Проектирование образовательной деятельности в ДОУ
статья по теме
Предварительный просмотр:
Проектирование образовательной деятельности в ДОУ
Образовательный процесс в МКДОУ «Ласточка» строится на основе метода проектов, как способа организации педагогического процесса, основанного на принципах интеграции, на взаимодействии педагогов и воспитанников, способа взаимодействия с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации школьного обучения. Проект возникает как отражение интересов ребенка, согласованных по теме и содержанию с другими детьми и взрослыми, а реализуется как форма и способ удовлетворения этих интересов. Доверяя детям и позволяя им выбирать свои темы, мы помогаем созданию у детей внутреннего стимула для работы и познания с удовольствием, для достижения высокого качества действий, для приобретения действительно нужных им знаний.
Работа в проекте изменяет позицию ребенка и позволяет реализовать в образовательном процессе «идею субъектности», суть которой состоит в том, что ребенок выбирает, действует, получает результаты и оценивает их сам. Взрослый (воспитатель) не определяет и жестко не регламентирует действия детей (если они, конечно, не идут вразрез с нормами морали и не создают угрозы для других), он представляет для ребенка право выбирать, что создает принципиально новую ситуацию, новые перспективы в образовании.
«Открывающаяся перспектива переживается ребенком как вызов, отвечая на который, он производит себя как субъект. Непредрешенность исхода действий здесь разрешается выбором. Тем самым, свою зависимость от обстоятельств ребенок превращает в зависимость обстоятельств от себя» (А. В. Петровский).
Границы возможностей и высокие ожидания устанавливаются и поддерживаются взрослыми и самими детьми. Для этого идеи (темы проекта, виды и формы работы), цели, действия и результаты всегда обсуждаются. На основе диалога с детьми взрослые получают возможность понимания того, что реально интересует детей, как они сами хотят распорядиться своим днем, какой видят свою деятельность; кто из детей нуждается в поддержке, помощи, обучении, а кто готов справиться со своим выбором сам; кто из детей продвигается в своих целях вперед, а кто предпочитает повторять знакомый опыт, идти за другими.
Проектная деятельность способствует развитию детской самостоятельности, сотворчеству детей и взрослых, развитию коммуникативных, познавательных и творческих способностей детей. Мы ведем детей от простого к сложному, обеспечиваем развитие творческой инициативы и самостоятельности детей, способствуем осуществлению непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их в решении практических задач.
С детьми старшего дошкольного возраста в МКДОУ «Ласточка» используются игровые проекты – групповые формы взаимодействия детей в деятельности. Способ ее организации характеризуется поэтапным практическим взаимодействием педагогов и воспитанников по достижению игровых целей.
Проекты могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Они включают в себя ряд мероприятий, направленных на достижение цели. К игровым проектам предъявляются следующие требования:
- обязательное получение продукта, который в дальнейшем будет использоваться в детской деятельности;
- включение игровых моментов, способствующих развитию коммуникативных навыков.
Проекты «проживаются» детьми, начиная со среднего возраста; отдаются предпочтения краткосрочным проектам, а именно: выпуск журналов про любимых сказочных героев, игрушек; оформление альбомов с фотографиями детей в различные их возрастные периоды и т.д. В работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание уделяется ролевым и творческим проектам.
Значимы и другие виды проектов, например:
• комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
• межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
• творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
• групповые: «Сказки леса», «Познай себя», «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Веселая астрономия»;
• индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
• исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
За годы работы некоторые темы проектов стали традиционными, например: «Один дома» (из цикла ОБЖ), осенний проект «Раз картошка, два картошка», «АБВГДейка», посвященные календарным датам: «Небесные странички» ко Дню космонавтики, «Салат из сказок» к ноябрьской театральной Неделе. Отдельная группа тем возникает, исходя из интересов детей. Так появились проекты «Цирк», «Неделя опытов», «Путешествие по странам».
Каждый учебный год под влиянием интересов и стремлений детей, требований времени изменяется тематика проектов.
Таким образом:
Метод проектов ориентирует весь воспитательный процесс на ребенка, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности; задействует эмоциональную сферу ребенка, усиливает мотивацию, развивает индивидуальную ответственность, учит партнерству и кооперации, взаимодействию;
Метод проектов позволяет вводить новое содержание в образование:
- в группе создается спонтанная и богатая атмосфера для обучения;
- каждый ребенок имеет свободный доступ к любому методическому пособию;
- каждый ребенок работает в своем ритме;
- каждый ребенок использует свои сильные стороны и приобретает свой опыт; каждый учится, используя свой стиль познания;
- все учатся у всех;
- проекты интегрируют различные аспекты знаний и действий.
Метод проектов предусматривает полную интеграцию содержания образования и всех видов детской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
В соответствии с введение стандарта дошкольного образования одним из направлений в педагогической деятельности является формирование общей культуры личности ребенка, развитие его социальных, нравств...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-359595-1386005504.jpg)
Педагогическое проектирование образовательной деятельности со старшими дошкольниками
Педагогическое проетирование образовательной деятельности со старшими дошкольниками, решающее задачи пропедевтики проектных умений. ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/10/picture-710692-1539194205.jpg)
Проектирование образовательной деятельности для индивидуального развития дошкольника с редствами дополнительной деятельности
Лекция на курсах повышения калификации для педагогов ДОУ. Раскрывает темы: 1. Проектирование образовательной деятельности. 2. Индивидуальное развитие ребенка дошкольного возраста. 3. Средства дополнит...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/18/picture-26919-1500388148.jpg)
Выступление на городском семинаре-практикуме по обмену опытом между МБДОУ ДС №31 и МАДОУ ДС №29 от 17.11.2022 "Проектирование образовательной деятельности с использованием инклюзивных и здоровьесберегающих современных образовательных технологий"
Тема выступления: Мастер-класс «Дыхательная гимнастика – как одна из форм здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольног...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/08/picture-1216714-1581181372.jpg)
Проектирование образовательной деятельности с детьми на основе применения образовательных технологий.
Методические материалы отражают применение избранных технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/08/picture-1216714-1581181372.jpg)
Проектирование образовательной деятельности с детьми на основе применения образовательных технологий.
Методические материалы отражают применение избранных технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/08/picture-1216714-1581181372.jpg)
Проектирование образовательной деятельности с детьми на основе применения образовательных технологий.
Методические материалы отражают применение избранной технологии....