Роль познавательных психических процессов при подготовке детей к школе .
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.doc | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Тема: Роль познавательных психических процессов при
подготовке детей к школе .
Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир новых знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. И нередко бывает такое, что ребёнок начинает отставать в учёбе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. Родители недоумевают: «Как так? Он же умеет у меня читать, писать, считать! Я же столько с ним занималась!» Вот здесь и прослеживается противоречие: умеет, но не хочет; знает, но не справляется. Почему? Ответ на этот вопрос показывает актуальность данной темы.
Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий. Ребёнок, впервые произносящий слово «мама»; дошкольник, научившийся читать своё имя; первоклассник, осваивающий азы математики; студент, отвечающий на экзамене, не задумываются о том, какие процессы способствуют осуществлению этой деятельности.
Современная психология относит такую активность к познавательной деятельности человека, ведущую роль в которой играют познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится своё место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления.
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребёнка, идёт активное развитие его познавательных возможностей.
Включение в непосредственную образовательную деятельность игр и упражнений для развития познавательных процессов и речи не только способствуют психическому развитию детей, но и перестраивают саму моторику, обеспечивая быстрое запоминание и воспроизведение, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся окружающей обстановки.
Всё это делает особо важным участие педагога-психолога в проведении развивающей работы с детьми.
Цель моей работы - вывести формирование познавательных психических процессов у детей на оптимальный уровень развития, необходимый при подготовке к школе.
Я убеждена, что эта цель не может быть достигнута, если начать работу в старшем дошкольном возрасте, поэтому свою работу я начинаю со II младшей группы, используя сензитивные периоды для развития мышления, памяти, восприятия внимания, воображения.
Цель недостижима и в том случае, если этой проблемой будет заниматься один педагог-психолог. Только при теснейшем взаимодействии родителей, воспитателей и специалистов, возможно решить поставленную задачу. Исходя из сказанного выше, чётко прослеживаются основные направления работы по использованию игр и упражнений на развитие познавательных психических процессов для подготовки детей к школе:
- Работа на развивающих занятиях с учётом результатов диагностики каждого ребёнка (малые группы по 5-6 детей, начиная со II младшей группы).
- Развивающие игры и упражнения (подгруппы по 10-12 человек, подготовительные группы)
- Индивидуальная работа с детьми.
- Работа с родителями.
Прежде чем наметить план работы по всем направлениям, необходимо узнать детей. Конечно, основную информацию о детях я получаю от воспитателей, родителей, также в начале года обязательно выписываю диагнозы.
Следующим шагом в моей работе является обследование уровня познавательных психических процессов. Самой удачной я считаю диагностику С. Д. Забрамной (3-5 и 5-7 лет). Она, на мой взгляд, с наименьшими затратами помогает выявить пробелы в развитии познавательных психических процессов у каждого ребёнка.
Результаты диагностики и наблюдений я заношу в протокол индивидуального обследования, на базе которого выстраивается сводная карта развития познавательных психических процессов каждого ребёнка.
Обследование провожу в октябре и мае, что позволяет сначала вывести алгоритм работы, затем воплотить его в жизнь и в конце года проанализировать результат.
Каждая моя встреча с детьми - это игры, в которые играют и взрослые, и дети. Поэтому они интересны и в подготовке, и в проведении и действительно развивают каждого, а главное – очень нравятся детям. Я убедилась на собственном опыте, что только на эмоциональном подъёме, только играя, и только с детьми в едином целом можно добиться положительных результатов, не забывая про возрастные особенности и индивидуальные возможности ребёнка.
Наилучший результат возможен тогда, когда работа ведётся в зоне ближайшего развития каждого из группы. Здесь очень важен дифференцированный подход не только к подбору игровых заданий, но и к оценке их выполнения. И ещё я поняла – важную роль играет наглядность, которая должна быть красочной, яркой, необычной, вызывающей у детей желание выполнить ту или иную игровую задачу.
Не обойтись в моей работе без помощи воспитателей. Игры, которые я провожу, еще неоднократно проигрываются в группе. Бывают случаи, когда с ребёнком в индивидуальной форме нужно закрепить способы и приёмы, помогающие развиться тем или иным познавательным процессам. Тогда я рассказываю и показываю воспитателям, как можно поиграть с ребёнком, в чём поупражнять. И воспитатель в индивидуальной работе планирует и проводит эти игры. Процесс развития от этого становится только успешней. (таблица 1.)
Таблица 1.
Перспективный план по взаимодействию с воспитателями и специалистами на декабрь.
СТАРШАЯ ГРУППА
№ п/п | Тема | Задачи | Предварительная и индивидуальная работа (взаимодействие с воспитателями и специалистами) |
1. | Путешествие в страну точек |
|
|
2. | Цветик – семицветик |
|
|
3. | Про пуговицу | - развитие восприятия цвета
|
|
4. | Новогодняя сказка |
|
|
Кроме того, у меня есть время для дополнительных индивидуальных занятий с такими детьми.
Не остаются в стороне и родители. Для них я использую различные формы работы, целью которых является привлечение родителей к созданию в семье условий для закрепления и реализации в повседневной жизни всего нового что узнал, и чему научился ребёнок.
Родители так же могут «окунуться» в ту жизнь, которую проживает ребёнок на наших встречах. Я им предлагаю стать детьми и поиграть в те игры, которые развивают их детей. Это позволяет им увидеть своего ребёнка другими глазами, осмыслить ту проблему в развитии познавательных психических процессов, которая есть. Так родитель учится использовать игру в повседневной жизни, что даёт положительный результат.
Стараюсь донести до родителей что главное – это не объём знаний, умений и навыков, и не огромный поток информации, которой нужно напичкать ребёнка для успешного обучения в школе. Самым важным является развитие психических процессов, тех качеств, которые помогут сделать процесс усвоения новых знаний и умений успешным.
Такова общая картина работы, а сейчас я остановлюсь на этапах работы по развитию познавательных психических процессов в малых группах, в основе которых лежат следующие принципы:
- системность подачи материала;
- наглядность обучения;
- цикличность построения занятия;
- доступность;
- проблемность;
- развивающий и воспитательный характер материала.
Каждая наша встреча содержит в себе следующие этапы:
- создание эмоционального настроя в группе;
- выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме;
- подача новой информации на основе имеющихся данных;
- задания на развитие познавательных процессов;
- обработка полученных навыков на практике.
Исходя из диагностических карт, я провела параллель между задачами и показателями ребёнка, чтобы наметить последовательность работы для каждого.
Например, для детей, у кого на низком уровне развития находится целостное восприятие предмета, выстраиваю направления работы и последовательность этапов данных направлений:
- Сбор картинок из частей: (восприятие)
1 этап: 2 части
2 этап: 4 части
3 этап: 6 частей
4 этап: 8 частей
5 этап: 10-12 частей
Этапы проходят последовательно через всё дошкольное детство, от младшей до подготовительной группы.
Сначала обязательно даётся образец, который используется, пока ребёнок не поймёт принцип поиска закономерностей при совмещении частей. После достижения положительного результата сбор картинки проходит без опоры на образец. Учитываю обязательно размер изображения. Если на первых этапах предлагаю ребёнку картинку с крупным одиночным изображением, знакомым ему, то постепенно, с успехами достигнутого, перехожу к сюжетным картинкам, содержащим более мелкие части. На последнем этапе картинка даётся с более сложным сюжетом, разрезана на частички, подталкивающих ребёнка на мыслительные операции (анализ, сравнение…)
- Сбор геометрических фигур (восприятие, мышление)
1 этап: 2 части
2 этап: 3-4 части
3 этап: 5-6 частей
4 этап: «Сложи узор», «Сложи квадрат» (по Б.П. Никитину)
- Нахождение одинаковых фигур (внимание)
1 этап: нахождение пары к игрушке, предмету;
2 этап: нахождение одинаковых фигур из 3-х предметов;
3 этап: нахождение одинаковых фигур из 5-ти предметов;
4 этап: нахождение одинаковых фигур из 6-7 предметов;
5 этап: нахождение одинаковых фигур из 10 предметов;
6 этап: нахождение одинаковых фигур из 15 предметов.
- Нахождение отличий предметов (внимание)
1 этап: сравнение двух предметов простой конструкции (домик).
2 этап: сравнение двух предметов с ярко выраженными признаками: цвет, геометрическая форма, величина.
3 этап: сравнение 3-4 предметов по нескольким признакам.
4 этап: сравнение 5-6 предметов сложной конструкции.
Перехожу к новому этапу только тогда, когда ребёнок справляется с заданиями предыдущего этапа.
Каждый ребёнок поднимается по ступенькам развития памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения очень индивидуально. И потому сроки достижения оптимального результата разные: опыт показал, что кто-то за год преодолевает трудности в развитии познавательных психических процессов, а кто-то и к концу дошкольного детства продвинется всего на несколько шагов. Но это шаги вперёд, а не назад. И если они есть – то моя работа была не напрасна.
В подготовительных группах также проходят развивающие занятия со всеми детьми с целью профилактики школьной дезадаптации. Эта работа включает в себя:
- диагностику показателей готовности ребёнка к школе;
- прогнозирование на её основе школьных трудностей;
- построение системы работы с детьми.
В данном курсе развивающих занятий я сделала попытку объединить сразу несколько задач по подготовке детей к школе:
- Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.
- Развитие комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции.
- Профилактика нарушений зрения, осанки и физического самочувствия детей.
- Развитие умения конструктивно взаимодействовать с детьми и взрослыми, откликаться на эмоции близких людей. (таблица 2.)
Таблица 2.
Перспективный план развивающих занятий в подготовительных группах на декабрь.
Не де ли | Интеллектуально – развивающие игры и упражнения | Дыхательно-координационные упражнения | Симметричные рисунки | Графические диктанты | Пальчиковая гимнастика | Упражнения для профилактики нарушений зрения |
1. | «10 слов» (слуховая память) «Счастливые Хрюши» (найди отличия) | __________ | Нарисовать одновременно обеими руками фигуры: круги, квадраты, треугольники | 1кл. вверх, 2кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. вправо, 1 кл. вверх – продолжить узор | «Пальчики здороваются» | Движения глаз по четырём основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) |
2. | «10 предметов» (зрительная память) «Магазин» (чего не стало) | «Певец» | Нарисовать одновременно обеими руками два круга и заштриховать их прямыми горизонтальными линиями | 1кл. вверх, 1кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. вправо, 1 кл. вверх – продолжить узор | «Моя семья» | ________ |
3. | «Четвёртый лишний» (мышление) «Огоньки» (внимание, зрительная память) | _________ | Нарисовать одновременно обеими руками два квадрата и заштриховать их прямыми горизонтальными линиями | 1 кл. вверх, 1кл. вправо, 1кл. вниз, 1 кл. вправо, 2кл. вверх, 1 кл. вправо, 2 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх - продолжить узор | «Пальчики здороваются» «Моя семья» | Нарисовать глазами 3 круга по часовой стрелке и 3 против |
4. | «Единственное и множественное число»(мышление, речь) «Витрина магазина» | «Певец» | Нарисовать одновременно обеими руками два треугольника и заштриховать их прямыми горизонтальными линиями | 1 кл. вверх, 2кл. вправо, 1кл. вниз, 1 кл. вправо, 1кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх - продолжить узор | «Шалун» | _________ |
Этот курс развивающих занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает в себя целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности.
Также как и в малых группах, большое значение уделяется игровым методикам обучения и использованию большого количества красочного наглядного материала.
Развивающий эффект данного курса проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания и мышления.
В результатах контрольных срезов наблюдается устойчивая положительная динамика по наблюдаемым параметрам готовности детей к школе, что говорит о правильности выбранного направления работы. (Таблица 3.)
Таблица 3.
МОНИТОРИНГ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Список литературы.
Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей/ С. Н. Костромина. -М., 2000.
Бабаева, Т. И. У школьного порога/Т. И. Бабаева.- М., 1993.
Басов, А. В. Развитие логического мышления детей/ Л. Ф Тихомирова. - Гринго, 1995.
Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук./Т. В. Башаева. - Ярославль, 1997.
Борякова, Н. Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников/ А. В. Соболева, В. В. Ткачёва. - М., 1999.
Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. / Е. О. Смирнова.- М., 1991.
Васильева, Н. Н. Развивающие игры для дошкольников./ Н. В. Новоторцева. - Ярославль, 2002.
Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста./ О. М. Дьяченко. - М., 1989.
Волков, Б. С. Основные закономерности психического развития ребёнка./ Н. В. Волкова. - М., 1994.
Гаврина, С. Е. Игры и упражнения для развития внимания и мышления./ Н. Л. Кутявина. - Ярославль, 2000.
Газман, О. С. В школу – с игрой./ Н. Е. Харитонова. - М., 1991.
Данилов, И. В. Система упражнений для развития у детей произвольных познавательных процессов./И. В. Данилов. - М., 1993.
Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию./С. Д. Забрамная. - М., 1998.
Катаева, Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе./ Л. И. Катаева. – М., 2004.
Коноваленко, С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет./С. В. Коноваленко. - М., 2000.
Корсак, Р. С. Развивающие игры./ Е. В. Махотина. – Обнинск, 1995.
Клюева, Н. В. Учим детей общению./Ю. В. Касаткина. - Ярославль, 1996.
Ляшко, Т. В. Через игру к творчеству./Е. И. Синицина. - Обнинск, 1994.
Нартова-Богавер, С. К. Скоро в школу./Е. А. Мухортова. - «Глобус», 1995.
Останкова, Ю. В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе./Ю. В. Останкова. - Волгоград: Учитель, 2007.
Симоновский, А. Э. Развитие творческого мышления детей./А. Э Симоновский. - Ярославль, 1996.
Стародубцева, И. В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников./Т. П. Завьялова. - М., 2008.
Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей./Л. Ю. Субботина. - Ярославль, 1996.
Синицина, Е. И. Умные занятия./Е. И. Синицина. - «Лист», 1998.
Синицина, Е. И. Игры для ваших детей./ Е. И. Синицина. - Обнинск, 1996.
Тихомирова, Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников./Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль, 1997.
Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей./Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль, 1996.
Тихомирова, Л. Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет./Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль, 2000.
Урунтаева, Г. А. Помоги принцу найти Золушку./Ю. А. Афонькина. - М., 1994.
Черемошкина, Л. В. Развитие внимания детей./Л. В. Черемошкина. - Ярославль, 1997.
Черемошкина, Л. В. Развитие памяти детей./ Л. В. Черемошкина. - Ярославль, 1997.
Шарохина, В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в младших, средних, старших группах./В. Л. Шарохина. - М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Психокоррекционный комплекс состоит из 2 этапов: установочный блок и коррекционно-развивающий блок.Цель установочного блока – снятие тревожност...
Роль развивающих дидактических игр и упражнений в развитии познавательных психических процессов у детей
В статье представлен опыт работы над развитием познавательных психических процессов у детей старшего дошкольного возраста...
Развитие познавательных психических процессов у дошкольников средствами игровой деятельности,
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ -ПРЕОБЛАДАЕТ НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ;-ПАМЯТЬ ПРИОБРЕТАЕТ ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР;-СЛОВЕСНО-СМЫСЛОВАЯ ПАМЯТЬ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ОПОСРЕДОВАННОЕ П...
Конспект интегрированного занятия педагога-психолога по развитию психических процессов в подготовительной к школе группе с использованием элементов методики фрактального рисования.
Конспект интегрированного занятия педагога-психолога по развитию психических процессов в подготовительной к школе группе с использованием элементов методики фрактального рисования. Тема:...
Мастер – класс для родителей на тему: «Развитие познавательных психических процессов в старшем дошкольном возрасте на этапе подготовке детей к школьному обучению»
Психологическая готовность к школе предполагает, в первую очередь, достаточный уровень развития у ребенка познавательных психических процессов: внимания, мышления, памяти, в...
Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов и подготовки руки к письму»
Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов, и подготовки руки к письму» разработана на основе м...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких животных»
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких жив...