Доклад "Формирование учебной мотивации у детей старшего дошкольного возраста"
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Доклад
"Формирование учебной мотивации у детей старшего дошкольного возраста"
Фёдорова Татьяна Сергеевна,
воспитатель МДОУ «Детский сад №70» г.о. Саранска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti.pptx | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности (А.Н. Леонтьев).
Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.
Математика ум в порядок приводит.
Показатели выраженности познавательной мотивации: 1 . эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»); 2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца); 3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности ).
Кто в домике живёт у цифры «6»?
Сущность понятия "мотивация", "познавательная мотивация" Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация ребенка - это его деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация "хочу учиться хорошо", надо, чтобы каждый говорил себе: "Я смогу! Я добьюсь!"
Пусть бежит себе в волнах На раздутых парусах.
Формирование мотивации - это не "перекладывание" педагогом в голову ребенка готовых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их ребенком и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.
Быть конструктором хочу!
Под мотивом , который побуждает ребенка учиться, подразумевается не один, а ряд мотивов различного свойства, которые можно разбить на следующие группы: учебно-познавательные (интерес к учению, стремление к получению знаний, познавательная потребность, любознательность); непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием); перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга).
Где же тут продукты, овощи и фрукты?
Для стимулирования познавательной активности детей и формирования мотивации учения могут использоваться следующие формы работы : дидактические игры и упражнения; личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании; внеклассные мероприятия; использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т.д.); интеграция обучения (проведение интегрированных занятий )
Мы фигуры разбирали и по цвету отыскали
Существенным для исследования структуры мотивации является выделение Б.И. Додоновым ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, "мотивирующей" силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность .
А как же там у друга…
Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых , она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями ребенка (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими детьми); в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ребенку, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета.
Одна голова хорошо, а две лучше!
Для формирования учебной мотивации разработан метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций . В разработке этого метода нужно выделить следующие моменты: специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности; « появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности; перенесение акцентов на поисковую деятельность; свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности; общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля; введение значимой для детей мотивационной деятельности .
Отыскать ответ не просто! Числа нужно сосчитать. И конечно нужно знать, Где прибавить, где отнять.
Таким образом, можно выделить основные приёмы и методы развития учебной мотивации дошкольников : а ) использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности; б) создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности; в) моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей; г) широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций.
Быть художником хочу, пусть меня научат!
Заключение Ребёнок по своей натуре любознателен. Его интересует всё новое, неизданное . Открытия у него каждый день. Именно поэтому очень важно любознательность ребёнка сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребёнка должен рождать в нём добрые чувства, быть повёрнутым в полезное русло.
Лягушонок прыгал, прыгал И отрезок вдруг напрыгал , Числа расставил, И решать заставил.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». ( В.А.Сухомлинский )
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ребёнка нет желания учиться (В.А . Сухомлинский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивации к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях средствами активных методов обучения
Описание опыта работы...
Развитие интеллектуальных способностей и повышение познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проблемных ситуаций
Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную само...
"Формирование познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством экскурсионной деятельности"
Статья отражает практический материал организации экскурсионной деятельности в группе компенсирующей направленности....
Формирование познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством экскурсионной деятельности.
Если ребёнок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре образовательной деятельности....
«Формирование мотивации к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях средствами активных методов обучения»
Разработан и апробирован активный метод обучения «Гора успеха», которая дополняет традиционную систему работы с детьми по формированию положительной мотивации....
Роль педагога-психолога в развитии и повышении мотивации у детей старшего дошкольного возраста при изучении русского языка
Язык — это история народа.Язык — это путь цивилизации и культуры…Поэтому-то изучение и сбережение русского языка являетсяне праздным занятием от нечего делать, но насущной нео...