Музыкальные нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста
учебно-методический материал
Выступление на методическом объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_kazennoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 26.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14» п. Нагорный
Увельского района Челябинской области
«Музыкальные нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»
Исламгалеева Гульнара Маратовна
музыкальный руководитель
МКДОУ № 14
Нагорный, 2024 г.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я представить вашему вниманию материал на тему «Музыкальные нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста», которые вы можете использовать на музыкальных занятиях, в совместной деятельности, в кружковой деятельности для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников.
Цель: знакомство педагогов с применением музыкальных нейроигр и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста.
На сегодняшний день все больше появляется детей с задержкой речевого и психического развития, с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, они плохо переключаются с одного движения на другое. На музыкальных занятиях не все дети могут слышать ритм, сильную долю, мелодию, трудно делать разные музыкально-ритмические движения. Почему же наблюдается такая ситуация?
Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей, а также это малоподвижный образ жизни детей. Недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем.
Что же делать, чтобы наши дети развивались правильно? Это подтолкнуло меня к поиску нетрадиционных методов и приемов работы с детьми. Сегодня я познакомлю вас с одним из таких методов, который активно использую в своей работе и который помогает ребенка – это нейроритмика.
Нейроритмика – это комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений творческого характера, которые способствуют улучшению разговорных навыков, ритмики, крупной и мелкой моторики, а также развитию интеллектуальных способностей и творческого начала.
Нейроритмика включает в себя нейроигры и упражнения.
Нейроигра – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:
- развивать нейродинамические процессы головного мозга;
- формировать правильное взаимодействие рук и ног;
- учить последовательно выполнять действия;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, речевую активность;
- развивать музыкально-ритмические способности.
Каким детям необходимы нейроигры?
- если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
- заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;
- есть синдром дефицита внимания;
- постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;
- плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
- быстро переключается с одного действия на другое;
- плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.
Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. Их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, который способствует повышению умственной работоспособности, оптимизирует интеллектуальные процессы (внимание, память, мышление, воображение) и активизирует его энергетический потенциал.
А если нейроигру соединить с музыкой, то будет еще эффективней и увлекательней.
Высокая эмоциональность музыкального воздействия и взаимодействия облегчает установление контакта с ребенком, позволяет легче заинтересовать его совместной игрой и включить в предлагаемую деятельность.
Всё это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и побудить его фантазию. Это способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной деятельности, поддерживает эмоциональное состояние детей, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
И сейчас я предлагаю познакомиться с различными видами нейроигр.
- Нейрогимнастика «Разминка для мозга»
Задачи:
- стимулировать развитие мыслительной деятельности;
- улучшить память и развить способности к быстрому воспроизведению информации;
- снизить утомляемость на занятиях, повысить работоспособность;
- улучшить мелкую и крупную моторику, ловкость кистей;
- развить способность к выполнению симметричных и асимметричных движений.
Ход: повторять жесты вместе с ведущим.
- Игра «Кулак-ладонь» (ранний возраст)
- Игра «Коза- капуста» (младшая группа).
Одна рука делает кулачок, другая рука делает козу (казательный и мизинец выпрямлены, средний, безымянный и большой пижаты к ладони)
- Игра «Привет - пока» для средней или «Король- орёл» старшая и подготовительная групп.
Соединение большого пальца с мизинцем, безымянным, средним, указательным на одной руке и одновременное соединение большого пальца с указательным, средним, безымянным и мизинцем на другой руке.
- Игра «Гриб – поляна» Одна рука в кулачке (гриб), другая согнута локте и пальцы выпрямлены (поляна). И чередование через хлопок.
- Игра «Капитан» Отдать честь правой рукой с одновременной показываем класс другой рукой. Чередование через хлопок. (усложнение – корабли лавировали да не вылавировали).
- Кулак-ребро-ладонь
- Игра «Нос-ухо». Одна рука дотрагивается до носа, одновременно другая перекрестно дотрагивается до уха. Чередование через хлопок.
- Игра « Hос — пол — потолок»
Цель: Развитие внимания и снятие импульсивности
Инструкция: Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок,
затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый,
увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать, что называет взрослый, игнорируя
его показывание.
- Ритмодекламация. Игра «Падишах»
Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии). Может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи.
Игра «Падишах»
Задачи:
- Развитие концентрации внимания.
- Синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей.
- Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
- Развитие навыка контроля своего поведения.
Ход игры:
Двое игроков становятся друг против друга, одновременно хлопают в ладоши, а потом по очереди хлопают в ладошку партнера: правая в левую, левая в правую.
На алтайских горах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХ руки перекрещиваются на груди, АХ а потом – хлопок по бедрам
Жил великий падишах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХ- руки перекрещиваются на груди, АХ - потом – хлопок по бедрам
Захотелось падишаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХу- руки перекрещиваются на груди, АХу - потом – хлопок по бедрам
Съесть большую черепаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХ- руки перекрещиваются на груди, АХу - потом – хлопок по бедрам
Но большая черепаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХа- руки перекрещиваются на груди, АХа - потом – хлопок по бедрам
Укусила падишаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХа- руки перекрещиваются на груди, АХа - потом – хлопок по бедрам.
- Музыкальная нейрогимнастика «Музыкальные семерочки»
Задачи:
- тренировать визуальную память
- развивать внимание, образное и логическое мышление.
Взрослый начинает игру первым, показывая ребенку движения руками и озвучивая их. Ребенок повторяет заданный рисунок.
Музыкальная нейрогимнастика «Музыкальные семерочки» (музыка Rondo_Veneziano – Fantasy).
Движения выполняются сидя за столом (или на полу с использованием мягких модулей) под счет от1 до 7. Каждая часть повторяется 2 раза.
1ч. – ударять ладонями по столу;
2ч. – чередование ударов ладонями по столу и хлопков в ладоши;
3ч. – удар ладонями по столу, хлопок в ладоши, щелчок пальцами (или удар пальчиками по ладошке, хлопок, щелчок, хлопок, удар по столу;
4ч. – удар ладонями по столу, удар ладонями по столу руки крест-накрест, удар ладонями по столу, хлопок в ладоши, удар ладонями по столу, удар ладонями по столу руки крест-накрест, удар ладонями по столу,
5ч. – удар ладонями по столу, удар правой ладонью по левой, удар правой ладонью по столу, на счет 4 – пауза, удар ладонями по столу, удар левой ладонью по правой удар левой ладонью по столу.
Затем выполнить все 5 частей в обратном направлении.
Уважаемые коллеги, благодарю вас за участие в моём мастер-классе, хочу узнать ваше мнение о нём. Попрошу вас похлопать в ладоши, если вам было интересно и вам понравился мой мастер-класс, и потопать ногами, если вам было не интересно.
Сейчас я работаю над составлением картотеки нейроигр и упражнений, которую мы в дальнейшем будем применять с педагогами.
Сегодня мы рассмотрели лишь несколько видов нейроигр.
Уважаемые коллеги, надеюсь, вы пополнили свою рабочую копилку новыми упражнениями, которые так же станут для вас любимыми и полезными в работе с детьми дошкольного возраста.
Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, и за работу.
Ученый, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов сказал так:
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2017-2018 Методические рекомендации для родителей «Музыкально-дидактические игры в работе с детьми дошкольного возраста»
Полезная информация для родителей...
«Особенности организации музыкально-театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»
из опыта работы...
Дидактическое пособие «Музыкальный чемоданчик-Развивайка» для работы с детьми дошкольного возраста до 7 лет.от 1,5
Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях в основном осуществляется на музыкальных занятиях, где дети слушают музыку, поют, выполняют различные виды музыкально-ритмических движений. ...
Использование нейроигр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР
Целенаправленное системное логопедическое и динамичное воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием инновационных технологий...
Мастер - класс «Музыкальные нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста» (Презентация)
Мастер - класс...
Использование нейроигр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Консультация логопеда...
Использование нейроигр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР
Использование нейроигр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР За последние десятилетия наблюдается существенное повышение числа детей с различными речевыми...