Опыт работы музыкального руководителя Нагорной Н.А. «Танец – как средство создания театрального образа у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по музыке
Театрализованная деятельность представляет собой синтез искусств, и именно танец играет одну из важных ролей при создании и раскрытии театрального образа у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tanets-_kak_sredstvo_sozdaniya_teatralnogo_obraza.docx | 20.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Опыт работы музыкального руководителя МКДОУ «Детский сад № 11» Нагорной Н. А. Тема: «Танец – как средство создания театрального образа у детей старшего дошкольного возраста» - Курчатов 07.11.2018 г. |
Танец – как средство создания театрального образа у детей старшего дошкольного возраста
Нагорная Н.А.
На сегодняшний день единой точки зрения на преподавание танцевального искусства в ДОУ практически не существует, но невозможно оспорить тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. И это позволяет смотреть на обучение элементам танцевального искусства в дошкольном учреждении как на важный и нужный процесс развития детей.
Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии. Поэтому преподавание элементов танцевального искусства подчас сводится только к автоматическому заучиванию танцев для выступления на утренниках, конкурсах. Но не берется во внимание то, что танец, как и музыка, это огромный мир искусства, а не какая-то вспомогательная часть, служащая для украшения детского праздника или для престижа педагога. Если преследовать только эти цели, и чисто механически заучивать набор движений, то вряд ли подобные занятия принесут большую пользу детям и вряд ли они вызовут у детей положительные эмоции.
К сожалению, в нашей культуре, и педагогика дошкольного образования не исключение, подразумевается, что танец – это либо профессиональное искусство, либо бесполезное развлечение. И именно такое отношение к танцевальному искусству мы наблюдаем в большинстве дошкольных учреждениях. Хореографы либо пытаются перенести на маленьких детей законы профессиональной хореографии (что для детей младшего возраста в силу многих причин является недоступным), либо вообще забывают о возможностях танца.
Танцевальная деятельность очень нравится детям. И работать с ними – значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру прекрасного. Танец, также как и музыка, обладает уникальной возможностью воздействия на эмоциональное состояние, на чувства и на мировоззрение ребенка.
Для преподавания элементов танцевального искусства в ДОУ педагогу необходимо, в первую очередь, самому четко представлять что такое танец, и какие функции он в себе несет.
«Соврем6енный словарь справочник по искусству» дает такое определение танцу: Танец – один из древнейших видов искусства выделившийся из первичного единства с музыкой и пением из целостного ритуального действа. Танец раскрывает внутренний мир человека, передает эмоционально эстетическую оценку бытие средствами выразительных движений человеческого тела.
А известный хореограф из Австралии Стефан Пейдж писал: «Танец – это изначальная, наиболее древняя форма человеческого выражения. Через тело и язык движений танец обретает глубинную связь с эмоциональным и духовным миром.
Танец – это универсальный язык. Он воплощает человеческую идентичность и празднование человеческого духа. Танец – это творческое сердце родства всего живого. Танец – это универсальное священное лекарство».
Танец существует столько же тысячелетий сколько и человек. Человеческое общество еще в начале своей истории через движение открыло способы выражения своих эмоций и мыслей. В танце нет слова, но выразительность пластики человека настолько сильна, что язык танца понятен всем, он интернационален.
Интегративный смысл танца состоит в том, что: интеллектуальные, эмоциональные, физические и духовные процессы в танце соединяются в одно единое целое действие. Для выражения чувств в танце нет посредника, такого как музыкальные инструменты для музыканта или холст и краски для художника. И создателем и инструментом является само тело человека.
По мнению авторов книги «Интегративная танцевально-двигательная терапия» (Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И.) танец может: «быть способом общения; быть способом самовыражения, позволяющим ощутить танцорам и зрителям чистую радость движения; воплощать весь спектр человеческих чувств; рассказывать истории; усиливать, дисциплинировать, обновлять и питать целостность личности; в некоторых культурах – исцелять, спасать душу, давать земное воплощение богам; сохранять и изменять культурные традиции; изменять человека, изменять его/ее самоощущение; изменять состояние, облегчать депрессию; приносить ощущение компетентности и силы; помогать человеку стать другим (а на время – совсем другим); помогать понять другие культуры и благодаря этому лучше понять собственную культуру».
Именно эти возможности делают танец эффективным и естественным, целостным и гармоничным способом и развития ребенка и психологической работы.
Учитывая все изложенные возможности танца педагог, именно в дошкольном образовательном учреждении, при работе с детьми обязательно должен учитывать не только профессиональную сторону танцевального искусства, а в большей мере терапевтическое направление в танцевальной деятельности.
История танцевальной терапии, также как и сам танец, берет свое начало с давних пор, от ритуальных танцев. Еще до появления человеческой речи средством общения предков были жесты и мимика, движения и танец. Язык человеческого тела всегда был эффективным способом самораскрытия, т.е. выражения естественных реакций человека и его сокровенных душевных переживаний. С давних пор танец и музыка являются способом выражения чувств и эмоций, которые нелегко было перевести в слова.
Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела. Шустрые, энергичные, все свое поведение они проявляют через движение. Чем младше ребенок, тем больше свободы и легкости имеет его тело, его движения. Сначала всю информацию об окружающем мире ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на различных участках тела есть, так называемые «островки», запоминающие на всю жизнь отрицательные и положительные соприкосновения с окружающим миром, ведь память тела считается самой крепкой памятью. Поэтому при развитии ребенка очень важно оставить на его теле как можно меньше негативных «островков», зажимов и напряжений и здесь важно понимать, что это не только физические раны, травмы, наказания, но в большей степени психологические зажимы на теле, образующиеся в результате эмоциональных проблем и переживаний.
Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает.
Различные исследования в области танца и танцевальной терапии, а также собственный опыт работы, позволяет нам сделать вывод что преподавание элементов танцевального искусства в ДОУ может помочь в решении задач физического, эстетического и, в целом психического развития ребенка. В танцевальном искусстве содержится огромный потенциал для общего полноценного становления личности.
Танец может являться и частью театрализованной деятельности. Для развития выразительности исполнения роли необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Одним из таких условий и является создание театрального образа средствами танцевального искусства.
Сама музыка, движения, мимика и жесты помогают ребенку войти в образ. Манера танцевального шага обусловливает в дальнейшем и оттенок выразительной речи героя спектакля. Танцевальный выход ребенка на сценическое пространство дает возможность ему еще до начала текста показать кто он, какой характер у его героя. Благодаря этому маленькому исполнителю уже легче будет говорить слова. Например, если ёжик появляется в спектакле под весёлую музыку , и с игривой манерой исполнения движений, то и общаться он будет в этой манере исполнения.
Так же через танец детям легче передать эмоции героев, их переживания, их действия, даже если у этих героев нет слов. Веточки яблони(девочки) средствами танцевального искусства создают целостный единый образ, хотя он состоит из нескольких исполнителей. Но зритель, когда смотрит танец яблони и веточек, понимает что перед ним не просто взрослый исполнитель и несколько двигающихся детей, а красивая яблоня с грациозными ветками.
Театрализованная деятельность представляет собой синтез искусств, и танец играет одну из важных ролей при создании и раскрытии театрального образа у детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Формирование навыков звуко - буквенного анализа слова посредством развивающих игр у детей старшего дошкольного возраста"
Обращение к теме развивающих игр как средству формирования навыков звукобуквенного анализа слова дошкольников, несмотря на многочисленные исследования, вызвано практической необходимостью: трудностью ...
НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одно из главных условий развития детского творчества — приоритетное внимание к следующим видам деятельности: игровой, учебной, художественно-речевой, театрализованной, изобразительной, музыкальн...
Опыт работы по театрально - игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Театральное пособие "От потешек к Пушкинскому балу".
Разработанное мною методическое пособие "От потешек к Пушкинскому балу" посвящено актуальной проблеме дошкольного образования - развитию творческого потенциала дошкольников средствами ...
Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
(Ctrl/Cmd+V)...
Опыт работы с детьми по теме "Интерактивные игры в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста."
Опыт работы с детьми...
Русский народный танец, как средство воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Русский народный танец, как средство воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста...