"Ритмопластика как одноиз средств создания образа"
консультация (младшая группа) на тему
Консультация для педагогов
«Ритмопластика как одно из средств создания образа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritmoplastika_kak_odno_iz_sredstv_sozdaniya_obraza.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Ритмопластика как одно из средств создания образа»
Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр. Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:
1) развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);
2) развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений);
З) развитие воображения (способность к пластической импровизации).
Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У дошкольников отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение «зажим» всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела, лежа на полу. Только добившись определенных результатов в этом направлении, можно переходить к созданию пластических образов.
Ритмопластические упражнения и игры не дублируют раздел, посвященный музыкально-ритмическому воспитанию в системе музыкальных занятий с дошкольниками. Они развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка.
Режиссер Ф.Ф. Комиссаржевский отмечал, что «не только органы речи, звуки и мышцы лица актера, но и все его тело должно быть технически приспособленным для выражения переживаний; тем более — тело, потому что его положения и движения выражают после музыки наиболее обобщенно и более сжато и четко, чем слово, внутреннее состояние человека; кроме того, тело отражает внутренние эмоции прежде, чем они находят выражение в слове или звуке».
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
«МУРАВЬИ»
Цель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.
Ход игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.
«КАКТУС И ИВА»
Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.
Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» — ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива» - дети останавливаются и принимают позу «ивы» - слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.
«ПАЛЬМА»
Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.
Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.
«Завяли листочки»: уронить кисть.
«Ветви»: уронить руку от локтя.
«И вся пальма»: уронить руку вниз.
Упражнение повторить левой рукой.
«САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ»
Цель. Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.
Ход игры. Дети двигаются врассыпную, как в упражнении
«Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.
МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ
Цель. Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.
«ПЕРВАЯ ПОТЕРЯ»
Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию, как бы отвечая на вопросы: где, когда, почему, что потерял? Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему.
Музыкальное сопровождение: «Первая потеря», муз. Р.Шумана.
«ПОДАРОК»
Дети свободно и эмоционально передают радостное настроение в связи с полученным подарком. Фантазируют, когда (Новый год или день рождения), от кого (мама, папа, друг и т.п.), что именно получили в подарок.
Музыкальное сопровождение: «Новая кукла», муз. П. Чайковского или «Вальс-шутка, муз. Д.Шостаковича.
«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»
Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.
Музыкальное сопровождение: «Вальс-фантазия», муз. М.Глинки.
«БАБОЧКИ»
На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими пестрыми крылышками. Легкие и воздушные,
они порхают и кружатся в своем радостном танце.
Музыкальное сопровождение: «Мотылёк», муз. Д.Кабалевского.
«В СТРАНЕ ЦВЕТОВ»
В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее радостное настроение.
Музыкальное сопровождение: «Подснежник», «Вальс цветов», муз. П.Чайковского.
«СНЕЖИНКИ»
То медленно, то быстрее опускаются на землю снежинки, кружась и искрясь в своем волшебном танце.
Музыкальное сопровождение: «Вальс» из оперы «Ёлка», муз. В.Ребикова; «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.Чайковского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные средства создания и воссоздания нового образа посредством музыки
Эффективные средства создания и воссоздания нового образа посредством музыкиГде для детей польза, там же для нихдолжно быть и удовольствие.М. Монтень...
Обзор проблемы "Средства создания художественного образа"
Обзор посвящен теоретическому аналазу понятия "Художественный образ", рассмотрению средств создания художественного образа....
Анализ программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста «От рождения до школы» в аспекте проблемы «Средства создания художественного образа»
В статье приводится краткий анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в аспекте пр...
Ритмопластика как одно из средств создания образа
Ритмопластика как одно из средств создания образа (консультации для педагогов)...
Выразительные средства, используемые ребенком в создании образа.
Выразительные средства,используемые ребенком в создании образа....
Опыт работы музыкального руководителя Нагорной Н.А. «Танец – как средство создания театрального образа у детей старшего дошкольного возраста»
Театрализованная деятельность представляет собой синтез искусств, и именно танец играет одну из важных ролей при создании и раскрытии театрального образа у детей старшего дошкольного возраста....
Методические материалы для педагогов "Дидактическая игра как средство создания выразительного образа в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста".
Методические материалы для педагогов "Дидактическая игра как средство создания выразительного образа в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста"....