ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (средняя группа) на тему
В статье представлены результаты экспериментального исследования по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tarasovakoryako.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.2:796.2(045)
ББК 74.100
ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТАРАСОВА СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический
институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,
КОРЯКО ОКСАНА ГРИГОРЬЕВНА
МАОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия № 119», г. Саранск, Россия,
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: физические качества, ловкость, быстрота, подвижная игра, дошкольник.
АННОТАЦИЯ: В статье представлены результаты экспериментального исследования по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.
MOBILE GAME AS A MEANS OF DEVELOPING PHYSICAL QUALITIES OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
TARASOVA SVETLANA
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,
CORACO OKSANA
Of municipal educational institution for children of preschool and younger school age «Progymnasium № 119», Saransk, Russia
KEYWORDS: physical quality, agility, speed, mobile game, preschooler.
ABSTRACT: The article presents the results of an experimental study on development of physical qualities in children of preschool age through mobile games.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие ребенка и оздоровление ребенка.
В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.
Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.
Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия.
Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств.
В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует, целеустремленно приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и, тем самым, совершенствуя движения.
А. В. Кенеман писала: «В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому, все производимые здесь движения и действия вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью»[1, с. 9].
Как двигательная деятельность подвижная игра обладает определенной спецификой: она требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановке.
В подвижных играх ребенок учится регулировать степень напряжения внимания и мышечной деятельности в зависимости от складывающейся игровой ситуации. Он может чередовать движения с отдыхом. Это содействует воспитанию наблюдательности, сообразительности, способности ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели.
Рассмотрим опытно-экспериментальный фрагмент развития таких физических качеств, как ловкости и быстроты посредством подвижных игр.
Цель исследования: определить методические условия эффективного использования подвижной игры как средства развития быстроты и ловкости у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс воспитания физических качеств у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: развитие ловкости и быстроты у детей 6-7 лет, посредством подвижных игр.
Экспериментальная работа по развитию ловкости и быстроты посредством подвижных игр у детей 6-7 лет проводились на базе МАОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста городского округа Саранск «Прогимназия № 119».
В эксперименте участвовало 18 детей подготовительной группы.
Цель констатирующего этапа эксперимента: выявление уровня развития ловкости и быстроты детей подготовительной группы детского сада. Использовалась методика Э. Я. Степаненковой бег на 30 м. на определение уровня сформированности быстроты и ловкости у детей 6-7 лет [2, с. 361].
Предварительная работа осуществлялась следующим образом: на беговой дорожке (ширина – 3 м, длина – 30 м.) отмечают линии старта и финиша. На расстоянии 3 м финиша устанавливают яркий ориентир, чтобы дети не снижали скорость задолго до финишной линии. Готовят флажок, секундомер.
Методика обследования: инструктор проводит несколько разогревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища и ног: комплекс общеразвивающих упражнений «Рисуем шары».
- «Рисуем головой». И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.Круговые движения головой в разные стороны (по четыре раза).
- «Рисуем локтями». И.п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1-2 – круговые движения локтями вперед; 3-4 – круговые движения локтями назад (по четыре раза).
- «Рисуем туловищем». И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения туловищем сначала влево, затем вправо (по три раза).
- «Рисуем коленом». И.п. – одна нога, согнутая в колене, поднята и отведена в сторону, руки на поясе. 1-3 – круговое движение коленом левой (правой) ноги; 4 – вернуться в исходное положение (по три раза).
- «Рисуем стопой». И.п. – одна нога согнута в колене и приподнята, руки на поясе. Вращательные движения стопой в разные стороны (по восемь раз).
После разминки инструктор предлагает детям добежать до яркой стойки как можно быстрее. Затем инструктор с секундомером и протоколом занимает позицию на финише и фиксирует показатели. Воспитатель вызывает на старт двух детей – двух мальчиков или двух девочек. На старте дети принимают удобную для них позу. Воспитатель подает команды: «Внимание» (поднимает флажок), «Марш» (опускает его). Во время бега дети подбадривают друг друга, называя по имени. На старт возвращаются шагом и делают вторую попытку.
По данной методике существуют следующие нормативы:
Высокий уровень – мальчики: 7,6 и менее; девочки: 8,2 и менее
Средний уровень – мальчики: 7,7-8,2; девочки: 8,3-8,8
Низкий уровень–мальчики: 8,3 и более; девочки: 8,9 и более [2, с. 38].
Определение уровня сформированности ловкости.
Предварительная работа.
На беговой дорожке выделяют 10-метровый отрезок: на старте – два мешочка с песком весом 200 г, на финише – стул.
Методика обследования.
Инструктор дает задание пробежать как можно быстрее между кеглями, не задев их. По команде ребенок бежит к финишу. Инструктор, находясь на финише, фиксирует количественные показатели. Предусмотрены две попытки.
