Доклад "Формирование учебной мотивации у детей старшего дошкольного возраста"
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Федорова Татьяна Сергеевна

Доклад

"Формирование учебной мотивации у детей старшего дошкольного возраста"

Фёдорова Татьяна Сергеевна,

воспитатель МДОУ «Детский сад №70» г.о. Саранска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование учебной мотивации у детей старшего дошкольного возраста Фёдорова Татьяна Сергеевна, в оспитатель МДОУ «Детский сад №70»

Слайд 2

Мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности (А.Н. Леонтьев).

Слайд 3

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.

Слайд 4

Математика ум в порядок приводит.

Слайд 5

Показатели выраженности познавательной мотивации: 1 . эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»); 2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца); 3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности ).

Слайд 6

Кто в домике живёт у цифры «6»?

Слайд 7

Сущность понятия "мотивация", "познавательная мотивация" Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация ребенка - это его деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация "хочу учиться хорошо", надо, чтобы каждый говорил себе: "Я смогу! Я добьюсь!"

Слайд 8

Пусть бежит себе в волнах На раздутых парусах.

Слайд 9

Формирование мотивации - это не "перекладывание" педагогом в голову ребенка готовых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их ребенком и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.

Слайд 10

Быть конструктором хочу!

Слайд 11

Под мотивом , который побуждает ребенка учиться, подразумевается не один, а ряд мотивов различного свойства, которые можно разбить на следующие группы: учебно-познавательные (интерес к учению, стремление к получению знаний, познавательная потребность, любознательность); непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием); перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга).

Слайд 12

Где же тут продукты, овощи и фрукты?

Слайд 13

Для стимулирования познавательной активности детей и формирования мотивации учения могут использоваться следующие формы работы : дидактические игры и упражнения; личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании; внеклассные мероприятия; использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т.д.); интеграция обучения (проведение интегрированных занятий )

Слайд 14

Мы фигуры разбирали и по цвету отыскали

Слайд 15

Существенным для исследования структуры мотивации является выделение Б.И. Додоновым ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, "мотивирующей" силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность .

Слайд 16

А как же там у друга…

Слайд 17

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых , она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями ребенка (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими детьми); в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ребенку, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета.

Слайд 18

Одна голова хорошо, а две лучше!

Слайд 19

Для формирования учебной мотивации разработан метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций . В разработке этого метода нужно выделить следующие моменты: специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности; « появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности; перенесение акцентов на поисковую деятельность; свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности; общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля; введение значимой для детей мотивационной деятельности .

Слайд 20

Отыскать ответ не просто! Числа нужно сосчитать. И конечно нужно знать, Где прибавить, где отнять.

Слайд 21

Таким образом, можно выделить основные приёмы и методы развития учебной мотивации дошкольников : а ) использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности; б) создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности; в) моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей; г) широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций.

Слайд 22

Быть художником хочу, пусть меня научат!

Слайд 23

Заключение Ребёнок по своей натуре любознателен. Его интересует всё новое, неизданное . Открытия у него каждый день. Именно поэтому очень важно любознательность ребёнка сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребёнка должен рождать в нём добрые чувства, быть повёрнутым в полезное русло.

Слайд 24

Лягушонок прыгал, прыгал И отрезок вдруг напрыгал , Числа расставил, И решать заставил.

Слайд 25

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». ( В.А.Сухомлинский )

Слайд 26

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ребёнка нет желания учиться (В.А . Сухомлинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей и повышение познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проблемных ситуаций

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную само...

"Формирование познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством экскурсионной деятельности"

Статья отражает практический материал организации экскурсионной деятельности в группе компенсирующей направленности....

Формирование познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством экскурсионной деятельности.

Если ребёнок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре образовательной деятельности....

«Формирование мотивации к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях средствами активных методов обучения»

Разработан и апробирован активный метод обучения  «Гора успеха», которая дополняет традиционную систему работы с детьми по формированию положительной мотивации....

Роль педагога-психолога в развитии и повышении мотивации у детей старшего дошкольного возраста при изучении русского языка

Язык — это история народа.Язык — это путь цивилизации и культуры…Поэтому-то изучение и сбережение русского языка являетсяне праздным занятием от нечего делать, но насущной нео...