Презентация "Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ"
презентация к уроку на тему
В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к данной проблеме в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации, требований к созданию предметно-развивающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystup.innovatsionnyy_podkhod_k_sozdaniyu_razvivayushchey_sredy_v_dou.docx | 35.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Отдел образования Администрации муниципального района Янаульский район
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 «Родничок» г.Янаул
Выступление
на методическом объединении «Школы молодых воспитателей»
на тему:
«Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ»
Подготовила:
воспитатель
Фаррахова Г.Ф.
Янаул 2013 г.
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Федеральные требования как основа для проектирования и развития предметно-развивающей среды детского сада.
В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к данной проблеме в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации, требований к созданию предметно-развивающей среды. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГТ строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом (слайд 5). При этом очень важно обеспечивать условия для самореализации детей с разным уровнем развития. И всё это не игнорируя социальный заказ и запросы родителей детей, посещающих ДОУ.
Инновационный подход (слайд 6) заключается в индивидуализации среды, отражающей приоритетные направления работы каждого учреждения и включающей региональный аспект. Можно сказать, что создание развивающей среды - это стержень, на который педагоги могут «нанизывать» отдельные образовательные блоки.
Непременным условием построения развивающей среды является личностно-ориентированная модель взаимодействия между детьми и взрослым.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями модели воспитания. Её основные черты таковы:
Взрослый в общении с детьми придерживается положения «не рядом, не над, а вместе» Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Это предполагает решение следующих задач (слайд 7):
а) Обеспечить чувство психологической защищенности (доверие ребенка к миру).
б) Радости существованию ( психологическое здоровье).
в) Формирование начал личности (базис личностной культуры).
г) Развитие индивидуальности ребенка (не «запрогромированность», а содействие развитию личности).
Одной из главных задач (слайд 8) построения предметно - развивающей среды является обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей.
Выполнение этой задачи невозможно без организации и постоянного обновления развивающей среды для дошкольников.
Требования к содержанию обновления развивающей среды (слайд 9):
1 Содержание предметно-развивающей среды должно быть тесно связано с образовательными областями ФГТ (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, художественная литература, музыка) и обеспечивать развитие, обучение и воспитание детей.
2 Соответствие программным требованиям, задачам воспитания и образования.
3 Соответствие возрастным особенностям дошкольников.
4 Необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек при организации центров и игровых зон.
Исходное требование к среде – её проблемность и развивающий характер. Она через своё содержание должна создавать для творческой деятельности каждого ребёнка условия, стимулирующее его развитие.
Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, необходимо придерживаться следующих принципов(по В.А. Петровскому) (слайд 10):
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей (регулируемые ножки у столов, банкетки, доска на уровне глаз детей и др.).
Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.
Принцип стабильности – динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.
Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.
Принцип открытости – закрытости. Среда готова к изменению, корректировке, развитию.
Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.
Предметно-развивающая и игровая среда в каждой возрастной группе ( слайд 11) детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно:
• для детей третьего года жизни — это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;
• четвертого года жизни — это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами;
• в отношении детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;
• в старшей группе чрезвычайно важно предложить детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д.
При создании развивающей среды в нашем ДОУ (слайд 12), мы учитывали то, что детский сад является малокомлектным, а значит, важен учет особенностей детей в разновозрастной группе. С какими же трудностями мы столкнулись при создании центров активности? Во-первых, совмещение спальни, музыкального и физкультурного залов в одном помещении. Во-вторых – объем групповых помещений не велик, что затрудняет зонирование. В- третьих: в вышеперечисленных условиях сложно продумать мобильность центров активности.
Центр математики (дидактических + сенсорных игр)
Образовательная область: Познание.
Интегрируется: ЧХЛ+К+С+Б+М+З;
Интегративная направленность деятельности центра:
1. Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка.
2. Развитие системы элементарных математических, коммуникативных, навыков.
3. Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах.
4. Формирование стремления к освоению нового.
5. Развитие и обучение детей средствами игровой предметности.
Центр «Здравствуй книжка» (центр речевого развития + «Будем говорить правильно»).
Образовательные области: коммуникация, художественная литература.
Интегрируется:С+П+ХЛ+Б+Т+З+ФК+М
Интегративная направленность деятельности центра:
1.Стимулирование и развитие речевой активности и всех компонентов речевой системы ребенка.
2.Ознакомление с грамматическими конструкциями связной речи через восприятие народного произведения (сказка, миф, легенда, рассказ).
3.Развитие представлений о нравственных качествах: об уме, храбрости, хитрости, глупости, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности; определяющие нормы поведения детей
4.Развитие эмоционально-чувственной сферы, нравственно-этических отношений.
5.Формирование потребности рассматривать, беседовать по поводу ее содержания
Центр творчества
Образовательная область: художественное творчество.
Интеграция: П+ХЛ+К+РТ
Интегративная направленность деятельности центра:
- Формирование умения определять жанры живописи: натюрморт, портрет, пейзаж.
- Формирование умения использовать различные материалы с учетом присущих им свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и средствами изображения.
- Формирование интереса и способность проникаться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которое несет в себе произведение искусства
Центр науки (эколого-исследовательская+экспериментальная деятельность)
Образовательная область: познание.
Интеграция:К+Т+Б+З+С+ФК+ХТ+ХЛ
Интегративная направленность деятельности центра.
1.Формирование познавательного развития ребенка.
2.Формирование эколого-эстетического развития.
3.Формирование нравственных качеств;
4.Формирование экологически грамотного поведения;
5.Экологизация различных видов деятельности.
Принципы: открытости, деятельностного подхода, функционального
комфорта.
Центр включает: лабораторию, огород, цветник, сад, растения,
экотропинку;
Форма работы: поход, экскурсия, занятия-модули, природоохранные
акции, праздники, досуги проектные технологии
Центр ролевой игры (мини-музеи)
Образовательная область: Социализация.
Интеграция: П+ХЛ+Т+К+Б
Интегративная направленность деятельности центра.
- Развитие этических ценных форм, способов поведения и отношений с людьми: коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать , избегать конфликтов.
- Обеспечение активизации всего чувственного аппарата ребенка для познания окружающего мира и успешной социализации в нем, через игровые виды деятельности.
- Развитие представлений о поступках, людей (великих, известных) как пример возможностей человека.
- Формирование представлений о важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на улице и в транспорте, при действиях с травмоопасными предметами.
Центр строительства и конструирования.
Образовательная область: Познание.
Интеграция: С+К+Б+ХЛ
Интегративная направленность деятельности центра:
- Развитие и обучение детей средствами игровой предметности.
- Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка.
- Формирование трудовых и безопасных навыков.
Виды конструирования:
- из строительного материала.
- крупногабаритных модулей
- компьютерное конструирование.
Центр здоровья
Образовательная область: Физическая культура, здоровье
Интеграция: Б+ФК+М+З+П
Интегративная направленность деятельности центра
- Совершенствование функций организма;
- Развитие двигательных навыков, зрительно-пространственной координации, точной ручной моторики;
- Формирование правильной осанки;
- Развитие представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления;
- Формирование культурно-гигиенических навыков, потребности вести ЗОЖ;
- Формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности
Центр музыки
Образовательная область: музыка
Интеграция: М+ФК+П+З+Б+К+С
Интегративная направленность деятельности центра:
1. Приобщение детей к музыкальной культуре, воспитание художественно-эстетического вкуса;
2. Обогащение музыкальных впечатлений детей, формирование музыкального вкуса, развитие музыкальной памяти.
3. Развитие мышления, фантазии, памяти, слуха;
4. Знакомство с элементарными музыкальными понятиями;
5. Развитие навыков восприятия звуков по высоте; совершенствование певческого голоса, вокально-слуховой координации;
6. Развитие танцевально-игрового творчества, формирование навыков художественного исполнения различных образов;
7. Совершенствование умения импровизировать под музыку
Центр региональной культуры
Образовательная область: познание
Интеграция: П+С+К+М+ФК+Б+З+ХТ+ХЛ
Интегративная направленность деятельности центра:
- Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу, республике;
- Ознакомление с историческим прошлым и настоящим республики Башкортостан, географическим положением, природными ресурсами, климатическими условиями;
- Ознакомление с трудом жителей республики;
- Ознакомление с башкирским культурным наследием (фольклором, произведениями поэтов и писателей, художников, музыкантами);
- Развитие творческих способностей детей в изобразительном и музыкальном искусстве;
- Осуществление нравственного воспитания
Стена творчества (художественно-продуктивная деятельность).
