"Формирование учебной мотивации у детей подготовительной группы"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Столяр Наталья Сергеевна

Участие в Фестивале педагогических идей и инноваций в области образования педагогов дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_po_formirovaniyu_motivatsii_ucheniya.doc68.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8  г. ПОРОНАЙСКА

(ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «ОГОНЕК»)

Методическая разработка

Формирование учебной мотивации

у детей подготовительной группы

                           Выполнила:

                                                                СТОЛЯР НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА,

                                                              воспитатель ДО МБОУ СОШ №8

                      «Огонек»;

                                                          г. Поронайск, ул.Гагарина, 1А

                                             Телефон:8(42431)42685

                                                   E-mail: Natysik_88@mail.ru

г. Поронайск

2012

Оглавление

Введение        

1. Ребенок на пороге школы: формирование мотивации к учению и положительного отношения к школе        4

2. Особенности формирования положительного отношения к школе у детей подготовительной группы        5

Заключение        8

Список литературы        9

Приложения


Введение

Актуальность исследования. Психологи и педагоги озабочены тем, что ежегодно увеличивается рост детей неготовых к школе, не желающих идти в общеобразовательные учреждения, среди которых все чаще попадают дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы.

Начало школьного обучения – это важный и закономерный этап на жизненном пути каждого ребенка. Это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, к новому отношению к самому себе и своей деятельности; новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками; новому положению в обществе.

Для успешного обучения в школе ребенок должен быть уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях, с достаточно развитой способностью взаимодействовать с другими детьми, развитой произвольностью и сформированной учебной мотивацией.

Цель исследования – определить педагогические условия формирования учебной мотивации у детей подготовительной группы.

Объект исследования – формирование учебной мотивации.

Предмет исследования – педагогические условия формирования учебной мотивации у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования учебной мотивации;

Провести работу с детьми подготовительной группы, направленную на формирование учебной мотивации, положительного отношения к школе.

Гипотеза: предполагается, что воспитание положительного отношения к школе и формирование учебной мотивации у детей будет наиболее эффективным  у первоклассников.

Методы исследования: анализ литературных источников, наблюдение, диагностика, моделирование.


1. Ребенок на пороге школы: формирование мотивации к учению и положительного отношения к школе.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально. Вот основные проблемы, с которыми ему приходится встретиться в школе:

- смена режима сна и питания;

- смена воздушного режима;

- увеличение времени, проводимого без активного движения, сидя за столом;

- смена стиля общения с взрослыми;

- необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании, еде, пользовании туалетом;

- необходимость организовывать свое рабочее место на парте.

- необходимость правильно реагировать на условные сигналы – звонок на урок и на перемену.

- коллектив из 25 – 30 незнакомых сверстников; необходимость установления контактов с ними;

- возможный неуспех в деятельности;

- увеличение объема интеллектуальной нагрузки.

Наступает период «адаптации» к школе, который занимает от 1 до 3 месяцев, а иногда – до полугода.

Адаптация – естественный процесс при смене ситуации развития.

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты».

Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

Таким образом, теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

2. Особенности формирования положительного отношения к школе  у детей  подготовительной группы

Работа по формированию положительного отношения к школе проводилась в ДОУ № 8 «Огонек» в период весеннего квартала (март, апрель, май).

Цель – сформировать положительное отношение к школе у детей подготовительной группы.

Воспитание положительного отношения к школе у детей будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:

Рассмотрим каждое из этих  важных условий, как мы их создавали.

1. Разнообразные формы и методы работы.

В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и учебная информация.

Поэтому лучше подготовить малыша к грядущим переменам в привычных условиях, постепенно шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям.

Большую помощь могут оказать сюжетно-ролевые игры, в частности, игра «В школу».

Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Для этого мы использовали:

1. Экскурсии (к зданию школы, затем в библиотеку, в спортивный зал, в класс, в столовую).- Приложение 1, Приложение 2.

2. Рассматривание картины «Школа» - Приложение 3

3. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов. – Приложение 4

4. Рисование на темы: «Здание школы», Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку», «Класс», «Мои впечатления от праздника «Прощание с букварем». Приложение 5.

5. Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.

6. Ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда. – Приложение 6.

7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них. Приложение 7..

8.Словесные и дидактические игры на школьную тематику.

Все вышеперечисленные формы и методы были включены в целостный педагогический процесс.

2. Создание предметно – развивающей среды:

- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «В школу»;

- Оформление альбома загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, о школьных принадлежностях, о знаниях, о книгах и т.д.

Работа по созданию предметно-развивающей среды проходила совместно с родителями и детьми. Наша задача состояла в том, чтобы своевременно ее изменять и обеспечивать доступность.

3. Важность проблемы воспитания положительного отношения к школе

4. Педагогическое просвещение родителей.

Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители. Для работы с родителями мы отобрали очень интересный и необходимый материал и старались разнообразить формы работы с родителями:

1. Устный журнал. Там рассматривались вопросы: (Приложение 8)

- «Ваш ребенок – будущий первоклассник»

- «Знания, умения и навыки, необходимые будущему первокласснику».

- «8 советов родителям будущих первоклассников».

2. Консультации на тему: (Приложение 9)

           - «Немного об игре».

3.Анкетирование родителей на тему «Как помочь учиться» Приложение 10

5. Семинар – практикум «Игры для подготовки к школе».

6. Рекомендации родителям будущих первоклассников-Приложение11

5.Осуществление связи дошкольного образовательного учреждения со школой в вопросах преемственности. (Приложение 12)

Проблемы подготовки детей к школе и осуществления преемственности между дошкольным учреждением и школой являются наиболее актуальными на современном этапе.

Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

Под преемственностью между детским садом и школой подразумевается система связей, обеспечивающих взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения единого непрерывного процесса образования на смежных этапах развития ребенка.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей между детским садом и школой является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем. Воспитатель и учитель 1 класса знакомятся с работой друг друга, с условиями, в которых будут находиться дети. Воспитатель помогает учителю узнать детей, их индивидуальные особенности, склонности, интересы.

План совместной работы предусматривает взаимное посещение школы и детского сада воспитателем и учителем с целью ознакомления с формами и методами работы, участия в педагогических советах, совместного проведения родительского собрания, взаимного консультирования, изучения программы воспитания в детском саду и программы 1 класса.


Заключение

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семи в подготовке детей к школе.

Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:

-формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

-формирование положительного эмоционального отношения к школе;

-формирование опыта учебной деятельности.

Оптимизация процесса формирования активного стремления и интереса детей к предстоящему школьному обучению достигается в результате соблюдения ряда педагогических условий:

1. Целостный подход к осуществлению воспитания у детей, интереса к школе,

2. Разнообразие форм деятельности, в которой происходит освоение детьми соответствующих впечатлений, чувств, умений и способов поведения.

3. Создание активной позиции каждому ребенку в воспитании интереса к школе.

4. Обеспечение понимания каждым ребенком роста своих достижений в перспективе будущего школьного обучения

5. Единство детского сада и семьи в воспитании интереса детей к предстоящему обучению в школе..

Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, рисунок школы будущего, рисунок «В какой школе я хочу учиться» и др.) и игра в школу.

В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства.

Список литературы

1.Безруких М.М.Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М.; Дрофа,2001.

2. Божович Л.И.Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. «Вопросы психологии». 1995. №2

3. Венгер Л.А., Венгер А.Л.Готов ли ваш ребенок к школе? М.,1989.

4. Виноградова Н.Ф.Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. «Начальная школа».2000. №1.

5.Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению: практическое пособие. М., 1996.

6. Журова Л.Е., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Дигностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе. Справочник руководителей и учителей начальной школы. Тула:Родничок,1999.

7. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.,1995.

8. Ляшко Т.В., Синицина Е.Н. Через игру к творчеству. Обнинск, 1994.

9. Особенности психического развития детей 6 – 7 – летнего возраста. Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера.  М., 1988.

10. Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. и др. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателей детского сада. М., 1993.

11. Сенсорное воспитание в детском саду. Под ред. Н.П.Сакулиной, Н.Н.Подъякова.М.,1999.

12. Степанова М.И. Что такое «школьная зрелость»? Справочник для родителей будущего первоклассника. Издательство АСТ, 1999.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ  №1.

КОНСПЕКТ

экскурсии к зданию школы подготовительной к школе группы

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Расширять представления о школе: здесь дети учатся читать, писать, узнают много интересного.
  2. Вызывать стремление как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе.
  3. Развивать у детей наблюдательность, внимание, умение слушать и слышать воспитателя.
  4. Воспитывать умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  1. Заранее продумать маршрут.
  2. Сообщить родителям о предстоящей экскурсии.
  3. Разработать конспект занятия.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ

школа

школьный двор

вход

крыльцо

спортплощадка

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Сегодня мы с вами пойдем на экскурсию. А куда? Ответ на этот вопрос вы найдете в загадке, которую я вам загадаю.

Там учат детишек

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать.

Буквы разные писать

Тонким перышком в тетрадь

Учат в …..

Правильно, молодцы! К зданию школы. Сегодня мы с вами заходить в школу не будем, только рассмотрим со стороны.

(Дать указания по поведению детей)

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

- Мы с вами пришли к зданию школы. Что такое школа?

(ответы)

- Чему учат в школе?

(ответы)

- Посмотрите на здание ,сколько этажей? Здание высокое?

