Презентация "Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ"
презентация к уроку на тему

Гузель  Городовая

В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к данной проблеме в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации, требований к созданию предметно-развивающей среды.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

Отдел образования Администрации муниципального района Янаульский район

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 «Родничок» г.Янаул

Выступление

на методическом объединении «Школы молодых воспитателей»

на тему:

«Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ»

Подготовила:

воспитатель

Фаррахова Г.Ф.

Янаул 2013 г.


Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Федеральные требования как основа для проектирования и развития предметно-развивающей среды детского сада.

В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к данной проблеме в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации, требований к созданию предметно-развивающей среды.  Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГТ строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом (слайд 5). При этом очень важно обеспечивать условия для самореализации детей с разным уровнем развития. И всё это не игнорируя социальный заказ и запросы родителей детей, посещающих ДОУ.

Инновационный подход (слайд 6) заключается в индивидуализации среды, отражающей приоритетные направления работы каждого учреждения и включающей региональный аспект. Можно сказать, что создание развивающей среды - это стержень, на который педагоги могут «нанизывать» отдельные образовательные блоки. 

Непременным  условием построения развивающей среды является личностно-ориентированная модель взаимодействия между детьми и взрослым.

 Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями модели воспитания. Её основные черты таковы:

Взрослый в общении с детьми придерживается положения «не рядом, не над, а вместе» Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Это предполагает решение следующих задач (слайд 7):

а) Обеспечить чувство психологической защищенности (доверие ребенка к миру).

б) Радости существованию ( психологическое здоровье).

в) Формирование начал личности (базис личностной культуры).

г) Развитие индивидуальности ребенка (не «запрогромированность», а содействие развитию личности).

Одной из главных задач (слайд 8) построения предметно - развивающей среды является обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей.

Выполнение этой задачи невозможно без  организации и постоянного обновления развивающей среды для дошкольников.

 Требования к содержанию обновления развивающей среды (слайд 9):

 1 Содержание предметно-развивающей среды должно быть тесно связано с образовательными областями ФГТ (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, художественная литература, музыка) и обеспечивать  развитие, обучение и воспитание детей.

2 Соответствие программным требованиям, задачам воспитания и образования.

3 Соответствие возрастным особенностям дошкольников.

4 Необходимо учитывать интересы  мальчиков и девочек при организации центров и игровых зон.

Исходное требование к среде – её проблемность и развивающий характер. Она через своё содержание должна создавать для творческой деятельности каждого ребёнка условия, стимулирующее его развитие.

Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, необходимо придерживаться следующих принципов(по В.А. Петровскому) (слайд 10):

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей (регулируемые ножки у столов, банкетки, доска на уровне глаз детей и др.).

Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.

Принцип стабильности – динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.

Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.

Принцип открытости – закрытости.  Среда готова к изменению, корректировке, развитию.

Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

Предметно-развивающая и игровая среда в каждой возрастной группе ( слайд 11) детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно:

для детей третьего года жизни — это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;

четвертого года жизни — это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами;

• в отношении детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;

в старшей группе чрезвычайно важно предложить детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д.

При создании развивающей среды в нашем ДОУ (слайд 12), мы учитывали то, что детский сад является малокомлектным, а значит, важен учет особенностей детей в разновозрастной группе. С какими же трудностями мы столкнулись при создании центров активности? Во-первых, совмещение спальни, музыкального и физкультурного залов в одном помещении. Во-вторых – объем групповых помещений не велик, что затрудняет зонирование. В- третьих: в вышеперечисленных условиях сложно продумать мобильность центров активности.

Центр математики (дидактических + сенсорных  игр)
Образовательная область: Познание.

Интегрируется: ЧХЛ+К+С+Б+М+З;

Интегративная направленность деятельности центра:

1. Стимулирование и развитие  познавательной активности ребенка.

2. Развитие системы элементарных математических, коммуникативных, навыков.

3. Формирование  у детей  представлений  о сенсорных эталонах.

4. Формирование  стремления к освоению нового.

5. Развитие и обучение детей средствами игровой предметности.

Центр «Здравствуй книжка» (центр речевого развития + «Будем говорить правильно»).

Образовательные области: коммуникация, художественная литература.

Интегрируется:С+П+ХЛ+Б+Т+З+ФК+М

Интегративная направленность деятельности центра:

1.Стимулирование и развитие речевой активности и всех компонентов речевой системы ребенка.

2.Ознакомление с  грамматическими конструкциями  связной речи через восприятие народного произведения (сказка, миф, легенда,  рассказ).

3.Развитие представлений о нравственных качествах: об уме, храбрости,  хитрости, глупости,  о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности; определяющие нормы  поведения детей

4.Развитие эмоционально-чувственной сферы, нравственно-этических отношений.

5.Формирование потребности рассматривать, беседовать по поводу ее содержания

Центр творчества

Образовательная область: художественное творчество.

Интеграция: П+ХЛ+К+РТ

Интегративная направленность деятельности центра:

  1. Формирование умения определять жанры живописи: натюрморт, портрет, пейзаж.
  2. Формирование умения  использовать различные материалы с учетом присущих им свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу, экспериментировать  с материалами и средствами изображения.
  3. Формирование интереса и способность проникаться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которое несет в себе произведение искусства

Центр науки (эколого-исследовательская+экспериментальная деятельность)

Образовательная область: познание.

Интеграция:К+Т+Б+З+С+ФК+ХТ+ХЛ

Интегративная направленность деятельности центра.

1.Формирование познавательного развития ребенка.

2.Формирование эколого-эстетического развития.

3.Формирование нравственных качеств;

4.Формирование экологически грамотного поведения;

5.Экологизация различных видов деятельности.

Принципы: открытости, деятельностного подхода, функционального

комфорта.

Центр включает: лабораторию, огород, цветник,  сад, растения,

экотропинку;

Форма работы: поход, экскурсия, занятия-модули,  природоохранные

акции,  праздники, досуги проектные технологии

Центр ролевой игры (мини-музеи)

Образовательная область: Социализация.

Интеграция: П+ХЛ+Т+К+Б

Интегративная направленность деятельности центра.

  1. Развитие этических ценных форм, способов поведения и отношений с людьми: коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать , избегать конфликтов.
  2.  Обеспечение активизации всего чувственного аппарата ребенка для познания окружающего мира и успешной социализации в нем, через игровые виды деятельности.
  3.  Развитие представлений о поступках, людей (великих, известных) как пример возможностей человека.
  4. Формирование представлений о важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на улице и в транспорте, при действиях с  травмоопасными предметами.

Центр строительства и конструирования.

Образовательная область: Познание.

Интеграция: С+К+Б+ХЛ

Интегративная направленность деятельности центра:

  1. Развитие и обучение детей средствами игровой предметности.
  2. Стимулирование  и развитие познавательной активности ребенка.
  3. Формирование трудовых и безопасных  навыков.
                 
    Виды конструирования:

- из строительного материала.

- крупногабаритных модулей

- компьютерное конструирование.

Центр здоровья

Образовательная область: Физическая культура, здоровье

Интеграция: Б+ФК+М+З+П

Интегративная направленность деятельности центра

  1. Совершенствование функций организма;
  2. Развитие двигательных навыков, зрительно-пространственной координации, точной ручной моторики;
  3. Формирование правильной осанки;
  4. Развитие представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления;
  5. Формирование культурно-гигиенических навыков, потребности вести ЗОЖ;
  6. Формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности

Центр музыки

Образовательная область: музыка

Интеграция: М+ФК+П+З+Б+К+С

Интегративная направленность деятельности центра:

1. Приобщение детей к музыкальной культуре, воспитание художественно-эстетического вкуса;

2.  Обогащение музыкальных впечатлений детей, формирование музыкального вкуса, развитие музыкальной памяти.

3.      Развитие  мышления, фантазии, памяти, слуха;

4.      Знакомство с элементарными музыкальными понятиями;

5.   Развитие навыков восприятия звуков по высоте; совершенствование певческого голоса, вокально-слуховой координации;

6.      Развитие танцевально-игрового творчества, формирование навыков художественного исполнения различных образов;

7.      Совершенствование умения импровизировать под музыку

Центр региональной культуры

Образовательная область: познание

Интеграция: П+С+К+М+ФК+Б+З+ХТ+ХЛ

Интегративная направленность деятельности центра:

  1. Развивать чувство гордости, бережное отношение  к родному городу, республике;
  2. Ознакомление с историческим прошлым и настоящим республики Башкортостан, географическим положением, природными ресурсами, климатическими условиями;
  3. Ознакомление с трудом  жителей республики;
  4. Ознакомление с башкирским культурным наследием (фольклором, произведениями поэтов и писателей, художников, музыкантами);
  5. Развитие творческих способностей детей в изобразительном и музыкальном искусстве;
  6. Осуществление нравственного воспитания

Стена творчества (художественно-продуктивная деятельность).


Заключение.

Среда развития ребенка дошкольного возраста – это не просто те условия, в которых протекает его жизнь в семье или дошкольном учреждении, а пространство его жизнедеятельности. Она включает социальную (окружающие ребенка общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности) и предметную (систему предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей) среды. Это означает, что кроме ее предметного наполнения, родители и педагоги обязаны задумываться о познавательных и эмоциональных смыслах совместной деятельности и способах действия, которые формируются у ребенка в процессе исследования и освоения, трансформации данной среды. Это означает, что современная среда, в первую очередь, должна обладать качествами интерактивности и установления взаимосвязей между ее социальной и предметной составляющей.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Не менее важны условия для развития личности, самостоятельности и творчества, предоставляющие каждому ребенку возможность заниматься любимым делом.

Роль педагога в процессе создания такой среды и сопровождения развития ребенка в этой среде – это вместе, рука об руку войти в чудесный мир детства, жить и сотрудничать с ребенком, радоваться и удивляться, познавать и творить, дарить друг другу радость общения. Ребенок при этом является субъектом деятельности и активно включается в процесс игры, познания, творчества.


 Организация предметно-развивающей среды с учетом возрастных особенностей дошкольников

Группа раннего возраста (1,5-3г.)

Возрастные особенности:

•Данный возрастной период отличается интенсивным формированием речи, развитием эмоционального взаимообщения, а в последствии -ситуативно-делового общения.

•Совершенствуются основные движения, развивается предметная деятельность, наглядно-действенное мышление, произвольность поведения и появляются действия с предметами заместителями.

•Совершенствуется самостоятельность в предметно-игровой деятельности и самообслуживании.

Требования к созданию предметно-развивающего пространства:

•Гибкое зонирование для самостоятельных игр, взаимодействия со взрослым и сверстником (от игры рядом к игре вместе).

•Предметный игровой материал располагается в «поле восприятия» детей.

•Крупный, яркий, безопасный и прочный игровой материал отражает основные осваиваемые в данном возрасте эталоны (размер, цвет, форму…).

Рекомендуемые зоны детской деятельности:

Сюжетно-ролевые игры:«Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Водитель».

Уголки: ряженья, книжный, музыкальный, физкультурный, дидактики, экспериментирования, центр воды и песка; продуктивной деятельности и творчества, природный.

Зона активных игр: подвижных, строительных, конструктивных и др.

II младшая группа (3-4 г.)

Возрастные особенности:

-Для детей данного возраста игра становится ведущим видом деятельности, поведение остается еще ситуативным, а общение становится внеситуативным.

-Развитие мелкой моторики, воображения, наглядно-действенного мышления активизируют самостоятельную и организованную продуктивную деятельность.

-Продолжает развиваться половая идентификация.

Требования к созданию предметно -развивающего пространства:

-Соблюдение принципов интеграции, динамичности, многофункциональности предметной развивающей среды.

-Свобода беспрепятственного передвижения к желаемым объектам.

-Игровой материал отображает многообразие мира и выступает своеобразным эталоном предметов окружающего.

Рекомендуемые зоны детской деятельности:

Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Моряки».

Уголки: ряженья, театральный, книжный, изобразительного творчества, музыкальный, дидактических игр, физкультурный, природы и экспериментирования, дежурства по столовой.

Зона активных игр: военные, путешественники, строители, спортстмены-физкультурники, водители транспорта и др.

Средняя группа (4-5 лет)

Возрастные особенности:

•В данном возрасте развивается наглядно-образное мышление, познавательная мотивация стимулирует активность речевого общения.

•Развивается конкурентность и соревновательность.

•В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия, происходит разделение на игровые и реальные ситуации.

•Двигательная сфера характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики, совершенствуется техническая сторона продуктивной деятельности.

Требования к созданию предметно-развивающего пространства:

•соответствие принципу небольших полузамкнутых микропространств для игр подгруппами

•обеспечение свободного перемещения детейи организации игрового пространства.

•сочетание реалистичных игрушек и игрушек-заместителей, способствующих развитию творчества, воображения и познания.

Рекомендуемые зоны детской деятельности:

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Парикмахерская»,

«Супермаркет», «Почта», «Гараж», «Путешествие».

Уголки: книжный, театрализованной деятельности, изобразительного творчества, конструирования, дидактических игр, музыкальный, физкультурный, природы и элементарного экспериментирования, путешествий, дежурства.

Зона активных игр: военные, путешественники, строители

спортстмены-физкультурники, водители транспорта и др.

Старшая группа (5-6 л.)

Возрастные особенности:

-Достижения этого возраста характеризуется распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства, дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью.

-Продолжает развиваться образное мышление, совершенствуется функция обобщения, что является основой словесно-логического мышления, формируется произвольность поведения и психических процессов.

Требования к созданию предметно-развивающего пространства

•Мобильность и гибкость игровой среды, не навязывающей готовых сюжетов.

•Наличие разнообразных центров развития (экспериментирования, художественного творчества и т.д.).

•Предпочтение играм повышенного уровня сложности (развивающим, конструктивным, головоломкам и др.).

•Учет гендерного подхода.

Рекомендуемые зоны детской деятельности:

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Салон красоты», «Супермаркет», «Медицинский Центр», «Скорая помощь», «Дом моды», «Телевидение», «Почта», «Фотостудия», «Строители», «Путешественники-исследователи», «Цирк», «Театр».

Центры: художественного творчества, книжный, дидактических и настольно-печатных игр, физкультурно-спортивный, природы и экспериментирования, краеведения, мини-музеи.

Зона активных игр: военные, спасатели, ГИБДД, путешественники, строители, спортсмены - физкультурники и др.

Подготовительная к школе группа (6-7 л.)

Возрастные особенности:

-В данном возрасте дети обладают высоким уровнем познавательного и личностного развития.

-Игровые действия детей становятся более сложными (проигрываются разнообразные жизненные ситуации), в связи с этим игровое пространство усложняется.

-Продолжает развиваться воображение, произвольность, внимание, речевое общение, навыки обобщения и рассуждения, формируется абстрактное мышление.

-Активно развиваются разные виды творчества.

Требования к созданию предметно-развивающего пространства:

-Высокая мобильность и возможность самостоятельного моделирования детьми игрового пространства (использование продуктов детской деятельности).

-Создание условий для развития творчества, воображения, самовыражения и самореализации ребенка.

-Тематическое разнообразие центров, направленных на развитие познавательной активности и произвольности.

Рекомендуемые зоны детской деятельности

Сюжетно-ролевые игры: «Торговый центр», «Скорая Помощь», «Ветеринарная лечебница», «Дом Моды», «Фотостудия», «Школа», «Бюро путешествий», «Почта»,«Космос» и др.

Центры: экспериментально-исследовательской и проектной деятельности, художественного творчества, театрализованной деятельности и др.Мини-музеи, библиотека, планетарий.

Зона активных игр :военные,спасатели,строители,спортстмены-олимпийцы,ГИБДД,архитекторы-конструкторы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды детского сада.

ФГТ- условия изменения предметно-развивающей среды детского сада. В данной презентации рассматриваются центры развивающей активности детей....

«Личностно – ориентированный подход при организации предметно – развивающей среды в ДОУ с учетом регионального компонента»

О приницпах пострения развивающей среды ребенка в ДОУ с опрой на этнокультурный компонент...

Сабщение на тему: Инавационные подходы к организации предметно развивающей среды.

Сабщение на тему  :Инавационные  подходы к организации предметно развивающей среды....

Проект «Гендерный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ»

Вашему вниманию представляется проект организации развивающей среды в ДОУ с учётом полоролевой идентификации детей. В проекте представлены актуальность гендерного воспитания, план реализации проекта....

Педагогический подход к организации предметно – развивающей среды в ДОУ

Педагогический подход к организации предметно –            развивающей среды в ДОУНаправление деятельности и развитие ребенка в...

Консультация на тему: «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды»

Предметно-пространственная среда – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребенка,...