Воспитатель-организатор игровой деятельности детей.
консультация (средняя группа) на тему
Семинар для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatel-organizator_igrovoy_deyatelnosti_detey.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель-организатор игровой деятельности детей.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Успех воспитания ребёнка в игре достигается прежде всего кропотливой, повседневной работой педагога и во многом зависит от его личных качеств. Игра связывает детей между собой, детей и взрослых в единое целое. И если ребёнок начинает доверять вам, верить-значит можно творить, фантазировать, воображать. Роль воспитателя в игре бывает различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т.д. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативы и самостоятельности, влияет на содержание игр, создаёт условия для их развёртывания, для развития детской изобретательности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребёнка, его интересы, желания, индивидуальные особенности, следит за их переживаниями.
Условно всё многообразие детских игр можно разделить на две большие группы:
- Сюжетно-ролевые творческие игры.
- Игры с правилами.
Сюжетно-ролевые включают в себя:
-игры на бытовые темы;
-игры с производственной тематикой;
-строительные игры, игры с природным материалом;
-театрализованные игры;
-игры-забавы и развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные.
Дидактические игры:
-игры с предметами и игрушками;
-словесные дидактические игры;
-настольно-печатные игры;
-музыкально-дидактические игры.
Подвижные игры:
-сюжетные;
-бессюжетные;
-с элементами спортивных игр.
Рекомендации к организации театрализованных игр.
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей: развивает художественный вкус, творческие способности, формирует чувство коллективизма, развивает память. Театр воздействует на воображение ребёнка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т.д. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет.
Руководство театрально-игровой деятельностью требует от воспитателя умение строить работу в системе, подбирать материалы соответствующего содержания, ставить и решать педагогические задачи, цель которых, формирование творческих способностей детей (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики) т.е. умения держать себя в обществе. К сожалению, в традиционной практике занятий развитию мелких мышц лица и мимики уделяют более, чем скромное внимание (за исключением логопедических групп). В итоге даже при выполнении тех видов деятельности, где мимическому компоненту принадлежит существенная роль (пение, театрализация и т.д.) дети затрудняются управлять своими экспрессивными проявлениями, их лица эмоционально невыразительны, зачастую скованы. В каждой группе должно быть собрано ряд заданий и этюдов, направленных на развитие детской мимики. Их можно использовать на занятиях, в условиях свободной деятельности, на прогулках, и. конечно, как подготовка при проведении театрализованных игр.
Итак, воспитатель помогает детям организовать игровую деятельность - объединиться в небольшие творческие группы, вместе подготовить, оформить и проиграть от начала до конца литературное произведение.
Предлагая детям театрализованные игры, педагог должен чётко предвидеть весь ход деятельности. Главное и необходимое условие- использовать хорошо знакомые детям произведения, соответствующие программе.
Подготовка к театрализованным играм требует правильного руководства. Воспитатель ненавязчиво предлагает поиграть в «сказку».
Причём дети должны сами выбрать одно из двух-трёх названных произведений.
Участие детей в театрализованных играх является хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развития их общительности, участие в общих затеях.
Драматизация-это сложный вид деятельности. Для проведения игры-драматизации необходима тщательная подготовка. Вот примерная предварительная работа:
Понедельник: чтение произведения, знакомого детям (я прочитаю, я исполню все роли).
Вторник: рассматривание иллюстраций, беседа по содержанию, проговаривание отдельных моментов.
Среда: «Делаем атрибуты» (в ср. группе делает воспитатель в присутствии детей, привлекая их к посильной работе (поддержать, принести, подклеить, раскрасить).
Четверг: « Давайте подумаем, как сделать декорации» (в ст. и подг. группах можно привлечь детей к обсуждению и изготовлению несложных костюмов и декораций).
Пятница: «Вспомним отдельные элементы сказки».
Понедельник: «Играем в сказку».
Вторник: «Покажем сказку в нашем театре». Роль: при помощи считалки, конкурсная основа (по желанию).
Также для театра можно приготовить билеты. Билеты - это приглашение на спектакль и разрешение его посмотреть. Без билетов в театр идти нельзя. Объяснить детям, что на билете написано: дата и время начала спектакля, его название, ряд и место. Один ребёнок выбирается контролёром и проверяет билеты у входа в «Театр». Объявить правила поведения в «Театре» (это может быть обговорено заранее).
-в зал входить тихо и спокойно, не расталкивая окружающих;
-внимательно посмотреть билет, спокойно найти свой ряд, место;
-мальчики пропускают девочек вперёд, девочки первыми занимают места;
-если твоё место в середине ряда, то проходить к нему надо лицом к сидящим (обязательно извинившись перед ними);
-звонок означает начало представления.
То есть всё должно быть, как в настоящем театре, и тогда труд воспитателя будет вознаграждён сполна.
Средняя группа – 4-5 сказок в год.
Старшая группа 5-6 сказок в год.
Подготовительная группа 6-7сказок в год.
Значение словесных игр в развитии умственной деятельности детей.
Часто мы замечаем, что ребёнку трудно выразить словами то, что он чувствует, видит, слышит. Не хватает слов для передачи знакомой сказки, рассказа. Мы, взрослые, должны как можно больше говорить с ребёнком. Перед нами стоит основная задача умственного воспитания детей- развитие мышления и речи. Два процесса неразрывно связаны между собой и развиваются при познании ребёнком окружающего мира. Необходимо научить ребёнка пользоваться своими знаниями в различных условиях. Научить думать, приучить к умственному труду- нелегко. Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но думать –трудно». Чтобы приучить детей к умственному труду, надо сделать этот труд интересным, а это значит, что знания надо преподносить через игру. Играя, ребёнок учится. Самый доступный метод воспитания самостоятельности мышления у детей-словесная дидактическая игра. Словесная игра не требует специального материала, определённых условий, нужно просто знать игру. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащает духовный мир детей.
Словесные дидактические игры можно проводить на прогулке, на занятиях, во время наблюдений, как индивидуальную работу с определёнными детьми, закрепление пройденного материала и т. д.
Например, было занятие «Путешествие по лесной тропе».
Дидактическая игра на развитие ассоциаций.
Я произношу слово лес- о чём вы подумали? ( тишина, свежий воздух, птичьи голоса, трава, деревья, небо и т.д.).
Я произношу слово озеро- что вам представляется ? (прозрачная вода, камушки на дне, разноцветные рыбки и т.д.).
Дидактическая игра на развитие ассоциативного мышления.
Как вы думаете, если бы птицы могли говорить, о чём бы они рассказали? (как научиться летать, как всходит солнышко и т.д.)
Д.И. « Скажи со словом «лесной» (цель-упражнять в словообразовании).
Поляна в лесу-лесная
Грибы-лесные
Воздух-лесной.
Развитие интересов детей в творческих играх.
Свободная сюжетная игра – самая привлекательная деятельность детей. Это объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне ощущение свободы, подвластности ему вещей. В игре всё «понарошку», «как будто бы»…(лечит кукол, забивает гвозди и т.д.) Ребёнок может включиться в такие волнующие события, происшествия, которые в действительности с ним никогда не случались. Всё это расширяет его внутренний мир, развивается способность к воображению, образному мышлению.
Для развития личности ребёнка необходимо раннее воспитание его интересов. Н.Д.Ушинский писал «Если говорят, что игры предсказывают будущий характер и будущую судьбу ребёнка, то это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребёнка и относительная сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на его будущую судьбу».
Пристально вглядываясь в детские игры, нетрудно заметить и проявление некоторых интересов у детей. Однако, для того, чтобы воспитать интересы, необходимо активное педагогическое воздействие. У детей дошкольного возраста замечаются временные, быстро угасающие интересы, появление которых может быть обусловлено рядом причин: ярким впечатлением от действия человека, машины и т.д. Профессия родителей также может оказать влияние на начальные интересы детей в игре.
В этом и состоит одна из обязанностей воспитателя- уметь заметить и вовремя поддержать даже временные интересы ребёнка и, опираясь на них, углублять и развивать новые. Например: детей познакомили с трудом моряков. На прогулке дети затеяли игру «Путешествие на корабле». Как можно характеризовать состояние группы к началу игры? Многие дети не умели играть, забывали свой первоначальный замысел-поплыть в дальнее плавание. Корабль шёл куда-то без цели или превращался в дом. В силу этого дети не могли играть длительно и слаженно. Причина в том, что у детей не хватало опыта и представлений для того, чтобы игра была интересной и полезной. Дети мало знали о море, о водном транспорте, о труде людей на корабле. Также было отмечено, что среди детей возникает много конфликтов из-за стремления некоторых к выполнению только главных, ведущих ролей, а именно, роли капитана. И вот здесь воспитатель должен дать отчётливые представления о труде рабочих пристани, матросов, пассажиров, водолазов и т.д.
Для обогащения представлений о типичных образах водников, об их служебных взаимоотношениях, орудиях труда, которыми они пользуются, воспитатель использует разнообразные методы и приёмы (чтение художественной литературы, показ картин, в которых ярко представлен труд людей, изображена трудовая обстановка, проводит дидактические игры по ознакомлению с транспортом). Весь этот процесс накопления представлений протекает до игры. Воспитатель вдумчиво руководит подготовкой к игре и в результате, самой игрой. Отметим ещё один важный момент. Любую интересующую детей игру можно представить так, чтобы одна из ролей (основная) была по смыслу связана с несколькими другими. Возможный состав ролей принимает вид «схемы». Например к теме «Путешествие на корабле»:
Матрос
Капитан Пассажир
Водолаз
Такой сюжет развёртывается постепенно-в первом событии в игре взаимодействуют «капитан» и «матрос», во втором- «капитан» и «пассажир», в третьем «капитан» и «водолаз». Таким образом, одна роль («капитан») включается уже не в единичную, а во множественные ролевые связи. Ребёнок – «капитан» вынужден всё время изменять своё ролевое поведение в соответствии с новой ролевой связкой. Отметим, если педагог планирует какой-либо сюжет, для детей он должен выглядеть импровизацией, интересным предложением, вносимым по ходу игры партнёром-взрослым.
Итак, во время игры педагог получает возможность воспитывать и обучать детей без назиданий и открытого дидактизма, выступая одновременно в роли советчика, источника знаний и равноправного партнёра, участника игры. В процессе игр создаётся атмосфера сотрудничества и складываются благоприятные условия для развития личности.
Используемая литература.
Т.И.Петрова, Е.С.Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников», Москва «Школьная пресса», 2004г.
Т.И.Петрова, Е.С.Петрова «Подготовка и проведение театрализованных игр в д/саду», Москва «Школьная пресса», 2003г.
«Дошкольное воспитание» № 9 1998г.,№7 1989г.,№4 2000г.
«Этическая грамматика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественное творчество и моделирование предметно-игровой среды в театрально-игровой деятельности детей
Организация педагогического процесса требует таких форм и методов работы, которые позволяют вовлечь в активную деятельность всех дошкольников. Одним из путей, содействующих решению этой сложной задачи...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематической проверки «Состояние развития игровой деятельности детей посредством применения инновационных игровых технологий»
Цель: Выяснить состояние работы по игровой деятельности с применениеминновационных игровых технологий в МБДОУ детском саду №5 «Искорка»...
Консультация для воспитателей "Предметно-игровая среда как условие для развития самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольном учреждении."
Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, где предметно-иг...
Контрольная работа по курсу « Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Поддержка самостоятельной игровой деятельности детей: методики руководства сюжетно-ролевой игрой»
Задачи развития игровой деятельности, методика педагогической поддержки игровой деятельности....
Общие рекомендации для педагогов по организации педагогического сопровождения игровой деятельности детей с учетом игровых предпочтений мальчиков и девочек
Представленная информация будет полезна для педагогов при планировании сюжетно- ролевых игрс учетом игровых предпочтений мальчикови девочек...
Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Диагностика развития детей через игровые методики
laquo;Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из ...
«Особенности игровой деятельности детей с ОВЗ (РАС). Организация игровой деятельности детей с РАС. Практики с доказанной эффективностью»
Использование практик с доказанной эффективностью для развития игровой деятельности у детей с РАС в работе воспитателя детского сада...