МУЗЫКАЛЬНАЯ СРЕДА ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ СРЕДСТВ ПОЛНОЦЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЁНКА.
методическая разработка по теме
МУЗЫКАЛЬНАЯ СРЕДА ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ СРЕДСТВ ПОЛНОЦЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЁНКА.
Музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей у ребёнка, будет зависеть от различных психолого-педагогических условий, в том числе от предметно-развивающей среды, которая создаётся взрослыми.
Половину двенадцати часового пребывания в ДОУ ребёнок находится в группе, на музыкальные занятия в младшем возрасте приходится 30 минут, старшем один час в неделю. Основные знания и умения ребёнок получает на занятиях, а закрепляет их, эффективнее в самостоятельной деятельности. Поэтому предметно-развивающей среде придаётся основополагающее значение в педагогическом процессе ДОУ.
В истории понимания среды как основного фактора и средства воспитания и образования личности выделяют два подхода:
- один, определяет среду как условие реализации ребёнком своих способностей;
-второй, определяет среду как средство воспитания личностных качеств, получивший название "педагогика среды".
Один из основателей педагогики среды С.Т.Шатский рассматривал среду как средство освоения детьми культуры с двух позиций, имея в виду материальную и нематериальную составляющие среды, вслед за Л.Н.Толстым он называет ее "духом школы", эмоциональным подъёмом, который настраивает детей на творческий труд.
В педагогических исследованиях чаще встречается понятие "образовательная среда", т.е. упор делается на её образовательную функцию. Современный подход к образованию как явлению культуры позволяет говорить о культурном становлении личности в процессе освоения различных видов художественной деятельности в специально организованной среде. Существует научное направление (Е.П.Белозерцев), которое трактует культурно-образовательную среду как "совокупность различных условий, в которых люди живут, учатся и трудятся. Среда - это атмосфера, в которой дышит, живёт и развивается человек.
Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре, можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребёнка к музыкальной культуре. Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в том числе занятий и праздников.
ПРОГРАМНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В ходе работы были исследованы следующие методики:
1. Белозерцев Е.П. Культурно-образовательная среда Липецкой области.
2.Костина Э.П. Программа музыкального образования детей раннего возраста "Камертон"
3. Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда.
4.Комиссарова Л. Н. Ребенок в мире музыки.
5. Журнал "Дошкольное воспитание" 2006г.
ДИАГНОСТИКА
Важным компонентом любой педагогической технологии является диагностирование. Использовалась методика Костиной Э.П. которая предполагает общую систему оценки детской деятельности по трёхбальной шкале. Результаты диагностики показали, что общий уровень развития дошкольников недостаточно высокий. Преобладает средний уровень %, низкий %, высокий%.
Неудовлетворенность полученным результатом послужила толчком к поиску повышения качества педагогической работы.
ЦЕЛЬ: развитие музыкальных способностей детей по средствам предметно-развивающей среды.
В связи с этим были поставлены следующие ЗАДАЧИ:
1.Развивать музыкально-сенсорное восприятие.
2. Совершенствовать память и музыкальный вкус.
3. Способствовать формированию творческой активности, внимания, инициативности, самостоятельности.
Для ребёнка дошкольного возраста среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда семьи, среда дошкольного учреждения, среда социума.
1. Рассмотрим музыкально-образовательную среду ДОУ, которая делится на блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальные занятия и развлечения.
Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий.
2.Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется нерегламентированная музыкальная деятельность детей.
3.Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования.
Первым этапом в работе уделяется особое внимание музыкально- образовательной среде ДОУ.
Работая по программе "Камертон" Э. П. Костиной я поняла, что музыкальная среда в детском саду должна быть продумана и систематизирована. Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но у них не всегда хватает навыков и умений, поэтому мы должны создать творческую среду, которая бы помогла детям их совершенствовать в повседневной жизни.
