«Использование современных здоровье сберегающих технологий в дошкольном возрасте».
проект (старшая группа) по теме
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Охрана и укрепление здоровья детей - по-прежнему остаются одной из приоритетных задач дошкольного образования ещё и потому, что до сих пор не преодолены негативные тенденции в состоянии здоровья детской популяции. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:
1. Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
2. Более 50% дошкольников имеют те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья.
3. 15%-20% имеют хронические заболевания, снижающие потенциал ребёнка к социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tekhnologii._belova_v.n.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 145» города Чебоксары
Чувашской Республики
Тема проекта:
Подготовила воспитатель
Белова В. Н.
г. Чебоксары 2013 г.
Содержание
1. Актуальность.
2. Автор-разработчик.
3. Сведения о группе.
4. Анализ внешней ситуации.
5. Анализ внутренней ситуации.
6. Проблематика.
7. Ключевая проблема.
8. Ожидаемые результаты.
9. Цель.
10. Задачи.
11. Целевые группы.
12. Этапы.
13. Оценка результатов.
14. Список литературы.
15. Приложение.
Здоровье – не всё, но все без здоровья – никто.
Сократ.
«Использование современных здоровье сберегающих
технологий в дошкольном возрасте».
1. Актуальность
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Охрана и укрепление здоровья детей - по-прежнему остаются одной из приоритетных задач дошкольного образования ещё и потому, что до сих пор не преодолены негативные тенденции в состоянии здоровья детской популяции. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:
1. Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
2. Более 50% дошкольников имеют те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья.
3. 15%-20% имеют хронические заболевания, снижающие потенциал ребёнка к социализации.
В Конвенции ООН о правах ребёнка подчёркивается значимость подготовки ребёнка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечение его свободного развития, самоопределение, самореализация и самоутверждение, личностно значимых общественно приемлемых гарантий. При этом отмечается, что проблема реабилитации и социализации, подготовки к самостоятельной жизни детей с ослабленным здоровьем требует особого внимания со стороны государства и общества. Одной из важных задач, стоящих перед педагогом ДОУ является формирование ценностного отношения к собственной жизни и жизни окружающих людей, воспитания потребности, интереса и создание условий для накопления первичных представлений о себе и своём организме. Формирование здоровья ребёнка в дошкольном возрасте в значительной степени зависит от того, какая работа в детском саду ведётся в этом направлении. Необходимо создать эмоционально-радостную обстановку через использование «занимательной» физкультуры, т.к. физическое здоровье во многом зависит от психологического состояния детей. Больше внимания уделять закаливанию, гигиеническим процедурам, профилактике заболеваемости. Дети в процессе дня должны получать положительные эмоции, радостное настроение от общения со сверстниками, воспитателем. Поэтому, проанализировав все вышеизложенное, уверенно можно выделить наиброее актуальные вопросы для дошкольного периода детства: разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребёнка; обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.
2. Автор-разработчик.
Разработчиком проекта по решению поставленной проблемы является воспитатель Белова Валентина Николаевна. Стаж педагогической работы 28 лет. Вторая квалификационная категория. В 1985 году закончила дошкольное отделение Чебоксарского педагогического училища.
3. Сведения о группе.
Старшая группа расположена на втором этаже, в хорошо освещённой и обогреваемой комнате.
Все помещения оборудованы и оформлены в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и современными эстетическими требованиями.
Раздевальная комната оформлена в розовых тонах. В ней имеются стенды для родителей (информация, примерный режим дня, меню, папки-передвижки, консультации). Групповая комната светлая, просторная, оформление в персиковых тонах. Вся мебель соответствует требованиям СанПиНа, удобна для детей.
Группа разделена на зоны. В физкультурном уголке достаточное количество игр и спортивного инвентаря. Оно размещено таким образом, чтобы дети могли самостоятельно им пользоваться.
- Анализ внешней ситуации.
ДОУ находится в промышленном районе, экологическая ситуация далека от идеальной. В микрорайоне в основном проживают рабочие, служащие, семьи среднего и низкого достатка. Недостаточное количество дворовых спортивных площадок, где бы могли заниматься взрослые и дети. Следует отметить, что за последние годы на эту проблему стал обращать внимание муниципалитет г. Чебоксары, в результате появилась спортивная площадка для детей по проспекту 9 Пятилетки.
Сотрудничество с детской поликлиникой № 3 позволяет сравнить состояние здоровья детей в микрорайоне и городе. Заболеваемость в микрорайоне «Рябинка» выше, чем в целом по городу Чебоксары.
