конспект занятия по правовому воспитанию в старшей группе детского сада
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
И другие конспекты по правовому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Buratino_i_Tim.doc | 34.5 КБ |
Druzhno.doc | 37 КБ |
Moya_semya.doc | 35.5 КБ |
Pravo_na_lyubov.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
«Приключения Буратино и утенка Тима»
Программное содержание: дать знания детям о том, что у каждого человека есть права: ребенка нельзя обижать, применять к нему какое-либо насилие; учить детей правильно анализировать поступки; закрепить умение бесконфликтного поведения; развивать коммуникативные способности; воспитывать правовую сознательность, альтруистские чувства; способствовать благоприятному микроклимату.
Материал: мяч, фланелеграф с изображением портрета Карабаса, карточки для игры «Добрый и злой».
Предварительная работа: ритмогимнастика, просмотр мультфильма «Приключения Буратино», чтение книги «Приключения Буратино», рассматривание иллюстраций к книге, заучивание песни «От улыбки», д/и «Что такое хорошо и что такое плохо», игры на мимику.
Методические приемы: игровой, наглядный, словесный, проблемная ситуация, включение мотивации, дидактическая игра «Хорошие и плохие поступки», пантомимический этюд, д/игра на коррекцию мимики «Добрый и злой», песня «От улыбки», мораль-дилемма.
Ход занятия
Дети сидят на стульях полукругом. (Слышен плач)
Воспитатель: Ой, дети, кто это плачет?
Заходят Буратино с утенком Тимом, утенок плачет.
Воспитатель: Что случилось? Кто это плачет?
Дети: Это утенок Тим, его ведет Буратино.
Воспитатель: Что случилось? Кто тебя обидел?
Буратино: Его обидел Карабас, он бил его плёткой.
Воспитатель: Ой, ребята, ему наверное было очень больно. Покажите, как было больно утенку. (дети показывают)
Воспитатель: Ребята, а разве можно бить маленьких? А больших (дети рассуждают) Конечно, нельзя. Вообще нельзя никого бить. Когда люди так поступают, это очень плохо, они нарушают права человека, они совершают плохой поступок.
Воспитатель: Как же нам помочь утенку Тиму? А давайте пожалеем его – скажем ему добрые слова.
Дети: Не плачь, Тим. Ты хороший, добрый, ласковый, мы тебя очень любим, мы тебя в обиду не дадим и т.д. (активизация детей)
Воспитатель: Буратино и Тим, а давайте поиграем все вместе в игру с мячом «Хорошие и плохие поступки». Я буду рассказывать и кидать мяч, а кому я брошу мяч, тот должен определить и сказать, какой это поступок – хороший или плохой.
Например: «Я помогаю маме» - хороший поступок, «Я сломал игрушку» - плохой поступок и т.д. (игра)
Разыгрывание ситуации «Что сказала бы мама» (придумывание мораль-дилеммы с детскими проблемами):
Воспитатель: Представьте себе, что вы разлили молоко, наступили кому-нибудь на ногу, разбили вазу, обидели друга и т.д. Что сказала бы мама? (дети обыгрывают ситуацию, воспитатель и Буратино помогают им разрешить ситуацию, сделать правильный вывод)
Буратино: Ребята, я принёс вам портрет Карабаса, чтобы вы помогли мне. Посмотрите, какой здесь Карабас?
Дети: Злой, страшный, сердитый, ужасный.
Д/и «Добрый и злой»
Воспитатель: Покажите карточку злого человека, а теперь доброго. Чем отличаются они?
Дети: У доброго – улыбка на лице, у злого – кривой рот.
Воспитатель: Как же нам изменить портрет Карабаса?
Дети: Сделать ему улыбку.
Воспитатель: Правильно.
(Дети переворачивают рот Карабасу, делают ему улыбку, брови поднимают вверх)
Воспитатель: Ну, вот и случилось чудо! Карабас стал добрым!
Буратино и Тим: Ура! Спасибо, ребята, вы нам очень помогли. Мы подарим этот портрет Карабасу, и он забудет, что он был злым и станет добрым, и больше никого не будет обижать.
Воспитатель предлагает всем спеть песню «От улыбки».
После песни утенок Тим и Буратино прощаются с детьми и уходят.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе по правовому воспитанию
«Ребята, давайте жить дружно»
Программное содержание: на примерах литературных героев и случаях из жизни формировать представление о положительных и отрицательных поступках, поведении; совершенствовать умение регулировать свое поведение на уровне комплекса правил; развивать умение рассуждать, сопоставлять, правильно оценивать себя и других, делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Материал: кукла-утенок Тим, запись отрывка мультфильма «Приключения кота Леопольда», фишки-треугольники синего и красного цвета, кисточки, краски, бумага с синими и красными треугольниками.
Предварительная работа: Игры с невербальными формами общения: «Свет мой, зеркальце, скажи», «Комплимент», игра на сплочение «Ругаемся овощами», сюжетно-ролевая игра «День рожденья», чтение стихов В. Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо»; дидактическая игра «Хорошо – плохо».
Методические приемы: активизация детской памяти с помощью отрывка мультфильма, художественное слово, моделирование конфликтной ситуации, словесная схема разрешения конфликта, цветовой дифференцированный прием оценки ситуации плохого и хорошего, пантомима, проблемные вопросы, сравнение и сопоставление, включение мотивации, словесные поощрения, ввод игрового персонажа, импатия.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, к нам снова пришел утенок Тим. Тим, почему ты такой грустный?
Тим: Я побывал в сказке, в мультфильме о коте Леопольде, и мне стало очень жалко кота. Две злые мышки всё время пристают к коту Леопольду, дразнят его, обзывают, дерутся с ним. Вот посмотрите сами. (просмотр отрывка из мультфильма)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, дразниться – это обидно? (рассуждения детей) А бывают ли необидные дразнилки? (рассуждения детей, пример дразнилок)
Ребята, а как вы понимаете пословицы: «Обидное слово, что огонь жжет», «Сперва подумай, а потом скажи».
Тим: Вот видите, ребята, как это обидно дразниться и обзываться, и очень плохо.
Воспитатель: Теперь мы знаем, что дразниться и обзываться очень плохо, и мышки вели себя очень плохо. А что им отвечал кот Леопольд? (ответы детей)
Леопольд предлагал мышкам дружить, а что это значит? (поступать по доброму)
Тим: Леопольд добрый и мы его очень любим.
Воспитатель: Мы радуемся добрым делам и огорчаемся, если окружающие поступают плохо. В каждой ситуации нужно поступать по-доброму.
Тим: А что нужно делать, чтобы не ссориться?
Воспитатель: Нужно разобраться из-за чего возник спор, и вместе договориться, как можно всё исправить; а если не получается, то обратиться к взрослому.
А ведь у нас в группе тоже случаются такие ситуации. Давайте поиграем в игру-пантомиму, где будут участвовать девочка и мальчик, которые мимикой и жестами будут разыгрывать ситуации.
Ваша задача подумать и разобраться, как в этом случае поступать по-доброму. Роли мальчика и девочки я буду назначать, а все остальные будут откладывать фишечки: если мальчик или девочка поступает плохо – синюю, а если хорошо – красную.
1 ситуация:
Девочка протирала влажной тряпочкой строительный материал и нечаянно пролила воду из тазика. Девочка растерялась, а к ней подходит мальчик… Что он будет делать?
2 ситуация:
Дети рисовали каждый на своем листочке, и вдруг девочка разлила краску на свой рисунок. Что было дальше?
3 ситуация:
Девочка пришла в детский сад с красивыми новыми бантиками. Мальчик подошел к ней, дернул за косичку, и она расплелась. Мальчик засмеялся и убежал. Что было дальше?
Молодцы, ребята. Все стремились поступать по-доброму, и у всех ребят лежат красные фишки.
Давайте еще раз повторим, как мы будем решать такие ситуации. (повтор схемы разрешения конфликтной ситуации)
Тим: А если не получается? Вот Леопольд всё время говорил: «Давайте жить дружно!», а мышки всё равно приставали.
Воспитатель: Мышкам было скучно, они хотели дружить с Леопольдом, но не умели этого делать. К тому же они были злые, и им нужно было измениться и стать добрее.
Тим: Я ведь тоже не всегда хороший, иногда я веду себя очень плохо, иногда так хочется ущипнуть своего друга утенка Пона за хвост… Так сложно быть хорошим, вот если б у меня была волшебная палочка!
Воспитатель: А у нас с вами есть волшебная кисточка и волшебный листок, где справа нарисован синий треугольничек, а слева – красный. Можно нарисовать справа свой плохой поступок, а слева – хороший. Вот так можно быстро исправить свой плохой поступок. (По окончанию работы рассмотреть рисунки и поощрить стремление стать лучше).
Тим: Спасибо, ребята, побегу в сказку и расскажу Леопольду, как можно помириться с мышками и всё исправить.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
«Моя семья»
Программное содержание: сформировать понятие, что такое семья; закрепить представление о составе семьи; развивать знания детей о том, что члены семьи могут иметь разные вкусы и увлечения. Познакомить детей с правами ребенка в семье; воспитывать уважение к членам семьи; способствовать рациональному использованию динамических поз и удовлетворению двигательной активностью.
Материал: кукла-утенок Тимка, семейные фотографии детей, чистые листы бумаги, карандаши.
Предварительная работа: чтение сказки Т.А. Шорыгиной «Родные вещи», чтение стихов, пословиц, поговорок о семье, знакомство с иллюстрацией неизвестного художника «Портрет семьи Затолокиных», поделки из соленого теста, барельеф «Семейный портрет», сюжетно-ролевая игра «Семья».
Методические приемы: сюрпризный момент, проблемная ситуация, включение мотивации, ассоциативная пантомима, демонстрация семейных альбомов, художественное слово, рисование в заданном ключе «семья для утенка», проблемные вопросы, поощрение, приближение объекта к детям, использование плана рассказа, обобщающий рассказ, использование диска «Песенка мамонтенка», пантомимические этюды на членов семьи.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел утенок Тимка. Он очень грустный, и я не пойму, что у него случилось. Тимочка, можешь ты рассказать, что произошло?
Тимка (грустно): Хорошо, я расскажу свою историю. Я живу в зоопарке, у меня есть свой домик. Домик красивый, уютный. За мной ухаживают работники зоопарка. Они кормят меня. Но вот каждый день к моему домику приходят взрослые с детьми. Взрослые и дети похожи между собой. Все они веселые, видно, что любят друг друга, и вместе им очень хорошо. А я всё время один, мне скучно и плохо, и вокруг никто на меня не похож.
Воспитатель (обращаясь к детям): Кто эти люди, ребята, как вы думаете?
Дети: Это мамы и папы и их дети.
Воспитатель: А как одним словом можно назвать группу людей, которые похожи друг на друга и живут вместе? Кто это?
Дети: Это семья.
Воспитатель: Правильно, ребята. Попробуйте произнести слово «семья» вот так: «семь-я». Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь к маме и папе, сестренке, братишке – все вы похожи между собой. Ваша улыбка напоминает мамину, походка папину, а цвет глаз как у братишки, смеетесь как ваша сестренка. И в семье, конечно, царит любовь и дружба. Покажите с помощью объятий рук и выражения лица, как вас любят мама, папа… (прием ассоциативной пантомимы).
У вас на столах лежат семейные альбомы с фотографиями ваших родных. Давайте познакомим Тимку с вашими близкими, с вашей семьей. Будете показывать фото и рассказывать, кто изображен на фотографии, что они делают, какое у них настроение, что они умеют делать, чем увлекаются, какие у них обязанности.
Воспитатель:
Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале мы отражаемся в нем.
Пускай не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.
В ходе рассказа о членах своей семьи дети используют стихотворения, выученные ранее. Предлагается пантомимический этюд «Сильный папа», «Добрый папа» («Веселый брат»).
Воспитатель обобщает ответы детей, обращает внимание на отношения родных друг к другу.
Воспитатель обращает внимание на утенка: Тимка, ты почему загрустил?
Тимка: А у меня семьи нет. Я не похож ни на кого.
Воспитатель: Это не правильно. Все дети на свете имеют право воспитываться в семье, среди родных и близких. Ни у кого нет права разлучать детей с родными, особенно с мамой. И у тебя, Тимочка, обязательно должна быть семья и свой семейный альбом.
Я предлагаю, ребята, оставить Тимку жить у нас в группе. А альбом мы ему сейчас нарисуем все вместе.
Воспитатель предлагает детям взять карандаши и нарисовать утиную семью. Звучит диск «Песенка мамонтенка».
После окончания работ воспитатель читает:
Итак, мы сегодня для вас открываем
Семейный альбом.
Мы в этом альбоме гостей принимаем,
Цветы поливаем и в игры играем,
Мы спорим, гуляем, мы дом убираем,
Друзей вспоминаем и песни поем!
Дети отдают рисунки утенку.
Тимка благодарит детей: Теперь я знаю, что такое семья. Только вот, я забыл, какое право имеет ребенок в семье. Напомните мне, ребята, пожалуйста.
Воспитатель: Давайте, ребята, напомним утенку о правах детей в семье.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
«Право на любовь»
Программное содержание: познакомить детей с правом на любовь, заботу; способствовать социально-нравственному развитию; воспитывать в детях доброту, внимание к членам семьи и людям; развивать альтруистические чувства; способствовать рациональному использованию динамических поз и удовлетворению двигательной активностью.
Материал: кукла-утенок Тим, жетон «Любовь и забота», чистые листы бумаги, краски, кисточки.
Предварительная работа:
- Чтение стихотворения Я. Акима «Ребенок» («Дошкольное воспитание №12-2007, стр.46), просмотр мультфильма «Приключения Буратино».
Цель: познакомить с понятием «родственные отношения»
- Дидактическая игра «Собери семью».
Цель: закрепить знание родственных отношений
- Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Цель: учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, действовать очень разнообразно (папа – врач, строитель и т.д.; мама – ухаживает за ребенком, готовит и т.д.)
Методические приемы: сюрпризный момент; ввод игрового персонажа; игра-имитация «Согрей птичку»; словесно-дидактическая игра «Добрые слова», толкование медальона; вопросно-ответная беседа; художественное слово; словесная оценка (поощрение); использование ассоциативного сравнения любви; проблемная ситуация, включение мотивации; рассказывание по рисункам; словесные указания; использование музыки.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел утенок Тим. Он хочет познакомить вас с очень важным правом. Оно помогает быть счастливыми, делает жизнь светлой. Давайте поможем ему вспомнить.
Посмотрите на жетон, нарисованный Тимом, и попробуйте определить это право.
Воспитатель показывает жетон «Любовь и забота». Дети делают предположения.
Воспитатель: Почему ребенок не может жить без любви и заботы взрослых людей? А вас любят в семье? Кто заботится о вас? Как они это делают?
Давайте представим, с чем любовь можно сравнить. На что она похожа?
Ответы детей.
Воспитатель: У вас получились очень красивые образы, мы представляем любовь по-разному, но она во всех ответах светлая, добрая, ласковая, лучистая. Давайте попробуем нарисовать это право – на любовь, как вы себе это представляете.
Дети выполняют задание под тихую спокойную музыку. Затем рассматривают и обсуждают рисунки вместе с воспитателем.
Воспитатель: Как вы думаете, кто нуждается в вашей любви и заботе? Что вы можете для них сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: Я вам предлагаю выполнить упражнение, которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца.
Дети становятся в круг и под спокойную музыку выполняют упражнение «Согрей птичку»: складывают ладони, представляя, что держат в руках птицу. Чтобы её согреть – дышат на ладони, прижимают к груди. Затем выпускают птичку на волю.
Воспитатель: Сейчас вы почувствовали, как это приятно, о ком то заботиться, и как это ответственно. Давайте вместе подумаем, как можно благодарить тех, кто заботится о вас, какие им можно сказать слова. (Д/и «Добрые слова»)
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Не забывайте говорить эти слова как можно чаще. И помните, что любовь – это не только добрые, приятные слова, это еще и наши поступки. Все добрые дела – это тоже проявление любви.
Ребята, Тим приготовил для вас стихотворение.
Тим:
В жизни можно по-разному жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям.
Воспитатель: Этим стихотворением мы заканчиваем сегодняшнее занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"По-разному зовутся дети" (конспект занятия по правовому воспитанию детей старшей группы)
Цель: дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; развивать у детей способность сочувствовать и сопережи...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема занятия «Богатыри земли русской»
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, А...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада "Солнце. Солнечная система". МДОУ Детский сад №98 "Сказка". г. Петрозаводск.
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Солнце. Солнечная система».Цель: Формирование знаний о Солнечной системе.Задачи:Образовательные:...
Конспект занятия по правовому воспитанию в старшей группе: "Я имею право на имя"
Мультфильм "Лунтик - Имя" (Серия 5)...
Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе детского сада «Добрая Феечка»
Цель:Воспитывать доброжелательное, вежливое отношение к окружающим;продолжать учить оказывать помощь другу;развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстнико...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема занятия «Богатыри земли русской»
Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи ха...