Заключение.
Среда развития ребенка дошкольного возраста – это не просто те условия, в которых протекает его жизнь в семье или дошкольном учреждении, а пространство его жизнедеятельности. Она включает социальную (окружающие ребенка общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности) и предметную (систему предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей) среды. Это означает, что кроме ее предметного наполнения, родители и педагоги обязаны задумываться о познавательных и эмоциональных смыслах совместной деятельности и способах действия, которые формируются у ребенка в процессе исследования и освоения, трансформации данной среды. Это означает, что современная среда, в первую очередь, должна обладать качествами интерактивности и установления взаимосвязей между ее социальной и предметной составляющей.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Не менее важны условия для развития личности, самостоятельности и творчества, предоставляющие каждому ребенку возможность заниматься любимым делом.
Роль педагога в процессе создания такой среды и сопровождения развития ребенка в этой среде – это вместе, рука об руку войти в чудесный мир детства, жить и сотрудничать с ребенком, радоваться и удивляться, познавать и творить, дарить друг другу радость общения. Ребенок при этом является субъектом деятельности и активно включается в процесс игры, познания, творчества.
Организация предметно-развивающей среды с учетом возрастных особенностей дошкольников
Группа раннего возраста (1,5-3г.)
Возрастные особенности:
•Данный возрастной период отличается интенсивным формированием речи, развитием эмоционального взаимообщения, а в последствии -ситуативно-делового общения.
•Совершенствуются основные движения, развивается предметная деятельность, наглядно-действенное мышление, произвольность поведения и появляются действия с предметами заместителями.
•Совершенствуется самостоятельность в предметно-игровой деятельности и самообслуживании.
Требования к созданию предметно-развивающего пространства:
•Гибкое зонирование для самостоятельных игр, взаимодействия со взрослым и сверстником (от игры рядом к игре вместе).
•Предметный игровой материал располагается в «поле восприятия» детей.
•Крупный, яркий, безопасный и прочный игровой материал отражает основные осваиваемые в данном возрасте эталоны (размер, цвет, форму…).
Рекомендуемые зоны детской деятельности:
Сюжетно-ролевые игры:«Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Водитель».
Уголки: ряженья, книжный, музыкальный, физкультурный, дидактики, экспериментирования, центр воды и песка; продуктивной деятельности и творчества, природный.
Зона активных игр: подвижных, строительных, конструктивных и др.
II младшая группа (3-4 г.)
Возрастные особенности:
-Для детей данного возраста игра становится ведущим видом деятельности, поведение остается еще ситуативным, а общение становится внеситуативным.
-Развитие мелкой моторики, воображения, наглядно-действенного мышления активизируют самостоятельную и организованную продуктивную деятельность.
-Продолжает развиваться половая идентификация.
Требования к созданию предметно -развивающего пространства:
-Соблюдение принципов интеграции, динамичности, многофункциональности предметной развивающей среды.
-Свобода беспрепятственного передвижения к желаемым объектам.
-Игровой материал отображает многообразие мира и выступает своеобразным эталоном предметов окружающего.
Рекомендуемые зоны детской деятельности:
Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Моряки».
Уголки: ряженья, театральный, книжный, изобразительного творчества, музыкальный, дидактических игр, физкультурный, природы и экспериментирования, дежурства по столовой.
Зона активных игр: военные, путешественники, строители, спортстмены-физкультурники, водители транспорта и др.
Средняя группа (4-5 лет)
Возрастные особенности:
•В данном возрасте развивается наглядно-образное мышление, познавательная мотивация стимулирует активность речевого общения.
•Развивается конкурентность и соревновательность.
•В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия, происходит разделение на игровые и реальные ситуации.
•Двигательная сфера характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики, совершенствуется техническая сторона продуктивной деятельности.
Требования к созданию предметно-развивающего пространства:
•соответствие принципу небольших полузамкнутых микропространств для игр подгруппами
•обеспечение свободного перемещения детейи организации игрового пространства.
