Особенности развития коммуникативных умений в процессе обучения
консультация (подготовительная группа) по теме

Марина Александровна Лукьянова

 

Мироненко М.А.

педагог-психолог МАОУ Центр «Семья»

 

 Особенности развития коммуникативных умений в процессе обучения

 

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В этот период происходит психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Так как младший школьный возраст является наиболее синзитивным, к восприятию различного рода информации, мы полагаем, что развитие коммуникативных умений должно происходить с первых дней ребенка в детском саду,и продолжаться в школе. В этом возрасте (5 - 6 лет) он особо испытывает потребность в общении, пытаясь грамотно излагать свои мысли. Становясь учеником, у ребенка возникает желание общаться «на равных» со взрослыми, быть понятым и услышанным другими людьми.
Эта форма отношений ребенка со взрослым получило название внеситуативно - личностного общения. Ребенок, владеющий этой формой общения, воспринимает взрослого как неприкасаемый авторитет, образец для подражания. Его требования выполняются точно и беспрекословно, на его замечания не обижаются, напротив, к критическим словам взрослого относятся с повышенным вниманием, на указанные ошибки реагируют по – деловому, стараются как можно быстрее их исправить, внеся в работу необходимые изменения.
При таком отношении к педагогу дети способны вести себя на занятии в соответствии с требованиями: не отвлекаться, не заводить с воспитателем разговоры на посторонние темы, не выплескивать свои эмоциональные переживания и т.п.
Не менее важной стороной в развитии коммуникативных умений является способность ребенка к общению, умение устанавливать отношение сотрудничества с другими детьми. Способность к общению включает в себя: 1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»); 2) умение организовать общение («Я умею») включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; 3) знание норм и правил которым необходимо следовать при общении с окружающими  («Я знаю!»). Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, но большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из – за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношение с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Потому мы считаем, что необходимо уделять большое внимание общению в детском коллективе, особенно на занятии в процессе обучения, чтобы видеть какую роль играет на занятии тот или иной ребенок, видеть способности детей: к сотрудничеству, лидерству, проявлению инициативы. Наиболее часто педагогов беспокоят такие индивидуальные особенности ребенка, как медлительность, упрямство, неуравновешенность, эгоизм, агрессивность, неуверенность в себе, страхи, вранье и т.п. Для того, чтобы помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять их причины. К ним мы относим: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку. 

Еще одной причиной коммуникативных проблем ребенка могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, ухода в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают  трудности в общении дети с двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость или мнительность. Вследствие чего, у детей подготовительной группы могут проявиться следующие неблагоприятные характеристики:

- отсутствие способности к эмоциональной саморегуляции и контролю за своим поведением;

- множество отрицательных эмоций и страхов, к которым ребенок постоянно возвращается при общении;

- неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей.

Для того, чтобы предотвратить появления неблагоприятных характеристик у воспитанников, необходимо создать благополучную для ребенка обстановку, которой является:

а) выраженное переживание удовольствия от общения со сверстниками, детьми по группе, близкими людьми;

б) уверенность в своих силах, удовлетворение собой, сделанной работой;

в) умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих (сверстников, педагога).

 г) ощущение свободы, автономности при общении со сверстниками,     педагогом, родителями.
 Умение успешно взаимодействовать со сверстниками, выполнять совместные учебные действия имеет большое значение для освоения полноценной учебной деятельности, которая по сути своей является коллективной. 
Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. 
Если у ребенка к 5 – 7-ми летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из воспитанников в группе, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношение продолжительное время, это значит так же, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.
Несмотря на общую для детей потребность в общении, ее проявление происходит по-разному. Отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении дошкольного возраста. Для детей 6 – 7 лет друзья – это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется прежде всего внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т.п. В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи не прочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.
Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы, разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.
Постепенно, по мере освоения ребенком социальной действительности, у него складывается система личностных отношений в группе. Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.
Коммуникативные умения развиты у длшкольников неодинаково. Среди них выделяются лидеры, отличающиеся коммуникативностью. Они легко вступают в общение, могут организовать, поддержать, умеют убеждать сверстников и взрослых. В то же время есть учащиеся, испытывающие трудности в общении: застенчивые, неуверенные. Общительность и противоположная ей замкнутость имеют возрастную и временную устойчивость, и проявляется уже в дошкольном возрасте.
Стремясь к взрослению, дошкольник подобно губке «впитывает» в себя всю необходимую информацию.  Именно  поэтому необходимо создать в процессе образования условия для успешной осмысленной деятельности, в которой учащийся приобретал бы опыт реализации коммуникативных умений, рефлексии и корректировки своего коммуникативного поведения, а так же пробовал бы себя в различных коммуникативных ролях.
Данные социометрических исследований показывают, что положение воспитанника в системе сложившихся в группе коммуникативных отношений определяется рядом факторов, общих для разных возрастных групп. Так, например, дети, получающие наибольшее число выборов от сверстников( «звезды» ), характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазией;.
Группа дошкольников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, так же обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости. Капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих друзей неаккуратны и неряшливы. 
«Непривлекательные» для сверстников дети характеризуются следующими особенности: непричастность к классному активу; неопрятность; плохая учеба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с нарушителями дисциплины, а так же плаксивость.
Таким образом, воспитанники оценивают своих сверстников, прежде всего по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а так же по тем, на которые больше всего обращает внимание учитель. От взрослого дошкольник ждет оценки своих действий или информации. У взрослого он учиться, взрослый выступает в качестве арбитра в спорных вопросах. Общаясь же с товарищами, ребенок управляет действиями партнера по общению, контролирует их, делает замечание показывает свой собственный образец поведения, деятельности, демонстрирует свои знания, умения, способности, тем самым развивая свои коммуникативные умения. Безусловно, этим коммуникативный опыт ребенка, не ограничивается, в том числе и в группе, где формирование коммуникативных умений дошкольников происходит под четким руководством педагога.
Для развитых коммуникативных умений характерно знание норм и правил, которыми руководствуются люди в дружеских отношениях, - это равноправие, уважение, умение понять, слушать и слышать партнера по общению, прийти на помощь. Принципиальное значение имеет наличие у ребенка таких качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, инициативность. Их основой является позитивная самооценка. В младшем дошкольном возрасте у детей складывается определенная самооценка относительно своих способностей и общих возможностей. Наиболее благоприятный вариант, когда самооценка достаточно высока и адекватна. Условием этого является знание ребенком своих способностей и наличие возможности для их реализации.  

Среди используемых педагогами средств для развития у  дошкольников коммуникативных умений особое место занимают игры и игровые упражнения, направленные на развитие интереса к общению со сверстниками, помогающие воссоздать различные ситуации общения. Е. А. Киянченко предлагает использовать в работе с дошкольниками по развитию их коммуникативных способностей игровые ситуации. Учащиеся разыгрывают ситуации, когда им предлагают выступить в общении с незнакомым человеком, помириться с другом, разрешить возникший спор. Так же в работе с детьми используются  и совместные игры, в ходе которых они учатся сотрудничать друг с другом, делать правильный выбор, понимать и принимать друг друга.

          Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать из игры не развлечение, а игру-работу как одну из форм организации учебной деятельности. В этом случае труд выступает средством познания, проявляя свою нравственную, воспитательную ценность. В руках воспитателя игра - это «инструмент» обучения и воспитания.

После проведения игр и игровых упражнений воспитатель совместно с детьми анализируют действия и поступки каждого ребенка, обсуждают различные варианты выхода из сложившихся ситуаций с тем, чтобы дети приобрели необходимый опыт взаимодействия с окружающими людьми, расширяли свои представления о правилах общения. Благодаря нравственному и интеллектуальному росту у детей возникает способность преодолевать импульсивность своего поведения, развиваются умения и навыки общения. (Киянченко Е. А.)

