Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие у старших дошкольников логического мышления посредством развивающих игр"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Агишева Любовь Владимировна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Структурное подразделение МОУ « Вилегодская средняя общеобразовательная школа» детский сад «Колосок» Работу выполнила: Агишева Любовь Владимировна, воспитатель II кв. категории «Развитие логического мышления старших дошкольников через развивающие игры»

Слайд 2

Первичная диагностика уровня развития логического мышления старших дошкольников

Слайд 3

Ведущая идея, новизна, актуальность опыта Формирование логического мышления – фундамент для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте Развивающие игры Разработка приёмов использования развивающих игр с учетом индивидуальных возможностей детей Обществу нужны творческие, мыслящие личности

Слайд 4

Цель: подбор технологий и приемов для развития логического мышления дошкольников. Этапы работы: 1 этап – начальный (констатирующий), 2010-2011 уч . год 2 этап – формирующий (основной), 2011- 2012 уч . год 3 этап – контрольный (заключительный), 2011- 2012 уч . год

Слайд 5

Использовала идеи: доктора педагогических наук А.В. Белошистой , кандидата педагогических наук З.А. Михайловой, психолога Н.Н. Поддъякова , педагога-психолога Е.А. Носовой. Применяла технологии: игрового обучения С.А. Шмакова; личностно ориентированную технологию И.С. Якиманской ; информационно-коммуникационную технологию; игровые технологии В.В. Воскобовича, А.З. Зака, Б.П. Никитина, М. Драко, З. Дьенеша.

Слайд 6

Диапазон опыта 1. Разработка системы непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для старшей и подготовительной группы с использованием развивающих игр. 2. Создание предметно-развивающей среды , которая включает в себя разные развивающие игры с правилами их использования, наглядный материал (схемы, карты, модели и др.). 3. Создание партнёрских отношений с родителями воспитанников.

Слайд 7

Принципы работы дифференцированный «от простого подход к сложному» Приёмы работы *приглашение сказочного героя, одобрение правильного действия и результата *остановка игровой деятельности прежде, чем этого захотят дети; использование разных видов логических задач и упражнений, физкультминуток *решение заданий в усложнении, создание ситуаций восхищения продуктом деятельности детей, ситуации взаимопомощи

Слайд 8

I этап Игры и задания З.А. Михайловой, задания из детских журналов «Веселые картинки», «Мурзилка» и др. Главный приём: о бязательное использование проблемного вопроса «Почему?» Результат : активизация познавательного интереса детей; осознание детьми необходимости достичь определённой цели .

Слайд 9

Игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов к игровым технологиям Б.П. Никитина, В.В. Воскобовича, А.З. Зака, М. Драк о . Применяла приёмы : «Создание ситуации удивления» Проблемная беседа «Не прямая подсказка, а наводящий вопрос Результат: Дети составляют фигуры-силуэты по образцам (расчлененным и контурным) и по замыслу без ошибок. II этап

Слайд 10

Игры А.З.Зака Коллективный разбор типового упражнения «Упрощённое задание» «Разные виды полей» Приёмы:

Слайд 11

Приёмы: * Большое внимание уделяю отстающим детям. *Постоянно поощряю все усилия ребёнка и его стремление узнать что-то новое, научиться новому. * Исключаю отрицательную оценку ребёнка и результатов его действий. *Сравниваю результаты ребёнка только с его собственными. *Применяю приём соревновательности. Как помочь ребенку справиться с трудной задачей?

Слайд 12

III этап Игры из игровых технологий Б.П. Никитина, А.З. Зака, В.В. Воскобовича и др . в усложнении . Приёмы : «Не спешить с подсказкой» «Наращивания фигуры» или «Отсечение ненужного» «Волшебные превращения узоров» «Составим описательный рассказ или сказку» «Составь и зарисуй свой узор» «Тетрадь поощрений» . Результат: дети приучаются мыслить самостоятельно, тренируется усидчивость и воля, развиваются творческие способности.

Слайд 13

Диагностика уровня развития логического мышления старших дошкольников

Слайд 14

Родительские собрания Семинары-практикумы, Открытые занятия, математические досуги, развлечения Работа с педагогическим коллективом и родителями Уровень заинтересованности родителей в использовании развивающих игр как способа развития логического мышления дошкольников

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Стендовый доклад

Слайд 1.

Стандарт дошкольного образования даёт педагогам ориентир конечной цели их деятельности в формировании таких интегративных качеств, как любознательность и активность, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, овладение предпосылками учебной деятельности- умения слушать и слышать, думать, рассуждать.

Современное общество также требует от каждой личности умения мыслить. Это умение определяется развитостью логических приёмов мышления.

Слайд 2.

На основании исследования целей и задач современного дошкольного образования и проведенного диагностического обследованияопределилась необходимость активизации работы в развитии логического мышления воспитанников.

Слайд 3.

Актуальность опыта, ведущая идея и новизна.Навыки, умения«действовать в уме», приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте.Одним из доступных и увлекательных средств развития интеллектуальных способностей дошкольников являются развивающие игры. Поэтому,ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке инновационных подходов к организации и методике проведения развивающих игр с детьми старшего дошкольного возраста с целью формирования логического мышления, а новизна опыта- в разработке приемов использования развивающих игр для развития логического мышленияс учетом индивидуальных возможностей детей.

Перспективность опыта заключается в том, что он является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, мыслящие личности.

Поэтому я считаю, что данный педагогический опыт может быть использован воспитателями детских садов, учителями начальных классов, родителями старших дошкольников, небезразличных к развитию своих детей и семейному благополучию.

Слайд 4.

Цель педагогического опыта: подбор оптимальных технологий и приемов в организации образовательно–воспитательного процесса для развития логического мышления старших дошкольников.Задачи (исследовать источники информации по теме, обогатить предметно-развивающую среду, повысить интерес педагогов и педагогическую компетентность родителей в использовании моего опыта) реализовались через этапы работы:1 этап –констатирующийпредполагал обнаружение проблемы и планирование работы на текущий год.2 этап –формирующий, был направлен на развитие у детей элементов логического мышления посредством развивающих игр.3 этап –контрольный, накотором диагностика доказала успешность выбраннойтехнологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

Слайд 5.

В основе опыта лежат педагогические идеи А.В. Белошистой, З.А. Михайловой, Поддъякова и Е.А. Носовой; а также игровые технологии: Шмакова, И.С. Якиманской;информационно-коммуникационная технология; игровые технологии В.В. Воскобовича, А.З. Зака, Б.П. Никитина, М. Драко, З. Дьенеша, Кюизенера.

Мышление - это процесс познания человекомдействительности с помощью мыслительных процессов.К старшему дошкольному возрасту начинает формироваться третий вид мышления детей- словесно-логическое(наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое  на слайде).

Слайд 6.

Диапазон опыта представлен разработкой непосредственно-образовательной деятельности с использованием развивающих игр; обогащением предметно-развивающей средыподборкой развивающих игр, схем, моделей, созданием партнёрских отношений с родителями.

Слайд 7.

Результаты первичного обследования позволили применитьдифференцированный подход в подборе развивающих игр, предупреждая возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных». Поэтому и развивающие игры использовала по принципу «от простого к сложному» с учётом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников.

В работе соблюдала правила и приёмы: дляподдержания хорошего настроения детей применяла приёмы: приглашение сказочного героя, одобрение правильного действия и результата; дляпредупреждения утомляемостиприменяла приёмы: остановка игровой деятельности прежде, чем этого захотят дети; использование разных видов логических задач и упражнений, физкультминуток;чтобы настроить детей на то, что в игре мы растём и развиваемся, становимся дружнее и лучшеприменяла приёмы: решение заданий в усложнении, создание ситуаций восхищения продуктом деятельности детей, ситуации взаимопомощи.

Слайд 8.

На первом этапе формирования логического мышления старших дошкольников использовала игры и задания Михайловой, из детских журналов «Веселые картинки», «Мурзилка», в виде чертежей, рисунков, различных иллюстраций.Главный приём этого периода: «Обязательное использование проблемного вопроса «Почему?»» (1.Какая фигура здесь лишняя и почему? 2.Почему выбрали эту дорожку выхода из лабиринта?...).Результат - Дети выполняли такие задания с большим желанием. Систематическое участие в решении умственных задач стимулировало познавательные интересы детей.Решающую роль в этом играла постепенно осознаваемая детьми необходимость достигнуть определённой цели.

Слайд 9.

На втором этапе вводила игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов к игровым технологиям Никитина, Дьенеша, Воскобовича, Зака, Драко. Дети составляли по образцам и собственному замыслу интересные фигуры-силуэты из наборов к играм «Танграм», «Колумбово яйцо», «Кубики Никитина», «Палочки Кюизенера»… Для появления интереса к этим играм использовала приём «Создание ситуации удивления», рассказывая историю происхождения игры, формируя видение разнообразных продуктов в результате использования материалов игры. Знакомство с правилами игры проводилось в форме проблемной беседы с вопросами: из чего состоит игровой материал, на что из окружающего мира похожи его части, что можно создать из них, попробуете сами? Когда не получалось, вместе формулировали правила игры(рассмотреть свойства частей-фигур, научиться создавать продукт по образцу-картинке, силуэту, устным рекомендациям педагога, использовать все предложенные части игрового набора). Сначала составляли из частей набора новые геометрические фигуры: квадраты, четырехугольники по образцу и замыслу. Несмотря на кажущуюся легкость «копирования» дети поначалу допускали ошибки в соединении фигур. Тогда использовался приём «Не прямая подсказка, а наводящий вопрос». Результат - Постепенно дети стали составлять фигуры-силуэты по образцам (расчлененным и контурным) и по замыслу без ошибок.

Слайд 10.

Более сложную развивающуюигруА. Зака «Поиск девятого» предлагала для развития аналитических способностей детей. Все задания начинала с коллективного разбора типового упражнения, после чего дети самостоятельно выполняли аналогичные задачи на материале предложенных им рисунков. Для самостоятельной работы детей сначала использовался приём «Упрощённое задание». Давались таблицы с 2-мя столбиками и 3-мя строками. Путем рассуждений дети сами находили недостающие элементы, объясняя свой выбор.

Для того чтобы у детей не возникало стереотипное мышление при решении однотипных задач, использовался приём «Разные виды полей»: по типу элементов (геометрические фигуры, предметы, отдельные детали); по взаимному сочетанию элементов, образующих пару; по характеру повторяемости элементов в клетках и местонахождению свободной клетки. Все задания после выполнения проверялись и анализировались в индивидуальной беседе с ребёнком или, если задания были одинаковы, с использованием слайдов презентации. Приём использования информационно-коммуникационных технологий оживлял и ускорял процесс самоанализа и самоконтроля детей.

Слайд 11.

Чтобы помочь ребенку справиться с трудной задачей познания, применялись следующие приёмы:*Максимальное внимание уделяю отстающим детям. Новый материал с ними начинаю разбирать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять).*Постоянно поощряю все усилия ребенка и его стремление узнать что-то новое, научиться новому.*Исключаю отрицательную оценку ребенка и результатов его действий.*Сравниваю результаты ребенка только с его собственными. «Каждый ребенок должен двигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Он сам, окружающие его дети, воспитатели и родители должны быть твердо убеждены, что он – молодец, у него – получается, возникающие трудности – преодолимы. Без этого состояния, самоощущения невозможно формирование уверенности в своих силах, что являетсяодной из главных характеристик свободной, творческой личности.*Применяю приём соревновательности, чтобы активизировать познавательный процесс и умственную деятельность детей.

Слайд 12.

На третьем этапе использовала игры из игровыхтехнологий Никитина, Зака, Воскобовичав усложнении. Дети учились выкладывать узоры из кубиков. Составление нового узора – это творческая задача. Если в каком-то узоре ребенок «споткнётся», применялся приём «Не спешить с подсказкой». Пусть воспитанник приучается мыслить самостоятельно, тренирует усидчивость и волю. Зато, когда узор получится, радости ребенка нет предела.Но бывало и так, что узоры никак «не идут». Как быть? Использовала приёмы, помогающие детям освоить столь сложную для них задачу, «Наращивания фигуры» или «Отсечение ненужного». Чаще дети поступали по первому варианту: к одному кубику «пристраивали» друг за другом остальные, постепенно выкладывая узор.Для поддержания интереса, активности детей использовала сказки и истории с превращениями одних узоров в другие. Например, послушав «Сказку о превращении бабочки», предлагала детям следующее задание в виде вопроса: «Попробуем сделать кокон, из которого затем получится красивая бабочка?» И началась плодотворная мыслительная деятельность детей.Ещё использовала приём составления описательного рассказаили сказки о предметах и фигурах, которых дети выложили сами или, работая в группе. Результат - Такими заданиями формировалось у детей умение общаться, развивалась речь. На выходные дни детям предлагала составить новые узоры дома. Дети, приносили в садик зарисовки новых фигур, выполненные родителями. Сколько гордости было у ребёнка, когда он выкладывал свой узор! Вот это удача! Такие удачи я оценивала с помощью добрых слов, награждений медальками, призами, занесением в «Тетрадь поощрений группы», написанием благодарности родителям. Система поощрения удач ребёнка активизировала их деятельность.

Слайд 13.

Наблюдая за развитием детей при многоразовом использовании логических операций, можно сделать выводы, что: *у детей заметно развились мыслительные процессы, способность к моделированию;*повысился интерес к развивающим играм;*возросла степень их активности и самостоятельности. Диагностика уровня развития логического мышления старших дошкольников показала положительную динамику высокого и среднего уровня развития на заключительном этапе.

Таким образом, система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием развивающих игр способствует более успешному формированию у детей основных приёмов логического мышления.

Слайд 14.

Проведена работа с педагогическим коллективом и родителями по проблеме «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста».Педагогический коллектив заинтересовался играми Никитина, Зака, Воскобовича и уже применяют их в практике педагогической деятельнояти.

Большую роль в развитии логики мышления детей сыграли партнёрские отношения с родителями воспитанников и педагогическое просвещение их по вопросам развития логики мышления детей с применением развивающих игр.

Слайд 15.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДОБОЯЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГРЫ»

Не всем детям общение с водой доставляет радость. Среди них встречаются и те, кто имеет негативный опыт общения с водой. Причины приобретения такого негативного опыта могут быть различны. Этот материа...

Обобщение опыта работы по теме: « Развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста посредством познавательно – исследовательской деятельности »

Обобщение опыта работы по теме:« Развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста посредством познавательно – исследовательской деятельности »...

Презентация к обобщению опыта работы по теме: "Развитие речи детей младенческого возраста на основе развивающих игр в условиях Дома ребенка".

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей младенческого возраста на основе развивающих игр в условиях Дома ребенка"...

Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей дошкольников посредством аппликации»

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, обратила внимание на то, что дети любят создавать аппликации, это ярко, это интересно и увлекательно, а мне доставляет удовольствие сразу видеть продукт...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромное изменение произошли в нашей стране за последние годы.  У детей искажены представл...

Обобщения опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому народному творчеству»

Обобщения опыта работы по самообразованию  за 2021-2022 учебный год  по теме:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому нар...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности»...