Психологическая агрессия в семье.
статья по теме
В статье анализируется влияние негативного отношения и агрессии в семье на личность ребёнка, а так же предложены пути коррекции последствий таких отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая агрессия в семье.
В дошкольном возрасте активно развивается самосознание, формируется самооценка, происходит формирование свойств личности ребёнка. В этот период влияние семьи на развитие личности ребёнка является наиболее важным. Сокращение свободного времени родителей, стрессы, психологические перегрузки способствуют появлению усталости, раздражительности, агрессии. Многие родители выплескивают свои отрицательные эмоции на ребёнка, который не может противостоять этому. Дети становятся зависимыми от настроения взрослых. Это отрицательно влияет на формирование личности ребёнка. Часто родители также не понимают, как остро и болезненно воспринимает ребёнок проблемы во взаимоотношениях самих родителей. Детство-это период, когда наиболее остро переживаются травмы, которые самым невероятным образом сказываются на судьбе человека. А так как первые годы жизни ребенок воспитывается в семье, то семейные отношения являются источником травм детской души. Отрицательное влияние таких детско-родительских отношений и стиля воспитания на развитие личности ребёнка влечет появление таких проблем развития как: агрессивность, застенчивость, тревожность, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, лживость, уход от деятельности. При выявлении проблем у ребёнка необходимо организовывать работу с родителями и детьми. Это могут быть индивидуальные беседы, консультации с психологом, проведение совместных с родителями мероприятий (наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер их взаимоотношений) и т.п. Но зачастую те семьи, где остро стоит проблема взаимоотношений родителей и детей неохотно идут на контакт и не участвуют в мероприятиях проводимых в детском саду. Влияние на семью извне очень ограничено и нам трудно добиться желаемых результатов. Но мы можем помочь ребёнку действуя через самого ребёнка. Помощь эта заключается в посильной коррекции личностных качеств малыша, положительных установок в общении и поведении.
В качестве метода коррекции нужно активно применять различные игры как средство коррекционно-развивающего воздействия на личность ребёнка. Игра способствует снятию эмоционального напряжения, снижению чувства страха, формированию позитивного отношения к окружающим, выдержки, уверенности в себе.
Ниже приведено несколько коррекционно-развивающих подвижных игр.
Ладонь в ладонь.
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоления боязни тактильного контакта.
Нарушение: застенчивость, тревожность, агрессивность, СДВГ.
Возраст: любой.
Количество играющих: не менее 2-х.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т.д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия.
Комментарий: в этой игре пару может составлять взрослый и ребёнок; игра полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.
Охота на тигров.
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Нарушение: застенчивость, тревожность, СДВГ.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: не менее 4-х.
Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).
Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10-ти. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребёнок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперёд руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.
Комментарий: игра тренирует детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне.
Змейка.
Цель: развитие ловкости и координации, умение действовать согласованно.
Нарушение: застенчивость, тревожность, СДВГ, агрессивность.
Возраст: любой.
Количество играющих: 10 и более.
Описание игры: выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель-заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше всех продержался в "змейке".
Комментарий: дети учатся не бояться общения и согласовывать свои действия.
Коршун и наседка.
Цель: развитие моторной ловкости.
Нарушение: застенчивость, тревожность, агрессивность, СДВГ.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: не более 10-12-ти.
Необходимые приспособления: колокольчик, верёвка(скакалка).
Описание игры: выбирают двух водящих- «коршуна» и «наседку», все остальные дети «цыплята», на протяжении всей игры они не должны выпускать из рук верёвку. «Коршун» надевает колокольчик и становится лицом к «наседке» на расстоянии 1,5-2м. По сигналу «коршун» должен поймать последнего «цыплёнка», а «наседка» мешает ему, но ей нельзя хватать коршуна за руки. «Цыплёнок» считается пойманным, если «коршун» коснулся его рукой. Игра длится в течении минуты, а затем выбирают новых «коршуна» и «наседку», независимо от того, был ли пойман цыплёнок.
Комментарий: взрослый должен следить за чётким выполнением правил игры.
Газета.
Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.
Нарушение: застенчивость, тревожность, СДВГ.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: четверо, или кратное четырем.
Необходимые приспособления: газета.
Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребёнка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на неё. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться-тогда расстояние между ними максимально сократится.
Комментарий: эта игра поможет детям поможет детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение замещающих семей
Основная цель – обеспечение психолого-педагогического сопровождения приемных семей , создание условий для успешной социализации и р...
«Социально-психологические проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Православные традиции, как путь решения данной проблемы»
«Родителям, имеющим недоразвитых детей, не следует расстраиваться из-за этого, потому что они – спасены. Даже радоваться нужно, ибо без особого труда идут в рай. Чего же другого роди...
сценарий родительского собрания на тему: "Поддержание благоприятной психологической обстановки в семье" - "Дом мечты"
родительское собрание "Дом мечты" состоит из серии упражнений и рекомендациу направленных на раскрепощение родителей и обучение взаимодействию с детьми с помощью игр....
Психологическое насилие в семье
Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений. В работе раскрыто понятие "Психологическое насилие", описаны особенности внешнего вида и поведения детей, подвергающихся психологическ...
Психологическая гостиная «Сохранение психологического благополучия в семье через психогимнастику»
Психологическая гостиная «Сохранение психологического благополучия в семье через психогимнастику»...
«Психологический климат в семье. Понятие психологического здоровья детей»
Консультация для родителей детей дошкольного возраста. Основные понятия, важность психологического здоровья в жизни ребенка....
Родительский университет. Истоки агрессии в семье и в обществе.
Истоки агрессии в семье и в обществе....