Итак, в процессе обучения дошкольников выделяют следующие особенности развития коммуникативных умений: 1) возникает желание общаться с взрослым «на равных»; умение организовывать общение; желание вступать в контакт с окружающими; способность к лидерству; замкнутость, трудности в общении. Несмотря на общую дошкольников потребность в общении, ее проявление происходит по-разному. Необходимо помогать ребенку наладить отношение с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mironenko_m.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мироненко М.А.

педагог-психолог МАОУ Центр «Семья»

Проблема развития коммуникативных умений в теории и практике обучения

На сегодняшний день стандартная школа направлена на решение двух основных задач. Во-первых, она должна вооружить учащихся прочными знаниями, во-вторых, подготовить к жизни, сформировав важнейшие умения и навыки.

Проблема развития коммуникативных умений волнует как психологов, так и педагогов, которые знают, как нелегко бывает современным ученикам, особенно первоклассникам, адаптироваться к школе, найти общий язык с педагогом и сверстниками.  А между тем перед учениками и учителем стоят непростые задачи, от решения которых зависит не только успешность в обучении, общении с одноклассниками, но и эмоциональное отношение к школьной жизни, психологическое и физическое состояние первоклассников.

Для того чтобы определить сущность коммуникативных умений, необходимо обратиться к понятиям общение и коммуникация. В Большом энциклопедическом словаре коммуникация трактуется как общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия.[28, с.611] Понятия «коммуникация» и «общение» также отождествляются в педагогическом [3, с.517] и философском энциклопедическом  словарях «…процессы социального взаимодействия, взятые в их знаковом аспекте».[44, с.814]

В психолого-педагогической литературе существует два подхода к решению проблемы соотношения понятий «коммуникация» и «общение»: В соответствии с одним из них оба понятия отождествляются. Так, в словаре иностранных слов коммуникация (communicatio) определяется как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании».

Р. С. Немов определяет общение как обмен информацией между людьми, их взаимодействие.[25, с.624] Так же он включает в коммуникативные умения следующее:

1) умение успешно взаимодействовать с другими людьми;

2) умение убеждать других;

3) умение оказывать влияние на других людей.

 Любые умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения (взаимодействие речевых субъектов). Таким образом, под коммуникативными умениями мы будем понимать – освоенные субъектом способы выполнения коммуникативных действий, определяющие его готовность к общению.

Развитие коммуникативных умений младших школьников осуществляется в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Предпосылкой к развитию коммуникативных умений выступает наличие высокой потребности к общению, стремление вступать в контакт с окружающими.

Выдающиеся отечественные психологи Б. Г.Ананьев и В. Н. Мясищев  в своих трудах, посвященных познанию людьми друг друга, четко выделили три компонента, которые необходимо иметь ввиду каждому исследователю при разработке проблем общения: 1) познание людьми друг друга; 2) эмоциональное отношение их к друг другу; 3) взаимопонимание партнеров по общению. Развитие этих теоретических позиций по проблемам общения продолжено их учениками и последователями (А. А. Бодалев, Г. М. Андреева, А. В. Петровский и др.).[1, 22]

Для определения круга коммуникативных умений, рассмотрим их известные классификации. Наибольший интерес представляет определение коммуникативных умений, даваемое в психологических и педагогических науках.

