Статья: «Малыш раннего возраста и его адаптация к новым условиям"
статья (младшая группа) на тему

Власовец Анастасия Алексеевна

С поступлением ребенка раннего возраста  в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт с большим количеством  сверстников, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, нарушение психики.

         Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых ребенок может адаптироваться к среде:

а)  ребенок старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б)  ребенок просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
в)  ребенок пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

 Саму адаптацию можно условно разделить на три периода:

1. Острый период адаптации — сопровождается разнообразными изменениями здоровья ребенка, что приводит к снижению веса, более частым простудным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита.

2. Средний период адаптации — характеризуется адекватным поведением ребенка,  проходит более спокойно, чем начальный период.  

3. Заключительный период адаптации— темп развития приходит в норму,  дети раннего возраста постепенно справляются и преодолевают задержку в развитии.  

Поэтому необходимо, в каждом ДОУ создавать целенаправленную организацию жизни детей раннего возраста, которая приведет к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволит сформировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками:  это и создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; и формирование чувства уверенности в окружающих людях, безопасность малыша.

 

         Но бывает и так, что ребенок очень сильно расстроен уходом мамы и не перестает плакать. Что делать в такой ситуации, как помочь малышу?

Из своего многолетнего опыта, можно выделить следующие важные аспекты.

Когда ребенок оказывается в незнакомой обстановке, когда он видит, что мама скрылась за незнакомыми дверями, что его окружают чужие тети, а какие-то дети трогают и рассматривают его, он приходит в отчаяние, следствием которых могут стать просто слезы или истерика. Подобное состояние может продолжаться и день и два и даже месяц…

         К счастью, не все дети так тяжело переживают новый этап в своей жизни. Я считаю,   что легче адаптируются к детскому саду дети из многодетных семей (так как уже освоили, что не только они являются центром внимания взрослых), дети из коммунальных квартир (у них уже есть опыт общения с разными категориями детей) и дети из семей, в которых ребенок является равноправным партнером по общению с мамой и папой, а не игрушкой для взрослых, не помехой для них, не образцом для педагогических экспериментов.

         Но, если все же ребенок плачет, проанализируйте так ли ребенок плачет, когда в ясли его приводит не мама, а папа или другой член семьи. И если с кем-то из них , по утрам ребенок чувствует себя более комфортно, то, пока он не адаптируется, пусть данные члены семьи его и водят.

         Если у Вас есть возможность, походите с ребенком в ясли первые дни, недели. Не бойтесь, что ребенок будет капризничать. Как показал опыт, ребенок, чья мама находится в группе, чувствует себя спокойнее и увереннее.

         Если же Вам непременно нужно уйти и оставить ребенка в яслях, постарайтесь быть спокойными и уверенными сами. В противном случае ребенок может уловить Ваше беспокойство и будет расстраиваться и плакать еще больше.

         Зная, что Ваш малыш трудно переживает каждое утро разлуку с Вами, попробуйте накануне, заранее придумать и отрепетировать несколько разных способов прощания: воздушный поцелуй, крепкое рукопожатие, обоюдное поглаживание по спинке и т.д.

         Забирая ребенка из яслей, спросите педагога, чем занимался малыш в течении дня, долго ли он плакал, хорошо ли спал и ел. Даже если Вы устали после работы, раздражены, сердиты постарайтесь не показывать это ребенку.

         Все это поможет малышу понять, что его любят, ждут его прихода из яслей, гордятся им. Скорее всего, подобная доброжелательная обстановка поможет ему быстрее адаптироваться к условиям садика и меньше переживать.

 

Итак:

  • Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.
  • Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
  • Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
  • Попросите других членов семьи отводить ребенка в ясли.
  • Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой то предмет.
  • Принесите в группу свою фотографию.
  • Придумайте и отрепетируйте разные способы прощания.
  • Присутствуйте в группе с ребенком первые дни или недели.
  • Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из яслей.
  • После яслей погуляйте в парке, на детской площадке, дайте ребенку возможность подвигаться.
  • Устройте семейный праздник вечером.
  • Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.
  • Будьте терпеливы.

 

 

Колпино, 2013г. ГБДОУ №6

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ» Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

 При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новы...

«СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ» Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

 При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новы...

Статья: «Малыш раннего возраста и его адаптация к новым условиям"

С поступлением ребенка раннего возраста  в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требован...

Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследован...

ПРОЕКТ "Цикл интегрированных досугов «ВРЕМЕНА ГОДА» по экологическому воспитанию детей раннего возраста в период адаптации детей к условиям ДОУ"

Одна из базовых ценностей ФГОС  является физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие. Эта ценность в детском саду является приоритетной, особенно в адаптаци...

Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада.Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследовани...