Формы работы с родителями в детском саду
статья по теме
В материале представлены традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glotova_irina_sergeevna.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Глотова Ирина Сергеевна
воспитатель МКДОУ
«Е-Коленовский детский сад
общеразвивающего вида №1»
Формы работы с родителями в детском саду
Не секрет, что нашем современном мире, педагоги все реже могут обходиться без родителей. Однако родители не всегда обладают достаточным объемом знаний и умений в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Родители воздействуют на ребенка каждый день, поэтому у них больше возможностей для формирования личностных качеств ребенка. Педагоги могут только помочь родителям в этом, направить их в нужное направление, предложив родителям свою помощь.
Существует множество различных форм взаимодействия с родителями. Эти формы мы можем разделить на традиционные и нетрадиционные.
К традиционным формам работы мы можем отнести:
- коллективные (родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.);
- индивидуальные (педагогические беседы с родителями);
- наглядно-информационные (записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, НОД, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки).
Рассмотрим некоторые из перечисленных форм.
Родительские собрания. Родительские собрания проводятся для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни детского коллектива, повысить ответственность за воспитание своих детей.
Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены.
Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Информационно-аналитические - выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Формы проведения- проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик».
Досуговые - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.
Формы проведения - совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.
Познавательные - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Формы проведения- семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей. Некоторые формы родительских собраний:
- Устный журнал – педагогическое просвещение родителей по определенной теме.
- Собрание – студия- обучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом.
- Собрание практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей.
- Собрание совещание – организационная форма, в рамках которой происходит разработка, обсуждение и выработка стратегии по решению педагогического вопроса.
- Ток – шоу – форма дискуссии, обсуждение актуальной темы приглашенными участниками с привлечением компетентных специалистов.
- Собрание – выставка – час творчества, когда дети показывают родителям свои творческие способности, прикладные умения.
Открытое родительское собрание, на которое приглашаются все лица, заинтересованные в решении поставленной проблемы.
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские - ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
Формы проведения - информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек
На сегодняшний день выявлено два вида форм совместной работы:
Совместные мероприятия педагогов и родителей
Совместные мероприятия педагогов и родителей
1. Родительские собрания
2. Конференции
3. Консультации
4. Беседы
5. Вечера для родителей
6. Кружки для родителей
7. Тематические выставки
8. Диспуты
9. Педагогические советы
10. Попечительский совет
11. Встреча с администрацией
12. Школа для родителей
14. Родительский комитет
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей
15. Дни открытых дверей
16. Турниры знатоков
17. Кружки
18. КВН, викторины
19. Праздники
20. Семейные конкурсы
21. Выпуск газеты
22. Просмотры фильмов
23. Концерты
24. Оформление групп
25. Соревнования
26. Благоустройство ДОУ и территории
Применяя в своей практике различные формы работы с родителями, педагоги решают следующие задачи:
-установление партнерских отношений с родителями;
-объединение усилий для развития и воспитания детей;
-создание атмосферы общности интересов;
-активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
-поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Используемая литература:
- Прохорова С.Ю., Нигматулина Н.В., Евстигнеева В.И. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. М.: Издательство «Скрипторий 2003».2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду.
Статья поможет разобраться в отношениях между родителями и детским садом, родителями и детьми....
Современные формы работы с родителями в детском саду
Обзор и описание современных форм работы с родителями....
Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препя...
Долгосрочный проект с родителями «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» (с детьми средней группы от 4 до 5 лет, воспитатели Козлова А.Х., Крупка С.С.)
Реализация проектного метода в детском саду невозможна без вовлечения в неё родителей.Педагогу необходимо познакомить родителей с данной педагогической технологией, её ролью в развитии детей, замотиви...
Проект: «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я» (Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду) в средней группе №10 «Почемучка»
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все роди...
«Вместе дружная семья – детский сад, родители и я» Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду
Семья для ребёнка – источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколени...
Долгосрочный проект с родителями «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» (с детьми средней группы от 4 до 5 лет)
Данный проект разработан для работы с родителями, чтобы адаптация детей проходила более быстро, ведь настроение деток зависит от их родителей...