Музыкальные нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста
учебно-методический материал

Гульнара Маратовна Исламгалеева

Выступление на методическом объединении

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 14» п. Нагорный

Увельского района Челябинской области

 «Музыкальные нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»

Исламгалеева Гульнара Маратовна

музыкальный руководитель

МКДОУ № 14

Нагорный, 2024 г.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я представить вашему вниманию материал на тему «Музыкальные нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста», которые вы можете использовать на музыкальных занятиях, в совместной деятельности, в кружковой деятельности для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников.

Цель: знакомство педагогов с применением музыкальных нейроигр и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста.

На сегодняшний день все больше появляется детей с задержкой речевого и психического  развития, с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, они плохо переключаются с одного движения на другое. На музыкальных занятиях не все дети могут слышать ритм, сильную долю, мелодию, трудно делать разные музыкально-ритмические движения. Почему же наблюдается такая ситуация?

Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей, а также это малоподвижный образ жизни детей. Недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.

Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем.

 Что же делать, чтобы наши дети развивались правильно? Это подтолкнуло меня к поиску нетрадиционных методов и  приемов работы с детьми.  Сегодня я познакомлю вас с одним из таких методов, который активно использую в своей работе и который помогает ребенка – это нейроритмика.

Нейроритмика – это  комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений творческого характера, которые способствуют улучшению разговорных навыков, ритмики, крупной и мелкой моторики, а также развитию интеллектуальных способностей и творческого начала.

Нейроритмика включает в себя нейроигры и упражнения.

Нейроигра – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:

- развивать нейродинамические процессы головного мозга;

- формировать правильное взаимодействие рук и ног;

- учить последовательно выполнять действия;

- развивать слуховое и зрительное внимание, память, речевую активность;

- развивать музыкально-ритмические способности.

Каким детям необходимы нейроигры?

- если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;

- заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;

- есть синдром дефицита внимания;

- постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;

- плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;

- быстро переключается с одного действия на другое;

- плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.

Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. Их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, который способствует повышению умственной работоспособности, оптимизирует интеллектуальные процессы (внимание, память, мышление, воображение) и активизирует его энергетический потенциал.

А если нейроигру соединить с музыкой, то будет еще эффективней и увлекательней.

Высокая эмоциональность музыкального воздействия и взаимодействия облегчает установление контакта с ребенком, позволяет легче заинтересовать его совместной игрой и включить в предлагаемую деятельность.

Всё это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и побудить его фантазию. Это способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной деятельности, поддерживает эмоциональное состояние детей, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

И сейчас я предлагаю познакомиться с различными видами нейроигр.  

  1. Нейрогимнастика «Разминка для мозга»

Задачи: 

- стимулировать развитие мыслительной деятельности;

- улучшить память и развить способности к быстрому воспроизведению информации;

- снизить утомляемость на занятиях, повысить работоспособность;

- улучшить мелкую и крупную моторику, ловкость кистей;

- развить способность к выполнению симметричных и асимметричных движений.

Ход: повторять жесты вместе с ведущим.

  1. Игра «Кулак-ладонь» (ранний возраст)

  1. Игра «Коза- капуста» (младшая группа).

Одна рука делает кулачок, другая рука делает козу (казательный и мизинец выпрямлены, средний, безымянный и большой пижаты к ладони)

  1. Игра «Привет - пока»  для средней или «Король- орёл» старшая и подготовительная групп.

Соединение большого пальца с мизинцем, безымянным, средним, указательным на одной руке и одновременное соединение большого пальца с указательным, средним, безымянным и мизинцем на другой руке.

  1. Игра «Гриб – поляна» Одна рука в кулачке (гриб), другая согнута локте и пальцы выпрямлены (поляна). И чередование через хлопок.

  1. Игра «Капитан» Отдать честь правой рукой с одновременной показываем класс другой рукой. Чередование через хлопок. (усложнение – корабли лавировали да не вылавировали).

  1. Кулак-ребро-ладонь

  1. Игра «Нос-ухо». Одна рука дотрагивается до носа, одновременно другая перекрестно дотрагивается до уха. Чередование через хлопок.

  1. Игра « Hос — пол — потолок»

Цель: Развитие внимания и снятие импульсивности

Инструкция: Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок,

затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый,

увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать,  что называет взрослый, игнорируя

его показывание.

  1. Ритмодекламация. Игра «Падишах»

Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии). Может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи.

Игра «Падишах»

Задачи:

- Развитие концентрации внимания.

- Синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей.

- Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.

- Развитие навыка контроля своего поведения.

Ход игры:

Двое игроков становятся друг против друга, одновременно хлопают в ладоши, а потом по очереди хлопают в ладошку партнера: правая в левую, левая в правую.

На алтайских горах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХ руки перекрещиваются на груди, АХ а потом – хлопок по бедрам

Жил великий падишах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХ- руки перекрещиваются на груди, АХ - потом – хлопок по бедрам

Захотелось падишаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХу- руки перекрещиваются на груди, АХу - потом – хлопок по бедрам

Съесть большую черепаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХ- руки перекрещиваются на груди, АХу - потом – хлопок по бедрам

Но большая черепаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХа- руки перекрещиваются на груди, АХа - потом – хлопок по бедрам

Укусила падишаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХа- руки перекрещиваются на груди, АХа - потом – хлопок по бедрам.

  1. Музыкальная нейрогимнастика «Музыкальные семерочки»

Задачи:

- тренировать  визуальную память

- развивать внимание, образное и логическое мышление.

Взрослый начинает игру первым, показывая ребенку движения руками и озвучивая их. Ребенок повторяет заданный рисунок.

Музыкальная нейрогимнастика «Музыкальные семерочки» (музыка Rondo_Veneziano – Fantasy).

Движения выполняются сидя за столом (или на полу с использованием мягких модулей) под счет от1 до 7. Каждая часть повторяется 2 раза.

1ч. – ударять ладонями по столу;

2ч. – чередование ударов ладонями по столу и хлопков в ладоши;

3ч. – удар ладонями по столу, хлопок в ладоши, щелчок пальцами (или удар пальчиками по ладошке, хлопок, щелчок, хлопок, удар по столу;

4ч. – удар ладонями по столу, удар ладонями по столу руки крест-накрест, удар ладонями по столу, хлопок в ладоши, удар ладонями по столу, удар ладонями по столу руки крест-накрест, удар ладонями по столу,

5ч. – удар ладонями по столу, удар правой ладонью по левой, удар правой ладонью по столу, на счет 4 – пауза, удар ладонями по столу, удар левой ладонью по правой удар левой ладонью по столу.

Затем выполнить все 5 частей в обратном направлении.

Уважаемые коллеги, благодарю вас за участие в моём мастер-классе, хочу узнать ваше мнение о нём. Попрошу вас похлопать в ладоши, если вам было интересно и вам понравился мой мастер-класс, и потопать ногами, если вам было не интересно.

Сейчас я работаю над составлением картотеки нейроигр и упражнений, которую мы в дальнейшем будем применять с педагогами.

Сегодня мы рассмотрели лишь несколько видов нейроигр.

Уважаемые коллеги, надеюсь, вы пополнили свою рабочую копилку новыми упражнениями, которые так же станут для вас любимыми и полезными в работе с детьми дошкольного возраста.

Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, и за работу.

Ученый, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов сказал так:

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие «Музыкальный чемоданчик-Развивайка» для работы с детьми дошкольного возраста до 7 лет.от 1,5

Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях в основном осуществляется на музыкальных занятиях, где дети слушают музыку, поют, выполняют различные виды музыкально-ритмических движений. ...

Использование нейроигр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР

Целенаправленное системное логопедическое и динамичное воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием инновационных технологий...

Использование нейроигр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР

Использование нейроигр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР     За последние десятилетия наблюдается существенное повышение числа детей с различными речевыми...