Мастер – класс для педагогов «Музыкальные нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»
план-конспект занятия по обучению грамоте
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 6» города Миньяра
Ашинского района Челябинской области
Мастер – класс для педагогов
«Музыкальные нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»
Брюнеткина Светлана Владимировна
музыкальный руководитель
МКДОУ № 6 г. Миньяра
Высшая квалификационная категория
Миньяр, 2022 г.
Прошу внимания!
Прошу вашего дружеского участия и понимания.
Я мастер-класс сегодня покажу,
Много интересного, поверьте, расскажу.
Дети любят эти упражнения,
Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.
Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги. Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Музыкальные нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста», которые вы можете использовать на музыкальных занятиях, в совместной деятельности, в кружковой деятельности для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников.
Цель: знакомство педагогов с применением музыкальных нейроигр и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1.Познакомить участников мастер-класса с нейроиграми и упражнениями, способствующих умственному развитию дошкольников.
2.Научить практическим умениям в использовании нейроигр и упражнений.
3.Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с детьми.
На сегодняшний день все больше появляется детей с задержкой речевого и психического развития, с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, они плохо переключаются с одного движения на другое. На музыкальных занятиях не все дети могут слышать ритм, сильную долю, мелодию, трудно делать разные музыкально-ритмические движения. Почему же наблюдается такая ситуация?
Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей, а также это малоподвижный образ жизни детей. Недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем.
Что же делать, чтобы наши дети развивались правильно? Это подтолкнуло меня к поиску нетрадиционных методов и приемов работы с детьми. Сегодня я познакомлю вас с одним из таких методов, который активно использую в своей работе и который помогает ребенка – это нейроритмика.
Нейроритмика – это комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений творческого характера, которые способствуют улучшению разговорных навыков, ритмики, крупной и мелкой моторики, а также развитию интеллектуальных способностей и творческого начала.
Нейроритмика включает в себя нейроигры и упражнения.
Нейроигра – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:
- развивать нейродинамические процессы головного мозга;
- формировать правильное взаимодействие рук и ног;
- учить последовательно выполнять действия;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, речевую активность;
- развивать музыкально-ритмические способности.
Каким детям необходимы нейроигры?
- если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
- заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;
- есть синдром дефицита внимания;
- постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;
- плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
- быстро переключается с одного действия на другое;
- плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.
Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. Их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, который способствует повышению умственной работоспособности, оптимизирует интеллектуальные процессы (внимание, память, мышление, воображение) и активизирует его энергетический потенциал.
А если нейроигру соединить с музыкой, то будет еще эффективней и увлекательней.
Высокая эмоциональность музыкального воздействия и взаимодействия облегчает установление контакта с ребенком, позволяет легче заинтересовать его совместной игрой и включить в предлагаемую деятельность.
Всё это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и побудить его фантазию. Это способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной деятельности, поддерживает эмоциональное состояние детей, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Хочу вам показать несколько вариантов игр, которые я активно использую в своей работе.
А сейчас, уважаемые коллеги, отгадайте пожалуйста мои загадки:
- Звуки выстроились в ряд, получился … (звукоряд)
- Дружбу звуков, говорят, называют словом … (лад)
- Светлый мир просторный открыл нам лад … (мажорный)
- Мир, в сумрак погруженный, открыл нам лад … (минорный)
- От рева и до свиста три в музыке … (регистра).
Это фокус группа - начинаем играть.
Ваша задача: выполнить задание самостоятельно и продемонстрировать, поделиться впечатлениями от игры.
Время выполнения 5 минут.
Участники мастер – класса выполняют задание.
А пока работает фокус группа, я предлагаю познакомиться с различными видами нейроигр.
Педагог с участниками мастер-класса проигрывает нейроигры и упражнения.
ИГРЫ с залом
- Нейрогимнастика «Разминка для мозга»
Задачи:
- стимулировать развитие мыслительной деятельности;
- улучшить память и развить способности к быстрому воспроизведению информации;
- снизить утомляемость на занятиях, повысить работоспособность;
- улучшить мелкую и крупную моторику, ловкость кистей;
- развить способность к выполнению симметричных и асимметричных движений.
Ход: повторять жесты вместе с ведущим.
- Ритмодекламация. Игра «Падишах»
Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии). Может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи.
Игра «Падишах»
Задачи:
- Развитие концентрации внимания.
- Синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей.
- Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
- Развитие навыка контроля своего поведения.
Ход игры:
Двое игроков становятся друг против друга, одновременно хлопают в ладоши, а потом по очереди хлопают в ладошку партнера: правая в левую, левая в правую.
На алтайских горах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХ руки перекрещиваются на груди, АХ а потом – хлопок по бедрам
Жил великий падишах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХ- руки перекрещиваются на груди, АХ - потом – хлопок по бедрам
Захотелось падишаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХу- руки перекрещиваются на груди, АХу - потом – хлопок по бедрам
Съесть большую черепаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХ- руки перекрещиваются на груди, АХу - потом – хлопок по бедрам
Но большая черепаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХа- руки перекрещиваются на груди, АХа - потом – хлопок по бедрам
Укусила падишаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХа- руки перекрещиваются на груди, АХа - потом – хлопок по бедрам.
- Музыкальная нейрогимнастика «Музыкальные семерочки»
Задачи:
- тренировать визуальную память
- развивать внимание, образное и логическое мышление.
Взрослый начинает игру первым, показывая ребенку движения руками и озвучивая их. Ребенок повторяет заданный рисунок.
Думаю, что фокус группа уже готова. Пожалуйста, озвучьте ваше задания и продемонстрируйте, что у вас получилось.
Рассказ фокус группы.
Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за участие в моём мастер-классе, хочу узнать ваше мнение о нём. Попрошу вас похлопать в ладоши, если вам было интересно и вам понравился мой мастер-класс, и потопать ногами, если вам было не интересно.
Мною была составлена картотека нейроигр и упражнений, которую мы активно с педагогами применяем в своей работе.
Сегодня мы рассмотрели лишь несколько видов нейроигр.
Уважаемые коллеги, надеюсь, вы пополнили свою рабочую копилку новыми упражнениями, которые так же станут для вас любимыми и полезными в работе с детьми дошкольного возраста.
Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, и за работу.
Ученый, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов сказал так:
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей "Объёмная аппликация и квилинг в работе с детьми дошкольного возраста"
Мастер-класс для воспитателей "Объёмная аппликация и квилинг в работе с детьми дошкольного возраста"...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель мастер-класса:Повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологическихупражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционн...
Мастер - класс «Музыкальные нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста» (Презентация)
Мастер - класс...
Мастер – класс для педагогов «Музыкальные нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер – класс для педагогов...
Мастер - класс для педагогов «Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер - класс для педагогов «Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»...
Мастер-класс для педагогов "Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов "Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста"...
Проект "Применение нейроигр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ДОУ."
Проект ориентирован на применение нейроигр и упражнений, как средства всестороннего развития детей дошкольного возраста.ФГОС и образовательная программа ДО, социальный прогресс, требуют нового подхода...