Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
статья по теме
Проблема нравственно - патриотического воспитания в настоящее время особенно актуальна, имеет большое значение в становлении личности ребёнка, будущего гражданина страны. Воспитание чувства патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_pedagogicheskiy_opyt_raboty.docx | 30.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
« Нравственно —
патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста»
воспитатель Полякова
Оксана Алексеевна
Москва 2013 год
Явления социальной патологии в молодежной среде стали сегодня, к сожалению, привычным делом. Основная причина кроется в том, что наше общество потеряло свой ориентир - патриотизм, который является стержнем любой государственности.
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и представляет собой значимую часть сознания, проявляющуюся в отношении к своему народу, истории, культуре, государству.
Патриотизм — это особая направленность поведения граждан, заключающаяся в служении Отечеству. Деятельностная сторона патриотизма является определяющей, так как именно она способна преобразовать чувства в конкретные для государства дела и поступки. Патриотизм - цементирующая основа существования и развития любого государства.
Патриотизм, как говорится в Концепции патриотического воспитания, всегда был наиболее яркой чертой русского характера, которому присущи: гуманизм, законопослушание, веротерпимость, коллективизм, любовь к родной природе. Быть патриотом, значит ощущать себя неотъемлемой частью общества.
Недооценка патриотизма приводит к ослаблению социально- экономических, культурных основ развития государства и, в конечном счете, к его гибели. Этим определяется приоритетность патриотического воспитания.
Меня, как гражданина России, очень волнует нынешний уровень патриотического сознания подрастающего поколения
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества. Патриотическое воспитание должно стать одним из центральных направлений в работе с подрастающим поколением. Возникла реальная необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Многогранное чувство патриотизма возникает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Работая с детьми дошкольного возраста, я, к сожалению, наблюдаю, что даже в этом возрасте дети не проявляют должного интереса к своей Родине. А ведь чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Любить Родину - значит знать ее, прежде всего свою малую Родину.
Я считаю, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем поселке, селе, городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края?
В этом - выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, необходимо передать детям. Это чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств.
Я занимаю активную позицию в этом вопросе.
Любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Неповторимы люди. Везде есть свои артисты и спортсмены, свои художники и поэты и обязательно есть люди, которые прославили свой край трудом, который в каждой местности тоже разный. Ознакомление дошкольников с историческим, национальным, географическим, природным своеобразием малой Родины, имеет огромное значение.
Знакомясь с Родиной, ребенок получит много новых знаний об истории города, о том, что у него есть день рождения и много других дат, по которым определяют его историю: освобождение от врагов, открытие заводов, фабрик, узнает о её флоре и фауне, о жизни населения города в прошлом и настоящем, памятных и любимых местах отдыха, роли человека в развитии и процветании родных мест и о многом другом. Получит дальнейшее развитие его эмоционально-чувственная сфера.
Ознакомление с родным городом и его достопримечательностями поможет ребенку осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных условиях, и в тоже время приобщиться к богатствам национальной и мировой культуры.
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях Родины, мы поможем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.
Принципы обучения
В нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста надо помнить:
- Давать детям материал нужно с учетом принципа от более близкого ребёнку к менее близкому.
- Приобщать детей к культуре, истории природе родного города.
- Необходимо привлекать детей к участию к праздникам, чтобы они проникались общей радостью и весельем.
Поэтому при выстраивании педагогического процесса в работе с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию я учитываю следующие принципы:
Принцип интегративности, который учитывает сотрудничество с семьёй, музеем, библиотекой, событиями в стране, базовой программой дошкольного образования.
Принцип целесообразности заключается в отборе знаний наиболее актуально для ребёнка данного возраста.
Принцип историзма реализующий путём сохранения порядка описываемых событий сводящим к двум понятиям: прошлое (было давно), настоящее (наши дни).
Принцип гуманности он предполагает умение воспитателя встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноценного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, Родине.
Принцип дифференциации он заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в освоении знаний о семье, стране. Учитывать его психологические особенности, возможности, интересы.
Принцип доступности материал, предлагаемый воспитателем должен быть доступен и понятен детям, соответствовать возрасту.
Эти принципы взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
- Занятия.
- Беседы.
- Рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографий.
- Схемы, рисунки мелом.
- Наблюдения.
- Игры.
- Метод решения проблемных ситуаций.
- Загадки, пословицы.
- Чтение художественных произведений, заучивание стихов А.С. Пушкина, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева, повторение новых слов.
- Целевые прогулки и экскурсии, праздники.
- Изобразительная деятельность.
- Настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры.
- Семейный творческий конкурс, рисунки, поделки, советы родителям.
- Конкурс детского рисунка, детский вернисаж.
- Встреча детей с защитниками Отечества.
- Досуги.
- Работа в книжном уголке.
« Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
В.А. Сухомлинский.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и неразрывность с окружающими, желание сохранить, приумножить богатства страны.
Патриотические чувства надо прививать детям с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Всё начинается с детства» - относится к данной теме. Детство — это и деревья под окном, и родные напевы, и поразившие факты и события.
С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, пословицы, поговорки - это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко, естественно. Но в них юмор, грусть и глубокая любовь к человеку и Родине. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной.
Но, без помощи взрослого ребёнку, трудно выделить наиболее существенное. Взрослые выступают посредником между ребёнком и окружающим миром, направляют, регулируют восприятие им окружающего мира. Воспитание патриотических чувств происходит в последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а затем к городу, стране.
Мы с первых лет жизни, учим ребёнка любить родителей, помогать им. Благодарное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним - важно для личности ребёнка. Для того, чтобы чувства стали началом любви к Родине, надо чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников вносящих вклад в общее дело.
Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к случаю. Результата можно достичь только систематической работой, и эта работа в основном, происходит как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное от образовательной деятельности время.
В последнее время нравственно - патриотическому воспитанию хочется уделять больше внимания. Изучение педагогической литературы, практики работы дошкольных учреждений побудили меня к необходимости исследования темы по нравственно - патриотическому воспитанию детей.
Работая с детьми по проблемам нравственно - патриотического воспитания я сделала вывод о том, что у детей недостаточный уровень знания по патриотическому воспитанию.
Я пришла к выводу, что основными причинами являются достаточно низкий уровень патриотического сознания родителей, отсутствия понимания необходимости уделять должное внимание этому вопросу со стороны взрослых участвующих в воспитании ребёнка. Я поставила перед собой следующие задачи:
1. Продолжать работу по теме «Моя семья».Формировать у детей интерес к своей родословной.
2. Расширить у детей интерес к родному городу, знать его достопримечательности.
3. Расширить у детей представление о родной стране, президенте страны, о флаге, гербе, гимне.
4. Углубить знания детей о Российской армии, родах войск. Прививать детям любовь к почётной обязанности - защищать Родину.
5. Познакомить детей с народными традициями. Разучить русские народные игры, пословицы, стихи о родине
6. Расширять знания о различных профессиях, их значимости для общества.
7. Привлечь внимание родителей к нравственно - патриотическому воспитанию детей.
8. Расширить кругозор, внимание, мышление, интерес к происходящим событиям в стране и мире.
С целью расширения у детей полученных знаний, в группе необходимо создавать предметно - развивающую среду. Оборудовать уголок по нравственно - патриотическому воспитанию. В этом уголке дети могут свободно, самостоятельно рассматривать пособия:
• Карта мира с изображением лесов, рек, морей, гор и различных животных населяющих леса России. Дети могут показать и назвать страну, в которой мы живём, закрепить знания о богатстве нашей страны. Воспитывать у детей стремление беречь эти богатства и приумножать их,воспитывать чувство гордости за нашу страну.
• Альбом «Наша Родина - Россия». В этом уголке поместить флаг России. Во время рассматривания флага дети закрепляют знания обозначения цветов. Белый цвет – цвет мира, синий цвет - верность России, красный цвет - кровь, пролитая за Родину. Также в этом уголке поместить иллюстрации Москвы и России.
• Герб России - на нём изображён двуглавый орел. Одна голова смотрит на запад, другая на восток. Это обозначает что наше государство большое, сильное. В лапах у орла жезл или держава - сила страны. Так же в уголке находится портрет президента нашей страны В.Путина. Дети должны знать нашего руководителя страны.
• Альбомы «Наша Армия родная» - помогают детям закрепить представления о военных профессиях, о различных родах войск, военной технике. У детей воспитывать чувства гордости за нашу Родину, прививать любовь к трудной, но почетной обязанности - защищать нашу Родину. Также в этом уголке дети могут поближе познакомиться, закрепить знания о памятниках нашего города.
Я считаю, что у детей необходимо воспитывать гордость за историческое прошлое своей страны, хотя мы живём XXI веке, детям необходимо это знать, в первую очередь, с целью нравственно - патриотического воспитания, что вызывает у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине, к её историческому прошлому.
Весь этот материал должен находиться в доступном и удобном для детей месте. У детей расширяются знания и представления о родной стране, формируется интерес к малой Родине. Такой материал помогает проводить индивидуальные беседы, занятия с теми детьми, которые не могут усвоить знания на занятиях наравне со всеми детьми. Таким образом, рассматривая весь материал уголка нравственно - патриотического воспитания у детей развивается внимание, наблюдательность, самостоятельность, любознательность и желание помочь товарищу.
Наряду с этим, необходимо вести систематическую работу по знакомству детей с родной страной, проводить целевые прогулки, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Каждую образовательную деятельность следует проводить с использованием наглядного материала, посредством чего, дети узнают новые, ранее не знакомые им слова. Но не надо стремиться к тому, чтобы дети запоминали их сразу. Стараться каждое слово повторять с детьми хором, чтобы каждый ребёнок проговорил это новое слово. Это способствует расширению словаря у детей. Часто рассказ из монолога превращается в беседу с детьми, а это способствует более успешному усвоению знаний.
Работа по нравственно - патриотическому воспитанию будет успешней, при условии активного взаимодействия с родителями. В настоящее время работа с родителями актуальна и трудна, требует большого такта и терпения, так как молодые семьи не считают вопросы воспитания патриотизма и гражданственности - важными. В связи с этим возникла проблема просвещения родителей по вопросам патриотического воспитания. Родители должны стать единомышленниками, помощниками воспитателя. Молодые родители не всегда обладают должным уровнем педагогических знаний, а некоторые родители осознают, что вообще не владеют этими знаниями, но просить совета у воспитателей стесняются.
Необходимо проводить беседы с родителями, советовать родителям дома чаще общаться с ребёнком, рассматривать семейный альбом, сохранять в семьях традиции, которые передаются из поколения в поколения. Предложить ввести в семьях следующие традиции:
- Семейные обеды по выходным.
- Посадка деревьев.
- Украшение Новогодней ёлки.
- Посещение музеев.
- Фотографироваться с ребёнком на природе.
- Празднование дня рождения.
- Прогулки по выходным.
Среди родителей нужно проводить анкетирование, с целью выяснения их заинтересованности в совместном сотрудничестве с детским садом, а также затрагивать вопросы, каким они хотят видеть своего ребёнка в будущем. Таким образом, работу по нравственно-патриотическому воспитанию следует вести в тесном сотрудничестве с родителями, что даст положительный результат в воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание как средство нравственного развития детей дошкольного возраста
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
Конспект открытого занятия «Знакомство с символикой России» по патриотическому и нравственному воспитанию старший дошкольный возраст.
Наша Родина. Если долго-долго-долгоВ самолёте на...
Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста
В этой статье говорится о внедрении новых форм взаимодействия с родителями для ориентации семей на формирование патриотического воспитания детей....
Проект по нравственно-патриотическому старшего дошкольного возраста: С чего начинается Родина.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением ...
Организация интерактивных экскурсий «Виртуальная Россия» как средство формирования нравственно-патриотических качеств дошкольного возраста.
Опыт работы - методика, виды формы....
План по самообразованию «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к род...
План самообразования на тему «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольного возраста в условиях ФГОС» Подготовительная группа
Задачи:1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками 2. Проанализировать условия, созданные в детском саду для...