Тематическая неделя - "Зоопарк" (подготовительная группа) с использованием записей французского композитора Сен-Санс Шарль Камиль.
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskaya_nedelya_-_zoopark.docx | 30.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческая разработка тематической недели.
« Зоопарк »
Составила - Вирясова Ирина Федоровна
Должность - музыкальный руководитель
Квалификационная категория - первая
Место работы - МБДОУ ЦРР д/с № 5
«Солнышко» г. Покров, Владимирская область
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ – «ЗООПАРК»
(подготовительная группа)
Цель данных занятий – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, литературных, к изобразительной деятельности).
Основными задачами занятий являются:
- формирование эстетического восприятия окружающего мира;
- приобщение к миру искусства;
- воспитание любви к животным, бережного отношения к природе,
-развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой деятельности.
Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства. Связующим звеном выступает рассматриваемая на занятии тема, которая впоследствии становятся началом тематических дней в детском саду.
Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов ( выставка поделок, рисунков, книг о животных, слайды с фотографиями животных)
Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, самостоятельной деятельности дошкольников. Также способствует сотрудничеству специалистов ДОУ с родителями, образуя тем самым детско-взрослое сообщество.
ПОНЕДЕЛЬНИК.
Дети входят в музыкальный зал. У главной стены располагается стенд с книгами о животных. Расставлены игрушки – животные и птицы.
Муз. руководитель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Так как мы с вами пришли не в музыкальный зал, а в зоопарк. Посмотрим, какие животные есть в нашем зоопарке? (рассматривают, называют) Присаживайтесь на стульчики. И я вам расскажу, что такое зоопарк и зачем он нужен. (садятся)
Зоопарк, как всем известно, — это место, где содержатся и демонстрируются посетителям живущие сегодня на земле животные. Но почему диких животных содержат в зоопарках? Как вы думаете? (ответы детей) Самая важная причина в том, что все интересуются животными. И всем интересно увидеть животных, которые обитают в разных уголках мира. Другая причина — это то, что ученые изучают жизнь животных. Наблюдают за тем, как ведут себя животные, что они едят, как растут…
Значит, зоопарк — как бы школа для изучения животных. Самый первый зоопарк даже так и назывался - «парком познания». Он был основан еще до н.э. китайским императором, и в нем было много видов оленей, птиц и рыб.
Кто из вас, ребята, был в Московском зоопарке? (ответы). Расскажите мне, что же вы там видели? (ответы) А сейчас я вам предлагаю, посмотреть на экран. Это и есть Московский зоопарк. (слайд № 1)
На его территории, в специально созданных помещениях, террариумах и аквариумах, клетках и вольерах или загонах вольно прогуливаются различные животные: медведи(слайд № 2), жирафы (слайд № 3), обезьяны (слайд № 4), тигры и львы (слайд № 5), антилопы (слайд № 6).
Зоопарк – это место, куда приходят люди вместе со своими близкими и друзьями, чтобы отдохнуть от городского шума и ежедневной бытовой суеты. Именно здесь, в зоопарках, мы видим великолепие дикой природы, восхищаемся её красотой и начинаем понимать, как важно заботиться о сохранении её для наших потомков…
Но сегодня, ребята, мы попали с вами в необычный зоопарк. Наш зоопарк – музыкальный. И всю неделю мы с вами будем навещать только одного животного из нашего зоопарка. Не испугаетесь? (ответы детей). Ну тогда, посмотрите снова на экран. Перед вами портрет французского композитора. А имя его - Сен-Санс Шарль Камиль. (слайд № 7) Он был и композитором, и пианистом, и дирижёром. Автор многих классических произведений Но так как сегодня мы пришли в музыкальный зоопарк, поэтому сегодня мы послушаем его музыкальное произведение под названием «Карнавал животных».
Сам Сен-Санс считал это произведение лишь музыкальной шуткой. Но музыка получила большую известность и часто исполняется в концертах. А самое главное, «Карнавал животных» очень нравится детям. Ведь оно состоит из 14 частей. И каждая часть посвящена только одному животному. А вы, ребята , хотите услышать это произведение? (ответы) Ну, тогда, мы начинаем….
(слайд № 8) Посмотрите, кого вы видите на экране?
Конечно, это лев. Расскажите, мне обитает лев? Чем питается? Опишите льва и львицу. Чем они отличаются? (ответы) Лев встречался на всей территории Африки, они живут не поодиночке, а целыми семьями. Львы являются сверх хищниками, они охотятся на крупных копытных животных, но часто нападают и на людей. Царь зверей – так называют льва! И поэтому, самое первое произведение в «Карнавале животных» Сен-Санс посвятил именно этому животному – льву. И сейчас вы его услышите….(запись № 1)
Слушают 1 часть – «Королевский марш льва» -
Марш, в котором звучат фанфары, исполняемые на фортепиано и струнном оркестре. А в середине марша слышатся настоящие раскаты львиного рыка. и звуки, изображающие рычание льва. (муз. руководитель беседует об услышанном произведении, напоминает композитора, слушают марш повторно )
Муз. руководитель: Вот, ребята, мы и познакомились с первым жителем нашего музыкального зоопарка, царем зверей – львом!
А теперь я предлагаю вам поиграть со мной.
Игра « Лев и зебры»
Ну, и напоследок, послушайте домашнее задание. Завтра у нас открывается выставка рисунков под названием «Карнавал животных». И я вам предлагаю, дома нарисовать нашего грозного хищника.
ВТОРНИК
Дети входят в зал. В руках рисунки (домашнее задание)
Подходят к стенду, расставляют. Рассматривают рисунки.
Муз. руководитель : Ну, а теперь, присаживайтесь на стульчики. И сегодня мы продолжим наше путешествие по зоопарку. Напомните мне, что такое зоопарк? Для чего он нужен? (ответы детей)
А в нашем музыкальном зоопарке пока живут только львы. Слышите, как они рычат? (дети рычат) Наверное, им очень скучно одним….
Давайте продолжим слушать наше произведение французского композитора. Как его имя? (ответы детей) И как называется его произведение? (ответы детей) Правильно, ребята.
Итак, следующая часть называется – «Кенгуру». Ребята, что это за животное такое? (ответы) (слайд №9) Кенгуру, ребята, - это сумчатые млекопитающие. У кенгуру есть сумка для вынашивания детенышей, она находится на животе у самок - мамочек и открывается, как кармана передника. В ней кенгуру переносят своих детенышей. Обитают кенгуру в Австралии. Передвигаются длинными прыжками. В высоту 3 м, а в длину 9 м. А вот интересно, как же Сен-Санс в музыке передал нам особенности кенгуру… Давайте, послушаем…(запись № 2)
Слушают 2 часть – «Кенгуру» -
Два фортепиано аккордами изображают прыжки кенгуру, словно соревнующихся друг с другом. (муз. руководитель беседует об услышанном произведении, слушают повторно)
Муз. руководитель: Вот, ребята, в нашем музыкальном зоопарке появился новый житель – кенгуру! Давайте попробуем ладошками постучать в такт музыки, изобразим, как прыгает кенгуру по дорожке.
Ритмические упражнения с ладошками.
Муз. руководитель: Ребята, а вы умеете прыгать так же далеко, как кенгуру? А хотите попробовать? (ответы детей)
Тогда я предлагаю вам поиграть.
Эстафета «Кенгуру».
Муз. руководитель: Ну , а теперь давайте подойдем к нашей выставке и еще раз посмотрим на наших львов. И послушайте новое домашнее задание. Вам нужно будет нарисовать Новых жителей нашего зоопарка. И это кого? Конечно, кенгуру.
СРЕДА
Дети входят в зал с новыми рисунками. Подходят к выставке.
Муз. руководитель: Мы снова пришли в зоопарк. И снова попали на «Карнавал животных». Давайте рассмотрим, что вы нарисовали дома. ( рассматривают новые рисунки, беседуют)
Муз. руководитель: Итак, мы познакомились со львами и кенгуру. Сейчас мы послушаем оба этих произведения. Вспомним их звучание. (слушают запись № 1 и запись № 2) А сегодня у нас новые гости. Смешные и непоседливые. Это курочки и петушки. (слайд № 10) Это не дикие африканские животные, это домашние птицы. Их разводят люди в деревнях. А для чего их разводят? (ответы детей). Курочки никогда не сидят на месте, все хлопочут, бегают, зернышки ищут, цыплят растят… А петушки ходят гордые, хвост распушат и вышагивают… Встаньте все в кружок. Давайте походим, как петушок ходит. А как курочки бегают...
