Обобщение опыта работы по теме самообразования
материал (старшая группа) по теме

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_dostovalovoy_s.n.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены нами дошкольными работниками.

С дошкольного возраста необходимо формировать у детей представления о лекарственных растениях родного края, которыми так богата наша Курганская область. Здесь можно встретить такие растения как тысячелистник, цикорий, зверобой, одуванчик и другие травы. Многие растения занесены в Красную книгу.

С древнейших времен человек использовал в пищу и для лечения дикорастущие растения. Многие из них содержат целый набор биологических активных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма человека.

В прежние времена передача знаний об этих свойствах растений – трав происходила естественно, в процессе общения взрослых и детей в природе. В современных условиях существует необходимость специального знакомства детей с теми растениями, которые распространены повсеместно.

Этой темой я занимаюсь второй год, так как считаю, что дети должны знать целебные свойства растений родного края. Изучила методическую литературу, опыт педагогов. Опираюсь на образовательную программу «Школа 2100», а также использую парциальные программы «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Наш дом – природа» Н.А.Рыжовой.

Цель моей работы: формировать представления о лекарственных растениях Курганской области и их роли в мире природы.

Задачи:

  1. Сформировать у детей понятия о лекарственных растениях (как выглядят, где растут, каковы их лечебные свойства).
  2. Развивать умение узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их.
  3. Закреплять у детей знания о том, что для роста и жизни растениям необходимы: свет, влага, тепло.
  4. Сформировать представления о пользе лекарственных растений и их роли в жизни человека.
  5. Воспитывать устойчивый интерес, любовь и бережное отношение к растениям.

Вся работа по формированию у детей  дошкольного возраста представлений о лекарственных растениях родного края, проводилась в трех  направлениях: дети, педагоги, родители. Для ознакомления детей с лекарственными растениями нашего края, расширяя и обобщая знания и представления о природе, необходимо использовать разнообразные формы и методы работы.

Это циклы наблюдений за лекарственными растениями на участке детского сада, непосредственной образовательной деятельности, а также целевые прогулки, экскурсии.

В течении всего учебного года проводим работу по ознакомлению детей с растениями. Стараемся, чтобы дети постоянно были рядом с природой, общались с ней.

Я предлагаю знакомить детей с внешним видом лекарственных растений, особенностями строения листа, стебля, цветка, коры, условиями и особенностями произрастания и размножения в дикой природе. В результате этого, мною был разработан перспективный план по изучению лекарственных растений. В ходе своей работы я использую произведения художественной литературы (стихи, сказки, рассказы о растениях), фольклор (поговорки, пословицы, загадки, приметы, песни), обряды, народные традиции, легенды и мифы разных народов, интересные истории,  связанные с лекарственными растениями – травами. В группе оформлена предметно – развивающая среда: «Фитобар» для сюжетно – ролевых игр,  дидактические игры « Узнай по описанию», « Я загадаю, ты отгадай», « Определи по запаху» и т.д. Ведь игры объединяют детей на основе добрых дел. Проведена открытая непосредственная деятельность «Витаминка и ее друзья», что способствовало знанию  о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.

Говоря о внешнем виде, свойствах и красоте растений, постоянно обращая внимание детей на правило поведения в природе, бережное отношение к растениям, особенно при сборе лекарственных трав и плодов, чтобы не нарушить экосистему, не погубить растения и не нанести ему вреда. Для этого мы используем в работе «запрещающие знаки».

При ознакомлении с лекарственными свойствами растений акцентирую внимание детей не на болезни, а только упоминаю о некоторых их известных. Я рекомендую также возвращаться к одним и тем же растениям в разные периоды их роста и развития: в период цветения, плодоношения, размножения, формирую у детей представления о цикличности явлений, устанавливая взаимосвязи между особенностями размножения и местами их произрастания. Работа по ознакомлению с особенностями и лекарственными свойствами растений трав будет наиболее эффективно в весенний, летний и осенние сезонные периоды, так как именно в это время можно установить длительные наблюдения за развитием растений.

Значительное место отведено интеграции  творческих процессов: восприятию произведения искусства с экологической тематикой и изобразительной деятельности (рисование лекарственных растений), музыкальной деятельностью, познавательной -  изготовление книжексамоделок.

Большой интерес  у детей вызывают рассказы о Красной книге и рассматривание иллюстраций растений подлежащих охране.

Результатом работы  стала  НОД на тему «По страницам Красной книги», где дети узнали не только о редких исчезающих птицах, зверях, но о лекарственных растений, занесенных в Красную книгу, а также собран гербарий совместно с родителями, приобщаем к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь.

В старшей группе было проведено экологическое развлечение « В звонких птичьих голосах к нам идет весна – красна». Дети самостоятельно находили ответы на вопросы, решали проблемные ситуации, читали стихи, загадывали загадки, играли в игры с экологическим содержанием, пели песни, водили хоровод.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети – зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Ведь недаром 2013 год объявлен Годом защиты окружающей среды.

Бережное отношение к природе родного края я воспитываю в детях с трехлетнего возраста, привлекая к этому и родителей через индивидуальные беседы и консультации.

Чтобы выявить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, было проведено анкетирование. Ответы родителей помогли выявить увлечение взрослых и детей, обозначили проблемы, требующее педагогической помощи.

В беседах с родителями советую обращать внимание на все, что окружает нас, объясняю им, что во время наблюдений расширяется кругозор детей. Выезжая с детьми на природу, обращать внимание на красоту растений, объяснить им, что многие растения обладают лечебными свойствами.

Привлекаю родителей к совместному участию в конкурсах, развлечениях, выставках. В процессе создания поделок у детей развивается мелкая моторика руки, глазомер, пространственная ориентировка, умение целесообразно и бережно использовать дары природы, воспитывать трудолюбие и усидчивость.  Постоянно ищем пути сотрудничества с родителями.  В группе завели папку – копилку, в которой вместе с родителями собираем рецепты лечебных напитков, «Бабушкины советы». Обновляем консультации для родителей « Войди в природу другом», «Зеленая аптека», «Пусть цветут травы», « О чем рассказывает растение».  В  весенний период запланирована посадка липы на территории участка. Ведь каков человек  - таков мир, который он создает вокруг себя.

Однако работа еще не завершена. Она продолжается в следующих группах. И я надеюсь, что мои воспитанники на всю жизнь сохранят любовь ко всему, что их окружает.

Ну а самое главное в экологическом воспитании это личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания у коллег, родителей и дошкольников.

 Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
 Прикоснуться к природе всем сердцем:
 Удивиться, узнать, полюбить!
 Мы хотим, чтоб земля расцветала,
 И росли, как цветы, малыши,

 Чтоб для них экология стала
 Не наукой, а частью души!

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 117 «Рябинка»

Выступление на педагогическом марафоне

по теме

 «Формирование начал экологической культуры через ознакомление с лекарственными растениями Курганской области»

Воспитатель: Достовалова Светлана Николаевна

 первой квалификационной категории.

Курган, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие у старших дошкольников логического мышления посредством развивающих игр"

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие у старших дошкольников логического мышления посредством развивающих игр"...

Обобщение опыта работы по теме самообразования на тему: «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала».

Представлена  система коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР с использованием коррекционно-развивающих игр и наглядного матерриала....

Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Обобщение опыта работы по теме самообразования:«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»...