По программе "Камертон" музыкальная среда рассматривается как система материальных объектов музыкальной деятельности ребёнка, функционально моделирующую содержание педагогического процесса музыкального образования. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной музыкальной деятельности ребёнка. Все компоненты среды увязываются между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Исходное требование к музыкальной предметной среде - её развивающий характер. Она должна объективно - через своё содержание - создавать условия для музыкально-творческой деятельности каждого ребёнка.
Рассмотрим содержание музыкальной среды в соответствии с блоками развития музыкальной деятельности.
1 блок (восприятие музыки)
В каждой группе необходим магнитофон с кассетами. На одной записаны разучиваемые на занятиях песенки в исполнении музыкального руководителя, на других детские песни. Представлены различные музыкально-дидактические игры.
2 блок (воспроизведение музыки)
В соответствии с возрастом пополняется музыкальными инструментами. В младшем возрасте большое место занимают шумящие игрушки, сделанные из баночек и бутылок.
В старшей группе добавляется музыкально-дидактический материал по моделированию - кубы по пению, кубы по слушанию музыки, кубы по моделированию танца. музыкальный конструктор для выкладывания попевок: средняя -5 ступеней, старшая - 7 ступеней.
3 блок (музыкально-творческая деятельность)
Здесь могут быть использованы незвучащие инструменты: клавиатура, балалайки, гармошки. Музыкальный домик . Элементы ряжения.
Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе, значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении и от продуманного взаимодействия детей с педагогом этого среда будет мало эффективна. Для обеспечения системы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя, и косвенного руководства самостоятельной деятельности детей были созданы файловые папки, где указаны направления в работе воспитателя, в том числе есть файл, где указывается какое пособие необходимо создать и внести в среду.
Вторым этапом работы осуществляется работа с семьёй
Работа с семьёй включает музыкальное просвещение родителей и приобщение их к совместной музыкальной деятельности.
Музыкальное просвещение родителей предполагает проведение родительских собраний, индивидуальные консультаций, анкетирование, создание фотоальбомов "Моя семья", проведение выставок книг по музыкальному воспитанию.
Приобщение родителей к совместной музыкальной деятельности включает музыкальные занятия, праздники и развлечения родителей с детьми, конкурсы "Отгадай музыкальный ребус", лучший самодельный инструмент.
В дальнейшем хотелось бы ввести нетрадиционные формы работы, такие как КВН, музыкальный абонемент "Детская филармония".
Третьим этапом нашей работы мы рассмотрим социум как среда музыкального просвещения ребёнка.
Среда социума значительно отличается от среды ДОУ и семьи. Здесь важно соблюдать принцип целостности при организации этой среды.
Музыкальные произведения, с которыми дети встречаются в филармонии, театре должны быть знакомы.
Особенность социального фактора состоит в том, что дети знакомятся с профессиональными музыкантами, людьми, заинтересованными в музыкальном просвещении детей. Этим отличается и эмоциональный фактор. Увлеченность профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать ее как мощный фактор стимулирования творческой активности детей. Использование возможностей социальной среды способствует личностному росту детей - развитию их музыкальности в целом, художественной и общей культуры, творческого воображения.
Так, благодаря новой технологии мы отошли от примитивного музыкального уголка, и вышли на обогащённую музыкальную среду, которая является мощным средством музыкального образования детей.
В ходе проведённой работы была проведена повторная диагностика.
Результаты показывают, что за период проведения экспериментальной работы улучшились показатели музыкального развития дошкольников: высокий %, средний %, низкий %.
Сравнительный анализ результатов диагностики показал, что общий уровень развития дошкольников повысился.
У дошкольников формируется потребность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальн
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_sreda_odno_iz_vedushchikh_sredstv_polnotsennogo_muzykalnogo.doc | 43.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКАЛЬНАЯ СРЕДА ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ СРЕДСТВ ПОЛНОЦЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЁНКА.
Музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей у ребёнка, будет зависеть от различных психолого-педагогических условий, в том числе от предметно-развивающей среды, которая создаётся взрослыми.
