Эффективные средства создания и воссоздания нового образа посредством музыки
статья по музыке по теме

Эффективные средства создания и воссоздания нового образа

посредством музыки

Где для детей польза, там же для них

должно быть и удовольствие.

М. Монтень

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Эффективные средства создания и воссоздания нового образа

посредством музыки

Захарова Ольга Юрьевна

музыкальный руководитель

КГКП «Санаторный ясли-сад №2 «Батыр» г. Караганда

     Эффективность современного образовательного процесса во многом зависит от возможности использовать полученные знания в процессе самостоятельной практической деятельности. Поэтому особое значение в педагогике,  отводится продуктивной деятельности, выступающей стимулом развития когнитивных процессов, познавательной и творческой активности. В более широком понимании продуктивная деятельность рассматривается как созидание принципиально новых материальных и духовных ценностей. А выходя за рамки предметно-материальной сферы, продуктивная деятельность переходит в область творческой. А творчество, как известно, это норма детского развития, источником творческой деятельности ребенка служит все окружающее его жизненное пространство: предметы, явления, новый опыт, собственные ощущения.  

      Одним из эффективных средств создания и воссоздания нового образа является музыкальное искусство. Музыка, занимая одно их ведущих мест в системе воспитания детей, способна вызывать в ребенке творческую продуктивную активность, легко будит воображение детей, так как путь от звука к зрительным образам, моторным ощущениям, цветовым, пространственным и другим ассоциациям необычайно короток, особенно в раннем детском образе. Опираясь на эмоциональный отклик, вызванный музыкой, малыш конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Свои впечатления он пытается отобразить в пении, движении, рисунке, и т.п. Это и есть создание нового для ребенка «продукта», новой эстетической реальности, расширяющей его представления о мире.

      Возникает дилемма: либо творчески развивать детей, либо вооружать их музыкальными знаниями, навыками и умениями. Решение только одной из этих проблем ведет к перекосу в гармоничном развитии ребенка. Следовательно, нужно объединить обе задачи.

      Можно взглянуть на эту дилемму и в другом свете. Одним из интересных  и новых вариантов развития и воспитания творчества и основных музыкальных и двигательных навыков у ребенка  может послужить  «моделирование» предметов окружающего мира, приводящее к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

     Используемые  все формы музыкальной деятельности: прослушивание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения,  можно отнести к продуктивным видам деятельности. Поэтому, мы разработали систему музыкально-интонационных моделей, позволяющих активизировать продуктивную деятельность детей. Каждой модели соответствует свой образ, свое двигательно-пространственное отображение, свой песенный репертуар.

Модель призыва =» Петушок =» Маршевые шаги на месте с высоким подниманием коленей. Движения рук снизу вверх =» «К нам пришел Петушок».

Модель мольбы, плача =» Плачущий зайка =» Закрытые ладошками глаза, слабые наклоны головы вниз =» «Плачет зайка маленький».

Модель маятника =» часы с маятником =» Движение колыбельной- укачивание =» «Әлди-әлди», «Села птичка», «Кукла Катя».

Модель созерцания =» горизонтальная линия =» медленное горизонтальное движение руки в сторону =» «Дон-звон».

Модель игра =» Колобок =» энергичные повороты туловища влево и вправо =» «Колобок», «Күншуак».

Модель круга =» радуга, отражающаяся в воде =» рисование рукой в воздухе круга большого диаметра =» «Волшебники», «Радуга».

Модель веера =» Лиса =» возвратное движение рукой: плавно снизу вверх и обратно =» «Я-лисонька-красавица», «Тулкі».

Модель взлета =» улетающая птичка или божья коровка =» быстрый взмах вверх раскрытойладонью =» «Самолет», «Песенка звезды», «Күстар».

Модель ухода =» зевающий бегемот =» широкое движение рук сверху вниз по направлению к груди =» «Бегемот поет».

Внедрение моделей  происходит постепенно, в несколько этапов.

  • Первый этап – Ознакомительно-ориентировочный, цель которого научить детей распознавать музыкально-интонационные модели на слух и отображать их в пении и движении. Например, музыкально-интонационные модели можно преподнести в виде образа животных или сказочных персонажей (Плачущего Петушка – модель плача, мольбы- несет к себе в дом Лиса- модель веера; к нему на помощь приходит Кот - модель призыва - и спасает Петушка). Освоению музыкально-интонационных моделей помогает двигательно-изобразительная наглядность, сопряженная с моторикой ребенка: пропевание с одновременным прочерчиванием звуковысотной линии в воздухе, сменой позиций рук или одновременным ведением пальцем по условному графическому образцу; дифференциация звуков при пении с помощью поворотов или наклонов головы, туловища и т.п. В пении используются как сами попевки-модели, так и песни из детского репертуара, близкие  интонационному профилю моделей («Жук», «Птичка», «Скачет зайка маленький», «Әлди - әлди», «Конырау» и др.) Наиболее естественно и эффективно усвоение моделей закрепляется в играх («Угадай-ка», «Прятки», «Путаница», «Волшебные снежинки» и др.)
  • Второй этап – импровизационный, способствующий овладению навыками самостоятельной импровизационной деятельности в движении, пении, игре на музыкальных инструментах. Здесь очень важно детям дать почувствовать самостоятельность творческого процесса, поддержать детскую фантазию, ее в сторону осознанного продуктивного выражения. К концу второго этап возможна импровизация голосом, показывающая, насколько хорошо усвоены модели и как дети могут ими пользоваться. Например,   модель призыва – вопрос: Можешь сравнить? – Задание: Сравнить  и передать настроение персонажа (Петушок веселый, грустный, испуганный); модель мольбы – Вопрос: Сможешь угадать? – Задание: Найти героя и показать его характер в разном окружении (найти, где спрятался Зайка - в норке, под деревом,  в траве и т.п. и показать его образ); модель маятника – вопрос: Сможешь угадать? – задание: для кого предназначена колыбельная, и исполнить её для разных персонажей; модель созерцания – вопрос: На что похоже, на что не похоже? – задание: Подобрать музыкальный инструмент или тембр голоса, соответствующий или не соответствующий типу горизонтальной линии; модель игры – вопрос: Что происходит? –задание: проследить, куда катится Колобок, придумать музыкальное сопровождение; модель круга- вопрос: Сможешь изобразить? – задание: нарисовать голосом радугу; модель веера – вопрос: Что случилось дальше? – задание: рассказать историю при помощи инструментального или ритмического сопровождения; модель взлёта –вопрос: Куда двигается? – задание: нарисовать голосом или с помощью музыкального инструмента направление движения; модель ухода – вопрос: Как двигается? – задание: найти соответствующее образное движение или звукоподражание.
  • Третий этап – продуктивный. Это переход от разрозненных игровых действий к последовательной самостоятельной «проработке» выбранного сюжета, включающий множества разнообразных элементов с использованием музыкально-интонационных моделей.

Таким образом, музыкально-интонационные модели в качестве музыкальных «слов» становятся основой собственной музыкально-творческой деятельности. Например, инсценировка сказки происходит в течении нескольких занятий, на которых обсуждается сюжет, создаются образы. Сначала словесные (в сравнениях), затем к нему добавляется мимика, характерные движения, видоизменяется или придумывается новая музыкально-интонационная модель. Наиболее понравившемуся варианту можно предложить детям дома нарисовать рисунок, сделать поделку из пластилина, бумаги, природных материалов и т.п. малыши не только озвучивают своих персонажей, но и придумывают фон (например, дождь или гроза исполняется на детских музыкальных инструментах), декорации (рисуют лес, снежинки и т.п.)

      Владея таким набором музыкально-интонационных моделей, ребенок становится полноправным участником музыкального действия: и его исполнителем и его создателем.

Так как основным видом деятельности в дошкольном  детстве является игра, то следующим вариантом такого решения нам видится тоже игра, но она уже является одновременно музыкальной и творческой  игрой.  В своей работе мы используем два вида творческих игр: двигательные и двигательно-речевые; игры-импровизации.

