КОМПЕНСИРУЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НОДА, ИМЕЮЩИМИ ВТОРИЧНЫЙ ДИАГНОЗ: ФФНР, ФНР
статья по теме
Совместная статья музыкального руководителя и логопеда ДОУ об использовании музыкальных коррекционно-развивающих игр и упражнений, с помощью которых мы можем корректировать нарушения в речевом и двигательном плане.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompensiruyushchaya_napravlennost_muzykalnykh_igr_i_uprazhneniy_v_rabote_s_detmi_s_noda.docx | 20.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОМПЕНСИРУЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НОДА, ИМЕЮЩИМИ ВТОРИЧНЫЙ ДИАГНОЗ: ФФНР, ФНР
И.А.Евсеева - музыкальный руководитель МБУ д/с №5
Т.В.Кувшинова - логопед МБУ д/с №5 г.о. Тольятти
Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В нашем детском саду, воспитываются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые имеют вторичный диагноз ФНР и ФФНР. Диагностическое обследование в 2011-2012 учебном году показало, что в пять лет из 33 детей с НОДА 32 ребёнка имеют различные нарушения речи и только один ребёнок с нормой. Поэтому, педагоги ДОУ должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии.
Педагог-музыкант Карл Орф считал, что музыка, движение и речь представляют собой единое целое для ребёнка. Движения под музыку развивают музыкальный слух, двигательные способности, и психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному, психофизическому и речевому развитию детей. Движения под музыку, которые сопровождаются речью, имеют неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют мозг и подвижность нервных процессов.
Основными задачами совместной деятельности логопеда и музыкального руководителя являются:
- преодоление двигательных и речевых нарушений;
- развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- развитие речевого и слухового внимания;
- формирование двигательных навыков и умений;
- понятие о пространственной организации тела;
В своей работе с детьми мы используем музыкальные коррекционно-развивающие игры и упражнения, способствующие повышению уровня музыкального развития детей, позволяющие вызвать интерес у детей к занятиям, создать у них положительное эмоциональное отношение к музыкальной деятельности, в процессе которой мы можем корректировать нарушения в речевом и двигательном плане. Ребенку, у которого задержка развития двигательных умений и навыков, слабость связочно-мышечного аппарата, нарушения речи, такие игры и упражнения помогают научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с движениями других детей, ориентироваться в пространстве. Они способствуют развитию у малышей тонкой и общей моторики, просодической стороны речи, её координации с движением, позволяют добиваться выразительности, будят в ребятах творческое воображение. При этом система игр выстраивается «от простого к сложному», где учитываются все необходимые двигательные и речевые навыки детей.
Музыкальные игры и упражнения, используемые в работе с детьми на музыкальных занятиях:
- упражнения на развитие дыхания;
- пальчиковые игры;
- музыкально-речевые игры;
- музыкально-ритмические игры;
- игры с использованием детских музыкальных инструментов;
- музыкально-коммуникативные игры.
Дыхательные упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, продолжительного речевого выдоха, тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем, используются и на музыкальных и на логопедических занятиях. Пение, с предшествующей ему дыхательной гимнастикой, оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- положительно влияет на обменные процессы;
- способствует восстановлению центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
В результате проведения на занятиях дыхательных упражнений повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
Известно, что существует прямая связь между движением рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, которые поступают от пальцев рук. Помимо этого, на ладонях человека находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры. Они позволяют в игровой форме массировать пальцы и ладошки, тем самым благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Пальчиковые игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием.
Музыкально-речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Они позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Некоторые музыкально-речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях сопровождаются движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками) с целью развития у детей речедвигательной координации, коррекции звукопроизношения, артикуляции, автоматизации произношения звуков. Использование таких игр на музыкальных занятиях, на занятиях с логопедом эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Музыкально-ритмические игры предлагается использовать как наиболее адекватную форму коррекции двигательной недостаточности, которая выражается в бедности вспомогательных, мимических и пластических движений у детей. Игры направлены на формирование у детей умения владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки и речи. Освоение музыкально-ритмической деятельности способствуют развитию чувства ритма, навыков выполнения музыкально-ритмических движений, развитию и коррекции мелкой моторики рук.
Многие педагоги-музыканты, например Н.А.Метлов и Л.И. Михайлова, большое внимание уделяли обучению детей игре на детских музыкальных инструментах, понимая значимость этого вида музыкальной деятельности. Игры с использованием детских музыкальных инструментов несут в себе значительную коррекционную нагрузку комплексного характера:
- развивают внимание и память, которые потребуются каждому ребенку, играющему в оркестре;
- развивают координацию движений при игре на таких музыкальных инструментах как бубен, барабан, вертушка, металлофон, маракасы и др.;
- развивают мелкую моторику пальцев рук при игре на дудочках, пианино озвученных и беззвучных, металлофонах, колокольчиках и др.;
- развивают дыхание при игре на духовых инструментах (свистульки, дудочки) в индивидуальных занятиях с музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем;
- развивают музыкально-ритмического чувство.
Музыкально-коммуникативные игры помогают научить детей общаться с помощью музыки, совершенствовать их коммуникативную инициативу и активность. С этой целью предлагается применять в работе игры-приветствия, которые поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Также используются ритмические упражнения с элементами игрового массажа и логопедического самомассажа. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует ЦНС. А логопедический самомассаж (ребенок массирует язык зубами) способствует улучшению произношения и положительно влияет на развитие фонематического слуха, мелкой моторики, общее развитие речи.
Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по музыкальному воспитанию с использованием музыкальных игр и упражнений компенсирующей направленности помогает добиться положительных результатов:
- повышения уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
- повышения уровня речевого развития;
-осуществления своевременной коррекции имеющихся двигательных и речевых нарушений;
- формирование и закрепление навыков правильной осанки.
Литература:
Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2011.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2009.
Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.
Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей. - М.: Аверсэв, 2005.
Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки для детей дошкольного возраста.- Ростов на Дону: Феникс, 2010.
Лопухина И. Логопедия (речь, ритм, движение). – Саратов: Дельта, 2008
Микляева Н.В, Полозова О.А, Родионова Ю.Н. Фонематическая и логопедическая ритмика в ДОУ.- М.: Айрис Пресс, 2006.
Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М.: ГНОМ и Д, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми шестилетнего возраста, имеющих нарушения речи»часть1
данная презентация содержит кинезиологические упражнения, которые целесообразно использовать на занятиях логопеда...
Использование дидактических упражнений, направленных для развития правильного дыхания, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Представленная картотека дидактических упражнений рекомендована в работе по формированию правильного физиологическтго и речевого дыхания. Правильное дыхание - обязательное условие хорошей речи. Н...
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии.
Данная презентация позволит читателям не только просмотреть материал, но и некоторые кинезиологические упражнения проделать самим. Получить положительный опыт, а через некоторое время почувствовать се...
Мастер - класс «Музыкальные нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста» (Презентация)
Мастер - класс...
Мастер – класс для педагогов «Музыкальные нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер – класс для педагогов...
Мастер – класс для педагогов «Музыкальные нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер класс для педагогов...
Музыкальные нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста
Выступление на методическом объединении...