Специфика работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения
презентация по коррекционной педагогике на тему
Материал знакомит педагогов с трудностями, которые характерны для детей с нарушениями зрения; содержит рекомендации по работе с такими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_raboty_s_detmi_imeyushchimi_narusheniya_zreniya.ppt | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Различают следующие категории детей с нарушениями зрения: Слепые (незрячие) Слабовидящие Дети с косоглазием и амблиопией.
По результатам современного анализа контингента детей с нарушениями зрения, посещающих образовательные учреждения Существенное увеличение количества детей таких детей, Увеличение у детей числа сложных комплексных зрительных заболеваний (2-3), Увеличение числа дефектов, сопутствующих зрительному заболеванию.
Л. С. Выготский о системном строении дефекта, выделял две группы явлений Первичные нарушения, возникающие из биологического характера болезни (аномальное развитие определяется временем возникновения первичного нарушения и тяжестью его выраженности) Вторичные нарушения, возникающие в ходе социального развития ребенка ( являются основным объектом психодиагностики и психолого-педагогической коррекции)
Характерные трудности у детей с нарушением зрения: Затруднена пространственная ориентировка. Задерживается формирование двигательных навыков и координации. Вследствие вышеперечисленного происходит снижение двигательной и познавательной активности. 4. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии .
Особенности развития у детей с нарушениями зрения: Зрительное восприятие таких детей резко отличается от восприятия нормально видящих людей по степени полноты, точности и скорости отображения. Из-за нарушения зрения дети довольно часто могут видеть не основные , а второстепенные признаки объектов , в связи с чем образ объекта искажается и таким закрепляется в памяти.
Дети с глубокими нарушениями зрения не воспринимают в полном объеме артикуляцию собеседника, из-за этого они часто допускают ошибки при звуковом анализе слова и его произношении. Следствием этого являются трудности при освоении письменной речи . Часто нарушается соотнесенность слова и предмета.
Характерен бедный словарный запас . Происходит отставание в понимании значений слов. Такие дети не видят строк , путают схожие по очертанию буквы и предметы . Не видят написанное на доске, таблице - это вызывает переутомление и снижение работоспособности.
Рекомендации по работе с детьми, имеющими нарушения зрения: Знакомя с материалом, необходимо обязательно добавлять сенсорную и осязательную информацию, чтобы восприятие было более полным. Дети могут учиться через прикосновения или слух с прикосновением , должны иметь возможность трогать предметы. 2. Наглядный и раздаточный материал должен быть крупным, хорошо видимым по цвету, контуру, силуэту.
3. Размещать демонстрационные материалы так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно. 4. С разрешения педагога дети должны иметь возможность подходить к наглядному материалу и рассматривать его. 5. При формировании речи необходимо активное взаимодействие с окружающими людьми (тренировка общения).
6. Для развития речи важно стимулировать развитие слуховых, зрительных и кинестетических анализаторов с целью обогащения предметно-практического опыта. 7. ! Развивать слухоречевую память , т.к. большое количество информации таким детям приходится хранить в памяти.
8. Давать четкие инструкции, комментарии, описания, (не полагаясь на жесты и мимику ). Их количество и точность будут компенсировать обедненность и схематичность зрительных образов. 9. Четко дозировать зрительную нагрузку – не более 10-20 минут непрерывной работы.
10. На специально организованных занятиях и в режимных моментах рекомендуется использовать аудиозаписи. 11. Таким детям необходимо помогать при передвижении - ориентироваться в пространстве, группе, помещениях детского сада.
12. В группе для такого ребенка важно выбрать максимально освещенное рабочее место (повышенная общая освещенность помещения – не менее 1000 люкс, или местное освещение на рабочем месте не менее 400-500 люкс). 13. Для детей с глубоким нарушением зрения, опирающихся в своей работе на осязание и слух , необходимо обеспечить слышимость во всех зонах группы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование презентаций Power Point и дидактической сказки в работе с дошкольниками, имеющими нарушенное зрение.
В статье раскрывается актуальеость использования презентаций, подготовленных в программе Power Point с детьми, имеющими нарушения зрения. Дано описание данной технологии, необходимые требования....
"Специфика логопедической работы с детьми, имеющие нарушения зрения"
Статья рассказывает о том, как правильно выстраивать логопедическую работу с детьми, имеющие нарушения зрения....
Применение пособия "Прозрачный мольберт" в работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.
В статье описываются игры и упражнения с пособием "Прозрачный мольберт", используемые учителем-дефектологом в работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения....
Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
На сегодняшний день (декабрь 2017 года) лекотеку посещает 1 ребенок с нарушением зрения. Во время обследования в четырехмесячном возрасте установлено, что у ребенка врожденная катаракта, отслойка сетч...
Взаимодействие коррекционного и психолого-педагогического воздействия в системе работы учителя-дефектолога с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.
Описан алгоритм совместной деятельности учителя-дефектолога и педагога-психолога при работе с детьми с нарушением зрения...
Использование нетрадиционной техники рисования солью - в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения.
Введение.Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с патологией зрения полностью полагаются на визуальну...
Полисенсорный способ обучения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения
Первостепенное значение в компенсации недостатков и развитии способностей детей имеет формирование согласованной работы всех уровней сенсорно-познавательной системы (речь и движение, слух, осязание, э...