Описание разработанных диагностических игр, позволяющих изучить здоровье сберегающую компетентность детей дошкольного возраста.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Белова Ольга Николаевна

.

Описание разработанных диагностических игр, позволяющих изучить здоровье сберегающую компетентность детей дошкольного возраста.

Цель игры: изучить особенности компетентности детей  среднего дошкольного возраста в решении задач, связанных с соблюдением культурно-гигиенических навыков и умений.

Содержание игры: две диагностические куклы – Тёпа и Клёпа. Фотоальбом с пустыми кармашками, набор рисунков 9 на 13 или 10 на 15, отображающих правила Чистюли (все известные ребёнку культурно-гигиенические правила). Чем старше ребёнок, тем больше изображений. Например: ребёнок чистит зубы перед сном, полощет рот после еды, моет руки с мылом после прогулки, после посещения туалета, перед едой, принимает душ, моется в ванной с мылом и мочалкой, ухаживает за своим внешним видом, следит за прической, расчёсывает волосы перед сном, пользуется носовым платком, ухаживает за своей одеждой и обувью, переодевается в домашнюю одежду, убирает в комнате, убирает игрушки в группе и др.

Ход диагностики: Воспитатель приглашает ребёнка в игру, разыгрывает перед ребёнком сценку.

 - Здравствуй!

-Здравствуй!

-Давай знакомится. Как тебя зовут?

-Стёпа, но друзья называют меня просто Тёпа.

-А я Клёпа, но мама часто меня называет Чистюлей.

-Чистюлей? А почему?

-Потому что я люблю чистоту и порядок. Я всегда опрятная и аккуратная.

 

Педагог предлагает ребёнку сделать фотоальбом для Тёпы, собрав его из предлагаемых рисунков, объясняя каждое правило. Важно чтобы эту задачу ребёнок выполнял самостоятельно без помощи взрослого.

   Все вопросы к ребёнку следуют после выполнения задания. Правильность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребёнка.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Игра “Режим дня”

 

Цель игры: изучить особенности компетентности детей среднего дошкольного возраста в решении задач, связанных  с соблюдением режима дня и верного последовательного соблюдения отдельных режимных моментов.

Содержание игры: картинки с изображением режимных моментов: ребёнок готовится ко сну (расстилает постель, надевает пижаму); ребёнок принимает пищу вместе с родителями; ребёнок принимает пищу  со сверстниками за столом; ребёнок на прогулке, читает, рисует, смотрит телевизор, просыпается после дневного сна,  вытирается полотенцем, раздевается и одевается, делает зарядку,  моёт руки с мылом, одевается и раздевается, здоровается, приветствует родителей сверстников. Можно дополнить данный список другими картинками. На картинках может быть изображен не один ребёнок, а несколько детей (мальчик и девочка) в тех же самых ситуациях.

Ход диагностики: Воспитатель предлагает ребёнку поиграть с ним в игру. Карточки раскладываются произвольно на столе. Обязательно даётся время для ознакомления ребёнка с ними. Затем, педагог просит ребёнка выложить карточки в правильной последовательности: положи так картинки, как ты себя ведешь, когда проходишь  в детский сад, покажи, что ты делаешь дома с утра, когда  просыпаешься. Обязательно помогайте ребёнку уточняющими вопросами. Это ты пришел с прогулки или собираешься на прогулку? А, что ты делаешь после прогулки? Для чего мы это делаем?

После того как картинки будут выложены в определённой последовательности, воспитатель просит ребёнка рассказать, что делает мальчик или девочка в течение дня или в определённое время суток дома и в детском саду.

Возможно, использовать не всех, а двух-трёх последовательных картинок из набора в диагностике детей. Например, ребёнок моет руки с мылом, вытирает полотенцем, садится за стол обедать. Воспитатель просит ребёнка расположить эти картинки в правильной и объяснить, что делает мальчик или девочка на картинках, почему именно в такой последовательности. Важно, чтобы ребёнок решил игровую задачу самостоятельно, все вопросы и комментарии следуют после выполнения задания. Правильность решения игровой задачи становится основным компетентности ребёнка.

 


 

Игра “ Здоровые зубы”

 

Цель игры: Изучить особенности компетентности детей дошкольного возраста в решении задач, связанных с соблюдением правил здоровья зубов, выполнением алгоритма ухода за зубами, профилактики зубных болезней.