Не всегда используется внешнее окружение ДОУ: не налажено сотрудничество со спортивным комплексом «Тракторостроитель»; не популяризируются спортивные секции ДДТ «Росток».
Условия микрорайона способствуют организации занятиям спортом все семьей, проведению пешего туризма – близость двух лесопарковых зон, выход в лесополосу на окраине города.
- Анализ внутренней ситуации.
В ДОУ уделяется большое внимание укреплению здоровья и физического развития детей. Созданы условия в соответствии с современными требованиями. Хорошо оснащен спортивный зал, достаточное количество спортивного инвентаря в группе. Имеется содержательное программно – методическое обеспечение: комплексные и парциальные программы, авторские методики по физическому воспитанию. Пополнение методического материала происходит и через Интернет (сайты: http://www.ivalex.vistcom.ru/; http://www.deol.ru/children/ ; http://www.za-partoi.ru/; http://www.1september.ru/). В детском саду сформировалась группа единомышленников, которая занимается проблемой физического воспитания детей. Имеющийся опыт работы с детьми, участие в инновационных деятельности, позволит добиться положительных результатов в спланированном проекте.
Наряду с положительными сторонами следует отметить самую большую проблему – состояние здоровья детей.
Показатели здоровья | Количество детей |
ЧБД | 10% |
ПВДС | 35% |
Задержка речевого развития | 25% |
ММД | 35% |
АХЛЖ | 15% |
1 группа здоровья | - |
2 группа здоровья | 100 % |
Количество дней пропущенных одним ребенком в год по болезни | 13 дней |
Отсутствует системная работа по формированию ценностей здоровья с детьми и родителями. Недостаточная грамотность родителей в вопросе сохранения здоровья детей и закаливания (30 % родителей не занимаются никакими физическими упражнениями, предпочитают пассивные прогулки). Родители группы не уделяют должного внимания формированию ЗОЖ, не соблюдают режим дня в домашних условиях.
6. Проблематика.
Выделяя основное из всего описанного, можно обозначить следующие проблемы:
1. Низкий уровень здоровья детей.
2. Недостаточное участие родителей в формировании положительного отношения к здоровому образу жизни.
3. Отсутствие системы и планомерности в оздоровлении детей.
4. Недопонимание родителями требований ДОУ в вопросе укрепления здоровья.
5. Недостаточное просвещение родителей.
7. Ключевая проблема.
Суммируя все проблемы, выделяется ключевая проблема: отсутствие современного системного подхода в использовании здоровьесберегающих технологий.
8. Ожидаемые результаты.
1. Снижение уровня заболеваемости.
2. Повышение уровня физической подготовленности.
3. Сформированность осознанной потребности в ведении ЗОЖ.
4. Наблюдение положительной динамики оздоровления (переход детей из группы частоболеющих в группу эпизодически болеющих).
5. Разработка системы закаливания на основании состояния здоровья детей.
6. Организация уголка для физического развития детей, индивидуальной работы по рекомендациям врача.
7. Активная помощь родителей в организации работы по оздоровлению детей.
8. Систематизация работы по оздоровлению детей.
9. Цель.
Укрепить здоровье детей через создание системы здоровьесберегающих технологий.
10. Задачи:
1. Обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка, помочь ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья.
2. Формировать потребность в ведении здорового образа жизни.
3. Стимулировать активное использование известных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий для укрепления организма.
4. Повысить участие родителей в оздоровительной работе посредством просветительской деятельности и практического участия.
11. Целевые группы.
Сюда входят все заинтересованные лица: дети, педагоги, детские учреждения, родители, админстрация ДОУ, общественность, врачи, медсестра, школа.
12. Этапы.
Проект будет реализован поэтапно. В период с 1 июля 2012 года по 31 мая 2014 года.
I этап. Подготовительный.
Срок: с 1 июля по декабрь 2012 год.
Цель 1 этапа: определить отправную точку, спланировать деятельность, создать условия, заинтересовать родителей и коллектив.
