Проектирование образовательной деятельности для индивидуального развития дошкольника с редствами дополнительной деятельности
учебно-методический материал на тему

Бабайцева Светлана Александровна

Лекция на курсах повышения калификации для педагогов ДОУ. Раскрывает темы: 1. Проектирование образовательной деятельности. 2. Индивидуальное развитие ребенка дошкольного возраста. 3. Средства дополнительного образования в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция на курсах повышения квалификации

Тема:

«Проектирование образовательной деятельности для индивидуального развития ребенка дошкольного возраста средствами дополнительного образования»

Автор-составитель:

Бабайцева Светлана Александровна

заместитель заведующего

МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида №25

«Рябинушка»

г.Мичуринск-наукоград

2015г.

        Тема нашей практической встречи состоит из трех мини-тем:

  1. Проектирование образовательной деятельности.
  2. Индивидуальное развитие ребенка дошкольного возраста.
  3. Средства дополнительного образования в ДОУ.

Начнем с первой мини-темы. Проектирование образовательной деятельности предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Вся образовательная деятельность дошкольного учреждения строится в соответствии с Основной образовательной программой каждого ДОУ.  Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

Образовательный процесс в ДОУ – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждому ребенку возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность.

Отсюда мы плавно переходим ко второй мини теме: «Индивидуальное развитие ребенка дошкольного возраста».

Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться российское образование 21 века, важное место занимает принцип индивидуализации.

В широком смысле индивидуализация образования предполагает переориентацию его на личность, на неповторимую индивидуальность воспитанника. В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности, а тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу на создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута  (ИОМ).

            Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции, прежде всего, направлена на преодоление несоответствия между уровнем, который задает  образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

Важность индивидуального подхода  подчеркивается в ФГОС ДО:

Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации – это:

  • п. 1.6 (задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей  возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования;
  • п. 2.10.2 (содержание) – способы и направления детской инициативы;
  • п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
  • п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его  образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);
  • п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника.

Необходимость построения индивидуальных образовательных программ коррекционной направленности обусловлена следующими факторами:

  • Растет число дошкольников, которые в связи с отклонениями в развитии и здоровье не могут обучаться по обычной системе.
  • Часть дошкольников не может в определенный период посещать детский сад из-за состояния здоровья, обстоятельств жизни в семье.
  • Появление педагогических систем, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент «Талантливые дети», «Смотри на меня как на равного», «Другие мы» и пр.
  • Расширяются материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а так же существующими стандартами содержания образования.

Таким образом, стандарт ориентирует работников дошкольного образования на становление системы личностных смыслов ребёнка, так как индивидуализация образования предполагает обращение к опыту и ценностным смыслам деятельности ребёнка, к созданию личного творческого образовательного продукта. Задачей педагога ДОУ становится переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка.

Применительно к дошкольному образованию точное определение индивидуального образовательного маршрута ребенка не описано, но практические работники дошкольных образовательных учреждений используют этот термин для разработки образовательной программы, направленной на развитие индивидуальных способностей, реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного (А.Н Малышкина, И.Ю. Аршинова, Н.А.Рошаль).

Анализ опыта работы педагогов-практиков позволяет нам определить структуру индивидуального образовательного маршрута развития ребенка дошкольного возраста.

Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольного возраста могут быть представлены как:

— определение потребностей и мотивов ребенка;

— постановка цели;

— определение условий, обеспечивающих достижение цели;

— определение технологического инструментария;

— определение направлений диагностического сопровождения воспитанника;

— разработка содержания индивидуального образовательного маршрута: условия и пути достижения коррекционных, педагогических целей;

— обсуждение результатов и корректировка образовательного маршрута.

Исходя из вышеизложенного, можно составить определение индивидуального образовательного маршрута ребенка – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании.

Но при этом необходимо конкретизировать: индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальный творческий маршрут. 

З.А. Ермакович анализируя практический опыт, отмечает, что «ребёнок вырастает пассивным и нетворческим, потому что в детстве не были созданы условия: отсутствовали развивающие игрушки, с ним мало разговаривали, ему редко предоставляли право выбора, ему не давали пробовать и ошибаться, его не хвалили за самостоятельность и независимость. Даже очень «тусклые» дети, если начать с ними регулярно играть, фантазировать, побуждать их думать и принимать решения, достаточно быстро меняются, начинают мыслить, искать, придумывать, у них появляется вкус к творчеству, уверенность в своей способности быть создателем нового, они обретают опыт творчества».

Признавая правомерность данных положений, мы приходим к выводу, что при формировании базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста рождаются и развиваются воображение и основанное на нем творчество. Именно творчество, которое, существует еще в неразвитой форме, позволяет детям дошкольного возраста самостоятельно выходить за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый продукт – оригинальный рисунок, постройку, новую сказку. При этом возрастает значение педагогического сопровождения ребенка в творческой деятельности.

Исследователи детского творчества Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.И.Савенков считают необходимым создавать педагогические условия для развития у дошкольников возможностей «самореализации в творческой деятельности» и рассматривать ребенка как субъект деятельности. В этой связи представляется логичным вывод Н.Н. Поддъякова, что индивидуальный творческий маршрут (ИТМ) ребенка дошкольного возраста – «это процесс детского развития, обусловленный воспитанием и условиями жизни, побуждается внутренними противоречиями и их разрешением; педагогическими условиями, которые превращают деятельность ребенка дошкольного возраста, первоначально складывающуюся под влиянием взрослого, в подлинную самодеятельность».

Объединив понятия, можно считать, что индивидуальный образовательно-творческий маршрут развития ребенка дошкольного возраста должен включать в себя сочетание разных видов деятельности в целях социальной самореализации личности и формирования его собственного опыта. Воспитатель должен обеспечить ребенку преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия проблемной ситуации и творческой деятельности, атмосферу благожелательности, принятия ребенка.

Опираясь на исследования А.И. Савенкова, Л.Пасечника, Е.Л.Солдатовой выделяются правила для воспитателя сопровождающего ребенка дошкольного возраста в творческой деятельности (в рамках индивидуального образовательно-творческого маршрута).

— Укреплять в себе позиции не противопоставления себя креативным детям.

— Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия воспитанника, не задевая его личность.

— Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий педагога истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к стремлению к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.

— От воспитателя требуется замечать даже небольшие успехи и достижения воспитанников с низкой мотивацией к деятельности, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

Развитие дошкольника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога – предложить ребенку спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.

Под выбором индивидуального образовательно-творческого маршрута развития ребенка дошкольного возраста в творческой деятельности, понимается создание специальных педагогических условий для возможности мотивации детей выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные и творческие интересы воспитанников.

Итак, подведем некоторый итог всему выше сказанному и поговорим теперь более конкретно о разработке ИОМ.

Разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)

ИОМ разрабатывается на всех детей, а не только на детей с проблемами в развитии и на детей с опережающим развитием.

ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению.

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития.

Индивидуальный творческий маршрут – это персональный путь развития личностного потенциала воспитанника в творческой деятельности.

Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка – это документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике. 

При разработке индивидуального маршрута выделяются следующие принципы:

  • принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;
  • принцип соблюдения интересов ребенка;
  • принцип опоры на детскую субкультуру. Проектирование деятельности по сопровождению индивидуального развития ребенка должно опираться на знание взрослыми опыта проживания возрастных кризисов. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами совладания с трудными ситуациями, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт. Именно это позволяет ему легко входить во взаимодействие со сверстниками и понимать жизнеустройство (формировать картину мира), сообразно своему возрасту.
  • принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению "навешивать ярлыки", понимание того, что есть норма. Нормы – это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях.

Карта индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь цель.

Цель ориентирована на достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

Цель использования карты – выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат – проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.

Способ построения ИОМ ребенка, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка.

Практика работы показывает, что наиболее оптимальный период работы – это планирование на 1-3 месяца.

Содержательная часть ИОМ

- Анамнез

общие сведения о ребенке (фамилия, имя, возраст, дата поступления в детский сад);

характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ;

краткая характеристика состояния его здоровья, включая частоту пропусков по болезни, нарушения осанки, развития стопы, зрения и т.д.

- Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного. Сюда также включаются:

  • показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности);
  • показатели уровня усвоения ребенком программного материала;
  • уровень готовности ребенка к обучению в школе;
  • выявление индивидуальных склонностей ребенка;

- Коррекционная (развивающая) работа по результатам диагностики, которая также планируется на срок, определенный временными отрезками и может содержать задачи образовательной работы по всем 5 образовательным областям;

- Индивидуальная сетка занятости ребенка (их может быть от 2 до 5);

- Рекомендации для родителей по организации индивидуальных занятий  и предметной развивающей среды дома в соответствии со склонностями ребенка.

Родители являются основными заказчиками данной работы. Без согласования с родителями работа не проводится.

- Контролирующая часть структуры ИОМ:

Текущий контроль

Отчетность (по истечении срока планирования инд. работы)

Выводы и дальнейшие рекомендации в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка

- Корректировка ИОМ

Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями условий.

Формы реализации ИОМ

Фронтальная работа

Подгрупповая работа

Индивидуальная работа

Индивидуальный подход в организации среды:

  • Центрирование (зонирование) образовательной среды. Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности;
  • Создание уголков для уединения;
  • Насыщение предметной среды содержанием, рассчитанным на разные уровни развития ребенка;
  • Каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство (место для хранения личных вещей.

Таким образом, складываются следующие этапы проектирования ИОМ, которые могут быть представлены следующим образом:

  • определение потребностей и мотивов;
  • постановка цели;
  • разработка содержания; определение технологического инструментария;
  • определение    направлений   диагностического   сопровождения воспитанника;
  • определение условий, обеспечивающих достижение цели;
  • обсуждение результатов и корректировка.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника.

ИОМ ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника, а также данные об усвоении программного материала.

Следовательно, в более широком понимании ИОМ – это интегрированная модель психолого-медико-педагогического пространства, создаваемого педагогом с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.

На основе перспективного плана составляется ИОМ на конкретного ребенка, который конкретизирует и уточняет объем, содержание и продолжительность  воздействия.  В ИОМ необходимо включать все мероприятия, способствующие коррекции выявленных нарушений с учетом актуального состояния ребенка и зоны его ближайшего развития.

Какова же форма составления индивидуального образовательного маршрута? Она бывает различна. В последних публикациях можно проследить следующее: ИОМ – это таблицы  с перечнем заданий по каждому разделу программы и графами результатов;  ИОМ в виде таблицы, в которых каждый педагог пишет рекомендации по коррекции недостатков познавательной, речевой и других сторон развития ребенка.

Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии детей. Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.

Повторю, что все сказанное выше скорее относится к коррекционной образовательной деятельности воспитателя в конкретной группе детей.

Это, как говорится, одна сторона медали.

Дошкольное детство – большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.

Актуальной задачей образовательного учреждения является выявление среди общей массы обучающихся одаренных детей и индивидуальная работа с ними.

Определимся с терминологией познавательных возможностей воспитанников: встречаются понятия «способности», «одаренность», «талант», «гениальность».

Способности – это индивидуальные способности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Одаренность – это выдающиеся способности личности.

Талант – это высокая степень одаренности в какой-либо деятельности, чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, она связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

К способным можно отнести почти всех детей, одаренные дети рождаются не часто, а гениев за всю историю человечества можно насчитать всего лишь 400. Часто одаренными детьми мы считаем просто очень старательных и ответственных детей, которые не подведут на очередной олимпиаде или НПК. Однако найти по-настоящему «одаренного» ребенка, да еще и во всем многообразии той образовательной деятельности, которую ведет воспитатель.

Определение одарённости ребенка – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. К  признакам одаренности относятся:

  • Высокие интеллектуальные способности
  • Высокие творческие способности
  • Способность к быстрому усвоению и отличная память
  • Любопытство, любознательность, стремление к знаниям
  • Высокая личностная ответственность
  • Самостоятельность суждений
  • Заинтересованность предметом

Выявлению этих способностей помогает диагностика (IQ, тест Айзенка, наблюдение, беседы).

После выявления одаренного ребенка необходимо создать условия в рамках образовательного учреждения, способствующие оптимальному развитию способностей ребенка.

Это  можно реализовать через дополнительное образование. Вот мы плавно подошли и к третьей мини-теме «Средства дополнительного образования детей».

Дополнительное образование в отличие от образовательного процесса, не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях. Оно характеризуется разнообразием содержательных аспектов деятельности (теоретический, практический, опытнический, исследовательский, прикладной и др.) и форм образовательных объединений (кружок, мастерская, студия, клуб, школа, лаборатория, секция и др.).

Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире. В дополнительном образовании педагог сам определяет «стандарт» освоения предмета или направления деятельности.

Сегодня дополнительное образование успешно реализуется не только в учреждениях дополнительного образования детей, но и в детском саду. В последние годы деятельность дошкольных учреждений в основном была направлена на разработку и внедрение новых программ, соответствующих индивидуальным возможностям детей и развивающих их интеллектуальный, эмоциональный, действенно-практический потенциал. Поэтому наряду с основными образовательными программами в ДОУ важное место стали занимать программы дополнительного образования дошкольников.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» дополнительное образование определяется как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования (гл. 1 ст. 2).

Закон определяет цели дополнительного образования детей и взрослых:
- формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых;
- удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- укрепление здоровья и организацию их свободного времени.
Дополнительное образование должно решать задачи адаптации детей в обществе, профессиональной ориентации, выявления и поддержки способных и талантливых детей, реализации программ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей (гл. 10  ст. 75). В законе есть два ключевых момента: дополнительное образование – единственный в РФ вид образования, который не завершается повышением уровня образования; в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не устанавливаются (гл. 2 ст. 11), это сфера вариативного содержания образования, развития личности в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами, особенностями.
 Вот здесь и необходимо построение ИОМ.

Индивидуальный творческий маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Приходим к выводу, что использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.

Выше мы с вами говорили о разработке ИОМ в рамках работы по реализации ООП ДОУ, где на основе диагностики образовательные задачи в большей или меньшей степени ставятся перед конкретным ребенком и решаются с помощью воспитателя.

Методика же построения индивидуального образовательного маршрута мало разработана, в особенности для использования в системе дополнительного образования. В многочисленных книгах и статьях о развитии детской одаренности много разных интересных задач, заданий, методик. Они использовались на протяжении долгого времени педагогами ДОУ для кружковой работы. Но как известно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его можно добиться только имея целостную систему – программу, или индивидуальный образовательный маршрут.

Да, это очень трудоемкая и объемная работа. Но составляя программу для деятельности кружка, студии, объединения, воспитатель может ориентироваться на определенные стороны личности ребенка, объединив несколько детей по уровняю развития, используя принцип дифференцированного подхода при постановке образовательных задач и подборе заданий в рамках одной темы.

Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего кружка.

Главный вопрос всякой образовательной программы или маршрута – как структурировать материал? Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.

Различные структуры образовательных программ могут быть представлены простыми геометрическими линиями.

Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх (Рис.1). Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному.

Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, основные требования которых систематичность и последовательность, довольно затруднительно.

Другой способ решения – структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов (Рис.2). В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм. Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий.

Второй принцип при разработке индивидуального образовательного маршрута возможен, но наиболее продуктивен – третий (Рис.3) – логарифмическая спираль.

Благодаря такой структуре, один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности воспитанников, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности.

Этапы составления ИТМ те же, что и при составлении ИОМ: диагностика, определение целей и задач, определение времени, определение роли родителей, разработка тематического и перспективного планов, определение содержания, форм работы, оценивания знаний, интеграция с другими специалистами, определение способов оценивания успехов.

Здесь хотелось представить вашему вниманию вот такую таблицу, которая поможет выявить, определить степень одаренности  (наклонности) дошкольника и очертить тот круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках дополнительного образования.

№ п/п

Качество личности

Характеристика качеств личности

Методы и формы работы

1.

Любопытство, любознательность, познавательная потребность

Любопытство характерно для каждого ребёнка и одарённого и обычного.

Любознательность -признак одарённости. Ребёнок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Одарённым детям в большей степени свойственно стремление к познанию.

Исследовательская деятельность в рамках детского проекта (проекты экологической, валеологической, речевой, математической направленности)

2.

Сверхчувствительность к проблеме

Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где всё представляется как будто ясным - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.

Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания.

3.

Склонность к задачам дивергентного типа

Дивергентность развития-многообразие появляющихся в ходе развития признаков и свойств, действий и способов поведения

на основе их постепенного

расхождения.

Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов.

4

Оригинальность мышления

Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных.

Работа по разработке новых идей или уже существующих.

5.

Высокая концентрация внимания

Способность долгое время

концентрировать внимание на одном объекте.

Сложные и сравнительно долговременные задания.

6.

Способность к оценке

Производное критическое

мышление

Задания   по анализу собственной или чужой деятельности

7.

Отличная память

Синтез    памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко  выражается в склонности к коллекционированию.

Задания  по ведению летописи, собирание материала для музея.

8.

Широта интересов

Одарённые дети могут ели не всё, то многое

Развивать и поддерживать широту интересов.

        В законе определено: к дополнительным образовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные программы (гл. 2 ст. 12).

Пример содержания такой программы:

1.Пояснительная записка

2. Целевой раздел

2.1.Цель программы

2.2.Задачи

2.3.Принципы

2.4.Этапы

2.5.Содержание программы

2.6. Технология реализации программы

3.Условия реализации программы

3.1.Методическое обеспечение

3.2.Методы, приёмы и формы организации образовательного процесса.

3.3.Материально-техническое и дидактическое обеспечение

3.4.Организационное обеспечение

3.5.Ожидаемые результаты

3.6.Оценка и анализ работ

3.7.Формы подведения итогов

3.8. Контроль

4.Литература

5.Приложения

        Пояснительная записка содержит некоторый проблемный анализ и раскрывает актуальность данной программы, применительно к конкретному возрасту детей.

        Целевой раздел охватывает цель, задачи; раскрывает принципы и подходы, этапы написания программы.

        Содержание программы: модули программы или тематический и перспективный планы.

        Технология реализации программы: годовой учебный график и учебный план.

        Условия реализации видны из дальнейшего содержания:

Методическое обеспечение – разработки по модулям программы, наглядные пособия, образцы изделий, специальная литература, диагностический инструментарий.

Методы, приёмы и формы организации образовательного процесса:

Объяснительно-иллюстративный метод в программе используется при сообщении учебного материала для обеспечения его успешного восприятия. Он раскрывается с помощью таких приемов, как беседа, рассказ, работа с иллюстрациями, демонстрация опыта.

Репродуктивный метод - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию педагога.

Частично-поисковый или эвристический. Основное назначение метода - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.

Немаловажными в работе с детьми являются используемые методы воспитания:

методы стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха помогает ребенку снять чувство неуверенности, боязни приступить к сложному заданию.

метод поощрения, выражение положительной оценки деятельности ребенка, включает в себя как материальное поощрение (в форме призов) так и моральное (словесное поощрение, вручение грамот, дипломов).

Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества учебно-воспитательного процесса и эффективному освоению учащимися знаний и навыков, развитию творческих способностей.

При планировании образовательного процесса предусматриваются различные формы обучения:

  • практические занятия (направлены на отработку умений выполнения различных видов деятельности).
  • творческая мастерская (по изготовлению художественных изделий)
  • экскурсии
  • конкурсы
  • выставки
  • концерты

Материально-техническое и дидактическое обеспечение.

  • Кабинет (хорошо освещенный), музыкальный (спортивный) зал. Помещения для проведения занятий  должны отвечать санитарным нормам.  
  • Учебное оборудование (комплект мебели).
  • Наглядные пособия (образцы изделий).
  • Дидактический материал (рисунки, схемы, эскизы, раздаточный материал, альбомы)
  • Подборка информационной и справочной литературы.
  • Материалы для работы (индивидуально для каждого кружка).
  • Иллюстрации, образцы работ, схемы (техника заполнения фигур), стихи, загадки.

Организационное обеспечение

  • Необходимый контингент воспитанников.
  • Привлечение к работе специалистов (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, старшего воспитателя).
  • Родительская помощь.
  • Связь со школой, Домом Культуры, с Домом творчества.

Ожидаемые результаты:

  • Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста, улучшение физического развития.
  • Развитие творческих способностей детей.
  • Положительно – эмоционального состояния ребенка на занятиях.
  • Научить понимать и любить русскую народную культуру.
  • Овладение  артистическими качествами, раскрытие творческого потенциала детей.
  • Создать предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального воспитания детей.
  • Овладение техникой изготовления изделий.
  • Обогащение активного и пассивного словаря детей.

Оценка и анализ работ:

Оценка и анализ работы кружка за определенное время (год) помогает педагогу выявить положительные и отрицательные результаты в работе, оценить себя и возможности детей.

Итогом усвоения дополнительной программы является серия коллективных работ по теме, которые будут представлены на выставке, а также выступления детей как внутри детского сада, так и на районных мероприятиях. При оценке и анализе работ учитывается возраст ребенка, его способности, достижения за конкретный промежуток времени.

Показатели сформированности умений:

1. Полнота - овладение всеми поэтапными действиями одного процесса.

2. Осознанность - насколько задание понятно и насколько продуманно оно выполняется.

3. Свернутость и автоматизм - в процессе овладения деятельностью некоторые действия могут выполняться на уровне подсознания.

4. Быстрота – скорость выполнения работы.

5. Обобщенность – способность переносить свои умения на другие задания. Полученные данные обрабатываются для получения полной и точной оценки работы педагога и детей.

При отборе детских работ на выставку учитываются:

1. Оригинальность сюжета, коллекции, цветового решения, разработанность деталей.

2. Самостоятельность выполнения работы.

3. Высокая степень воображения.

4. Аккуратность выполнения работы.

5. Грамотность при выполнении работы, соблюдение всех технологий.

Формы подведения итогов:

  • оформление выставочного стенда в ДОУ;
  • создание портфолио работ каждого воспитанника;
  • участие в областных и региональных выставках и конкурсах;
  • выступление на родительских собраниях.

Контроль

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

Промежуточный контроль.

Тестовый   контроль,   представляющий   собой   проверку   репродуктивного   уровня   усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.

Фронтальная и индивидуальная беседа.

Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.

Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.

Игровые формы контроля.

Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и  выставках декоративно- прикладного творчества разного уровня.

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения  по дополнительной программе, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческой  работы.

Конечным результатом выполнения программы предполагается участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

        Литература – указывается литература, которая использовалась при написании программы (обязательно: диагностические методики        и педагогическая и психологическая литература).

Приложение – различные картотеки, подборка фольклора, сценарии, конспекты.

Дополнительное образование в ДОУ чаще всего представлено кружковой работой и  давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы поражает далекого от дошкольной педагогики человека. Однако, какими бы разными, на первый взгляд, не были кружки, у них много общего, а в организации и функционировании они подчиняются общим закономерностям.

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).

Необходимо обратить внимание педагогов на два момента, зафиксированных в этом определении.

Во-первых: кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.

Во-вторых: Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.

Кружки в детском саду выполняют несколько функций:

- образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;

- социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;

- коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка,  позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

- воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями:

  • Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).
  • Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).
  • Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

Деятельность любого кружка  регулируется нормативно-правовыми

документами:

- Уставом ДОУ,

- Образовательной программой ДОУ,

- Положением о кружке

- Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый  конечный результат)

- Планом работы кружка на год,

- Списком детей

- Расписанием занятий 

- Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты)

Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии):

  • Изучение нормативно-правовой базы.
  • Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.
  • Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.
  • Разработка (подбор) программы кружка.
  • Разработка плана кружка на учебный год.
  • Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.
  • Реализация плана работы кружка на практике.
  • Анализ результативности работы кружка.
  • Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т.д.)

          Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.

Кружковая работа организуется  в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не должна дублировать ООП ДО

Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – от 1,5  до 7 лет.

Деятельность кружков проводится в группе, исследовательской лаборатории, музыкальном, физкультурном зале, в зависимости от темы  и образовательных задач.

Руководители кружков предоставляют  отчеты о результатах деятельности кружка на заседании итогового педагогического совета.

      Курс занятий рассчитывается в соответствии с требованиями СанПиНа и зависит от времени, отведенного на НОД по ООП ДОУ, которую реализует группа:

Максимально допустимый объём:

ясельная группа (от 1,5 до 3 лет) — 100 минут;

младшая группа (четвёртый год жизни) — 165 минут;

средняя группа (пятый год жизни) — 240 минут;

старшая группа (шестой год жизни) — 350 минут;

подготовительная группа (седьмой год жизни) — 750 минут.

Например, в программе «От рождения до школы» в ОО «Художественно эстетическое развитие» прописаны цели и задачи по конструктивно-модельной деятельности, а в расписании этой же программы такого занятия не стоит. Значит, отсюда следует, что эти цели и задачи мы можем реализовать с помощью кружковой работы, опираясь на предлагаемы методики, и прописать это в ООП ДОУ в части, формируемой участниками образовательного процесса. Аналогично можно поступить и с любой ОО (гл. 2 ст.11 ФЗ «Об образовании»).

Основной задачей педагога является нахождение правильной эмоциональной волны общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым.

Важно учесть, что сегодня организация всей образовательной деятельности и кружков в том числе предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:

– организация рабочего пространства;

– возможность детей заниматься по своим силам и интересам.

– игровой характер подачи любого материала;

Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм:

С детьми:

- Фронтальные занятия (групповые)

- Экскурсии

- Тематические прогулки

- Развлечения, досуги

- Участие в различного уровня конкурсах

С педагогами:

- Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов ДОУ

С родителями:

- Консультации, мастер- классы, выступления на родительских собраниях, информация на сайте.

Кружки могут быть различной направленности:

Физическое развитие

Социально - личностное развитие

Познавательно-речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Тематика кружков может быть разнообразна.

При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать:

- интересы детей и добровольность выбора ими кружка;

- возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;

- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

- нормы нагрузки на ребенка.

Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Кружковая работа усиливает, обогащает ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ.

Документация:

Программа кружковой работы.

Думаю, с дополнительным образованием мы более-менее разобрались. Теперь давайте поговорим о том, чем же отличается работа по введению дополнительных образовательных услуг от введения дополнительных платных образовательных услуг.

Итак, дополнительные "платные образовательные услуги" – это осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение (далее - договор);    

 Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные исполнителями при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются лицам, оплатившим эти услуги.
    Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
    
Отказ заказчика от предлагаемых ему платных образовательных услуг не может быть причиной изменения объема и условий уже предоставляемых ему исполнителем образовательных услуг.

Исполнитель обязан обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора.
     Исполнитель вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств исполнителя, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения заказчика и (или) обучающегося.

     Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Работа по организации введения ДПОУ та же, что и при организации просто дополнительных образовательных услуг.

Чтобы определить социальный заказ на оказание платной услуги, нужно провести анкетирование среди родителей. Например:

АНКЕТА

изучения запросов родителей (законных представителей) в предоставлении дополнительных платных образовательных услуг.

Уважаемые родители! В целях обеспечения всестороннего развития и формирования личности Вашего ребенка, улучшения качества личностно-ориентированной образовательной среды на основе расширения спектра образовательных услуг администрация МБДОУ «…» просит Вас ответить на вопросы данной анкеты. Ваше мнение будет учтено при формировании системы платных образовательных услуг.

1

Ф.И.О. ребенка______________________________________________________________

Группа ____________________________________________________________________

2

Удовлетворены ли Вы организацией образовательной деятельности, воспитательной работы в детском саду (нужный ответ подчеркните)

Да

Не совсем

Нет

3

Какие виды дополнительных платных образовательных Вы бы хотели получать для Вашего ребенка непосредственно в ДОУ.

В сфере организации развивающего обучения

- развивающие игры

- изодеятельность

- театрализованная деятельность

В сфере дошкольной подготовки

- логическое мышление и математические способности

- обучение грамоте

- логопедические услуги

В сфере оздоровительной деятельности

- хореография

- физкультура

Другое (ваше предложение)

Обратите внимание, услуги обозначены не так, как в ООП ДО.

Теперь можно подвести итог всему выше изложенному: построение образовательного процесса сегодня должно быть с использованием индивидуального образовательного маршрута, независимо от того, каких целей мы при этом хотим достигнуть. А для этого нам не избежать дополнительного образования детей, при этом определиться платно это делать или бесплатно.

 

Практическое задание:  в соответствии с названием кружка определите его направленность по характеру деятельности, поставьте несколько образовательных задач.

Название

Направление, задачи

«С чего начинается Родина?

 

«Здоровячок»

 

«Веселые пальчики»

«Цветные числа»

«Рюкзачок»

«Юные волшебники»

«Шалунишки»

«Болтунишка»

«Дело мастера боится»

«Творим, выдумываем, сочиняем»

«Мукасол»

«Волшебный мир оригами»

«Светелушка»

«Прикоснись к природе сердцем»

«Познай себя»



Подписи к слайдам:

1.Пояснительная записка2. Целевой раздел 2.1.Цель программы2.2.Задачи2.3.Принципы2.4.Этапы2.5.Содержание программы2.6. Технология реализации программы3.Условия реализации программы3.1.Методическое обеспечение3.2.Методы, приёмы и формы организации образовательного процесса.3.3.Материально-техническое и дидактическое обеспечение3.4.Организационное обеспечение3.5.Ожидаемые результаты3.6.Оценка и анализ работ3.7.Формы подведения итогов3.8. Контроль4.Литература5.Приложения
Методы, приёмы и формы организации образовательного процесса:Объяснительно-иллюстративный метод в программе используется при сообщении учебного материала для обеспечения его успешного восприятия. Он раскрывается с помощью таких приемов, как беседа, рассказ, работа с иллюстрациями, демонстрация опыта. Репродуктивный метод - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию педагога. Частично-поисковый или эвристический. Основное назначение метода - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем. Немаловажными в работе с детьми являются используемые методы воспитания: методы стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха помогает ребенку снять чувство неуверенности, боязни приступить к сложному заданию. метод поощрения, выражение положительной оценки деятельности ребенка, включает в себя как материальное поощрение (в форме призов) так и моральное (словесное поощрение, вручение грамот, дипломов).Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества учебно-воспитательного процесса и эффективному освоению учащимися знаний и навыков, развитию творческих способностей.
При планировании образовательного процесса предусматриваются различные формы обучения:практические занятия (направлены на отработку умений выполнения различных видов деятельности).творческая мастерская (по изготовлению художественных изделий)экскурсииконкурсывыставки концерты
Материально-техническое и дидактическое обеспечение.Кабинет (хорошо освещенный), музыкальный (спортивный) зал. Помещения для проведения занятий должны отвечать санитарным нормам. Учебное оборудование (комплект мебели).Наглядные пособия (образцы изделий).Дидактический материал (рисунки, схемы, эскизы, раздаточный материал, альбомы)Подборка информационной и справочной литературы.Материалы для работы (индивидуально для каждого кружка).Иллюстрации, образцы работ, схемы (техника заполнения фигур), стихи, загадки.Организационное обеспечениеНеобходимый контингент воспитанников.Привлечение к работе специалистов (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, старшего воспитателя).Родительская помощь.Связь со школой, Домом Культуры, с Домом творчества.
Ожидаемые результаты:Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста, улучшение физического развития.Развитие творческих способностей детей.Положительно – эмоционального состояния ребенка на занятиях.Научить понимать и любить русскую народную культуру.Овладение артистическими качествами, раскрытие творческого потенциала детей.Создать предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального воспитания детей.Овладение техникой изготовления изделий.Обогащение активного и пассивного словаря детей.

Оценка и анализ работ:Оценка и анализ работы кружка за определенное время (год) помогает педагогу выявить положительные и отрицательные результаты в работе, оценить себя и возможности детей.Итогом усвоения дополнительной программы является серия коллективных работ по теме, которые будут представлены на выставке, а также выступления детей как внутри детского сада, так и на районных мероприятиях. При оценке и анализе работ учитывается возраст ребенка, его способности, достижения за конкретный промежуток времени. Показатели сформированности умений:1. Полнота - овладение всеми поэтапными действиями одного процесса.2. Осознанность - насколько задание понятно и насколько продуманно оно выполняется.3. Свернутость и автоматизм - в процессе овладения деятельностью некоторые действия могут выполняться на уровне подсознания.4. Быстрота – скорость выполнения работы.5. Обобщенность – способность переносить свои умения на другие задания. Полученные данные обрабатываются для получения полной и точной оценки работы педагога и детей.При отборе детских работ на выставку учитываются:1. Оригинальность сюжета, коллекции, цветового решения, разработанность деталей.2. Самостоятельность выполнения работы.3. Высокая степень воображения.4. Аккуратность выполнения работы.5. Грамотность при выполнении работы, соблюдение всех технологий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников»

Педагогом представлен материал по использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников....

«Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

Вы со мной согласитесь, что до сих пор в основе нашей педагогической деятельности стоит парадигма: «взрослый сказал, ребенок выучил и выполнил»....

МАСТЕР-КЛАСС «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию современных образовательных технологий  в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкол...

Консультация на тему:Использование современных образовательных ИК технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед и это, несомненно, существенно меняет практику повседневной жизни. Нам, педагогам дошкольного образования следует адаптиро...

«Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС»

У нас в дошкольном учреждении прошел педагогический совет по теме «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников ...