты в кулаки; сгибать и разгибать руки в локтевых суставах; повторить упражнение из положения руки вверх.
5.Руки вытянуты вперед, кисти расслаблены, сделать круговые движения кистями.
6.Руки вытянуты вперед, напряжены, поочередно сжимать и разжимать пальцы правой и левой руки в кулак.
7.Руки вытянуты вперед, пальцы сцеплены, развернуть ладони наружу и сделать пружинящие движения кистями рук вперед.
8.Сжать пальцы рук в кулак и вращать кистями в разные стороны.
9.Поставить руки на локти, не сжимая кулаки, выпрямить кисти рук; плотно прижать пальцы друг к другу и медленно опускать их к ладоням.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ РУК
1. Сжимать и разжимать кулаки.
2. Соединять большой и указательный пальцы.
3. Раздвигать и смыкать вытянутые указательный и средний пальцы.
4. Сжать кулаки и вытянуть мизинцы.
5 .Вытянуть указательный палец и мизинец.
6. Скрестить средний и указательный пальцы обеих рук.
7. скрестить пальцы обеих рук (кроме больших) тыльными сторона-ми кистей внутрь.
8. То же самое – ладонями внутрь.
9.Попеременно постукивать по столу средним и указательным пальцами рук.
10. То же самое – чередуя большой, средний пальцы и мизинец.
11.Руки положить на стол; поочередно сгибать большие, указатель-
ные, средние, безымянные, мизинцы.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
И СЛОЖНОКООРДИНИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК.
1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.
3. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой.
4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
5. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив).
6. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ,
НА РАЗВИТИЕ
МОТОРИКИ
И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ
УПРАЖНЕНИЯ,
НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕГУЛЯЦИЮ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА.
Общий принцип этих упражнений –
сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением.
1. "Лодочка". Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе
.
2. Исходное положение - лежа на спине, ноги вместе, руки по швам. Голова приподнимается над полом так, чтобы ребенок видел пальцы ног. Поза удерживается максимально долго.
3. И.п. - лежа на животе, руки за головой, локти разведены в стороны. Приподнимается верхняя часть туловища, ноги лежат на полу.
4. "Снеговик". Исходное положение - стоя. Детям предлагается представить, что они - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант "растаять", начиная с ног.
5. "Марионетки". Дети представляют, что они куклы-марионетки, которых подвешивают за разные части тела. Та часть тела, за которую подвешена кукла, напряжена и не двигается. Все остальное расслаблено и болтается. Куклу начинают дергать за веревочку в различном темпе.
6."Дерево". Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, "дерево тянется к солнышку". Oт сильного порыва ветра "дерево" должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной.
7. Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ребенок лежит расслабившись с закрытыми глазами. Ведущий может провести сеанс релаксации.
8 "Кулачки". Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются.
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРУПНОЙ МОТОРИКИ, ФОРМИРОВАНИЯ ОЩУЩЕНИЯ ГРАНИЦ СВОЕГО ТЕЛА И ЕГО ПОЛОЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ
1. "Бревнышко". Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.
2. "Колобок". Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.
3. "Письмо в воздухе". И.п. - лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе "прописывают" буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма - при пропуске букв, их заменах, "зеркальном" написании и других ошибках. При этом вначале педагог может вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.
Этот прием также помогает снять у ребенка страх перед школьной доской или тетрадью.
4. Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.
5. И.п. - сидя на коленях и на пятках. Руки лежат на коленях. Поочередно каждой рукой выполняются движения кулак - ребро - ладонь. После освоения то же упражнение выполняется навесу, руки согнуты в локтях.
6. И п. - сидя на коленях (стоя). Руки присогнуты в локтях. Одна рука выполняет движение кулак - ладонь, другая одновременно выполняет движение кулак - ребро - ладонь. После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения.
7. И.п. - лежа на спине, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой. Правая рука и правая нога сгибаются, локоть касается колена. Возвращаемся в и.п. То же повторяем левой рукой и левой ногой. Затем упражнение делается встречно левой ногой и правой рукой и наоборот.
8. И.п. - лежа на спине. Согнутые в коленях ноги стоят на полу, руки сложены лодочкой и вытянуты вверх перед собой. Сложенные руки кладем на пол с одной стороны от тела (при этом рука сверху "ползет" по другой руке), а ноги с другой стороны. Одновременно переводим руки и ноги в противоположную сторону.
9. "Паучок". Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям - вперед, назад, вправо, влево). То же, только шагает одновременно разноименная рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях.
10. Шаг на месте. Ребенок марширует на месте, высоко поднимая колени. Руки висят вдоль тела.
11. "Слоник". Ребенок становится на четыре конечности так, чтобы вес был распределен поровну между руками и ногами. Одновременные шаги правой стороной, затем левой. На следующем этапе ноги идут параллельно, а руки наперекрест. Затем руки параллельно, ноги наперекрест.
12. "Гусята". Отрабатывается "гусиный" шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же с плоским предметом на голове. После отработки включаются разнонаправленные движения головы, языка, глаз.
13. И.п. - стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука ладонью вверх, другая вниз. Ребенок начинает маршировать, на каждый шаг меняя положение ладоней. То же, но смена ладоней через шаг, затем через два. После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения в различных сочетаниях.
14. И.п. - стоя на четвереньках. Ребенок выпрямляет и приподнимает над полом одну ногу, отводит ее сначала в одну, потом в другую сторону. Остальные части тела при этом неподвижны. То же с закрытыми глазами. После освоения одновременно с ногой вытягивается вперед разноименная рука. Затем одноименная.
15. И.п. - стоя на одной ноге, руки вдоль тела. Закрывая глаза, максимально долго удерживаем равновесие. Затем сменяем ногу. После усвоения можно подключать различные пальчиковые и др. движения.
16. "Ласточка". И.п. - стоя на одной ноге, вторая нога вытянута назад параллельно полу, туловище наклонено вперед, руки в стороны. То же с закрытыми глазами. Сменить ногу.
17. "Бревнышко" по стене. И.п. - стоя, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой, спина соприкасается со стеной. Ребенок делает несколько поворотов сначала в одну сторону, затем в другую так, чтобы постоянно прикасаться к стене. То же с закрытыми глазами.
18. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки").
Ведущий (взрослый) делает какие-то движения: приседает, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши - а дети должны повторить их вслед за ним. Темп движений можно то замедлять, то ускорять. Чтобы подключить также и тренировку внимания, можно ввести "запрещаемые движения" (какое-то движение повторять нельзя), либо "замену движений" (когда какое-то движение надо заменить на другое, например, когда ведущий подпрыгнет, то дети должны присесть).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
1. "38 попугаев". Ребенку предлагается вспомнить мультфильм про слоненка, мартышку и удава. Затем предлагается измерить несколько предметов или расстояний при помощи различных частей своего тела. Вслед за этим ребенку дают мелкие предметы (буквы, цифры) и просят разложить их так, чтобы между ними было расстояние в его ладонь, а от каждого из них до края стола - его указательный палец. Рекомендуется предложить как можно большее количество вариантов расположения предметов (на расстоянии стопы, от колена до пятки, от локтя до кисти и т. д.).
2. "Маркеры". Маркируется левая рука ребенка при помощи браслета, колокольчика, яркой тряпочки и т. п.
3. "Зеркало". Упражнение выполняется либо в паре с ведущим, либо двумя детьми. На первом этапе упражнение выполняется в положении сидя на коленях и на пятках. Сначала ведущий совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Ребенок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положение стоя и подключать движения всего тела.
4. "Найди клад". В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды ведущего (ведущий говорит: "сделай два шага вперед, один направо..." и т. п.). Найденная ребенком вещь дарится ему.
5. Графические диктанты на листочках в клеточку.
6. Копирование нарисованных фигур разной степени сложности.
7. Составление ребенком планов (комнаты, квартиры и т. д.)
8. Взрослый рисует план, по которому ребенок должен найти предмет в комнате или здании.
6. Этюды по "Согласованным действиям": пилка дров, гребля, перемотка ниток, перетягивание каната, игра в воображаемый мячик и т. д. Детям необходимо постоянно помнить о согласованности действий и о целесообразности распределения движений. Данные этюды отрабатываются сначала парами, затем всей группой.
7. "Хлопки". Дети свободно двигаются по комнате. На один хлопок ведущего они должны подпрыгнуть, на два - присесть, на три - встать с поднятыми вверх руками (или любые другие варианты движений).
8. "Передай мяч". Игра проводится в форме командного соревнования. Дети в каждой команде стоят в затылок друг другу на расстоянии вытянутой руки. Первый передает мяч второму сверху над головой, второй третьему - снизу меж ду ногами и т. д. Другой вариант - передача мяча сбоку с поворотом корпуса то вправо, то влево. Третий вариант - комбинированный.
9. "Паровоз". Дети разбиваются на команды по 4-5 человек, выстраиваются паровозиком в затылок друг другу (стоящий сзади держит стоящего впереди за талию). Все закрывают глаза, кроме первых, которые медленно начинают движение. Их задача - аккуратно, молча вести "паровоз", огибая препятствия, не сталкиваясь с другими; задача остальных - максимально "прислушиваться" к стоящему впереди, наиболее точно повторять изменения в его движениях, тем самым обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади.
По команде педагога дети останавливаются, первый встает в конец паровоза и т. д., пока каждый не побывает в роли ведущего.
ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ГОТОВНОСТЬ
К ОСВОЕНИЮ ПИСЬМА
ГОТОВНОСТЬ РУКИ К ОВЛАДЕНИЮ ПИСЬМОМ
Методика: рисование простых узоров.
Материалы: лист нелинованной бумаги, мягкий карандаш.
Образцы узоров:
Ребенку предлагается продолжить узор взрослого. Если ребе-
нок хорошо справляется с заданием, значит достаточно готов к
работе, которая его ожидает при обучении письму. Если же на-
рисованные им узоры не соответствуют образцу по величине,
стройности, ритму, элементам и др., это свидетельствует о том,
что ребенок плохо управляет движениями своей руки, пальцев,
недостаточны у него также коррекция глаза и руки, зрительный контроль.
ЛИТЕРАТУРА
Н.В.Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) СПб.,2007.
«Детский сад от А до Я» №5,2007
А.А.Сиротнюк «Коррекция Развития интеллекта дошкольников»
М.,2001
С.В.Коноваленко. «Как научиться думать быстрее и запоминать лучше» М.,2000
Н.В.Новоторцева «Учимся писать:обучение письму, грамоте в детском саду» Ярославль,2000
С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать» Ярославль,1997
Е.Синицина «Умные пальчики» М.1999
Е.Н.Потапова «Радость познания»М. 1990
С.А.Козлова, Т.А.Куликова «Дошкольная педагогика» М.,2000
Т.С. Комарова «Формирование графических навыков у дошкольников» М. 1970
Е. Маркова «Помогите детям увидеть мир многоцветным» «Д/В»№12,1996
Т.А.Фалькович, Л.П.Барылкина «Развитие речи, подготовка к освоению письма» М.2007
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
ежедневно – пальчиковая гимнастика, физкультминутки, развитие двигательной активности,
координации движений при выполнении ОРУ, в подвижных играх
Виды деятельности | Первый период | Второй период | Третий период |
Развитие мелкой моторики, внимания, памяти в дидактической игре | Запуск волчка Игры-застежки и прищепки Завинчивание пробок Нанизывание бус Составление изображений из кубиков, пазлов, разрезных картинок (2-4 части) Сухие бассейны | «Магнитные рыбки» «Кубики Никитина» Рамки-вкладыши «Пройди по лабиринту» «Волшебный мешочек» Составление узоров из палочек «Мозаика» | «Сложи квадрат» «Кольцеброс» Игры-шнуровки Конструктор «ЛЕГО» Выкладывание по образцу узоров из геометрических форм |
Физическое развитие | Обучение выполнению ОРУ под музыку Лазание по гимнастической стенке, перелезание с одного пролета на другой Прокатывание мячей, обручей друг другу, в ворота | Обучение бросанию мяча и ловле его двумя руками (3-4раза) Обучение метанию предметов в вертикальную и горизонт. цель Прокатывание мячей и обручей по узкой дорожке | Обучение ползанию по гимн. скамейке на животе Обучение прыжкам с короткой скакалкой Обучение отбиванию мяча о землю несколько раз |
Формирование графического навыка | Обучение умению правильно держать карандаш Штриховка в одном направлении, не выходя за контур | Обведение контура по внутреннему трафарету Штриховка в разных направлениях | Рисование геометрических форм (треугольной, округлой, овальной, четырехугольной) Обведение по контуру, состоящему из точек |
Развитие элементарных математических представлений | Обучение определению пространств. отношений, закрепление в пассивном словаре наречий, выражающих простр.отнош. Развитие мелкой моторики в процессе отсчитывания предметов, уравнивания мн-в | Совершенствование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости Активизация в словаре наречий «слева», «справа», «внизу», «около», «рядом» | Формирование умения определять направление от себя, обозначать словами положение предмета по отношению к себе (впереди, сзади, слева, сверху и т.д.) |
лепка | Лепка основных геом. форм (шар, цилиндр) Обучение навыков отщипывания, сглаживания | Совершенствование навыков и приемов лепки Украшение изделий с помощью стеки Лепка знакомых фигур и букв | Использование приемов приглаживания и примазывания при соединении частей в целое Обучение приему оттягивания |
Конструирование и ручной труд | Совершенствование конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками, пазлами, кубиками | обучение складыванию листа пополам, совмещая углы и стороны Изготовление поделок из бумаги и природного материала | Совершенствование навыков работы с бумагой, конструктором, природным материалом |
Работа с ножницами | Формирование умения правильно держать ножницы Выполнение прямых разрезов | Обучение преобразованию готовых форм путем разрезания на 2, 4 части | Выполнение криволинейных разрезов |
Игровая и театрализованная деятельность | Игры с песком Обучение правильным приемам игры на музыкальных инструментах | Обучение разыгрыванию сценок в пальчиковом театре, театре «бибабо» | Игры с водой и мыльной пеной |
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ежедневно – пальчиковая гимнастика, физкультминутки, развитие двигательной активности,
координации движений при выполнении ОРУ, в подвижных играх
Виды деятельности | Первый период | Второй период | Третий период |
Развитие мелкой моторики, внимания, памяти в дидактической игре | Игры–застежки и прищепки «Волшебный мешочек» «Мозаика» «Бусы» «Магнитные рыбки» Запуск волчков, летающих тарелок | Игры-шнуровки Выкладывание узоров из различ- ных материалов по образцу Рисование по слою манки Игры-вкладыши «Золушка» | «Сложи квадрат» «Узнай наощупь» «Кубики Никитина» «Танграм» Игры с палочками «Бильард» |
Физическое развитие | Подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками Перебрасывание мяча из одной руки в другую Метание вдаль мячей и мешочков с песком | Лазание по гимнастической стенке с изменением темпа движения Подбрасывание мяча вверх и ловля его одной рукой | Поднимание и опускание ног, держась руками за рейку гимнастической стенки Подбрасывание мяча вверх и ловля его с хлопком Обучение игре в бадминтон, баскетбол |
Формирование графического навыка | Обведение изображения по контуру из точек и по внутреннему и внешнему трафарету Проведение линий (прямых, волнистых и др.) разной длины | Закрашивание изображения, не выходя за конур Штриховка в разных направлениях «Рисование» в воздухе | Передача оттенков цвета при раскрашивании за счет изменения нажима Украшение предметов с помощью узоров и орнаментов |
Развитие элементарных математических представлений | Совершенствование навыка ориентировки на плоскости и в пространстве Развитие глазомера при сравнении предметов разной величины | Определение величины предмета на глаз Развитие мелких мышц руки в процессе выкладывания предметов в возрастающем и убывающем порядке | Совершенствование моторики в процессе измерения величин с помощью условной мерки |
лепка | Лепка разными способами (пластическим, конструктивным, комбинированным) Декоративная лепка | Совершенствование навыков лепки мелких деталей Лепка знакомых букв и цифр Украшение поделок рельефом | Совершенствование навыка лепки различных предметов и объектов Украшение и роспись гуашью народных игрушек |
Конструирование и ручной труд | Совершенствование конструктивного праксиса в работе с кубиками, пазлами, разрезными картинками (4-8 частей) Обучение складыванию листа бумаги вчетверо | Совершенствование навыков работы с бумагой: деление листа на равные части, проглаживание сгибов, разрезание по сгибам, изготовление объемных фигур Изготовление поделок из природного материала | Изготовление атрибутов к играм Работа с разными видами пластмассового конструктора |
Работа с ножницами | Разрезание бумаги на полоски Вырезание кругов из квадр. Вырезание по контуру | Освоение навыков симметричного вырезывания Вырезание овалов из прямоугольников | Совершенствование техники симметричного вырезывания |
Игровая и театрализованная деятельность | Игры с водой и песком | Разыгрывание сценок в пальчиковом и теневом театре | Игры с магнитом |
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ежедневно – пальчиковая гимнастика, физкультминутки, развитие двигательной активности,
координации движений при выполнении ОРУ, в подвижных играх
Виды деятельности | Первый период | Второй период | Третий период |
Развитие мелкой моторики, внимания , памяти в дидактической игре | Выкладывание узоров, букв и цифр из палочек, кубиков, мозаики, шнурочков, проволоки, геом. фигур Разрезные картинки, пазлы, кубики(8-12 частей) | «Мозаика» «Бусы» «Учись плести» «Танграм» «Сложи узор» Игры-шнуровки | «Овалоид» «Сложи круг» «Сложи квадрат» «Золушка» «Кубики Никитина» |
Физическое развитие | Ползание по гимнастической скамейке на спине, подтягиваясь руками Лазание по гимнастической скамейке, с одного полета на другой по диагонали Бросание мяча через сетку | Ведение мяча в разных направлениях одной рукой Метание из разных положений в вертикальную, горизонтальную, движущуюся цель; вдаль Обучение вращению обруча на кисти перед собой и сбоку | Формирование умения лазать и спускаться по канату (со страховкой взрослого) Совершенствование навыков игры в бадминтон, теннис Запуск летающей тарелки |
Формирование графического навыка | Знакомство с разлиновкой тетради в клетку, рабочей строкой Различение правильно и неправильно напечатанных букв, «допечатывание» незаконченных букв и цифр | Прописывание узора до конца строки с опорой на образец, по словесной инструкции Графические диктанты Штриховка (по методике Е.Н.Потаповой) | Знакомство с тетрадью в линейку, письмо элементов прописных букв |
Развитие элементарных математических представлений | Развитие глазомера, ручной умелости при измерении условной меркой и делении квадрата и круга на 2 и 4 равные части Совершенствование навыка ориентировки на плоскости и в пространстве | Закрепление в речи прилагательных «шире», «уже», «выше», «ниже», «длиннее», «короче» Формирование навыков ориентировки на листе в клетку, использование прилагательных «левее», «правее», «выше» и т.д. | Преобразование геометрических фигур по условию с использованием линейки, трафарета, шаблона Формирование умения создавать простейшие чертежи, планы, схемы |
лепка | Совершенствование ранее изученных приемов лепки при создании рельефных и объемных изображений | Развитие умения передавать пропорции, движение при создании композиций | Совершенствование навыков декоративной лепки, лепки мелких деталей |
Конструирование и ручной труд | Совершенствование навыков работы с пластмассовым, деревянным, металлическим конструктором Изготовление коллективных композиций из природного материала | Обучение работе инструментами: иглой, шилом при создании поделок из природного материала Изготовление елочных украшений и атрибутов к новогоднему празднику | Обучение шитью и вышиванию Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм |
Аппликация | Составление узоров и композиций из растительных и геометрических элементов Развитие чувства ритма | Формирование навыка ажурного и многослойного вырезывания Развитие чувства композиции | Обучение технике обрывания |
Игровая и театрализованная деятельность | Игры с магнитами, песком, водой и мыльной пеной. Поощрение разыгрывания сценок в пальчиковом и теневом театре |
ДИАГНОСТИКА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ 2 ( АНАЛОГИЧНО ВСЕ ГРУППЫ)
Условные обозначения: 3 – «низкий уровень», 4 – «средний уровень», 5 – «высокий уровень»
ведущая рука | Опыт игры за столом | Умение правильно держать карандаш | Навык штриховки в определен. направлении | Умение пользоваться ножницами | Навык лепки | Уровень развития общей моторики | Уровень развития мелкой моторики | Уровень развития коорди-нации движений | |||||||||
сент. | май | сент. | май | сент. | май | сент. | май | сент. | май | сент. | май | сент. | май | сент. | май | ||
1. Данил | пр | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
2. Маша | пр | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 3 | 5 | 3 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 |
3. Дима | пр | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
4. Рита | пр | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
5. Паша | пр | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
6. Саша | пр | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 |
7. Данил | пр | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 |
8. Маша | пр | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 |
9. Соня | пр | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 |
10. Лера | л. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
11. Ира | пр | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 |
12. Саша | пр | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 |
13. Сюне | пр | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
14.Максим | л. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 |
15. Полина | пр | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
итого в % | 60 | 70 | 64 | 77 | 63 | 77 | 63 | 76 | 64 | 83 | 63 | 70 | 63 | 76 | 65 | 84 |
ДИАГНОСТИКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (АНАЛОГИЧНО ВСЕ ГРУППЫ)
Условные обозначения: 3 – «низкий уровень», 4 – «средний уровень», 5 – «высокий уровень»
навык свободного владения карандашом | ориентировка в тетради (понятия «строка», «столбик», «страница») | графические диктанты | уровень зрительно-моторной координации | темп выполнения письмен. заданий | самостоя-тельность при выполнении задания | посадка при письме, орг-ция рабочего места | интерес к процессу письма, рисования | |||||||||
сент. | Май | сент. | Май | сент. | Май | сент. | Май | сент. | Май | сент. | Май | сент. | Май | сент. | Май | |
100% | ||||||||||||||||
90% | ||||||||||||||||
80% | ||||||||||||||||
70% | ||||||||||||||||
60% | ||||||||||||||||
50% | ||||||||||||||||
40% | ||||||||||||||||
30% | ||||||||||||||||
20% | ||||||||||||||||
10% |
В начале учебного года дети не умели ориентироваться в тетради, не справлялись с «графическими диктантами», темп выполнения заданий был низким. При выполнении заданий многим детям требовалась помощь взрослого.
К концу учебного года целенаправленная организация совместной деятельности, тесное сотрудничество с родителями позволили добиться хороших результатов в работе. Детей заинтересовал процесс письма, они научились организовывать свое рабочее место, стали более самостоятельными.
знание правой и левой стороны тела и умение ориентироваться в пространстве | правильная посадка во время рисования | умение держать карандаш | проведение различных линий (прямых, округлых) | обведение по контуру, закрашива-ние | умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда | уровень развития моторики и координации движений | ||||||||
сент. | Май | сент. | Май | сент. | Май | сент. | Май | сент. | Май | сент. | Май | сент. | Май | |
100% | ||||||||||||||
90% | ||||||||||||||
80% | ||||||||||||||
70% | ||||||||||||||
60% | ||||||||||||||
50% | ||||||||||||||
40% | ||||||||||||||
30% | ||||||||||||||
30% | ||||||||||||||
10% |
В начале учебного года многие дети плохо ориентировались в пространстве, в определении правой и левой стороны тела. Возникали затруднения при обведении по контуру и закраши-вании. Особенно трудно дети справлялись с заданиями, требующими установить закономер-ность расположения ряда элементов.
К концу учебного года благодаря специальным играм и упражнениям, индивидуальному подходу в работе у детей появилась положительная динамика: повысился уровень развития моторики, координации движений, ориентировки на плоскости и в пространстве. Дети стали более собранными, внимательными, аккуратными.
Опыт игры за столом | Умение правильно держать карандаш | Навык штриховки в определен. Направлении | Умение пользоваться ножницами | Навык лепки | Уровень развития общей моторики | Уровень развития мелкой моторики | Уровень развития коорди-нации движений | |||||||||
сент. | Май | сент. | Май | сент. | Май | сент. | Май | сент. | Май | сент. | Май | сент. | Май | сент. | Май | |
100% | ||||||||||||||||
90% | ||||||||||||||||
80% | ||||||||||||||||
70% | ||||||||||||||||
60% | ||||||||||||||||
50% | ||||||||||||||||
40% | ||||||||||||||||
30% | ||||||||||||||||
20% | ||||||||||||||||
10% |
В начале учебного года у большинства детей был выявлен низкий уровень сформированности навыка владения карандашом, ножницами. Дети не привыкли играть за столом. Для них характерны низкий уровень развития моторики, координации движений, несобранность, быстрая утомляемость. Включение в учебный процесс проходит тяжело.
К концу учебного года четкая система работы, разнообразные приемы и методы, коррекционные занятия позволили добиться положительных результатов: большинство детей научилось владеть карандашом и ножницами, освоили приемы лепки. Все это положительно повлияло на развитие мелкой моторики. У детей появился интерес к настольным играм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы воспитателя на тему: «Дидактические игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
1 ВведениеЭкологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.В последнее время всё чаще загр...
ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Развивающие игры и упражнения в сенсорном воспитании младших дошкольников»
Опыт работы по сенсорному воспитанию младших дошкольников через реализацию системы развивающих игр и упражнений обобщён воспитателем муниципального бюджетного дошкольн...
Опыт работы воспитателя на тему "Игра с песком, как средство для всестороннего развития дошкольников."
laquo;Опыт работы воспитателя» - это обобщение результатов педагогической деятельности воспитателя ДОУ, которые могут быть полезны его коллегам....
Родительское собрание на тему: Подготовка к овладению элементарными навыками чтения и письма.
Сопровождающая консультацию логопеда презентация....
Опыт работы воспитателя на тему:«Формирование графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков приводит к ошибкам на письме в школе, что в свою очередь приведёт к снижению общей успеваемости и к школьной дезадаптации. Сдесь предс...
Опыт работы воспитателя по теме "Сюжетно-ролевые игры как средство развития языковых умений детей среднего дошкольного возраста"
Опыт работы воспитателя МДОАУ "ЦРР - д/с №125" г. Орска Беребердиной Н.В. по теме "Сюжетно-ролевые игры как средство развития языковых умений детей среднего дошкольного возраста"...
ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти
Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...