(ответы)

- Да, оно двухэтажное. В школе учится много учеников. Дети, как вы думаете, кто построил школу? Люди каких профессий принимали участие в строительстве школы?

(ответы)

- Ребята, обратите внимание на крыльцо. Какое оно широкое, большое. Здесь вход в школу. Видите, дети торопятся на уроки. Опаздывать в школу нельзя.

- А как называется территория вокруг школы?

(ответы)

- Это школьный двор. Что можно увидеть на школьном дворе?

(ответы)

 Обратить внимание на чистоту и порядок.

            - А кто убирает школьный двор?

            - Дворник!

- Молодцы! А кто ему помогает?

(ответы)

Понаблюдать, как ученики складывают мусор  в мешки.

- Сейчас мы пройдем вокруг школы. Что мы видим?

- Спортплощадку!

- Да, во время перемены дети выходят поиграть, побегать, повеселиться на спортплощадку.

1II. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

- А теперь, дети, послушайте стихотворение.

«В школу»

                        П.Чайников

Осенняя погода,

Последний куст отцвел,

И сын промолвил гордо:

-Мне год седьмой пошел.

Пойду я скоро в школу,

За парту сяду я,

О трех медведях книга

Давно есть у меня.

Все буквы прочитаю,

Смогу писать, считать.

За прилежанье, знаю,

Меня похвалит мать.

- Какие у вас есть вопросы?


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

КОНСПЕКТ

экскурсии в школьную библиотеку

подготовительной к школе группы

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1. Познакомить детей с трудом библиотекаря.

Показать  значимость его труда.

2. Формировать любовь к книгам и бережное отношение к ним.

3. Углублять интерес к школе.

Воспитывать умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА:

  1. Сообщить родителям о предстоящей экскурсии.
  2. Заранее договориться с библиотекарем о времени экскурсии, получить разрешение директора школы на посещение библиотеки.
  3. Беседа о книге (рассказать о происхождении слова «библиотека»; что книга состоит из обложки, страниц, иллюстраций, переплета и что у каждой книги есть название и автор).
  4.  Работа в уголке книги.
  5. Разработка конспекта экскурсии.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:

библиотека, библиотекарь,

книги, полки, стеллажи,

читатель, формуляр,

бережно, аккуратно.

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

- Ребята, помните, мы недавно ходили с вами на экскурсию  к зданию школы, но в школу мы не заходили.

Сегодня мы тоже пойдем на экскурсию, но уже внутрь школы, в школьную библиотеку.

- Кто знает, что такое библиотека?

(Там много книг, там хранятся книги.)

- Да, библиотека – это хранилище книг. Мы сегодня убедимся в этом.

(Дать указания по поведению детей в школе и библиотеке:

Не шуметь, говорить тихим голосом, вопросы задавать по одному и т.д.)

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Ребята, мы с вами пришли в школьную библиотеку. Здесь красиво, чисто, уютно, много книг.

Познакомьтесь, это библиотекарь.

(Дети знакомятся с библиотекарем, подходят к стеллажам с книгами, рассматривают их).

- Ребята, обратите внимание на книжные полки. Они называются «стеллажами»

- Что стоит на полках?

(Книги).

- Обратите внимание, как аккуратно они расставлены на полках, все стоят ровными рядами. У всех книг аккуратный вид. Почему?

 (С ними аккуратно обращаются).

- Как надо относиться к книгам?

(Бережно).

- Как нужно беречь книги?

(Не загибать уголки, не рвать, не бросать, не пачкать, не черкать и не рисовать на них).

- Для чего нужны книги?

 (Чтобы читать их.  Чтобы стать грамотными.  Чтобы узнать много интересного, нового).

- Еще раз скажите, ребята, что такое библиотека?

(Хранилище книг).

-Как называются люди, которые берут в библиотеке книги?

(Читатели).

-расскажите нам про свою работу.

-Я выдаю книги. Я постоянно общаюсь с читателями, отвечаю на их вопросы, советую, какую книгу прочесть. Ведь книга помогает юному читателю «выстраивать жизнь». Я рассказываю читателям о детских писателях, их новых книгах, знакомлю с последними номерами журналов для детей.

Время от времени я устраиваю красочные книжные выставки, посвященные юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками.

Весной устраиваю самый большой праздник детской книги – «Книжкина неделя».

- Какими качествами должен обладать библиотекарь?

Общительность, знание литературных произведений, их авторов.

Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателям.

- Так в чем же, ребята, заключается работа библиотекаря?

 (Помочь читателю выбрать книгу, записать ее на карточку – формуляр. Библиотекарь объясняет, на какое  время дается книга, как нужно обращаться с ней).

- Ребята, давайте мы с вами тоже возьмем интересную книгу и почитаем ее в группе.