№ п/п | Мероприятия первого этапа | Сроки выполнения | Ответственный |
Изучение передового педагогического опыта. | июль | воспитатель | |
Подборка методической литературы. | июль август | воспитатель | |
Создание картотеки по использованию нетрадиционных здоровье сберегающих технологий. | декабрь | воспитатель | |
Анализ состояния здоровья детей группы. | сентябрь октябрь | медсестра врач | |
Изучение особенностей семейного воспитания и отношения в семье к здоровому образу жизни. | ноябрь | воспитатель | |
Определение индивидуального оздоровительного маршрута для каждого ребенка в соответствии с его состоянием здоровья. | сентябрь | воспитатель врач | |
Первичная диагностика детей. | сентябрь | воспитатель | |
Первичное анкетирование родителей. | октябрь | воспитатель | |
Написание проекта. | сентябрь | воспитатель | |
Написание перспективного плана на год (2 младшая группа). | сентябрь октябрь ноябрь | воспитатель | |
Создание условий в группе: изготовление дорожек здоровья, оформление физкультурного уголка, уголка массажа «Дары природы» и др. | октябрь ноябрь | родители воспитатель | |
Создание библиотечки для родителей (научно-популярная литература, консультации, рекомендации и другие). | сентябрь октябрь ноябрь | воспитатель |
II этап. Практический.
Срок: с сентября 2012 по май 2014 год.
Цель 2 этапа: создать систему здоровье сберегающих технологий и активно использовать ее в ДОУ и семье; укрепить здоровье детей.
С детьми II младшей группы.
Формы работы | Сроки выполнения | Время проведения | ответственный | |
Организация двигательного режима: - утренняя гимнастика; - занятия; - гимнастика после дневного сна; - индивидуальная работа по ФИЗО; - динамические паузы; - физкультминутки; - самостоятельная двигательная активность и др. | постоянно | в течении дня | воспитатель | |
Пальчиковая гимнастика. | постоянно | утро, вечер | воспитатель | |
Артикуляционная гимнастика. | постоянно | вечер | воспитатель | |
Дыхательная гимнастика. | Курсами | в течении дня | воспитатель | |
Спортивные досуги. | 2 раза в месяц | вечер | воспитатель | |
«Дни здоровья». | 1 раз в квартал | вечер | воспитатель | |
Гимнастика для глаз. | постоянно | в течении дня | воспитатель | |
Нетрадиционные формы закаливания с учётом состояния здоровья: полоскание зева кипяченой охлаждённой водой; обширное умывание; | постоянно | после сна | воспитатель | |
Хождение босиком по «тропе здоровья». | в летний период | на прогулке | воспитатель | |
Проведение цикла занятий «Я и моё здоровье». | постоянно | утро | воспитатель | |
Психолого – педагогическое сопровождение детей с проблемами в развитии. | постоянно | в течении дня | Педагог - психолог | |
Промежуточная диагностика, ведение мониторинга. | 2 раза в год | в течении дня | воспитатель | |
Планирование форм работы на следующий учебный год с детьми средней группы. | февраль 2013 года | воспитатель |
С родителями II младшей группы.
Формы работы | Сроки выполнения | ответственный | |
Фронтальные формы работы с родителями: круглый стол «Уроки здоровья»; устный журнал; конференции и др. | в течении учебного года | воспитатель | |
Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и др. | в течении учебного года | воспитатель | |
Консультации для родителей по данной проблеме. | в течении учебного года | воспитатель | |
День открытых дверей. | в течении учебного года | воспитатель | |
Совместные физкультурные занятия детей и родителей. | 1 раз в квартал | воспитатель | |
Воскресные прогулки. | постоянно | воспитатель | |
Клубы по интересам. | постоянно | воспитатель | |
Промежуточное анкетирование. | 2 раза в год | воспитатель | |
Фотовернисаж. | 1 раз в квартал | воспитатель | |
Разработка плана на следующий учебный год. | февраль 2013 года | воспитатель |
С педагогами II младшей группы.
Формы работы | Сроки выполнения | ответственный | |
Ознакомление с проектом. | октябрь 2012 | воспитатель | |
Мастер – классы по использованию здоровье сберегающих технологий: «Дары природы», гимнастика для глаз и др. | в течении учебного года | воспитатель | |
Разработка проектов по оздоровлению на уровне детского сада. | в течении учебного года | воспитатель | |
Выпуск минигазеты «Радуга» по данной проблеме. | в течении учебного года | воспитатель |
III этап – заключительный (оценочный).
Срок: с марта по май 2014 года.
Цель 3 этапа: подведение итогов, оценка эффективности полученных результатов
1. Мониторинг и экспертиза результатов.
2. Анализ обобщения и распространения результатов (проспекты, брошюры, конференции, мастер – классы).
13. Оценка результатов.
Мониторинг реализации проекта будет осуществляться в следующих направлениях:
- Состояние здоровья детей;
- Развитие эмоционально – волевой сферы;
- Предпочтение тех или иных здоровье сберегающих технологий;
- Заинтересованность и удовлетворенность родителей оздоровительной работы в группе.
Средняя группа
1 | Точечный массах и дыхательная гимнастика | 2 раза в неделю | Утро, вечер | воспитатель |
2 | Коррекционные упражнения для стопы | ежедневно | утро | воспитатель |
3 | Массах «Дары природы» | ежедневно | вечер | воспитатель |
4 | Выкладывание фигур из палочек | 2 раза в неделю | Утро, вечер | воспитатель |
5 6 | Пальчиковый театр шнуровки | 1 раз в неделю 2-3 раза в неделю | Вечер Утро, вечер | Воспитатель, музыкальный руководитель воспитатель |
Старшая и подготовительная группы.
1 | Освоение программы Князевой, Стёркиной «ЗОЖ» | 1 раз в неделю | утро | воспитатель |
2 | Упражнения при плоскостопии | 2 раза в неделю | вечер | Воспитатель, инструктор по ФИЗО |
3 | Упражнения при нарушении осанки | ежедневно | воспитатель инструктор по ФИЗО | |
4 | Физкультурный досуг и «День здоровья», «День лыбки» | 1 раз в квартал | вечер | Воспитатель, муз. руководитель |
5 | Пешие прогулки, походы | 1-3 раза в месяц по 6 мин-120. | утро | воспитатель |
6 | Беседы с детьми о здоровье | В течение дня | Воспитатель, медсестра | |
7 | Спортивный праздник | 2 раза в год | Воспитатель, муз. руководитель, инструктор по ФИЗО | |
8 | Общеукрепляющий настой из лимона и чеснока | ежедневно 2 раза в день с ноября по май | медсестра |
С родителями
1 | Анкетирование родителей | сентябрь |
2 | Консультации для родителей по данной проблеме | 1 раз в квартал |
3 | Круглый стол «Уроки здоровья» | 1 раз в квартал |
4 | День открытых дверей | 2 раза в месяц |
5 | Спортивный праздник на тему «Папа, мама, я – спортивная семья» | 1 раз в месяц |
6 | фотоветраж |
14. Литература:
- Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Галанов А.С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Зимонина В.Н. Воспитание ребенка – дошкольника: Программно – методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004.
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Программа развития. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников. – М., 2005.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. Васильевой М.А. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5 – 8 лет. – Ярославль, 2003.
- Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду. М.: ГНОМ и Д, 2003.
- Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно – воспитательном процессе. – М., 2004.
- Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. – М., 2004.
15. Приложения
Циклограмма использования здоровье сберегающих технологий
в течение дня
До занятий: Уделить внимание каждому ребенку, создать у него бодрое, радостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью.
- Дорожки для повышения двигательной активности;
- Комплекс дыхательной гимнастики;
- Пальчиковые игры;
- Утренняя гимнастика;
- Физкультминутки во время занятий;
- Динамические паузы между занятиями.
Прогулка: Провести с детьми индивидуальную работу, организовать совместную двигательную деятельность.
Одна подвижная игра со всей группой и 2-3 подгруппами детей; подготовительные упражнения для новых основных движений; несложные игры для закрепления двигательных навыков; сюжетные подвижные игры для автоматизации основных движений; спортивные игры и спортивные упражнения; катание на санках, лыжах, велосипеде, скольжение и т.д.
После сна: Создать положительное эмоциональное настроение, организовать активный отдых детей.
- Гимнастика после сна;
- Закаливание;
- Полоскание горла, комплекс оздоровительных упражнений для горла;
- Массаж «Дары природы», самомассаж;
- Самостоятельная двигательная активность детей с различными тренажерами;
- Спортивные досуги, праздники, развлечения.
Вечер: малоподвижные игры, дыхательные упражнения, игры со спортивным инвентарем.
Работа с семьей по организации совместной двигательной активности родителей и детей. Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях детского сада.
Гимнастика после сна: 1-й комплекс.
1. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.
2. И.п.: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.
3. И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком “ф-ф” - выдох, и.п., вдох (через нос).
4. И.п.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.
5. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши — выдох; развести ладони в стороны — вдох.
6. И.п.: о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.
Полоскание горла: комплекс оздоровительных упражнений для горла
1. “Лошадка”. Вспомните, как звучит цоканье копыт лошадки, катающей на своей спине веселых ребятишек. Цокаем языком то громче, то тище, скорость движения лошадки показываем так же: то снижая, то увеличивая темп повтора звуков (20-30 с).
2.“Ворона”. Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону повернет. И каркает так, что ее всюду слышно. Дети произносят протяжно звук “ка-а-а-а-ар” (5-6 раз). Так громко каркала ворона, что охрипла и стала каркать беззвучно, с закрытым ртом (5—6 раз).
3. “Змеиный язычок” Представляем, что длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка (6 раз).
4. “Зевота”. Сидя, удобно расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести “о-о-хо-хо-о-о-о”, позевать (5-6 раз).
5. “Веселые плакальщики”. Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вдохом без выдоха (30—40 с).
6. “Смешинка”. Попала смешинка в рот и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись, и послышались “хохотальные” звуки “ха-ха-ха”, “хи-хи-хи”, “гы-гы-гы”, а, нажав на хохотальную точку на кончике носа и посмотревшись в зеркало, можно смеяться так, словно перед вами самый веселый в мире клоун.
Самомассаж: массаж тела “Грибной дождик”
Педагог Дети
Дождевые капли, | Проговаривая стихи, хлопают правой ладонью по левой. |
Дыхательная гимнастика: комплекс № 1
1. Дышите тихо, спокойно и плавно.
И.п.: стоя, сидя, лежа (глаза лучше закрыть). Сделать медленный вдох через нос, пауза (кто сколько сможет), затем плавный выдох через нос (5-10 раз).
2. Подышите одной ноздрей.
И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки, через правую ноздрю сделать тихий выдох (3-6 раз).
3. “Воздушный шар”.
И.п.: лежа на спине, туловище расслаблено, глаза закрыты, ладони на животе. Сделать медленный плавный вдох без каких-либо усилий;
живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Сделать медленный плавный выдох; живот медленно втягивается (4-Юраз).
4. “Воздушный шар” в грудной клетке.
И.п.: лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный ровный выдох.
Медленно выполнять вдох через нос, руки должны ощущать распирание грудной клетки. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя
руками в нижней части ребер. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными (6-10 раз).
5. “Воздушный шар” поднимается вверх.
И.п.: лежа, сидя, стоя. Руки положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием плеч (4-8 раз).
6. “Ветер”.
И.п.: лежа, сидя, стоя, туловище расслаблено. Сделать полный вдох, выпячивая живот и грудную клетку; задержать дыхание на 3-4 сек.;
сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
7. “Радуга, обними меня”.
И.п.: стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны; задержать дыхание на 3-4 с; растягивая губы в улыбке, произносить звук “с”, выдыхая воздух и втягивая в себя живот. Руки сначала вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи (3—4 раза).
Повторить 3-5 раз упражнение “Дышим тихо, спокойно и плавно”.
Комплекс дыхательной гимнастики.
1 часть
1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице - вдох. Вдох левой ноздрей, правая закрыта, выдох правой (при этом закрывается левая). На выдохе постукать по ноздрям 5 раз. (8-10 вдохов и выдохов).
2. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки “м-м-м”, одновременно постукивать пальцем по крыльям носа.
3. Энергично произносит “п-б”, “п-б”, “п-б”.
4. Несколько раз зевнуть и потянуться.
2 часть. ОРУ.
1. “Воздушные шары”. И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. Руки поднять через стороны вверх и опустить, сказав “вниз” (3-5 минут). Следить за осанкой, слова произносить громко.
2. “Часики”. Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклоны в стороны (при наклоне сказать “кач.” 3-5 мин).
3. “Дровосек”. И.п.: ноги на ширине плеч, руки сцеплены в замок внизу. Руки вверх - вдох, наклон - выдох. В: 1 - поднять руки, 2 - туловище наклонить вперед, одновременно опустить руки и произнести “ух”, 3 - выпрямиться, 4 - вернуться в и.п.
4. “Велосипед”. И.п.: лежа на спине, крутим педали велосипеда со звуковым сопровождением “ж-ж-ж” туловища (2-6 раз). Дыхание произвольное.
5. “Лодочка”. И.п.: лежа на животе, ноги вытянуты. Приподнять голову и совершать движение руками, как при плавании (2-6 раз).
6. “Насос”. И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. Следить за осанкой, звуки произносить только при приседании. В: 1 - подняться на носки (одновременно) и посмотреть на них, 2 - медленно присесть (спина прямая), 3 - колени в стороны, руки опустить вперед и произнести “ш-ш-“ (2-5 раз), 4 - и.п.
7. “Подуем на одуванчик”. И.п.: стоя, руки опущены вниз. Сделать глубокий вдох, на выдох: подуть на одуванчик, произнеся: “фу-фу-фу”. Начинать с 3-4 выдохов, постепенно довести их до 10.
8. Спокойная ходьба друг за другом. 9. Игра “Кто знает больше добрых слов”. Выбирается ребенок, и о нем высказываются все положительные качества: “Милый, добрый, хороший, замечательный…”.
Массаж “Дары природы”.
Упражнение 1. Сосновая шишка.
1. Вращение основанием шишки на тыльной стороне рук по часовой и против часовой стрелки /длительность 1 минута /.
2. Шишки крутить между ладонями как колесо в разных направлениях
/длительность 3 минуты /.
3. Подбрасывать шишку вверх, ловить двумя руками, затем одной рукой левой, правой /длительность 2 минуты /.
Упражнение 2. Еловая шишка.
1. Сначала движения выполняются с одной шишкой, затем двумя шишками и вращать их между ладонями /длительность от 1-ой до 3-х минут/.
Катать шишку на тыльной стороне правой, левой рук /длительность 3 минуты /.
3. Круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук /длительность от 1-ой до 3-х минут/.
Упражнение 3.
Те же упражнения можно делать с грецкими орехами.
Упражнение 4. Сосновые, еловые и кедровые шишки перекатить по тарелке круглой, затем квадратной, тарелки разной тяжести и из разного материала (пластмассовые, глиняные, картонные). Катать по кругу слева направо, сверху вниз. Сначала по одной, затем по две, три /длительность до 3-х минут/.
Подбрасывание шишек на тарелке /длительность 2 минуты/.
Упражнение 5. Орехи фундук.
1. Насыпать горсть орехов на поднос, катать ладонями и тыльной стороной кисти рук.
2. Пересыпать горсточку орехов из одной руки в другую /длительность 1 минута/.
Упражнение 6. Бобы, фасоль, горох, семечки, зерно пшеницы, овес, крупа (гречка, пшено, манка).
С этими “Дарами природы” делать различные вращательные движения: сжатие в кулачки, пересыпание с одной руки в другую, перемешивание различными вращательными движениями в корзинах /длительность движений на каждый вид по минуте/.
Упражнение 7. Упражнение с перьями птиц.
1. Водить пером по поверхности ладони и тыльной стороне рук /длительность 3 минуты/.
2. Протягивание пера между пальцами /длительность 1-2 минуты/.
3. Вытягивание перьев из кулачка /длительность 1-2 минуты/.
Весь материал расположен в группе, эстетически оформлен и доступен ребенку.
Эмоциональность и яркость настроя детей на лечебный массаж с природным материалом придает то, что это все живое и настоящее, а, самое главное, это все нас окружает как в сельской местности, так и в городской. Природа настолько разнообразна, что, прикасаясь к ней, мы обогащаем тактильную чувствительность рук, но реальный мир малыша, организованный взрослыми, для познавательных процессов, заполирован, гладок, однообразен по ощущению.
Именно с обогащения тактильной чувствительности руки, особенно пальцев, улучшается кинестетическая (двигательная) память артикулярных органов, она необходима для эффективности работы с детьми дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование современных технологий обучения детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей«Использование современных технологий обучения детей дошкольного возраста»...
Презентация "Современное пространство воспитания здорового ребенка младшего дошкольного возраста"
В презентации представлен физкультурный уголок в младшей группе.Описаны цель и задачи физкультурного уголка, требования по ФГОС к нему....
Необходимость, значение и задачи проведения педагогической работы по формированию эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста. Характеристика задач указанной педагогической работы в современных программах для дошкольных учреждений
Необходимость, значение и задачи проведения педагогической работы по формированию эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста. Характеристика задач указанной педагогической работы в современн...
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК ПОМОЩЬ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГАДЖЕТОВ НА ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
К сожалению, в нашей стране наблюдается отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что значительная часть детей, посещающих дошк...
Современные технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста
Современные технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста...
Журнал "Расти, здоровым, малыш!" Использование сенсорных пособий и нестандартного спортивного оборудования для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий.
В проекте раскрывается содержание работы по использованию сенсорных пособий и нестандартного спортивного оборудования для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесбе...
Опыт работы «Использование здоровье-сберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста».
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, ...