•сочетание реалистичных игрушек и игрушек-заместителей, способствующих развитию творчества, воображения и познания.
Рекомендуемые зоны детской деятельности:
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Парикмахерская»,
«Супермаркет», «Почта», «Гараж», «Путешествие».
Уголки: книжный, театрализованной деятельности, изобразительного творчества, конструирования, дидактических игр, музыкальный, физкультурный, природы и элементарного экспериментирования, путешествий, дежурства.
Зона активных игр: военные, путешественники, строители
спортстмены-физкультурники, водители транспорта и др.
Старшая группа (5-6 л.)
Возрастные особенности:
-Достижения этого возраста характеризуется распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства, дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью.
-Продолжает развиваться образное мышление, совершенствуется функция обобщения, что является основой словесно-логического мышления, формируется произвольность поведения и психических процессов.
Требования к созданию предметно-развивающего пространства
•Мобильность и гибкость игровой среды, не навязывающей готовых сюжетов.
•Наличие разнообразных центров развития (экспериментирования, художественного творчества и т.д.).
•Предпочтение играм повышенного уровня сложности (развивающим, конструктивным, головоломкам и др.).
•Учет гендерного подхода.
Рекомендуемые зоны детской деятельности:
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Салон красоты», «Супермаркет», «Медицинский Центр», «Скорая помощь», «Дом моды», «Телевидение», «Почта», «Фотостудия», «Строители», «Путешественники-исследователи», «Цирк», «Театр».
Центры: художественного творчества, книжный, дидактических и настольно-печатных игр, физкультурно-спортивный, природы и экспериментирования, краеведения, мини-музеи.
Зона активных игр: военные, спасатели, ГИБДД, путешественники, строители, спортсмены - физкультурники и др.
Подготовительная к школе группа (6-7 л.)
Возрастные особенности:
-В данном возрасте дети обладают высоким уровнем познавательного и личностного развития.
-Игровые действия детей становятся более сложными (проигрываются разнообразные жизненные ситуации), в связи с этим игровое пространство усложняется.
-Продолжает развиваться воображение, произвольность, внимание, речевое общение, навыки обобщения и рассуждения, формируется абстрактное мышление.
-Активно развиваются разные виды творчества.
Требования к созданию предметно-развивающего пространства:
-Высокая мобильность и возможность самостоятельного моделирования детьми игрового пространства (использование продуктов детской деятельности).
-Создание условий для развития творчества, воображения, самовыражения и самореализации ребенка.
-Тематическое разнообразие центров, направленных на развитие познавательной активности и произвольности.
Рекомендуемые зоны детской деятельности
Сюжетно-ролевые игры: «Торговый центр», «Скорая Помощь», «Ветеринарная лечебница», «Дом Моды», «Фотостудия», «Школа», «Бюро путешествий», «Почта»,«Космос» и др.
Центры: экспериментально-исследовательской и проектной деятельности, художественного творчества, театрализованной деятельности и др.Мини-музеи, библиотека, планетарий.
Зона активных игр :военные,спасатели,строители,спортстмены-олимпийцы,ГИБДД,архитекторы-конструкторы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды детского сада.
ФГТ- условия изменения предметно-развивающей среды детского сада. В данной презентации рассматриваются центры развивающей активности детей....
«Личностно – ориентированный подход при организации предметно – развивающей среды в ДОУ с учетом регионального компонента»
О приницпах пострения развивающей среды ребенка в ДОУ с опрой на этнокультурный компонент...
Сабщение на тему: Инавационные подходы к организации предметно развивающей среды.
Сабщение на тему :Инавационные подходы к организации предметно развивающей среды....
Проект «Гендерный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ»
Вашему вниманию представляется проект организации развивающей среды в ДОУ с учётом полоролевой идентификации детей. В проекте представлены актуальность гендерного воспитания, план реализации проекта....
Педагогический подход к организации предметно – развивающей среды в ДОУ
Педагогический подход к организации предметно – развивающей среды в ДОУНаправление деятельности и развитие ребенка в...
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ.
Статья для педогогов...
Консультация на тему: «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды»
Предметно-пространственная среда – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребенка,...