Содержание игры: Игровое двухцветное панно красного и зелёного цвета (возможно в виде двухцветного дерева), набор карточек с изображением вредных и полезных  для зубов атрибутов и пищи, разнообразных ситуаций ( можно в виде листочков или яблочков) , зубная паста и щетки, щётки разных размеров, молоко и творог, фрукты, овощи, конфеты и шоколад, мороженное и горячий чай, ребёнок разгрызающий зубами орех, человек открывающий зубами бутылку, жевательная резинка, витамины, улыбающийся ребёнок посещающий врача стоматолога, зуб здоровый и больной. Можно дополнить данный список другими картинками. На зелёной части панно располагается здоровый беленький  улыбающийся зубик, на красный- грустный, со слезинкой больной зубик. Для детей младшего  дошкольного возраста фон картинок в соответствии с содержанием может быть красного и зелёного цвета как дополнительный ориентир в решении игровой задачи.

Ход диагностики:  Воспитатель приглашает ребёнка в игру. Раскладывает панно и предлагает ребёнку заполнить цветовое панно картинками, которые делают один зубик счастливым, а другой несчастным. После решения игровой задачи, педагог уточняет у ребёнка, почему он расположил карточку именно в этой части панно. Чем старше ребёнок, тем больше картинок предлагает ему для игры. Правильность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

Сюжетно-ролевая игра “Куклы”

(по материалам В.В. Гербовой)

 

Цели: Развитие способности принять на себя роль. Закрепление знаний о разных видах посуды, формирование умения использовать посуду по назначению. Воспитание культуры поведения во время еды. Закрепление знаний о названиях одежды. Закрепление у детей навыка правильно, в определённой последовательности раздеваться и складывать свою одежду.

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, картинки с изображением элементов картины “Игра с куклой”.

Словарь. Ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, тёплая (вода); посуда: тарелка, вилка, ложка, хлебница, половник, скатерть; одежда; платье, фартук, шапочка, шарф; играть, кормить, укладывать спать, гулять, купать.

Игровые роли. Мама, папа, повар, няня.

Предварительная работа при подготовке к игре.

  1. Игровое задание “ Купание куклы”

Цели. Учить играть с куклой. Познакомить детей с названием предметов, действий с предметами и с качествами.

Ход занятия. Воспитатель предлагает сесть детям на стульчики, затем ставит на стол ванночку с водой, рядом – два ведёрка и кружку, на другом столе находятся принадлежности для купания.

После всех приготовлений воспитатель говорит “ Сегодня мы с вами будем купать нашу маленькую Алёнушку. Купать будем в ванночке. В тёплой водичке. Где мы будем купать куклу? (В ванночке). В какой водичке будем купать куклу?( в тёплой водичке). Когда ребята повторили новые слова, воспитатель предлагает детям определить, какая вода в ванночке, ребята по очереди пробуют водичку и говорят, что вода тёплая. Потом педагог приносит куклу, снимает с неё платье и сажает в ванночку. Просит одного из ребят подать мыло. Ребёнок берёт мыльницу, открывает её. Воспитатель хвалит малыша и спрашивает “ Что это?” (Мыльница, мыло) Другого ребёнка педагог просит принести губку. Показывает её детям, даёт потрогать и спрашивает: “Для чего нужна губка?” Далее воспитатель намыливает губку, взбивает пену и начинает купать куклу, приговаривая:

Мы Алёнушку купаем,

Её водичкой поливаем.

Затем педагог приглашает к столу двух, трех детей, и предлагает, осторожно дотронуться до воды в маленьком ведёрке, определить, какая вода, горячая или холодная. (В маленьком ведёрке горячая вода). Потом предлагает проверить, какая вода в большом ведёрке, (В большом ведёрке холодная вода). После этого воспитатель говорит: “ Сейчас я смешаю горячую воду с холодной, и мы с вами попробуем, какая получится вода. (Тёплая.). Тёплой водичкой мы смоем с Алёнушке мыло”. Педагог по очереди приглашает детей полевать из кружечке тёплую воду . при этом остальные дети (с помощью воспитателя) говорят слова из стихотворения Е. Благиненой “ Алёнушка”.

Тёплую водичку

Льём на нашу птичку

Когда ребята смыли с Алёнушки мыло, педагог просит принести полотенце. Взяв в руки полотенце, педагог спрашивает у ребят:” Какое полотенце? (Полотенце мягкое, пушистое). Потрогайте его . Зачем нужно полотенце? (Чтобы насухо вытереть куклу)”. Вытерев куклу, педагог с помощью детей заворачивает её в пелёнку и укладывает в постель.

После этого привлекает детей к ванночке” Посмотрите, какая в ванночке мыльная и грязная вода. Какая вода в ванночке? ( мыльная, грязная), давайте её выльем. Куда нужно убрать мыло? (В мыльницу). Что нужно сделать с губкой? (Выполоскать мыло и отжать). Что нужно сделать с полотенцем? (Повесить сушится). Молодцы, ребята, наша Алёнушка говорит вам большое спасибо за купание. А теперь давайте укроем куколку и споём колыбельную песенку.

 

 

 

Чтение и заучивание наизусть стихотворения “Кукла”

(по материалам В.В.Гербовой).

 

Цели. Закрепить названия действий с куклой, которые впоследствии дети смогут перенести в игровую ситуацию. Воспитывать у детей умение слушать и запоминать небольшое по объёму стихотворение, отгадывать загадку. Читать наизусть, не торопясь, стихотворение, чётко выговаривая слова.

Ход занятия. Педагог загадывает ребятам загадку:

Дома с ней играть люблю,

Я ей песенку спою,

Причешу её сама,

Скажет “ Ма-ма” мне она. (кукла)

Затем показывает куклу и читает стихотворение “ Кукла”;

Куколку свою люблю,

Волосы ей причешу .

Я её тепло одену,

Вкусным чаем напою,

В садик с ней гулять пойду.

Во время чтения стихотворения педагог показывает действия с куклой: кормит её, причёсывает, заворачивает в одеяло, гуляет с ней за руку.

Воспитатель читает стихотворение ещё 1-2 раза. Дети помогают ему читать. Затем  дети декламируют самостоятельно. Чтобы им было интереснее, педагог даёт в руки  ребёнку, который соглашается сам продекламировать стихотворение, куклу.

Стихотворение читается 2-3 раза. Далее педагог раздаёт ребятам кукол и предлагает повторить движения с куклами за ним. Взрослый демонстрирует несколько движений, потом разрешает поиграть с куклами самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривание картины “ Игра с куклой”

(Е.И. Радионовой, В.А. Езикеевой)

 

Цели. Закрепить знание детей о правилах ролевого поведения в игре. Учить детей рассматривать сюжетную картинку, называть отдельные предметы, действия персонажей,  устанавливать взаимосвязь между изображенными объектами; помощь ребёнку увидеть “ картинку в целом”, учить детей слушать рассказ воспитателя, составленный по картине, при повторном рассказывании активно договаривать слова.

Методика проведения. Воспитатель рассаживает детей за двумя-тремя сдвинутыми в линию столами, лицом к воспитателю. Перед началом рассматривания картины педагог говорит: “ Я хочу познакомить вас этого воспитатель  с детьми, которые играют с куклой”. Затем показывает картину. После  этого воспитатель задаёт вопросы по содержанию картины: “ Что делают ребята? ( Купают куклу.) Что делает девочка? (Поливает куклу водой, смывает мыло.) Что делает мальчик? ( Мальчик держит полотенце.) Зачем мальчику полотенце? (Чтобы вытереть куклу после купания.)”

После этого воспитатель говорит:” Давайте поиграем и поможем девочке найти все принадлежности для купания. Посмотрите, перед вами картинки (лежат изображением вниз), переверните их. Посмотрите на свои картинки и скажите, у кого ванночка, у кого мыло, у кого колготки…” Ребёнок, нашедший нужную картинку, кладёт  её около большой картины. Далее воспитатель продолжает: “ Вот и помогли мы девочке. Все приготовили для того, чтобы выкупать куклу. А теперь, ребята, послушайте, какой рассказ я придумала по картине:” Решили дети выкупать куклу. Принесли табуретку, поставили на неё ванночку, налили в ванночку тёплой воды. Рядом, на зелёную скамеечку, положили красную губку и мыло. Раздели куклу. Одежду её аккуратно разложили на большом стульчике, а маленькие синие ботиночки под стул поставили. “Сейчас, сейчас, потерпи ещё немножко, - уговаривает куклу девочка в белом фартуке.- Смою с тебя мыло, а потом сухо- насухо вытру.  Видишь, Илюша рядом стоит, большое белое полотенце в руках держит…”

 Воспитатель повторяет рассказ, не договаривая некоторые слова. Дети припоминают их и вставляют в рассказ.

Далее педагог убирает картину и может предложить детям поиграть в интересную игру ( Чего не стало? Или Найди куклу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Путешествие к Королеве чистоты:

 

Цель: воспитывать культурно-гигиенические навыки, правила пользования предметами туалета и личной гигиены. Дать детям понятие о микробах. Познакомить с точечным массажем. Учить делать самим себе точечный массаж.

Словарная работа: гадкий, неумытый, вакса, срам, нырять.

Методические приемы: игровая мотивация, вопросы к детям, объяснение, художественное слово, краткая беседа, показ и рассматривание плаката, постановка игровой и учебной задачи, вывод.

Материал: стол, предметы, расческа, шампунь, мыло, зубная паста, щетка, полотенце, губка и игрушки, сумка, кукла-грязнулька (грязная), плакат с изображением микробов (две руки, чистая и грязная с микробами), кукла-королева, трон, плакат с изображением приемов точечного массажа, мыло на каждого ребенка, музыка.

Ход занятия:

Воспитатель: Доброе утро, дети! Давайте поприветствуем друг друга.

Дети (встают парами, подают друг другу руки):

Вот тебе моя рука,

Ты сожми ее слегка,

И вложи в ладонь тепло,

Лучик солнца и добро.

Ты мой друг и я твой друг.

Мы два друга, мы любим друг друга.

(обнимаются)

 

Воспитатель: Я рада, что вы по доброму и тепло относитесь друг к другу и желаю вам удачи на весь день. Давайте мы с вами отправимся в страну «Сверкающей чистоты» в гости к Королеве чистоты. Но, чтобы отправиться к Королеве чистоты нужно выбрать предметы, без которых в этой стране не обойтись и которые нам пригодятся в дороге.

(Дети выбирают из множества предметов нужные и по ходу объясняют зачем они нужны. Воспитатель складывает отобранные предметы в сумку.)

Воспитатель: Отправляемся в путь.

(Идут под музыку друг за другом «паровозиком». Подходят к стулу, на котором сидит Грязнулька.)

Воспитатель: Кто ты такой? Почему ты такой грязный?

Грязнулька: Я не люблю мыться.

Воспитатель: Ах ты гадкий,

Ах ты грязный,

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки!

Беседа о микробах.

Почему нужно мыться? Что будет, если есть грязными руками?

Рассматривание плаката с изображением микробов.

Грязнулька (пугается и изменяет свое мнение): Буду мыться!

Воспитатель: Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А не чистым, трубочистам –

Стыд и срам!..

(Дети дарят Грязнульке сумку с предметами личной гигиены. Грязнулька радуется, благодарит и убегает домой мыться.)

Воспитатель: Отправляемся дальше.

(Приходят в гости к Королеве чистоты, звучит торжественная музыка, кукла сидит на троне.)

Королева: Здравствуйте, дети! Проходите, садитесь. (Дети садятся)

Осматривает детей: Вы все такие чистые, опрятные, причесанные. Любите ли вы купаться, мыться? Чистить зубы? Зачем нужно чистить зубы? Вы моете руки с мылом? Зачем нужно мыть руки с мылом? Когда это нужно делать? Почему нельзя брать чужую расческу, зубную щетку? (Ответы детей.)

Молодцы, вы все хорошо запомнили, что всегда надо быть чистыми и опрятными, чтобы чувствовать себя веселыми и здоровыми. Ведь, есть даже поговорка «Чистота – залог здоровья». Чтобы вы всегда были здоровыми и никогда не болели, я вам покажу волшебные точки.

Показ плаката с изображением приемов точечного массажа.

Первая точка – чтобы не болеть;

Вторая точка – чтобы носик дышал;

Третья точка – чтобы не было кашля.

Запомните эти волшебные точки, не забывайте их! И тогда вы никогда не будете болеть.

(Воспитатель показывает точки, а дети их повторяют).

Воспитатель: Королева чистоты! Ребята прочитают тебе стихи о чистоте.

Дети:

Мы дружны с водою чистой,

Можем это доказать.

Мылом твердым и душистым

Не боимся мыть глаза.

Чтобы зубы не болели

Мы их чистим порошком.

Чтобы волосы блестели

Мы их чешем гребешком.

Мы не любим неопрятных,

Непричесанных ребят.

С ними даже поросята

Подружиться не хотят.

Королева: Спасибо вам, ребята, за стихи! Я перед вами в долгу не останусь, я подарю вам своего главного помощника – мыло, он поможет вам в борьбе с микробами и в поддержании чистоты вашего тела.

(Дарит детям мыло)

До свидания, дети! Приходите ко мне в гости еще.

Воспитатель: Наше путешествие закончилось, отправляемся домой. (Идут под музыку). Вот мы и дома. Я надеюсь, что вы всегда будете поддерживать чистоту и дружить с мылом. Будьте здоровы!

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию экологической компетентности детей дошкольного возраста

Перспективный план позволяет планировать работу по месяцам года, полностью учитывает возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Содержит раздел "Взаимодействие с родителями"...

Социальная компетентность детей дошкольного возраста.

Под социальной компетентностью понимается состояние равновесия личности и социального окружения, развитие у человека навыков, достаточных для выполнения задач, присущих тому жизненному период, в котор...

«Использование современных здоровье сберегающих технологий в дошкольном возрасте».

   Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Охрана и укреп...

ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Валеологическое воспитание дошкольников выходит на первые позиции по степени значимости; сохранение физического здоровья и психологического благополучия  детей  является одним из основных на...

Диагностические методики для изучения поисково-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

В данную публикацию включены диагностические методики для определения предпочитаемого вида деятельности, выявления места исследовательской де­ятельности в системе ценностных ориентации дошко...