Структура коммуникативных умений, используемая иностранными учеными, рассмотрена Ю. М. Жуковым. В частности он отмечает, что «…одни подразумевают под умениями прежде всего поведенческие навыки, другие способность понимать коммуникативную ситуацию, третьи — способность оценивать свои ресурсы и использовать их для решения коммуникативных задач»[13, с.223]. Чаще всего используется следующая классификация коммуникативных умений. Коммуникативные умения состоят из блока общих умений и блока специальных умений. В свою очередь общие умения делятся на умения говорения и умения слушания. В обоих блоках выделяют как вербальные составляющие, так и невербальные. Причем наибольшее внимание уделяется формированию умений слушать и умений невербального общения. Аргументируется это тем, что в рамках традиционной системы обучения не формируется эта группа умений, кроме того, невербальные реакции происходят на уровне подсознания, что требует дополнительных усилий для формирования сознательных умений пользования этими реакциями. К специальным коммуникативным умениям относятся в основном умения необходимые в профессиональной деятельности (умения провести презентацию, деловую беседу, организовать производственное совещание, инструктировать подчиненных).

Существует также и более подробная классификация коммуникативных умений. Выделяют, например, умения проводить консультации, умения работать с группой, навыки письменной речи, умения вести телефонные переговоры, умения давать оценку себе, другим, группе, процессу, событиям, умение организовывать позитивную обратную связь, умение поставить себя на место другого, навыки уместной самоподачи и другие. Особенности приводимых классификаций заключаются в том, что их авторы имеют различия в социальной позиции, теоретической основе и практических целях.

В России, еще в начале развития методических идей, рассматривались некоторые коммуникативные свойства личности, таким ученым как К. Д. Ушинский. Он считал важной целью образования подготовку учащихся к практической деятельности, для которой необходимы реальные прикладные знания; было сформулировано одно из важных коммуникативных умений, без использования самого термина, — умение легко, понятно, красиво говорить на своем языке[43].

Анализируя общение как коммуникативный обмен, Л. А. Петровская выделяет целый спектр коммуникативных умений, и, прежде всего, называет умение выслушивать собеседника. Важна также способность партнеров обмениваться сведениями друг о друге — этот феномен называется межличностная обратная связь. Навык использования обратной связи является необходимым коммуникативным умением. Л. А. Петровская выделяет условия развития эффективной обратной связи: 1) описательный характер, т. к. обратная связь в оценочной форме, малоэффективна; 2) неотсроченность, т. к. обратная связь необходима в момент общения; 3) обратная связь должна относиться к конкретному проявлению, отдельному поступку, а не к поведению вообще, к конкретному человеку, а не к людям вообще и исходить из конкретного источника[27].

По мнению Р. С. Немова необходимо обращать внимание на то, что и как говорят учащиеся, как они реагируют на действия людей, выявлять мысли и чувства, сопровождающие у школьников акты их общения с другими людьми, трудности, с которыми они сталкиваются, вступая в контакты с окружающими. Автор выделяет поведенческие (внешние) и психологические (внутренние) компоненты общения. Поведенческий компонент состоит из вербальной (речевое высказывание) и экспрессивной форм поведения (тон голоса, темп речи, выражение лица, мимика, жесты). Психологические компоненты — это мысли, чувства, ожидания и установки, сопровождающие акты общения. Психологически подготовленный к общению человек — это тот, кто усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы произвести хорошее впечатление и оказать необходимое влияние на других участников общения[24].

Таким образом, коммуникативные умения есть, по нашему мнению, способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные  стратегии коммуникации, оценивать успешность коммуникации, быть готовым к изменению собственного речевого поведения. Все перечисленное есть не что иное, как необходимые условия  успешной коммуникации. Другими словами, коммуникативные умения – это готовность и способность к осуществлению успешной коммуникации. По-видимому, успешной можно считать коммуникацию, участники, которой либо достигли своих целей, либо в их позициях произошли изменения, которые рассматриваются ими как позитивные. Вследствие этого, ученые (Ю. В. Касаткина, Т. А. Ладыженская, Р.В. Овчаров) выдвигают  требования к коммуникативным умениям, которые предусматривают как устную (дискуссии, доклады, презентации), так и письменную (чтение, понимание и написание различных видов текстов) формы коммуникации.

1.Устная коммуникация

Способность участвовать в обсуждении и (или) дискуссии один на один или в группе означает, что учащийся на первом уровне умеет: а) получать информацию о предмете дискуссии, чтобы говорить то, что имеет к нему отношения; б) выражаться ясно и адекватно в ситуации; в) слушать и понимать речь участников, соотносить свои высказывания с ними.

На втором уровне учащийся умеет: а) поддерживать дискуссию относительно простых предметов адекватно ее целям и ситуации, приводя аргументы, высказывая мнения и идеи; б) владея, в том числе, и невербальными средствами коммуникации: манера, жесты, громкость голоса и др.

На третьем уровне учащийся умеет: а) поддерживать дискуссию относительно сложных предметов адекватно ее целям и ситуации, то есть решать, когда и в кокой мере участвовать в дискуссии для достижения ее цели; б) стимулировать окружающих к эффективному участию в дискуссии, создавая возможность включения их в дискуссию.

2.Письменная коммуникация

На первом уровне учащийся должен уметь: а) получить совет о том, что необходимо читать на данную тему, например, для того, чтобы собирать информацию – факты, идеи, мнения и инструкции; б) определять основную идею в относительно простых текстах, например, в письмах, записках, газетных и журнальных статьях и т.д.; в) пользоваться справочником и словарем; г) прибегать к посторонней помощи в случае сомнения по поводу прочитанного текста.

На втором уровне учащийся должен уметь: а) использовать различные источники для получения информации, например, находить и поставлять факты, идеи, мнения и инструкции; б) бегло просматривать материал и определять основную идею относительно простого текста – отчетов, учебников, статей; в) обобщать полученную информацию, например, в виде письменного отчета или устно.

На третьем уровне учащийся должен уметь работать с более сложным материалом: а) бегло просматривать объемные материалы – учебники, вторичные источники информации, статьи и отчеты для вычленения необходимой информации; б) использовать дополнительную литературу для того, чтобы понять причинно-следственные связи и получить информацию из текста или изображения; в) синтезировать полученную информацию, например, например, в отчетах и презентациях давать собственную интерпретацию предмета.

Все  умения  сгруппированы, из них и состоят коммуникативные умения. Это умения, связанные с анализом и обобщением информации, участием в обсуждениях и  публичных выступлениях, составлением разных текстов (деловые документы, эссе, программы, письма и т.п.).[27;16]

Весьма вероятно, что каждый человек проявляет некоторые из перечисленных нами видов умений, преследуя личностно значимые цели. Так что в каком-то смысле каждый знает, как действовать эффективно. В результате люди, способные ясно выразить свои цели, имеют возможность стать лидерами просто потому, что, когда цели выражены, другие люди способны принять участие в достижении этих целей, уже не нуждаясь в специальных указаниях или в помощи для приобретения  специальных навыков.[19;40]

Итак, коммуникативные умения проявляются в успешном взаимодействии с другими людьми, в умении убеждать других, добиваться взаимопонимания, оказывать на них влияние. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям в формировании у них коммуникативных умений, научить их общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые для этого навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития коммуникативных умений в процессе обучения

Мироненко М.А.педагог-психолог МАОУ Центр «Семья» Особенности развития коммуникативных умений в процессе обучения  Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления...

Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе обучения

Начало старшего дошкольного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В этот период происходит психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематическ...

Консультация для воспитателей: «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе работы над связной речью».

Консультация для воспитателей: «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе работы над связной речью»....

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Обеспечить развитие кадрового потенциала в процессе внедрения ФГОС ДО через использование активных форм методической работы....

Тренинговое занятие на развитие общения и развитие коммуникативных умений. Тема: Развитие общения и коммуникативных умений.

Тренинговое занятие на развитие общения и развитие коммуникативных умений.Тема: Развитие общения и коммуникативных умений. Цели: - Изучение разных стилей общения- Развитие базисных коммуника...

Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе обучения

Материал посвящен проблеме формирования коммуникативных способностей дошкольников. В ней рассматриваются конкретные формы и методы развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного во...