Семинар-практикум: «Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ. Детские страхи»
методическая разработка на тему

Чуркина Людмила Михайловна
В дошкольном возрасте нередко можно столкнуться с таким явлением, как страхи. В определенной мере они характерны и для взрослого человека, однако у детей данное явление приобретает особую остроту и эмоциональную окрашенность. Страхи свойственны многим, это нормальное явление, если ребенок чего-то боится или опасается. Однако у некоторых детей страхи занимают центральную часть их переживаний и отрицательно сказываются на личностном развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strahi.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум:  «Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ. Детские страхи»

В дошкольном возрасте нередко можно столкнуться с таким явлением, как страхи. В определенной мере они характерны и для взрослого человека, однако у детей данное явление приобретает особую остроту и эмоциональную окрашенность. Страхи свойственны многим, это нормальное явление, если ребенок чего-то боится или опасается. Однако у некоторых детей страхи занимают центральную часть их переживаний и отрицательно сказываются на личностном развитии.

Страх – аффективно-заостренная актуализация инстинкта самосохранения, которая обуславливается смутной угрозой или реальной опасностью.

Встречаются дети, которые боятся воды, высоты, замкнутого или открытого пространства, животных, темноты, вымышленных персонажей, людей: врача, парикмахера и т.п.

Механизм возникновения страхов: происходит соединение эмоциональной сферы с воображением. Источником, конечно, являются реальные события. Известно, что даже в игровой ситуации, увлекшись, ребенок начинает воспринимать тот или иной игровой персонаж как реальный, начинает бояться его по-настоящему.

Таким образом, причина страхов кроется не только в реальном объекте или ситуации, но и в сознании ребенка, его отношении к событиям жизни.

О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее:

  • Не засыпает один, не разрешает выключать свет;
  • Часто закрывает уши ладонями;
  • Прячется в угол, за шкаф;
  • Отказывается от участия в подвижных играх;
  • Не отпускает маму от себя;
  • Беспокойно спит, кричит во сне;
  • Часто просится на руки;
  • Не хочет знакомиться и играть с другими детьми;
  • Отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом;
  • Категорически отказывается принимать незнакомую пищу.

Некоторые страхи имеют временный характер, потому что обусловлены возрастом. Большинство детей проходят в своем развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят преходящий характер:

- от 1 до 3 лет – главным персонажем страшных сновидений оказывается Волк;

- от 3 до 5 лет – возраст эмоционального наполнения «Я» ребенка (пик эмоционального развития). Часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. После 3-х и особенно 4-х лет к Волку и Бабе Яге присоединяются Кощей Бессмертный и Бармалей с общими у них чертами: черствостью, злом и коварством. Воплощая собой наказание, сказочные персонажи появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными. Значительно меньше страхов у детей, имеющих возможность общения со сверстниками;

- от 5 до 7 лет – интенсивно развиваются абстрактное мышление, способность к обобщениям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: откуда все взялось, зачем живут     люди? Ведущим страхом является страх смерти. Нередко этот страх может быть выражен через наличие других, тесно связанных с ним страхов – боязни нападения, болезни, природных стихий.

Если попытаться обобщить причины возникновения страхов, то их можно свести к следующему.

  •  предрасположенность обусловлена типом нервной деятельности и типом темперамента; впечатлительные, чувствительные дети гораздо чаще подвержены страхам, чем дошкольники с сильной нервной системой, устойчивой психикой.
  • непроизвольная передача взрослыми своих опасений, например: одевайся теплее – заболеешь, заболел – пей лекарство, а то не выздоровеешь, и т.д.
  • излишняя строгость или, наоборот, вседозволенность со стороны взрослых, например: угрозы, запугивание; когда ребенок осознает, что не способен удовлетворить требования взрослых, он из-за боязни наказания начинает лгать, сама же ложь усиливает страх, т.к. дошкольник начинает бояться и того, что данная ложь будет обнаружена – срабатывает механизм цепной реакции.
  • психологическая травма, испуг от собаки, которая в порыве дружелюбия хотела лизнуть ребенка, врача в белом халате, собирающегося осмотреть малыша и т.п.
  • в результате потери ребенком чувства защищенности, ощущения своей неполноценности

-

Следует отметить, что страхи легко иррадиируют, т.е. распространяются. Возникнув в какой-то одной сфере, они могут распространяться и на другие области, не связанные с событием, породившим первоначальный страх.

Пути коррекции страхов:

  • прежде всего, с пониманием отнестись к детским страхам, не считать это чем-то незначимым, не смеяться и не подшучивать по этому поводу над ребенком;
  • не рекомендуется заострять внимание на страхах ребенка, тем более показывать собственную боязнь и озабоченность его страхами;
  • в ситуации, когда ребенок испытывает страх, необходимо успокоить его, рассказав, что испытывают его многие люди, своим примером показать, что вы ничего не боитесь;
  • иногда срабатывает и такой прием, когда взрослый рассказывает, как кто-то из знакомых пережил подобный страх и сумел преодолеть его.

Можно выделить и некоторые специальные методы и приемы:

- Например, в случае боязни животных психологи рекомендуют постепенно приучать ребенка к объекту, вызвавшему испуг. Предположим, что малыша напугала или даже укусила собака. Один вид собак приводит его в трепет. Здесь специалисты рекомендуют следующее:

  1. приучение ребенка к ситуации, вызывающей легкое напряжение: морской свинке, кролику, овце и т.п.;
  2. приучение к маленьким безобидным щенкам, затем к маленьким безобидным собакам;
  3. только после этого можно знакомить с большими добродушными псами.

- Эмоциональное переключение – взрослый может «заразить» страхом, но может и освободить, подчеркивая его незначительность: «Улетай, пчела, улетай, не мешай нам заниматься».

- «Эмоциональные качели» - это переход от одного состояния к другому – противоположному. Например, забежать в темную комнату и выбежать из нее.

- Назначение защитника – в случае боязни чего-либо ребенком, назначается защитник, который будет выполнять охранительные функции. Таким защитником может быть кукла, игрушка, нарисованный персонаж сказки.

- Деятельностная терапия – в состоянии напряженности, тревоги, боязни ребенка нужно отвлечь какой-либо игрой или деятельностью, когда он занят – бояться некогда.

- Куклотерапия – разыгрывание страхов с помощью куклы, когда она испытывает испуг и преодолевает его.

Хорошие результаты дает и такой прием, как рисование страхов. Иногда достаточно, чтобы ребенок нарисовал то, чего боится, и спрятал рисунок (закрыли, спрятали рисунок в столе).

 Мы можем помочь ребенку справиться со страхами, проводя вербально-художественные и творческие (музыкальные, пластические) занятия (М.А.Аралова. Справочник психолога ДОУ .- с.163).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ. Агрессивность»

Решить проблему агрессивности, ставшую в последнее время актуальной в силу повсеместной распространенности, не меняя при этом мировоззрение взрослых, не научив в первую очередь их самих справляться с ...

Детская застенчивость, коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ

Почему дети становятся застенчивыми.Как помочь застенчивому ребёнку.Рекомендации педагогам при работе с застенчивыми детьми....

Коррекция нарушений эмоционально – личностного развития детей в условиях ДОУ

Консультация для родителей состоит из обьяснительной записки и игр и упражнений....

Эмоционально-личностная сфера развития детей с нарушением речи

У детей с недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следователь...

Семинар-практикум "Коррекция поведенческих нарушений у детей"

Предлагаемые упражнения являются примеромтспециальных занятий с детьми. материал данный в пособии можно использовать в удобной последовательности и в нужном объеме....

Теоретический семинар для педагогов "Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ"

Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкиваются педагоги - это нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. К сожалению, эмоциона...