(Библиотекарь показывает интересные книги, предлагает взять одну из них в группу. Дети рассматривают книги, благодарят библиотекаря за рассказ).

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

- А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки.Будьте внимательны!

1. Без языка, без голоса, а все расскажет. (книга)

2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает. (книга)

3. Кто говорит молча?(книга)

 4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней.(книга)

5.Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,

Помогаем детям мы стать разумными людьми.

Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас.(книги)

-Молодцы! Все эти загадки были о книгах.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

КОНСПЕКТ

занятия по развитию речи

в подготовительной к школе группе

на тему:

«Рассматривание картины «Школа»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Продолжать учить детей рассматривать картины. Формировать умение замечать в ней самое главное, правильно понимать содержание картины.

2. Продолжать   развивать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Упражнять детей в согласовании числительных с  существительными в родительном падеже.

3.Развивать внимание, наблюдательность, память.

Воспитывать желание учиться в школе.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА:

  1. Экскурсия к зданию школы.
  2. Чтение стихотворений о школе.
  3. Разучивание физкультминуток про школу.
  4. Беседа о школе по впечатлениям, полученным детьми во время экскурсии.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:

Школа, ученики,

трехэтажное здание,

здание высокое,

крыльцо широкое,

вход – просторный, огромный,

перемена.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ

Картина «Школа»

1 часть.

- Помните, на прошлой неделе мы ходили на экскурсию?

Куда? Кто скажет?К школе).

Правильно! Что мы там видели?

- Вы были наблюдательны. А сейчас посмотрите, пожалуйста, на эту картину внимательно.(Дать время на рассматривание).

- Что вы видите на этой картине?(Здание школы, школьный двор, спортивную площадку и т.д.)

- Что вы можете сказать о здании школы?

- Кто еще изображен на картине?

- Что делают дети, изображенные на переднем плане?(Они собирают  урожай яблок. Мальчик снимает яблоки, а девочка  поддерживает лестницу).

- Куда дети относят яблоки, как вы думаете? И для чего?

- Что еще вы можете сказать об учениках в спортивной форме?

(Мальчики играют в волейбол. А девочки рядом прыгают через скакалку. Три девочки наблюдают за ними.)

 Молодцы!

 Что вы можете сказать о детях, изображенных в левом верхнем углу?(Дети прыгают в длину с разбега).

- Кто за ними наблюдает?(Это учитель физкультуры).

- Как вы думаете, где находятся все эти дети?(На спортивной площадке,на школьном дворе.)

- Правильно, школьный двор очень просторный, огромный. Здесь  расположены и спортплощадка,  и школьный сад, и школьный цветник.)

- О чем вы еще хотели бы спросить? Посмотрите внимательно на картину! (Про крыльцо. Какое оно?)

- Молодцы! Что вы можете сказать про вход в школу?

- И еще, ребята, скажите, какое время года изображено на картине? Как вы думаете?

(Осень)

- По каким признакам вы догадались, что это осень?

- Молодцы! Вот и вы на следующий год осенью пойдете

В школу в первый класс. Вы там научитесь писать, читать, узнаете много интересного.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

ДА!

И поэтому все встали,

дружно все в кружочек встали.

Вверх ладошки

Хлоп – хлоп!

По коленкам

Шлеп – шлеп!

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной,

Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

И крест – накрест руки сложим!

Раз – два!

Топ – топ – топ!

Три – четыре!

Хлоп – хлоп – хлоп!

Пять – шесть!

Фыр – фыр – фыр!

Семь – восемь!

Ха – ха – ха!

(После физкультминутки дети садятся).

II часть.

Послушайте, ребята, мой рассказ.

На этой картине изображены школа и школьный двор. Здание школы высокое, трехэтажное. Крыльцо школы  большое, широкое. Здесь просторный вход в школу. На школьном дворе очень много учеников. Одни дети занимаются спортом – прыгают в длину, через скакалку, играют в волейбол. Другие дети помогают убирать урожай яблок. На школьном дворе очень чисто. Дворнику помогают ученики, сами же ученики ухаживают и за цветником. Как интересно дети проводят время!

- И последний вопрос, ребята.  Как бы вы назвали эту картину?(Школьный двор.)

Спортивная площадка.Школа.)

- Правильно. Художник тоже назвал эту картину «Школа».

III часть.

- А сейчас мы с вами поиграем. Будьте внимательны!

Дидактическая игра «Чего не стало».


ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

СТИХИ О ШКОЛЕ, УЧИТЕЛЯХ И ШКОЛЬНЫХ

ПРИНАДЛЕЖНОСТЯХ.

ШКОЛА.

Стоит веселый светлый дом,

Ребят проворных много в нем.

Там пишут и читают,

Рисуют и считают.

Все я знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо правилам учиться.

Эти правила просты –

Быстро их запомнишь ты.

Отдыхать или работать –

Надо делать все с охотой:

Песни петь, смеяться, прыгать

И читать учиться книгу,

Помогать по дому маме,

Получать от жизни знания.

РУЧКА.

Я совсем не белоручка –

Ученическая ручка.

Стану буквы я писать –

Получу за это «пять»!

Буду буквы я писать

Простые и заглавные,

Значит, все должны признать:

В ранце Ручка – главная!

БУКВАРЬ.

Я старый – старенький букварь,

И я не в первый раз

С мальчишками, девчонками

Отправлюсь в первый класс.

Прошу поверить мне, друзья:

Напрасны споры Ваши!

Мы все важны, мы все нужны

Для наших первоклашек.

Нам в этом ранце вместе жить,

Давайте же, друзья, дружить!  

КАРАНДАШ.

Я главней всех, Карандаш!

Я – малютка – карандашик,

Исписал я сто бумажек!  

Когда ты мне работу дашь,

Все нарисует карандаш!

ПАЛОЧКИ.

Мы не простые палочки –

Мы палочки – считалочки,

Надоело нам молчать,

Нам не терпится считать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Подметает и вздыхает.

Начинаю жить по плану.

Завтра я послушным стану,

Послезавтра так и быть,

Перестану я грубить.

Хорошо себя вести

На уроках буду.

И в квартире пол мести

Тоже не забуду…

Все я сделал честь по чести:

План висит на видном месте.

Пункты бабушка читает…

                                       В.Орлов

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 5

КОНСПЕКТ

занятия по рисованию в подготовительной к школе группе

на тему:

«Здание школы»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1. Продолжать учить рисовать большое здание, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон на основе впечатлений.

2. Продолжать развивать у детей интерес, расширять представления о школе. Совершенствовать умение изображать предметы по памяти. Развивать художественное восприятие, мышление, память, воображение.

3.Воспитывать самостоятельность.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА:

  1. Экскурсия к зданию школы.
  2. Рассматривание картины «Школа».
  3. Рассматривание иллюстраций на тему: «Скоро в школу».
  4. Наблюдение на прогулках с воспитателями, с родителями;

рассматривание домов, различных зданий.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

Простой графитный карандаш,

цветные карандаши,

листы бумаги.

I часть.

- Ребята, на прошлой неделе мы ходили на экскурсию к школе.

Давайте вспомним еще раз, что мы там видели.

Расскажите мне о здании школы. Какое оно?

(Спросить детей о форме здания, расположении в пространстве. Уточнить расположение частей – окон, дверей,  входа в здание, крыльца, крыши).

II часть.

        Сегодня мы будем рисовать то, что больше всего вам запомнилось во время экскурсии. Мы будем рисовать здание школы, с большим количеством прямоугольных окон, с широким крыльцом и входом в школу, здание школы со школьным двором.

        Перед вами альбомные листы, цветные карандаши. Постарайтесь, чтобы ваши рисунки были выразительными, яркими, красочными, на весь альбомный лист.

(Дети садятся за столы. Напомнить приемы рисования простым карандашом – не нажимая сильно, легонько для выделения контуров здания, окон; и приемы закрашивания, по-разному нажимая на карандаш с целью получения оттенков, цветов.)

 Физкультминутка

 (в середине занятия)

«Мы сегодня рисовали»

Мы старались, рисовали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Затем пальчики сожмем, -

Снова рисовать начнем.

Наши пальчики встряхнем –

Сядем и рисовать опять начнем.

        В конце занятия рассмотреть все рисунки на ковре, предложить детям выбрать самый красивый рисунок. Почему этот рисунок самый лучший? (в рисунке все линии ровные, использованы все оттенки цветов, выполнен рисунок очень аккуратно.)

        Вы все постарались, молодцы!


ПРИЛОЖЕНИЕ № 6.

ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

О КНИГАХ, УЧЕНИИ И ТРУДЕ.

Азбука – к мудрости ступенька.

Без терпения нет умения.

Век живи – век учись.

Грамоте учиться – вперед пригодится.

Знание лучше богатства.

Кулаком победишь одного, а умом – тысячи.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Не сиди сложа руки, не будет скуки.

Знай больше, а говори меньше.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Тот, кто учен, от тысячи бед защищен.

Дорога та сила, которая уму послужила.

Ученье – путь к уменью.

Глупый осудит – умный рассудит.

Умелые руки не знают скуки.

Умный себя винит, глупый – своего товарища.

Нет скуки, коль заняты руки.

Без муки нет науки.

Умел ошибаться – умей и поправляться.

Не учись разрушать, а учись строить.

Хорошо того учить, кто хочет все знать.

К большому терпению приходит и умение.

Ученику удача – учителю радость.

Сила ломит все, а ум – силу.

Без труда нет плода.

По одежке встречают, по уму провожают.

Повторение – мать учения.

Сам не научишься – никто не научит.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

ЗАГАДКИ  О  ШКОЛЕ  И

ШКОЛЬНЫХ  ПРИНАДЛЕЖНОСТЯХ.

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу построить я:

Башню, дом и самолет

И большущий пароход!

                           (карандаш)

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш.

                           (резинка)

Сговорились две дуги

Делать дуги и круги.

                            (циркуль)

Маленький Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом ткнет,

Там черту проведет.

                           (карандаш)

Два конца, два кольца,

А посередине – гвоздик.

                          (ножницы)

У меня живут в темнице

Неразлучные сестрицы.

Если я пишу, читаю,

Их на службу призываю.

                          (очки)

Где живут АБВГД?

Тут живут АБВГД.

Видишь, дома сидят,

Из окошек глядят.

                         (азбука большого формата)

Прилетели галки в поле

И уселись на снегу…

Стану я учиться в школе –

Разобраться в них смогу

                           (буквы)

Тридцать три родных сестрички –

Писаных красавицы.

На одной живут страничке

А повсюду славятся.

                          (буквы)

В коридоре топот ног,

То зовет всех в класс…

                           (звонок)

Я черный, красный, желтый, синий,

С начинкой твердой в древесине,

Я с острым ножиком дружу

И, что хочу, изображу.

                            (карандаш)

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно,…

                           ( карандаш)

Веселятся Оля, Лена.

Это значит –

                           (перемена)

Портфель у меня

Не велик и не мал

Лежат в нем задачник,

Букварь и …..

                         (пенал)

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым.

                           (кисточки и краски)

В черном поле заяц белый

ПРИЛОЖЕНИЕ №8

Восемь советов

родителям будущих первоклассников

1. Самое главное - поговорить с учительницей. Она должна стать «второй мамой», создать комфортную для учебы среду.

2.  Поговорить с родителями о том, что они думают об этом учебном заведении.

3.  Школа должна быть рядом с домом.

4. Зайдите на сайт школы и внимательно его изучите.

5. Новое школьное здание необязательно означает хорошую школу.

6.  Выбирая школу для гиперактивного или, наоборот, медлительного ребенка, нужно прежде всего выбирать учительницу. Она должна быть спокойной и уравновешенной.

7.  Домашнего ребенка, который не привык работать в коллективе, лучше отдавать в частную школу, где маленькие классы и учитель сможет уделить ему особое внимание.

8.  Болезненного ребенка лучше не отдавать в гимназию или языковую школу: процесс приготовления уроков превратится в каторгу.


Какими знаниями, умениями и навыками

должен обладать ребенок при поступлении в школу?

Главный приоритет в вопросе образования ребенка на этапе его подготовки в школе, как и всего периода дошкольного детства, должен принадлежать общему развитию ребенка. Именно оно обеспечивает дальнейшую успешность обучения ребенка к школе. Это означает, что педагоги дошкольных образовательных учреждений и родители, дети которых идут и школу, должны заботиться, прежде всего, о том, чтобы у них были сформированы те общие способности и те качества личности, которые необходимы ребенку для осуществления принципиально новой для него деятельности - учебной.

Среди главных составляющих понятия «готовность к школе» - развитее любознательности и познавательной активности ребенка, умения самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи.

Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования. Главное в дошкольном обучении - развитие потенциальной способности узнавать новое, поэтому па этапе дошкольного детства знании, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство умственного развития. Их объем не должен превышать возрастных возможностей детей и дублировать школьные учебные программы.

Важнейшими показателями уровня подготовки ребенка к школе являются хорошо развитые речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление: умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка, сравнивать предметы, находить различия и сходство. выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие выводы и обобщения и др.

Помимо перечисленного, для осуществления успешной учебной деятельности в первом классе необходимо, чтобы у ребенка были развиты волевые качества личности. Чтобы он в доступных для его возраста пределах управлял своим поведением, умел направлять свои усилия на решение учебных  задач, был организованным, понимал и выполнял правила, которые будут предъявляться ему учителем.                                              

Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими людьми, был доброжелательным с другими детьми, взрослыми,  в том числе педагогами, и т.п.                            

Важно также, чтобы ребенок умел управлять своим телом, хорошо двигался и ориентировался в  пространстве, чтобы у него была развита мелкая моторика рук, а также были скоординированы движения руки и глаза.

Необходимо отметить также, что недопустимы проверки умения читать и писать при приеме ребенка в первый класс, которые ориентируют родителей и воспитателей детских садов на совершенно неверный путь подготовки ребенка к школе. Научить ребенка читать и писать - задача начальной школы.


ПРИЛОЖЕНИЕ №9

НЕМНОГО ОБ ИГРЕ

Общаясь с родителями своих воспитанников, часто слышишь такие высказывания: "Детям скоро идти в первый класс, а вы все играете. Это несерьезно. Мы будем ходить на курсы подготовки к школе".

И вот вечером сын шести с половиной лет прячется от мамы в шкафу и кричит оттуда: "Не хочу в школу! Хочу играть!"

Через месяц мальчик уже не кричит, а тихо, беспомощно плачет.

Для многих родителей детская игра - пустое времяпровождение. Ребенка хвалят за написанную букву, за прочитанное слово и почти никогда - за игру.

Как объяснить взрослым, что игровая деятельность - основа психического развития дошкольника? В игре ребенок познает окружающий мир, развивается его мышление, речь, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.

В игре формируется произвольность поведения. Посмотрите, как ребенок играет: подчиняется ли он правилам или своим желаниям, считается ли он с мнением других, адекватно ли реагирует на неудачу, и вы поймете, готов ли он к школе.  

Коллективная деятельность в классе предполагает общение с другими детьми, с учителем. Поэтому так важно, чтобы дошкольники умели распределять и разыгрывать роли, умели договариваться. Многие проницательные родители приводят в детский сад перед школой своего развитого не по годам ребенка, чтобы он научился быть членом детского коллектива, умел общаться с взрослыми.

Игра помогает сформировать у детей положительное отношение к школе, расширяет их представления об учебной деятельности. Интересно, что играя в школу, дети младшего возраста берут на себя роль учителя, старшие же дошкольники предпочитают роль ученика, так как эта роль им кажется особенно значимой.

Практика показала: "недоигравшие" дети приходят в школу с низким уровнем развития воображения, у них часто возникают не только учебные, но и психологические проблемы.

Так давайте дадим детям возможность "доиграть", чтобы учеба в школе стала успешной и принесла им радость.

История от Даши С., 6 лет 3 месяца. Посещает подготовительную к школе группу, занятия по подготовке к школе, музыкальную школу и дополнительные занятия по рисованию в детском саду. Все занятия посещает охотно... на первый взгляд.

- Жил-был мальчик Степа. Было ему всего полтора годика. Он еще не ходил, только ползал, в штанишки писал и говорить умел только три слова: мама, папа и киса. Он даже играть еще не умел ни во что; его только старшая сестра немного научила. Но он был большой и толстый, и родители решили его в школу отдать, чтоб Степа учился и пятерки получал, а они им бы гордились. А сначала отдали его на курсы, на пятидневку! Учительница там строгая-престрогая. Она спрашивает Степу: "Сколько будет сто плюс двести?" Степа не знает, что сказать, и плачет, плачет... Очень громко! Учительница позвонила родителям домой и говорит: "Заберите вашего мальчика. Он противно плачет и ничего не знает!" Родители рассердились, Степку отругали, телевизор смотреть ему не разрешили и на другие курсы потащили, потому что ведь в школу все равно идти придется. Даже если Степа не захочет, его на коляске отвезут. И даже если заболеет, скажут: "Это ты нарочно кашляешь, чтобы в школу не ходить".

- Даша, ну и что же Степе делать? Как ему быть?

-  Ему, наверное, придется спрятаться где-нибудь и там сидеть и ждать, когда он вырастет. Тогда он сможет сам на работу ходить. И дом он купит далеко-далеко от школы.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 10

АНКЕТА

для родителей

Уважаемые мамы и папы!

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы нашей анкеты

на  тему:

«КАК ПОМОЧЬ УЧИТЬСЯ».

  1. Чему Вы больше отдаете предпочтение: обучению чтению, счету или общему развитию памяти, внимания, любознательности? Почему?
  2. Каким Вы желали бы видеть Вашего ребенка на пороге школы?
  3. С радостью ли пойдет Ваш ребенок в  школу?
  4. Готов ли, по Вашему мнению, Ваш ребенок к школе?
  5. Что Вас больше всего беспокоит по вопросу подготовки ребенка к школе?
  6. Как часто он задает Вам вопросы? Какие?
  7. Отражает ли он впечатления в разных видах деятельности?  Приведите примеры.
  8. Чем интересуется Ваш ребенок больше всего?
  9. Трудно ли Вам удается воспитать в ребенке умение управлять собой? Почему?
  10. Какие знания, умения, навыки Ваш ребенок должен приобрести в детском саду, чтобы ему было легче учиться?
  11. Готовите ли Вы ребенка к обучению в школе? Как готовите?


ПРИЛОЖЕНИЕ № 11

Рекомендации родителям

будущих первоклассников

•  Испытывать уважение к ребенку как к личности.

•  Сохранять доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.

•  Развивать и поддерживать интерес ребенка к обучению.

•  Убеждать ребенка соблюдать правила поддержания здоровья, развивать необходимые для этого навыки.

•  Поощрять успехи ("Ты сможешь, ты способен"), не акцентировать внимание на неудачах при обучении.

• Не требовать любой ценой только высоких результатов и оценок.

•  Объяснять, как важно получать новые знания и развивать свои способности.

•   Не наказывать ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещать гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе).

• Строго придерживаться режима дня.

•  Перенести на субботу просмотр телевизионных передач, компьютерные игры (с целью ограничения  времени  пребывания  в статичной позе).

•  Совершать в выходные дни семейные прогулки на свежем воздухе, выезды на природу, по возможности организовать посещение бассейна.

•  Во время выполнения домашнего задания  (не более 90 минут)  проводить физкультминутки, следить за осанкой ребенка.

•   Для  мобилизации  внимания  ребенка напоминать правило "Успеваек":

"Делай все скорее сам, не смотри по сторонам,

Делом занимайся, а не отвлекайся!"

• Два раза в неделю выполнять с ребенком комплекс из семи упражнений для укрепления мышц спины, плечевого пояса и живота (с целью сохранения правильной осанки).

•  Вместе с ребенком как можно чаще делать "пальчиковую" гимнастику, используя песенки для улучшения вентиляции легких и поддержания хорошего настроения.

•  Проводить релаксационную гимнастику с использованием аудиозаписи звуков природы (лежа на спине в расслабленном состоянии с закрытыми глазами, в течение 10 минут).

• Следить, чтобы после школы ребенок гулял на свежем воздухе 30-60 минут.

•   Обеспечить отход ребенка ко сну не позже 21.00.

•  За 10 минут до отхода ребенка ко сну проветрить комнату. По возможности провести аэроионизацию помещения с помощью лампы Чижевского в течение 15-20 минут.

•  Перед сном предложить ребенку принять ванну с водой комфортной температуры, при этом следить за тем, чтобы он закрыл глаза и лежал не двигаясь.

•  Для снятия возбуждения перед сном можно использовать аромалампу с маслом лаванды (2-3 капли).

•  Посидеть на кровати рядом с ребенком; мягко, плавно погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что завтра все будет хорошо, все у него получится, что он очень умный и добрый.

• Следить, чтобы пробуждение ребенка было плавным (он должен полежать в кровати не менее 10 минут; ставить будильник у изголовья детской кровати противопоказано).

•  Проводить с ребенком водные гигиенические процедуры, а после проветривания комнаты - утреннюю гимнастику под музыку.

•  Перед завтраком дать ребенку выпить стакан фруктового или овощного сока.

•  Использовать при приготовлении блюд продукты, богатые минералами и микроэлементами, белками, легкими углеводами, витаминами.

•  В период риска заболевания ОРВИ давать в виде добавки к супам чеснок и зеленый лук.

•  Обеспечить ребенка одеждой из натуральных волокон, чтобы она способствовала полноценному  кожному дыханию  и   правильному теплообмену.

•   Нужно убедительно  сказать  ребенку, что после физкультуры необходимо снять спортивную майку и надеть сухую сменную.

• Предупредить ребенка, что сразу после физкультуры нельзя пить холодную воду (если очень хочется пить, взять в столовой теплый сладкий чай с лимоном).


ПРИЛОЖЕНИЕ №12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ И ДЕТЬМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ОДУВАНЧИК» НА 2011 – 2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ И ДЕТЬМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...

Рабочая учебная программа для детей подготовительной группы. По образовательной области «Художественное творчество»

Рабочая программа включает следующее содержание:1. Пояснительная записка;2. Мониторинг образовательного процесса;3. Вариативная часть программы составленной на основе региональной программы дошкольног...

Психолого - педагогический проект "Формирование школьной мотивации у детей подготовительной к школе группы посредством сказкотерапии"

Психолого - педагогический проект будет интересен педагогам - психологам ДОУ, а также воспитателям подготовительных к школе групп....

Доклад "Формирование учебной мотивации у детей старшего дошкольного возраста"

Доклад"Формирование учебной мотивации у детей старшего дошкольного возраста"Фёдорова Татьяна Сергеевна,воспитатель МДОУ «Детский сад №70» г.о. Саранска...

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2023-2024 учебный год для детей подготовительной группы (6-7 лет). от 1 сентября 2023 год

Образовательная программа дошкольного образования – стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.Программ...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения на 2023 – 2024 учебный год для детей подготовительной группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательнообразовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет). Данная Рабочая программа сформирована на основе ...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения на 2023 – 2024 учебный год для детей подготовительной группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет

Целью рабочей программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского нар...