«Развитие музыкальных способностей у детей 3-го года жизни в разделе «Подпевание и пение»
консультация (младшая группа) на тему

Валиева Файруза Фоатовна

В данном материале раскрыты требования к подбору песенного репертуара и систематизация по разделам, этапы разучивания песен с детьми 3го года жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon valieva_fayruza_foatovna_madou_no13.doc89.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение

«Детский сад №13 «Улыбка»

Выступление на тему:

«Развитие музыкальных способностей

у детей 3-го года жизни

в разделе «Подпевание и пение»

для музыкальных руководителей

Составила: музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад №13 «Улыбка»

Валиева Ф.Ф.

Дата выступления: 26.03.2013

г. Набережные Челны 2013 год

Слайд №1

В обществе прослеживается тенденция: с раннего возраста ребенок находится в эмоциональном и музыкальном "вакууме". В сложившейся ситуации возрастает роль музыкального руководителя ДОУ в развитии музыкальных способностей детей третьего года жизни, но в методической литературе эта тема раскрыта недостаточно.

Слайд №2

Цель: развивать восприятие и музыкальную активность ребенка.

Задачи:

Методы и приемы, используемые на занятиях:

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

Требования к подбору песенного репертуара и систематизация по разделам:

  1. Учет возрастных особенностей ребенка.
  2. Интересное, доступное содержание.
  3. Простая мелодия, состоящая из коротких, повторяющихся фраз.
  4. Короткий текст (1–2 четверостишия).
  5. Диапазон, соответствующий возрастным и индивидуальным особенностям детей.
  6. Тесситура, удобная, не вызывающая напряжения.

Животные, птицы, растения

Времена года, природные явления

Игрушки (игровые действия)

“Бобик” Т. Попатенко; 
“Собачка” М. Раухвергера; 
“Кошка” А. Александрова;
“Птички” М. Раухвергера;
“Белые гуси” М. Красева; 
“Зайка” (р.н.м.); 
“Зайка мой серый” А. Филиппенко;
“Петушок” (р.н.п.);
“Пастушок” А. Филиппенко;
“Цветики” В. Карасевой;
“Цыплята” А. Филиппенко; 
“У меня есть зайка” З. Качаевой

“Дождик” (р.н.м.)
“Солнышко” А. Филиппенко
“Утро” Г. Гриневича
“Пришла зима” М. Раухвергера
“Снежок” А. Филиппенко
“Зима проходит” (р.н.м. обр. П.Чайковского)
“Веснянка” (укр.н.м. в обр. И. Плакиды)
“Елочка” Е. Тиличеевой
“Солнышко” Е.Макшанцевой
“Горка” З.Качаевой

“Ладушки – ладошки” (р.н.м.)
“Лошадка” Е. Тиличеевой
“Я на лошади скачу” А. Филиппенко
“Куколка Маша” С. Невельштейн
“Баю-баю” М. Красева
“Кто пищит” Е. Макшанцевой
“Колокольчик” (р.н.м)
“Качели” А. Филиппенко

Что облегчает для педагога возможность выбора песни на нужную тему. При этом используется принцип последоваетльности «от простого к сложному», поскольку подобранные песни побуждают к подпеванию и пению сначала повторяющихся слогов («ля-ля», «да-да») и звукоподражаний («ав-ав», «мяу-мяу»), затем отдельных слов, фраз, и, наконец, всей песни.

Подпевание и пение в системе музыкальных занятий включается:

  • как специальная часть;
  • в другие виды музыкальной деятельности:
  • слушание,
  • упражнения по развитию музыкально-сенсорных способностей,
  • музыкально-ритмические движения

и объединено на принципе сюжетно-игрового единства.

Этапы разучивания песни с детьми 3-го года жизни

Слайд №12

I-й этап (занятия № 1, № 2)

Знакомство с содержанием песни, текстом, исполнение музыкальным руководителем с аккомпанементом (дети слушают сидя).
Повторное исполнение: поют музыкальный руководитель и воспитатель; затем дети и воспитатель встают, подходят к музыкальному руководителю сидящему на стуле, свободно группируясь. Начало разучивания “с голоса” музыкального руководителя и воспитателя 1-го куплета.

Слайд №13

II-й этап (занятия № 3, № 4)

Исполнение песни с музыкальным сопровождением (музыкальный руководитель и воспитатель)
Повтор (по желанию детей). Дальнейшее разучивание текста, отдельных строчек “с голоса” музыкального руководителя.
Исполнение только мелодии, вопрос: про кого, про что песня?
Чередование пения с голоса и в сопровождении только мелодии (стоя у фортепиано).

Слайд №14

III-й этап (занятия № 4, № 5)

Исполнение только мелодии, дети называют (про кого, про что песня); пение без музыкального сопровождения. Повтор песни в сопровождении мелодии, затем – с аккомпанементом.
Пение с музыкальным сопровождением, стоя у фортепиано. Исполнение мелодии на каком-либо музыкальном инструменте.

Слайд №15

IV-й этап (последующие занятия)

Песня исполняется и с аккомпанементом и без него (по усмотрению музыкального руководителя).
Формы организации работы музыкального руководителя с воспитателем:

  1. Консультации (подготовка к занятиям, праздникам, развлечениям).
  2. Предварительная работа (наблюдение, рассматривание, объяснение, рассказ воспитателя на прогулке или занятии в группе).
  3. Планирование работы с детьми вне музыкального занятия.

Слайд №16

Конспект занятия "Кошка Мурка в гости к нам пришла"

Цель: развивать музыкальные способности детей, используя подпевание и пение во всех видах музыкальной деятельности.

Задачи:

  • Развивать и укреплять певческие интонации.
  • Учить различать контрастные по высоте звучания и воспроизводить их в звукоподражании.
  • Продолжать учить выполнять музыкально-ритмические движения, активизируя их подпеванием повторяющихся слогов и отдельных слов.

Материал:

  • Музыкально-ритмические движения: Упражнение Е.Тиличеевой «Вот как мы умеем» («Топ-топ» СД «Танцуй, малыш» Т. Суворовой)
  • Игра: «Ой, летали птички» (немецкая народная песня в обработке Т. Садко)
  • Песни: А. Александров «Кошка», «Ладушки – ладошки» (р.н.м.)

Оборудование:

  • игрушки:
  • кошка,
  • котенок;
  • металлофон.

Предварительная работа на занятиях в группе:

  • Чтение потешек, прибауток, стихотворений про кошку: «Кисонька – мурысонька», «Киска, брысь!», «Тра – та – та», «У меня есть Мурка – кошка» и т.д.
  • Рассматривание иллюстраций, игрушек, инсценировка с использованием кукол би-ба-бо «Про маленького котенка» Л.Пальмер.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Музыкально-ритмическое упражнение Е. Тиличеевой «Вот как мы умеем» (подпевание окончаний фраз «Топ-топ»)

II. Упражнение «Кошка и котенок» (стоя)

Музыкальный руководитель: Дети, сегодня к нам пришла гостья, угадайте, кто это? (Имитирует мяуканье кошки)

Дети: Кошка!

Музыкальный руководитель (показывает большую игрушку): Правильно, это мама Кошка! Она большая и мяукает низким голосом. Вот так (показывает). У мамы Кошки есть Котенок (показ маленькой игрушки), он – маленький и мяукает высоким, тонким голосом (показывает). Давайте покажем, как мяукает Кошка и Котенок (показывают поочередно).

III. Музыкально-дидактическая игра «Чей домик» (на развитие звуковысотного слуха)

Дети садятся на стулья-домики, расставленные спинками вперед по полукругу на небольшом расстоянии друг от друга.
Музыкальный руководитель берет одного из детей за руку, идет с ним вдоль стульев, поет.

Куда же наш (имя ребенка) пойдет?
Туда ли где кошка поет?
А может, туда, где спросонок
Мяукает сладко котенок?

Останавливаются у одного из стульев, музыкальный руководитель стучит по спинке одного из них и спрашивает: «Кто в домике живет?». Сидящий на стуле ребенок мяукает низким или высоким голосом (по желанию). Правильно отгадав загадку, водящий занимает свой стул – домик. Игра повторяется с 2–3 водящими.

IV. Слушание и подпевание: «Кошка» А. Александрова, «Ладушки – ладошки» (русская народная песня)

Музыкальный руководитель: Давайте посадим кошку перед нами, а я спою для нее песенку.

Исполнение песни «Кошка» музыкальным руководителем.

Музыкальный руководитель: Как кошка мяукала? – Жалобно. Она голодная, просит кушать: «Мяу-мяу» (поет). Как кошка просит кушать? (Повтор с детьми.) Что любит кошка пить? – Молоко. Давайте покормим кошку. (Дети «кормят» кошку, ладошки складывают в «блюдечко».)

Музыкальный руководитель: Кошка наелась и говорит «Спасибо»(напевает «мур-мур»). Спойте со мной «мур-мур». А теперь споем песенку про кошку, а она послушает нас.

Повторное исполнение. Дети подпевают звукоподражания «мяу», «мур».

Музыкальный руководитель: А сейчас споем для кошки нашу любимую песенку «Ладушки – ладошки».

Исполнение с взрослыми и аккомпанементом, на металлофоне.

Музыкальный руководитель: Кошке понравилось, как дети пели. Она хочет с вами поиграть.

V. Игра «Ой летали птички»

Подпевание отдельных слов «клю-клю», «вот так», «прыг-прыг». По окончании кошка (игрушка) догоняет детей, они убегают на стулья.
После игры музыкальный руководитель подзывает детей к себе:

– Кто приходил к нам в гости? Кто говорил высоким голосом? Низким голосом? Про кого пели песенку? Давайте скажем кошке: «До свидания».

Глоссарий (cловарь музыкальных терминов)

  1. Музыкальные способности: слух, память, чувство ритма.
  2. Музыкально-сенсорные способности: вслушивание, различение и воспроизведение свойств музыкального звука – высоты, длительности, тембра и силы.
  3. Диапазон – звуковые возможности певческого голоса, объем между самыми высокими и низкими звуками голоса.
  4. Тесситура – распределение звуков по высоте.

Библиография:

  1. Т.С. Бабаджан Музыкальное воспитание детей раннего возраста, Москва, «Просвещение», 1967
  2. В.А. Петрова Музыка – малышам, Москва, «Мозаика – синтез», 2001.
  3. И.Л. Дзержинская Музыкальное воспитание младших дошкольников, Москва, «Просвещение», 1985.
  4. А. Ануфриева, О. Митюкова Игры и занятия для малышей, Горький, Книгоиздат, 1962.

     5.Т. Караманенко, Ю. Караманенко Кукольный театр –    

        дошкольникам, Москва, “Просвещение”, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ

В настоящее время все больше педагогов начинают ставить целью обучения не просто накопление знаний и овладение навыками и умениями, но и решение более важных задач – развитие у детей творческого...

Развитие музыкальности у детей 7-го года жизни в процессе восприятия музыки

ВведениеОсобую актуальность приобретает проблема развития музыкальности у детей дошкольного возраста. Научные исследования свидетельствуют о том, что искусство в частности музыка, играет огромную роль...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...

Выступление на тему: «Пропедевтика раннего развития музыкальных способностей детей от 1 года до 4 лет с помощью игрового пособия «Музыкальные классики»»

Цель: познакомить участников семинара игровым приёмам светозвукового комплекса «Музыкальные классики». Задачи:формировать у детей раннего возраста музыкальные способности в доступной ...

Консультация для родителей "Музыкальное воспитание детей на четвертом году жизни"

Информация о возможностях влияния музыки на развитие детей  четвертого года жизни...

Конспект Н.О.Д. по развитию речи для детей 3-его года жизни. Тема: «Сказка в гости приходи , малышей развесели"! план-конспект занятия по развитию речи на тему

Цель:1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.2. Закреплять знание детей об овощах.3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.4. Продолжать обогащ...