Обобщение опыта работы по теме самообразования
материал (старшая группа) по теме

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_dostovalovoy_s.n.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены нами дошкольными работниками.

С дошкольного возраста необходимо формировать у детей представления о лекарственных растениях родного края, которыми так богата наша Курганская область. Здесь можно встретить такие растения как тысячелистник, цикорий, зверобой, одуванчик и другие травы. Многие растения занесены в Красную книгу.

С древнейших времен человек использовал в пищу и для лечения дикорастущие растения. Многие из них содержат целый набор биологических активных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма человека.

В прежние времена передача знаний об этих свойствах растений – трав происходила естественно, в процессе общения взрослых и детей в природе. В современных условиях существует необходимость специального знакомства детей с теми растениями, которые распространены повсеместно.

Этой темой я занимаюсь второй год, так как считаю, что дети должны знать целебные свойства растений родного края. Изучила методическую литературу, опыт педагогов. Опираюсь на образовательную программу «Школа 2100», а также использую парциальные программы «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Наш дом – природа» Н.А.Рыжовой.

Цель моей работы: формировать представления о лекарственных растениях Курганской области и их роли в мире природы.

Задачи:

  1. Сформировать у детей понятия о лекарственных растениях (как выглядят, где растут, каковы их лечебные свойства).
  2. Развивать умение узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их.
  3. Закреплять у детей знания о том, что для роста и жизни растениям необходимы: свет, влага, тепло.
  4. Сформировать представления о пользе лекарственных растений и их роли в жизни человека.
  5. Воспитывать устойчивый интерес, любовь и бережное отношение к растениям.

Вся работа по формированию у детей  дошкольного возраста представлений о лекарственных растениях родного края, проводилась в трех  направлениях: дети, педагоги, родители. Для ознакомления детей с лекарственными растениями нашего края, расширяя и обобщая знания и представления о природе, необходимо использовать разнообразные формы и методы работы.

Это циклы наблюдений за лекарственными растениями на участке детского сада, непосредственной образовательной деятельности, а также целевые прогулки, экскурсии.

В течении всего учебного года проводим работу по ознакомлению детей с растениями. Стараемся, чтобы дети постоянно были рядом с природой, общались с ней.

Я предлагаю знакомить детей с внешним видом лекарственных растений, особенностями строения листа, стебля, цветка, коры, условиями и особенностями произрастания и размножения в дикой природе. В результате этого, мною был разработан перспективный план по изучению лекарственных растений. В ходе своей работы я использую произведения художественной литературы (стихи, сказки, рассказы о растениях), фольклор (поговорки, пословицы, загадки, приметы, песни), обряды, народные традиции, легенды и мифы разных народов, интересные истории,  связанные с лекарственными растениями – травами. В группе оформлена предметно – развивающая среда: «Фитобар» для сюжетно – ролевых игр,  дидактические игры « Узнай по описанию», « Я загадаю, ты отгадай», « Определи по запаху» и т.д. Ведь игры объединяют детей на основе добрых дел. Проведена открытая непосредственная деятельность «Витаминка и ее друзья», что способствовало знанию  о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.

Говоря о внешнем виде, свойствах и красоте растений, постоянно обращая внимание детей на правило поведения в природе, бережное отношение к растениям, особенно при сборе лекарственных трав и плодов, чтобы не нарушить экосистему, не погубить растения и не нанести ему вреда. Для этого мы используем в работе «запрещающие знаки».

При ознакомлении с лекарственными свойствами растений акцентирую внимание детей не на болезни, а только упоминаю о некоторых их известных. Я рекомендую также возвращаться к одним и тем же растениям в разные периоды их роста и развития: в период цветения, плодоношения, размножения, формирую у детей представления о цикличности явлений, устанавливая взаимосвязи между особенностями размножения и местами их произрастания. Работа по ознакомлению с особенностями и лекарственными свойствами растений трав будет наиболее эффективно в весенний, летний и осенние сезонные периоды, так как именно в это время можно установить длительные наблюдения за развитием растений.

Значительное место отведено интеграции  творческих процессов: восприятию произведения искусства с экологической тематикой и изобразительной деятельности (рисование лекарственных растений), музыкальной деятельностью, познавательной -  изготовление книжексамоделок.

Большой интерес  у детей вызывают рассказы о Красной книге и рассматривание иллюстраций растений подлежащих охране.

Результатом работы  стала  НОД на тему «По страницам Красной книги», где дети узнали не только о редких исчезающих птицах, зверях, но о лекарственных растений, занесенных в Красную книгу, а также собран гербарий совместно с родителями, приобщаем к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь.

В старшей группе было проведено экологическое развлечение « В звонких птичьих голосах к нам идет весна – красна». Дети самостоятельно находили ответы на вопросы, решали проблемные ситуации, читали стихи, загадывали загадки, играли в игры с экологическим содержанием, пели песни, водили хоровод.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети – зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Ведь недаром 2013 год объявлен Годом защиты окружающей среды.

Бережное отношение к природе родного края я воспитываю в детях с трехлетнего возраста, привлекая к этому и родителей через индивидуальные беседы и консультации.

Чтобы выявить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, было проведено анкетирование. Ответы родителей помогли выявить увлечение взрослых и детей, обозначили проблемы, требующее педагогической помощи.

В беседах с родителями советую обращать внимание на все, что окружает нас, объясняю им, что во время наблюдений расширяется кругозор детей. Выезжая с детьми на природу, обращать внимание на красоту растений, объяснить им, что многие растения обладают лечебными свойствами.

Привлекаю родителей к совместному участию в конкурсах, развлечениях, выставках. В процессе создания поделок у детей развивается мелкая моторика руки, глазомер, пространственная ориентировка, умение целесообразно и бережно использовать дары природы, воспитывать трудолюбие и усидчивость.  Постоянно ищем пути сотрудничества с родителями.  В группе завели папку – копилку, в которой вместе с родителями собираем рецепты лечебных напитков, «Бабушкины советы». Обновляем консультации для родителей « Войди в природу другом», «Зеленая аптека», «Пусть цветут травы», « О чем рассказывает растение».  В  весенний период запланирована посадка липы на территории участка. Ведь каков человек  - таков мир, который он создает вокруг себя.

Однако работа еще не завершена. Она продолжается в следующих группах. И я надеюсь, что мои воспитанники на всю жизнь сохранят любовь ко всему, что их окружает.

Ну а самое главное в экологическом воспитании это личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания у коллег, родителей и дошкольников.

 Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
 Прикоснуться к природе всем сердцем:
 Удивиться, узнать, полюбить!
 Мы хотим, чтоб земля расцветала,
 И росли, как цветы, малыши,

 Чтоб для них экология стала
 Не наукой, а частью души!

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 117 «Рябинка»

Выступление на педагогическом марафоне

по теме

 «Формирование начал экологической культуры через ознакомление с лекарственными растениями Курганской области»

Воспитатель: Достовалова Светлана Николаевна

 первой квалификационной категории.

Курган, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие у старших дошкольников логического мышления посредством развивающих игр"

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие у старших дошкольников логического мышления посредством развивающих игр"...

Обобщение опыта работы по теме самообразования на тему: «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала».

Представлена  система коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР с использованием коррекционно-развивающих игр и наглядного матерриала....

Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Обобщение опыта работы по теме самообразования:«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»...

Обобщение опыта работы по теме самообразования «Формирование нравственных качеств дошкольников через экологическое воспитание»

Презентация  по теме самообразования "Формирование нравственных качеств дошкольников через экологическое воспитание"...