      Двигательно-речевые игры. Направлены на формирование «осмысленной» моторики. Дети очень любят двигательные игры с использованием «звучащих» жестов: хлопков, шлепков по бедрам, груди, притопов ногами, щелчков пальцами. «звучащие» жесты не только носители определенных тембров, они помогают детям освоить ритм, который осознается и запоминается только в движении. Навыки ритмического движения закрепляем, используя ритмизированный текст: потешки, детские стихи со смешным сюжетом, скороговорки и другие малые фольклорные формы. Речь тесно соприкасается с музыкой благодаря своей звуковой природе. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. В содержание работы на речевом этапе мы включаем голосовые развивающие игры, речевые зарядки, игры и упражнения.

     Игры - пластические импровизации.  Эти музыкальные игры дают детям разнообразные эмоционально-двигательные впечатления и используются как обязательно е дополнение к разделу «Слушание музыки». Часто к музыкальным произведениям мы сочиняем сказочные либретто, которые помогают детям лучше слышать и передавать в образных движениях характер музыки. Применение этого приема способствует развитию положительного эмоционально-оценочного отношения к музыке, творческой активности, увлекая детей. Любая творческая игра синкретична. Она совершенствует различные качества личности ребенка (музыкальные, творческие, психологические, интеллектуальные, социальные, коммуникативные).

      Таким образом, музыкальное занятие, в которое включены творческие игры, является комплексным. Оно решает принципиально новые образовательные задачи, дополняющие задачи музыкального воспитания.

Оба предложенных нами  варианта успешно используются в нашей работе и способствуют   более эффективному и продуктивному развитию и воспитанию творчества и основных музыкальных и двигательных навыков у ребенка-дошкольника.

Литература:

1. Кудрявцев, В. Инновационное дошкольное образование : опыт, проблемы и стратегии

развития / В. Кудрявцев // Дошкольное образование. – 1997. – № 7, 10, 12 ; 2000. – № 4.

2. Куприна, Н.Г. Полихудожественная игра в музыкальном развитии ребёнка / Н.Г. Куприна // Начальная школа плюс До и После. –2003. – № 10.

3. Куревина, О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста / О.А. Куревина. –М., 2003.

4. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. –М. : Музыка, 1972.

5. Савкова, З.В. Как сделать голос сценическим : Теория, методика и практика развития речевого голоса / З.В. Савкова. – М., 1975.

6. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М. :Просвещение, 1974. – 175 с.

7. Хозиев, Б.В. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников : учеб. пос. для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / Б.В. Хозиев. – М. : Изд. центр «Академия», 2002. – 272 с8.

8. Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности /Д.К. Кирнарская. – М. : Таланты ХХI века, 2004. – 496 с.

9. Овчинников, В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека / В.Ф. Овчинников. –М. : Высшая школа, 1984. – 87 с.

10. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология : учеб. пос. для студентов сред. пед. учеб.заведений / Г.А. Урунтаева. – 5_е изд. – М. : Академия, 2001. – 334 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры, как эффективное средство для создания благоприятной среды при реализации программы в системе дошкольного образования.

Материал адресован педагогам дошкольных образовательных комплексов. В статье раскрываются возможности и варинты использования средств театрализации для повышения эффективности образовательного процесс...

Музыка как эффективное средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Музыка как эффективное средство эстетического воспитания детей дошкольного возрастаАвтор статьи Грузнова Алёна Михайловна, музыкальный руководитель ГБОУ "Школа № 1353" Организованная об...

СОЗДАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА

Каждый рисунок ребенка, созданный в минуты вдохновения, творческого порыва, сосредоточенности и погружения в тему, уже изначально является индивидуальным творческим продуктом.Когда ребенок создает рис...

«Использование нетрадиционных форм работы с семьей, как эффективное средство создания единого образовательного пространства"

*Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все род...

Доклад "Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в ДОУ"

Выступление на Республиканском образовательном форуме "Сотрудничество ДОО и семей воспитанников - современный формат"...

Использование разнообразныхформ взаимодействия с семьей, как эффективное средство создания единого образовательного пространства.

Материал затрагивает тему сотрудничества педагогов дошкольного образования и родителей....