Игра «Курочки и петушок»
Вот такие они домашние птички. Сен-Санс в своем произведении тоже с помощью музыкальных инструментов показал нам этих непосед-курочек и гордых петушков. Давайте послушаем. Они тоже пришли в наш музыкальный зоопарк. ( запись № 3)
Слушают 3 часть - Куры и петухи —
Строится на звукоподражании. Кларнет, скрипки, альт, фортепиано. Назойливые повторяющиеся звуки, изображающие квохтанье кур, перемежаются с мотивом петушиного кукареканья. (муз. руководитель беседует об услышанном произведении, слушают повторно, когда звучит тема петухов – дети показывают, как петух машет крыльями)
Ребята, но сегодня к нам на карнавал спешит еще одно животное. Если можно так сказать – спешит. Посмотрите на экран. (слайд № 11) Кто же это? Конечно, черепаха…
Это самое древнее животное на Земле, существующее со времен динозавров! На спине у них находится прочный панцирь. Живут они более 100 лет. Черепахи живут, и на суше, и в воде. Сухопутные черепахи – питаются растительной пищей, а водные –мелкими рыбами. Но сегодня мы ждем на карнавал сухопутных черепах. Как они передвигаются, ребята? (ответы) Правильно, очень медленно.
Так, давайте послушаем, как композитор передал нам образ черепах. (запись № 4)
Слушают 4 часть – Черепахи -
На редкость медлительные животные охарактеризованы французским танцем, но замедленный в несколько раз, что создаёт смешной эффект.
(беседа, прослушивают повторно)
Муз. руководитель: А теперь , давайте вспомним, как называется музыкальное произведение, части которого мы слушаем с вами. Кто автор? (ответы детей) И вот вас мое новое домашнее задание- завтра каждый из вас сделает из природного материала черепашек. Кто захочет снова нарисует – курочек и петушков. И мы добавим новые экспонаты на нашей выставке.
ЧЕТВЕРГ
Дети подходят к главной стене, добавляют поделки из природного материала, рисунки. (беседа)
Муз. руководитель: Вот, как много животных в нашем музыкальном зоопарке. Но это еще не все животные. И мы продолжаем! (загадывает загадку про ослика). Посмотрим на экран. (слайд № 12) Кто это, ребята? Правильно, ослы. Как и куры, петухи, это тоже домашнее животное. Похоже оно на маленьких лошадок – пони, у них длинные уши, хвостик и грива. Как используют ослика? (ответы) Ослы были первыми животными, которых древний человек использовал для перевозки грузов. Ослы используются для верховой езды и тяги повозок. Осёл очень вынослив и в состоянии очень долгое время обходиться без воды и пищи.
Ну, а теперь, послушаем, как Сен-Санс в музыке изобразил нам ослов. (запись № 5)
Слушают 5 часть – Ослы –
Звучат две скрипки, Скрипки чередованием очень высоких и очень низких звуков изображают ослиный крик. (беседа об услышанном, дети пробуют покричать , как ослики, сравнивают со 2 частью – «Кенгуру» ( 2 фортепиано и 2 скрипки)
Эстафета « Выносливый ослик»
Муз.руководитель: Ну и , наконец, к нам пришел самый огромный и сильный великан. Как вы думаете, кто это? (слайд № 13)
Слон тоже дикое животное. Обитает в Африке, Индии, Азии. Опишите мне слона. (ответы детей). Это травоядные животные и на поиски пищи и кормление они тратят до 20 часов в день. Только в самые жаркие часы дня слоны укрываются в тени, чтобы избежать перегревания. Каждый день слон съедает до 300 кг разных растений. Едят они траву, кору, корни и листья, плоды деревьев, которые срывают своим гибким хоботом. Размер слона 3-4 метра, а вес 5- 6 тонн. Вот такой громадный слон идет к нам на карнавал. Давайте послушаем. (запись № 6)
Слушают 6 часть – Слоны –
Контрабас и два фортепиано. Вальс, играемый контрабасом - самым низким инструментом в оркестре, изображает танцующего слона. (беседа об услышанном)
Муз. руководитель: Какой танец танцевали сегодня слоны? Правильно. Вальс. Давайте, и мы станцуем наш танец. Только мы не будем неуклюжими и неповоротливыми слонятами! Договорились?
