КОМПЕНСИРУЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НОДА, ИМЕЮЩИМИ ВТОРИЧНЫЙ ДИАГНОЗ: ФФНР, ФНР
статья по теме

Евсеева Ирина Александровна

Совместная статья музыкального руководителя и  логопеда ДОУ об использовании музыкальных коррекционно-развивающих игр и упражнений, с помощью которых  мы можем корректировать нарушения в речевом и двигательном плане. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОМПЕНСИРУЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НОДА, ИМЕЮЩИМИ ВТОРИЧНЫЙ ДИАГНОЗ: ФФНР, ФНР

                                       И.А.Евсеева - музыкальный руководитель МБУ д/с №5      

                                       Т.В.Кувшинова - логопед МБУ д/с №5 г.о. Тольятти

    Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В нашем детском саду, воспитываются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые имеют вторичный диагноз ФНР и ФФНР. Диагностическое обследование в 2011-2012 учебном году показало, что в пять лет из 33 детей с НОДА  32 ребёнка имеют различные нарушения речи и только один ребёнок с нормой. Поэтому, педагоги ДОУ должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии. 

Педагог-музыкант Карл Орф считал, что музыка, движение и речь представляют собой единое целое для ребёнка. Движения под музыку развивают музыкальный слух, двигательные способности, и психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному, психофизическому и речевому развитию детей. Движения под музыку, которые сопровождаются речью, имеют неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют мозг и подвижность нервных процессов.

Основными  задачами совместной деятельности логопеда и музыкального руководителя являются:

- преодоление двигательных и речевых нарушений;

- развитие дыхания, голоса, артикуляции;

- развитие речевого и слухового внимания;

- формирование двигательных навыков и умений;

- понятие о пространственной организации тела;

В своей работе с детьми мы используем музыкальные коррекционно-развивающие игры и упражнения, способствующие повышению уровня музыкального развития детей, позволяющие вызвать интерес у детей к занятиям, создать у них положительное эмоциональное отношение к музыкальной деятельности, в процессе которой мы можем корректировать нарушения в речевом и двигательном плане. Ребенку, у которого задержка развития двигательных умений и навыков, слабость связочно-мышечного аппарата, нарушения речи, такие игры и упражнения помогают научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с движениями других детей, ориентироваться в пространстве. Они способствуют развитию у малышей тонкой и общей моторики, просодической стороны речи, её координации с движением, позволяют добиваться выразительности, будят в ребятах творческое воображение. При этом система игр выстраивается «от простого к сложному», где учитываются все необходимые двигательные и речевые навыки детей.

         Музыкальные игры и упражнения, используемые в работе с детьми на музыкальных занятиях:

- упражнения на развитие дыхания;

- пальчиковые игры;

- музыкально-речевые игры;

- музыкально-ритмические игры;

- игры с использованием детских музыкальных инструментов;

- музыкально-коммуникативные игры.

Дыхательные упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, продолжительного речевого выдоха, тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем, используются и на музыкальных и на логопедических занятиях. Пение, с предшествующей ему дыхательной гимнастикой, оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:

- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

- положительно влияет на обменные процессы;

- способствует восстановлению центральной нервной системы;

- улучшает дренажную функцию бронхов;

- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

В результате проведения на занятиях дыхательных упражнений повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

Известно, что существует прямая  связь между движением рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, которые поступают от пальцев рук. Помимо этого, на ладонях человека находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры. Они позволяют в игровой форме массировать пальцы и ладошки, тем самым благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Пальчиковые игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику  с выразительным мелодическим и речевым интонированием.  

Музыкально-речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Они позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Некоторые музыкально-речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях сопровождаются движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками) с целью развития у детей речедвигательной координации, коррекции звукопроизношения, артикуляции, автоматизации произношения звуков. Использование таких игр на музыкальных занятиях, на занятиях с логопедом эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкально-ритмические игры предлагается использовать как наиболее адекватную форму коррекции двигательной недостаточности, которая выражается в бедности вспомогательных, мимических и пластических движений у детей. Игры направлены на формирование у детей умения владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки и речи. Освоение музыкально-ритмической деятельности способствуют развитию чувства ритма, навыков выполнения музыкально-ритмических движений, развитию и коррекции мелкой моторики рук.

Многие педагоги-музыканты, например Н.А.Метлов и Л.И. Михайлова, большое внимание уделяли обучению детей игре на детских музыкальных инструментах, понимая значимость этого вида музыкальной деятельности. Игры с использованием детских музыкальных инструментов несут в себе значительную коррекционную нагрузку комплексного характера:

- развивают внимание и память, которые потребуются каждому ребенку, играющему в оркестре;

- развивают координацию движений при игре на таких музыкальных инструментах как бубен, барабан, вертушка, металлофон, маракасы и др.;

- развивают мелкую моторику пальцев рук при игре на дудочках, пианино озвученных и беззвучных, металлофонах, колокольчиках и др.;

- развивают дыхание при игре на духовых инструментах (свистульки, дудочки) в индивидуальных занятиях с музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем;

- развивают  музыкально-ритмического чувство.

Музыкально-коммуникативные игры помогают научить детей общаться с помощью музыки, совершенствовать их коммуникативную инициативу и активность. С этой целью предлагается применять в работе игры-приветствия, которые поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Также используются ритмические упражнения с элементами игрового массажа и логопедического самомассажа. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует ЦНС. А логопедический самомассаж (ребенок массирует язык зубами) способствует  улучшению произношения и положительно влияет на развитие фонематического слуха, мелкой моторики, общее развитие речи.

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по музыкальному воспитанию с использованием музыкальных игр и упражнений компенсирующей направленности помогает добиться положительных результатов:

- повышения уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

- повышения уровня речевого развития;

-осуществления своевременной коррекции имеющихся двигательных и речевых нарушений;

- формирование и закрепление навыков правильной осанки.

Литература:

Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2011.

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2009.

Гавришева  Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.

Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей. - М.: Аверсэв, 2005.

 Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки для детей дошкольного возраста.- Ростов на Дону: Феникс, 2010.

Лопухина И. Логопедия (речь, ритм, движение). – Саратов: Дельта, 2008

Микляева Н.В, Полозова О.А, Родионова Ю.Н. Фонематическая и логопедическая ритмика в ДОУ.- М.: Айрис Пресс, 2006.

Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М.: ГНОМ и Д, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми шестилетнего возраста, имеющих нарушения речи»часть1

данная презентация содержит кинезиологические упражнения, которые целесообразно использовать на занятиях логопеда...

Использование дидактических упражнений, направленных для развития правильного дыхания, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Представленная картотека дидактических упражнений рекомендована в работе по формированию правильного физиологическтго и речевого дыхания. Правильное дыхание - обязательное условие хорошей речи. Н...

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии.

Данная презентация позволит читателям не только просмотреть материал, но и некоторые кинезиологические упражнения проделать самим. Получить положительный опыт, а через некоторое время почувствовать се...

Картотека дидактических упражнений, направленных на развитие ритма речи в работе с детьми в группах компенсирующей направленности

Использование дидактических упражнений, направленных  на развитие ритма речи,  в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...