По данной методике существуют следующие нормативы:
Высокий уровень – мальчики: 4,5 и менее; девочки: 5,0 и менее
Средний уровень – мальчики: 5,0-4,5; девочки: 6,0-5,0
Низкий уровень – мальчики: 4,9 и более; девочки: 5,9 и более [2, с. 38].
В итоге проведенного констатирующего эксперимента можно сделать следующий вывод, что у шести детей (34 %) – высокий уровень развития быстроты; у троих (17 %) – низкий уровень; и у 9 детей (50 %) – средний уровень; у шести детей (34 %) – высокий уровень развития ловкости; у восьми (44 %) – средний уровень развития ловкости; и у четырех (22 %) – низкий уровень. В связи с этим возникает возможность совершенствования уровней развития ловкости и быстроты. Для реализации данной цели мы разработали блок занятий с использованием подвижных игр.
Констатирующий эксперимент, проведенный нами с целью определения уровня развития ловкости и быстроты у дошкольников 6-7 лет, показал разнородный уровень развития ловкости и быстроты дошкольников. На формирующем этапе исследования были созданы 2 группы детей – контрольная и экспериментальная.
Для работы по воспитанию ловкости и быстроты с детьми экспериментальной группы в непосредственной образовательной деятельности были использованы различные упражнения на развитие этих физических качеств, а также подвижные игры.
С детьми экспериментальной группы проводилась работа по формированию физических качеств, проводились подвижные игры. Для этого был разработан комплекс подвижных игр.
При подборе игр мы руководствовались комплексной программой «Детство», разработанной коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена и методические пособия Е. Н. Вавиловой по формированию основных физических качеств [3, с. 18]. Эксперимент проводился в привычных для детей условиях, позволяющих ребенку чувствовать себя раскованным и проявлять себя; с детьми играли как на специальных занятиях, так и на прогулке и в групповой комнате.
Комплекс подвижных игр был подобран по принципу «от простого к сложному». Он включал в себя следующие игры:
Игры на развитие показателей быстроты: «Бабочки и стрекозы», «Догони», «Конь-огонь», «Кто быстрее к шнуру», «Береги мешочек».
Игры на развитие показателей ловкости: «Ловишки с мячом», «Маяк», «Коршун и наседка», «Через болото», «Ловля бабочек».
После завершения эксперимента нами был проведен контрольный этап, целью которого являлось – выявить динамику развития ловкости и быстроты у детей 6-7 лет.
Методика контрольного эксперимента была аналогична методике констатирующего эксперимента. Было проведено контрольное обследование детей данной возрастной группы. В диагностировании приняли участие все дети (18 человек), то есть контрольная и экспериментальная группы.
Методики контрольного обследования совпадали с методиками констатирующего обследования. Результаты анализировались и сравнивались с результатами констатирующего эксперимента.
Таким образом, можно отметить, что уровень развития быстроты и ловкости у детей экспериментальной группы повысился. В констатирующем этапе у троих детей экспериментальной группы был низкий уровень развития быстроты, что составляло 33 %, уровень развития у двоих детей высокий – 22 %. Данные контрольного эксперимента показали, что высокий уровень развития быстроты у 4 детей: он поднялся до 44 %, а низкий уровень упал до 11 %. В констатирующем эксперименте у двоих детей экспериментальной группы был низкий уровень развития ловкости, что составляло 22 %,высокий уровень –у двоих детей (22 %), а после формирующего эксперимента детей с низким уровнем не обнаружено.
Итак, можно сделать вывод, что подвижная игра имеет огромное значение для формирования и развития физических качеств (ловкости и быстроты), что в процессе игры уровень физических качеств детей 6-7 лет повышается. Этому свидетельствует сравнение средних баллов в констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о том, что дошкольники после проведенного обучения лучше справились с тестами, а это
доказывает, что проведенное экспериментальное обучение оказалось эффективным.
Список использованных источников
- Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : учеб. для студентов пед. ин-тов / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1985. – 271 с.
- Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. – М. : Академия, 2001. – 368 с.
- Вавилова, Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость : пособие для воспитателя детского сада / Е. Н. Вавилова. – М. : Просвещение, 1981. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижная игра,как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста
Разнообразные подвижные игры являются эффективным средством активного отдыха после умственного труда,а также играют важную роль в воспитании,как моральной и волевой устойчивости в действиях и поступка...
Тема по самообразованию: «Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №20 «РОСИНКА» Г. НАЗАРОВОКРАСНОЯРСКОГО КРАЯ662200, Красноярский край, г. Назарово, ул. Арбузова, вл. №...
ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ «Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста»
Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих пра...
Статья. Народные подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста
Всем известна фраза «Движение – это жизнь», ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоров...
План работы по самообразованию «Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста».
Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательн...
Подвижная игра как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.
Консультация для родителей.Подвижная игра как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста....
Статья : Подвижная игра как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста".2024г
Рассматривается значение подвижной игры. Приводятся конкрентные примеры игр и методы их применения в работе воспитателя....