Танец «Веселые слонята»
Муз. руководитель: Ну, и как всегда - домашнее задание. Постарайтесь, к завтрашнему дню выучить 1 стихотворение про любое животное или птицу. Завтра у нас будет не просто выставка, а конкурс чтецов.
ПЯТНИЦА
Муз. руководитель: Вот и подходит к концу наше путешествие. А где мы с вами были всю эту неделю? (ответы детей) Конечно, в зоопарке. Но не в простом, а в музыкальном. И побывали мы на настоящем «Карнавале животных». Кто в этом нам помог? (ответы детей) Французский композитор Сен-Санс Шарль Камиль. (слайд № 7) За эту неделю мы много нового узнали о диких африканских и домашних животных. А так же познакомились с таким прекрасным произведением, как «Карнавал Животных». Мы побывали на выставке рисунков и поделок, а сегодня у нас литературный конкурс. Кто из вас подготовил стихи о животных? Итак, мы начинаем.
Конкурс стихов.
Муз. руководитель: Наш зоопарк закрывается, и напоследок, я предлагаю вам послушать последнюю часть нашего произведения «Карнавал животных. Она так и называется – «Финал» (запись № 7)
Слушают 7 часть – Финал –
Исполняет весь ансамбль. Композитор использует все муз. инструменты. Весёлая и лёгкая главная тема перекликается с мотивами из предыдущих частей. Повторениями возвращаются уже знакомые персонажи: кудахчут курицы, прыгают кенгуру, кричит осел… ( беседа об услышанном)
Муз. руководитель: Я открою вам маленькую тайну, за эту неделю мы успели послушать и познакомиться только с некоторыми животными и птицами из нашей сюиты «Карнавал животных». Всего в этом произведении 14 частей.
Мы не услышали с вами, как композитор изобразил нам аквариум с рыбками ( слайд № 14), кукушку в лесу, лебедя в озере (слайд № 15) и многое другое… И если вас это заинтересовало, то вы можете послушать это произведение целиком в группе или дома…. Ну, а я объявляю о закрытии нашего музыкального зоопарка и приглашаю вас всех на наш добрый танец.
Танец « В мире животных». ( запись № 8)
(дети уходят в группу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование . Тематические недели. Вторая младшая группа.
Тема:Цели: Образовательная область «Познание»Конструирование:Тема:Экспериментальная деятельностьТема:Формирование элементарных математических представленийЗанятие №Целостная картина мираТем...
Тематическая неделя в старшей группе "Осень,осень,в гости просим!"
В нашей группе прошла тематическая неделя на тему "Осень,осень,в гости просим!".Дети и родители были активными участниками.Мы много рисовали,лепили на тему осень.Родители с детьми делали разные поделк...
Тематическая неделя в подготовительной группе "Животный мир"
разработка комплексно-тематических мероприятий в подотовительной группе по теме "Животный мир"...
Тематическая неделя в старшей группе "Я хочу в космос"
календарно-тематическое планирование по теме "Я хочу в космос2...
Тематическая неделя в подготовительной группе "Неделя игр и забав"
Перспективный план тематической недели в подготовительной группе "Неделя игр и забав"....
Тематическая неделя в подготовительной группе "Неделя безопасности" (календарный план)
Неделя содержит разные формы работы по закреплению навыков безопасного поведения на дороге у детей седьмого года жизни (задания в рабочей тетради "Безопасность", дидактические игры, беседы с...
Комплексно-тематическое планирование по ФОП ДО НА 2023-2024 учебный год (распределение тематических недель) II младшая группа
Распределение тематических недель во II младшей группе...