"Коррекция нарушений эмоционально – личностного развития дошкольников в условиях ДОУ".
консультация по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Консультация
Коррекция нарушений эмоционально –
личностного развития дошкольников в условиях ДОУ.
подготовила:
Воспитатель
Гутор А.С.
Почему дети лгут?
Обман возникает после 3,5 – 4 лет, так как до этого возраста внутренняя речь детей еще недостаточно развита. Они не умеют говорить «про себя», поэтому и рассказывают все, что приходит в голову. С развитием внутренней речи постепенно появляется и «внутренняя цензура», т.е. умение «прикинуть», что стоит говорить, а что нет. Дети интуитивно начинают искать способы обхода различных неприятных ситуаций вроде выговоров и наказаний. К этому времени ребенок уже успел сформировать отношение к дилемме «ложь – правда». А выводы он свои делает из наблюдений за нами, родителями и другими близкими людьми. От того, насколько искренне складываются отношения с взрослыми, будет зависеть, насколько правдив он будет.
Отличить фантазию малыша ото лжи бывает довольно сложно.
В чем же разница?
Ложь – это преднамеренное искажение или выдумывание информации с целью личной выгоды.
Фантазия – свободный полет воображения, абсолютно безвредный.
Существуют следующие причины лжи:
- боязнь слишком строгого наказания;
- множество запретов и завышение требования к ребенку;
- желание казаться лучше, чем он есть, т.е. желание самоутвердиться;
- самооправдание;
- стремление привлечь к себе внимание;
- дурной пример окружающих – как детей, так и взрослых.
Итак, чтобы солгать, надо как минимум прогнозировать последствия своих поступков и обладать развитой речью. Часто ложь – способ самообороны. Что же является основной движущей силой в желании ребенка обманывать? Страх потерять любовь близких, их расположение, страх быть наказанным, униженным.
Детские страхи – очень серьезная эмоциональная проблема, которая не появляется ниоткуда, сама по себе.
Примерно в возрасте 3 лет ребенок начинает испытывать так называемые символические страхи. Наиболее часто встречается боязнь темноты. Темнота создает для малыша ситуацию, аналогичною одиночеству, причем на его впечатления накладывает также отпечаток специфическая детская логика: «чего я не вижу, того не существует». Нельзя наказывать ребенка, боящегося темноты, «за трусость», стыдить его за это. Страх не пройдет, но ребенок будет пытаться утаить его от родителей. Необходимо устранить конкретные причины, стоящие за символическими детскими страхами. Со страхом самым непосредственным образом связано чувство тревоги – явление, родственное символическому страху. В основе этого явления лежат психологические аспекты воспитания, среди которых особое место занимают отношения между родителями и ребенком. Каким вырастет ребенок: с ориентацией на избегание неудачи или с ориентацией на успех – это в решающей степени определяется в детские годы. Развитие тревожности связано с уровнем требований, предъявляемых к детям со стороны родителей. Страх играет важную роль в процессе приспособления ребенка к его окружению. Существуют возрастные и невротические страхи. Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных воспитанников как отражение особенностей их психического и личностного развития.
Причины возникновения таких страхов:
- наличие страхов у родных, большая часть которых передается неосознанно (однако есть и внушаемые страхи: Баба Яга, гуси-лебеди и др. персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться послушания);
- тревожность в общении с ребенком;
- чрезмерное оберегание от опасности;
- большое количество запретов;
- многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;
- психологическая травма: испуг, шок.
- конфликтные ситуации в семье.
Невротические страхи являются результатом длительных и неразрешимых переживаний. Страх условно делится на ситуативный и личностно обусловленный. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной, шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например при нападении собаки. Личностно обусловленный страх появляется в незнакомой обстановке, в присутствии новых людей и предопределен особенностями характера. Также страхи можно разделить на врожденные и приобретенные.
Врожденные страхи сопровождают определенный возрастной период развития. Маленькие дети могут бояться всего: любого резкого звука, темноты, игрушки. У детей старшего дошкольного возраста интенсивно идет развитие абстрактного мышления, способности к обобщению. Кроме врожденных страхов, существуют и приобретенные, которые связаны с жизнью ребенка в обществе. Врожденные страхи могут возникать по различным причинам:
- как следствие событий, реально происшедших с ребенком;
- в результате запугивания родителями, которые говорят ребенку, что отдадут чужим дяде, тете.
- в случае если родители предъявляют ребенку чрезмерные требования;
- по наследству от тревожных родителей, которые часто ведут беседы о болезнях и которые чрезмерно опекают ребенка, так как сами боятся всего.
Чтобы помочь ребенку преодолеть страх, родителям необходимо понять, что за ним кроется. Надо присмотреться к ребенку, себе, ситуации в целом. Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе, показать, как он силен, что может, приложив усилия, справиться с любой трудностью. Если этого не делать, существующие у ребенка страхи дадут реальную пищу для его фантазий, которые со временем начнут действовать против него. Страхи увеличатся, станут более яркими и агрессивными, приведут к поведенческим нарушениям, что будет затруднять жизнь ребенку в окружении взрослых и сверстников, создаст проблемы в межличностном общении.
Для работы с такими детьми составляются программы, направленные на коррекцию имеющихся проблем, связанных со страхами.
Советы родителям:
«Что делать, если у ребенка есть чувство страха?»
- В семье родителям необходимо поддерживать благоприятную атмосферу, не выяснять в присутствии ребенка отношения с другими членами семьи.
- В условиях домашней обстановки важно обеспечить ребенку безопасную среду, соблюдать режим, находить время для общения с ним.
- Если у ребенка появляются страхи, то надо попытаться разными способами помочь ему выразить их. Для этого можно поговорить о них, нарисовать, а потом уничтожить, разорвать, выбросить, посадить под замок и т. д.
- Если ребенок испытывает страхи, необходимо быть особенно внимательными к нему, стараться поддерживать его в трудную минуту.
- Полезно читать книжки или сочинять истории, в которых говорится о том, как герои преодолевают трудности и спасаются от опасностей.
- Для позитивного самоощущения ребенка, особенно перед сном, можно придумать «ритуал прощения», который необходимо постоянно поддерживать.
- Эффективным приемом в коррекции страхов является поддержка ребенка словами: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».
- Ни при каких обстоятельствах нельзя стыдить ребенка за испытываемый им страх.
- В домашних условиях необходимо контролировать, какие мультфильмы и телевизионные программы смотрит ребенок, в какие компьютерные игры играет.
- В условиях семьи надо использовать единые требования в вопросах поощрения и наказания, быть последовательными в воспитании.
- Если у ребенка что-то не получается, не следует ругать его. Нужно попробовать сделать это совместно, учитывая его возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ. Агрессивность»
Решить проблему агрессивности, ставшую в последнее время актуальной в силу повсеместной распространенности, не меняя при этом мировоззрение взрослых, не научив в первую очередь их самих справляться с ...
Детская застенчивость, коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ
Почему дети становятся застенчивыми.Как помочь застенчивому ребёнку.Рекомендации педагогам при работе с застенчивыми детьми....
Выступление на семинаре "Социально-личностное развитие дошкольников как условие формирования успешной личности" Тема:" Методы личностного развития дошкольников"
Выступление на семинаре: "Методы личностного развития дошкольников"...
Коррекция нарушений эмоционально – личностного развития детей в условиях ДОУ
Консультация для родителей состоит из обьяснительной записки и игр и упражнений....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ»
Будет полезна учителям-логопедам, работающим в дошкольных учреждениях...
Семинар-практикум: «Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ. Детские страхи»
В дошкольном возрасте нередко можно столкнуться с таким явлением, как страхи. В определенной мере они характерны и для взрослого человека, однако у детей данное явление приобретает особую остроту и эм...
Теоретический семинар для педагогов "Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ"
Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкиваются педагоги - это нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. К сожалению, эмоциона...