Обобщение опыта работы по теме самообразования
материал (старшая группа) по теме
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_dostovalovoy_s.n.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены нами дошкольными работниками.
С дошкольного возраста необходимо формировать у детей представления о лекарственных растениях родного края, которыми так богата наша Курганская область. Здесь можно встретить такие растения как тысячелистник, цикорий, зверобой, одуванчик и другие травы. Многие растения занесены в Красную книгу.
С древнейших времен человек использовал в пищу и для лечения дикорастущие растения. Многие из них содержат целый набор биологических активных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма человека.
В прежние времена передача знаний об этих свойствах растений – трав происходила естественно, в процессе общения взрослых и детей в природе. В современных условиях существует необходимость специального знакомства детей с теми растениями, которые распространены повсеместно.
Этой темой я занимаюсь второй год, так как считаю, что дети должны знать целебные свойства растений родного края. Изучила методическую литературу, опыт педагогов. Опираюсь на образовательную программу «Школа 2100», а также использую парциальные программы «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Наш дом – природа» Н.А.Рыжовой.
Цель моей работы: формировать представления о лекарственных растениях Курганской области и их роли в мире природы.
Задачи:
- Сформировать у детей понятия о лекарственных растениях (как выглядят, где растут, каковы их лечебные свойства).
- Развивать умение узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их.
- Закреплять у детей знания о том, что для роста и жизни растениям необходимы: свет, влага, тепло.
- Сформировать представления о пользе лекарственных растений и их роли в жизни человека.
- Воспитывать устойчивый интерес, любовь и бережное отношение к растениям.
Вся работа по формированию у детей дошкольного возраста представлений о лекарственных растениях родного края, проводилась в трех направлениях: дети, педагоги, родители. Для ознакомления детей с лекарственными растениями нашего края, расширяя и обобщая знания и представления о природе, необходимо использовать разнообразные формы и методы работы.
Это циклы наблюдений за лекарственными растениями на участке детского сада, непосредственной образовательной деятельности, а также целевые прогулки, экскурсии.
В течении всего учебного года проводим работу по ознакомлению детей с растениями. Стараемся, чтобы дети постоянно были рядом с природой, общались с ней.
Я предлагаю знакомить детей с внешним видом лекарственных растений, особенностями строения листа, стебля, цветка, коры, условиями и особенностями произрастания и размножения в дикой природе. В результате этого, мною был разработан перспективный план по изучению лекарственных растений. В ходе своей работы я использую произведения художественной литературы (стихи, сказки, рассказы о растениях), фольклор (поговорки, пословицы, загадки, приметы, песни), обряды, народные традиции, легенды и мифы разных народов, интересные истории, связанные с лекарственными растениями – травами. В группе оформлена предметно – развивающая среда: «Фитобар» для сюжетно – ролевых игр, дидактические игры « Узнай по описанию», « Я загадаю, ты отгадай», « Определи по запаху» и т.д. Ведь игры объединяют детей на основе добрых дел. Проведена открытая непосредственная деятельность «Витаминка и ее друзья», что способствовало знанию о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.
Говоря о внешнем виде, свойствах и красоте растений, постоянно обращая внимание детей на правило поведения в природе, бережное отношение к растениям, особенно при сборе лекарственных трав и плодов, чтобы не нарушить экосистему, не погубить растения и не нанести ему вреда. Для этого мы используем в работе «запрещающие знаки».
При ознакомлении с лекарственными свойствами растений акцентирую внимание детей не на болезни, а только упоминаю о некоторых их известных. Я рекомендую также возвращаться к одним и тем же растениям в разные периоды их роста и развития: в период цветения, плодоношения, размножения, формирую у детей представления о цикличности явлений, устанавливая взаимосвязи между особенностями размножения и местами их произрастания. Работа по ознакомлению с особенностями и лекарственными свойствами растений трав будет наиболее эффективно в весенний, летний и осенние сезонные периоды, так как именно в это время можно установить длительные наблюдения за развитием растений.
Значительное место отведено интеграции творческих процессов: восприятию произведения искусства с экологической тематикой и изобразительной деятельности (рисование лекарственных растений), музыкальной деятельностью, познавательной - изготовление книжексамоделок.
Большой интерес у детей вызывают рассказы о Красной книге и рассматривание иллюстраций растений подлежащих охране.
Результатом работы стала НОД на тему «По страницам Красной книги», где дети узнали не только о редких исчезающих птицах, зверях, но о лекарственных растений, занесенных в Красную книгу, а также собран гербарий совместно с родителями, приобщаем к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь.
В старшей группе было проведено экологическое развлечение « В звонких птичьих голосах к нам идет весна – красна». Дети самостоятельно находили ответы на вопросы, решали проблемные ситуации, читали стихи, загадывали загадки, играли в игры с экологическим содержанием, пели песни, водили хоровод.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети – зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Ведь недаром 2013 год объявлен Годом защиты окружающей среды.
Бережное отношение к природе родного края я воспитываю в детях с трехлетнего возраста, привлекая к этому и родителей через индивидуальные беседы и консультации.
Чтобы выявить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, было проведено анкетирование. Ответы родителей помогли выявить увлечение взрослых и детей, обозначили проблемы, требующее педагогической помощи.
В беседах с родителями советую обращать внимание на все, что окружает нас, объясняю им, что во время наблюдений расширяется кругозор детей. Выезжая с детьми на природу, обращать внимание на красоту растений, объяснить им, что многие растения обладают лечебными свойствами.
Привлекаю родителей к совместному участию в конкурсах, развлечениях, выставках. В процессе создания поделок у детей развивается мелкая моторика руки, глазомер, пространственная ориентировка, умение целесообразно и бережно использовать дары природы, воспитывать трудолюбие и усидчивость. Постоянно ищем пути сотрудничества с родителями. В группе завели папку – копилку, в которой вместе с родителями собираем рецепты лечебных напитков, «Бабушкины советы». Обновляем консультации для родителей « Войди в природу другом», «Зеленая аптека», «Пусть цветут травы», « О чем рассказывает растение». В весенний период запланирована посадка липы на территории участка. Ведь каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя.
Однако работа еще не завершена. Она продолжается в следующих группах. И я надеюсь, что мои воспитанники на всю жизнь сохранят любовь ко всему, что их окружает.
Ну а самое главное в экологическом воспитании это личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания у коллег, родителей и дошкольников.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 117 «Рябинка»
Выступление на педагогическом марафоне
по теме
«Формирование начал экологической культуры через ознакомление с лекарственными растениями Курганской области»
Воспитатель: Достовалова Светлана Николаевна
первой квалификационной категории.
Курган, 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы воспитателя по самообразованию на тему: "Развитие познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Обобщение опыта работы воспитателя по самообразованию за 2014 -2017 учебный год...
Доклад (обобщение опыта работы по теме самообразования) Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»
Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОО...
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Нетрадиционная техника рисования"
МАСТЕР-КЛАСС для педагогов...
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие у старших дошкольников логического мышления посредством развивающих игр"
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие у старших дошкольников логического мышления посредством развивающих игр"...
Обобщение опыта работы по теме самообразования на тему: «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала».
Представлена система коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР с использованием коррекционно-развивающих игр и наглядного матерриала....
Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Обобщение опыта работы по теме самообразования:«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»...
Обобщение опыта работы по теме самообразования «Терапевтические сказки как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников».
Материал может быть использован педагогами ДОУ для работы с детьми....