Половину двенадцати часового пребывания в ДОУ ребёнок находится в группе, на музыкальные занятия в младшем возрасте приходится 30 минут, старшем один час в неделю. Основные знания и умения ребёнок получает на занятиях, а закрепляет их, эффективнее в самостоятельной деятельности. Поэтому предметно-развивающей среде придаётся основополагающее значение в педагогическом процессе ДОУ.
В истории понимания среды как основного фактора и средства воспитания и образования личности выделяют два подхода:
- один, определяет среду как условие реализации ребёнком своих способностей;
-второй, определяет среду как средство воспитания личностных качеств, получивший название "педагогика среды".
Один из основателей педагогики среды С.Т.Шатский рассматривал среду как средство освоения детьми культуры с двух позиций, имея в виду материальную и нематериальную составляющие среды, вслед за Л.Н.Толстым он называет ее "духом школы", эмоциональным подъёмом, который настраивает детей на творческий труд.
В педагогических исследованиях чаще встречается понятие "образовательная среда", т.е. упор делается на её образовательную функцию. Современный подход к образованию как явлению культуры позволяет говорить о культурном становлении личности в процессе освоения различных видов художественной деятельности в специально организованной среде. Существует научное направление (Е.П.Белозерцев), которое трактует культурно-образовательную среду как "совокупность различных условий, в которых люди живут, учатся и трудятся. Среда - это атмосфера, в которой дышит, живёт и развивается человек.
Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре, можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребёнка к музыкальной культуре. Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в том числе занятий и праздников.
ПРОГРАМНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В ходе работы были исследованы следующие методики:
1. Белозерцев Е.П. Культурно-образовательная среда Липецкой области.
2.Костина Э.П. Программа музыкального образования детей раннего возраста "Камертон"
3. Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда.
4.Комиссарова Л. Н. Ребенок в мире музыки.
5. Журнал "Дошкольное воспитание" 2006г.
ДИАГНОСТИКА
Важным компонентом любой педагогической технологии является диагностирование. Использовалась методика Костиной Э.П. которая предполагает общую систему оценки детской деятельности по трёхбальной шкале. Результаты диагностики показали, что общий уровень развития дошкольников недостаточно высокий. Преобладает средний уровень %, низкий %, высокий%.
Неудовлетворенность полученным результатом послужила толчком к поиску повышения качества педагогической работы.
ЦЕЛЬ: развитие музыкальных способностей детей по средствам предметно-развивающей среды.
В связи с этим были поставлены следующие ЗАДАЧИ:
1.Развивать музыкально-сенсорное восприятие.
2. Совершенствовать память и музыкальный вкус.
3. Способствовать формированию творческой активности, внимания, инициативности, самостоятельности.
Для ребёнка дошкольного возраста среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда семьи, среда дошкольного учреждения, среда социума.
1. Рассмотрим музыкально-образовательную среду ДОУ, которая делится на блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальные занятия и развлечения.
Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий.
2.Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется нерегламентированная музыкальная деятельность детей.
3.Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования.
Первым этапом в работе уделяется особое внимание музыкально- образовательной среде ДОУ.
Работая по программе "Камертон" Э. П. Костиной я поняла, что музыкальная среда в детском саду должна быть продумана и систематизирована. Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но у них не всегда хватает навыков и умений, поэтому мы должны создать творческую среду, которая бы помогла детям их совершенствовать в повседневной жизни.
По программе "Камертон" музыкальная среда рассматривается как система материальных объектов музыкальной деятельности ребёнка, функционально моделирующую содержание педагогического процесса музыкального образования. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной музыкальной деятельности ребёнка. Все компоненты среды увязываются между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Исходное требование к музыкальной предметной среде - её развивающий характер. Она должна объективно - через своё содержание - создавать условия для музыкально-творческой деятельности каждого ребёнка.
Рассмотрим содержание музыкальной среды в соответствии с блоками развития музыкальной деятельности.
1 блок (восприятие музыки)
В каждой группе необходим магнитофон с кассетами. На одной записаны разучиваемые на занятиях песенки в исполнении музыкального руководителя, на других детские песни. Представлены различные музыкально-дидактические игры.
2 блок (воспроизведение музыки)
В соответствии с возрастом пополняется музыкальными инструментами. В младшем возрасте большое место занимают шумящие игрушки, сделанные из баночек и бутылок.
В старшей группе добавляется музыкально-дидактический материал по моделированию - кубы по пению, кубы по слушанию музыки, кубы по моделированию танца. музыкальный конструктор для выкладывания попевок: средняя -5 ступеней, старшая - 7 ступеней.
3 блок (музыкально-творческая деятельность)
Здесь могут быть использованы незвучащие инструменты: клавиатура, балалайки, гармошки. Музыкальный домик . Элементы ряжения.
Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе, значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении и от продуманного взаимодействия детей с педагогом этого среда будет мало эффективна. Для обеспечения системы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя, и косвенного руководства самостоятельной деятельности детей были созданы файловые папки, где указаны направления в работе воспитателя, в том числе есть файл, где указывается какое пособие необходимо создать и внести в среду.
Вторым этапом работы осуществляется работа с семьёй
Работа с семьёй включает музыкальное просвещение родителей и приобщение их к совместной музыкальной деятельности.
Музыкальное просвещение родителей предполагает проведение родительских собраний, индивидуальные консультаций, анкетирование, создание фотоальбомов "Моя семья", проведение выставок книг по музыкальному воспитанию.
Приобщение родителей к совместной музыкальной деятельности включает музыкальные занятия, праздники и развлечения родителей с детьми, конкурсы "Отгадай музыкальный ребус", лучший самодельный инструмент.
В дальнейшем хотелось бы ввести нетрадиционные формы работы, такие как КВН, музыкальный абонемент "Детская филармония".
Третьим этапом нашей работы мы рассмотрим социум как среда музыкального просвещения ребёнка.
Среда социума значительно отличается от среды ДОУ и семьи. Здесь важно соблюдать принцип целостности при организации этой среды.
Музыкальные произведения, с которыми дети встречаются в филармонии, театре должны быть знакомы.
Особенность социального фактора состоит в том, что дети знакомятся с профессиональными музыкантами, людьми, заинтересованными в музыкальном просвещении детей. Этим отличается и эмоциональный фактор. Увлеченность профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать ее как мощный фактор стимулирования творческой активности детей. Использование возможностей социальной среды способствует личностному росту детей - развитию их музыкальности в целом, художественной и общей культуры, творческого воображения.
Так, благодаря новой технологии мы отошли от примитивного музыкального уголка, и вышли на обогащённую музыкальную среду, которая является мощным средством музыкального образования детей.
В ходе проведённой работы была проведена повторная диагностика.
Результаты показывают, что за период проведения экспериментальной работы улучшились показатели музыкального развития дошкольников: высокий %, средний %, низкий %.
Сравнительный анализ результатов диагностики показал, что общий уровень развития дошкольников повысился.
У дошкольников формируется потребность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное образование ребёнка в семье
Консультация для родителей....
Литературное образование ребёнка в семье
Литературное образование ребёнка в семьеКак же вызвать у ребёнка желание читать, стать начитанным?Начинать делать это нужно с дошкольного возраста. В развитии литературного образования бол...
«Сотрудничество детского сада и школы их целенаправленная преемственность первой ступени в образовании ребёнка»
Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в се...
Сообщение к педсовету "Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка и непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность"
Сообщение к педсовету для педагогов " Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка и непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания обр...
Школа родителей как форма повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только чере...
Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей «Индивидуализация музыкально – эстетического развития ребёнка»
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является развитие личности, способной к самоопределению и саморе...
МПДС 6 «Преемственность дошкольного и начального общего образования как условие непрерывного образования ребёнка»
Совершенствование компетентности педагогов ДОО в рамках взаимодействия "Детский сад- семья - Школа" по вопросам обеспечения эмоционального, физического и социального благополучия ребёнк...