ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Путь становления здоровья и речи ребёнка в ДОУ»
методическая разработка по теме

 Ирина Владимировна Колосовская

 

Авторы:

1.Евстифеева Ольга Александровна - учитель-логопед первой квалификационной   категории, стаж работы 5 лет, образование высшее,  МаГУ ,  2008 г.

2.Колосовская Ирина Владимировна - учитель-логопед высшей квалификационной категории, стаж работы 20 лет, образование высшее,  РГПУ им.Герцена  г .Санкт-Петербург  в  1992г.

 

 

 

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

«Путь становления здоровья и речи ребёнка в ДОУ»

 

(Использование здоровьесберегающих технологий

в логопедической работе)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_model_original.doc1.08 МБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc413 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc272.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                      ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

       

Здоровьесберегающие технологии,

используемые в логопедической работе

        

        

Приложение 2

Модель развивающей среды.

     Мини - среда

          Наименование.


1. Эмоционально – рефлексивная (позволяет ребенку  осознать  себя  и обнаружить  связь  своего  внутреннего мира и внешнего).


• Уголок «Здравствуйте, я пришел»

• Альбом настроений.

• Уголок размышлений.

•Именинный  стул.

2 .Культурно - коммуникативная

( обеспечивает  освоение  средств  и  знаков  речевой  коммуникации,  формирует социальный  опыт).

 

•Уголок  доверительного  общения.

• Бюро находок.

• Речевой  уголок.



3. Духовно – эмоциональная (подводит  к  пониманию  и  усвоению  общечеловеческих  ценностей).

• Выставка  «Моя  семья».

• Уголок  «Мое  настроение».

• Красная  книга.

4. Спортивно – оздоровительная  (приобщает  к  физической  культуре,  помогает  освоить  способы  сохранения  своего  здоровья).

• Воздушная  радуга.

• Стимуляторы  движений.

• Тропа  здоровья.

• Уголок  массажа.

5. Практически – действенная (обогащает  практический  опыт,  дает  возможность  действовать)

• Волшебные  ручки.

• Владение мыльного  пузыря.

•Огород  бабушки Федоры.

• Волшебная  игольница.

6.Опытно – экспериментальная

 ( стимулирует  исследовательскую  деятельность).

• Лесная  тропа

• Экспериментальная  грядка.

• Мини-сад.

7. Художественно-преобразующая (способствует  к  художественно  творческому  процессу, формирует готовность  и  способность к самовыражению)

• Театр  сказок.

• Рисовальная  стена.

• Салон красоты.

8. Интеллектуальная  познавательная (создает  условие  для  продвижения  по  пути  познания,  реализации,  опыта,  учения).

• Полка  умных  книг.

• Улица «Светофорика».

• В  мире  животных.

• Уголок «Что? Где? Когда?».

• Клуб  путешествий.

Приложение 3

Примерное  планирование по формированию звуковой культуры речи в старшей группе для детей с нарушением речи.
                                                                                                                                                     

Программные задачи

Методы

1

1 .Отработать произношение

свистящих и шипящих, готовить артикуляционный  аппарат к

произношению  сонорных звуков. Отрабатывать дикцию, выразительность  голоса. Совершенствовать  речевое дыхание,  движение  мелкой мускулатуры.

2.Находить  слова с

определенным  звуком, определить его место в

слове (начале, середине, конце).Осуществлять звуковой анализ слова из 3-х звуков типа: суп, лук, мак и т. д.

З. Воспитывать  культуру речевого  общения, пересказывать текст вы-

разительно.

4. Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

5. Продолжать  работу  над интонационной выразительностью речи.

Развивать реакцию на интонацию,  мимику.

Артик-ая гимнастика

Речевая гимнастика.

Упражнение на дыхание.

Пальчиковая гимнастика

Звуковая дыхательная

гимнастика.




Игра" Назови правильно"

"Какой звук потерялся"

"Закончи предложение"

"Подумай не торопись".

С\р игра "Больница»

Инц-ка "Кошкин дом" Игра драматизация «Колобок»

игра " Кто позвал?"

"Что услышал повтори"

Чтение чистоговорок.

Пластические этюды

(выполняются действия по ходу чтения стихов или  чистоговорок, потешек)

Игровые упражнения:

«Зеркало», «Поза настроения».


л

                                                                                                                                     

Программные задачи

Методы

2

1.Отрабатывать произношение всех звуков родного языка. Продолжать работу над развитием речевого дыхания, интонации, голоса, выразительности речи.

2.Продолжать работу над воспитанием культур

речевого общения. Закреплять  умение составлять рассказы и небольшие сказки (участвовать в драматизации коротких произведений и сказок).

3.Продолжать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех   групп.

4. Продолжать развивать слуховое внимание и фонематический                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 слух.

Игра "Слово может звучать тихо, громко и шепотом" Игровые упражнения «Хомяк»,

«Зайчик нюхает цветы»

«Я хороший»

Игра драматизация "Теремок". Настольный театр "Колобок" Пластические этюды «Земля», «Огонь»(имитация движений)

с/р игра «Магазин»


Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.


игры: "Кто лучше слушает", "На чем играю»", "Угадай, чей голосок", «Ау!».

3












1 .Совершенствовать звуковую культуру речи.


2.Совершенствовать культуру речевого общения.


3.Продолжать работу по подготовке артикуляционного аппарата, речевого дыхания, интонации и голоса, движения мелкой мускулатуры.


4. Продолжать развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

Чтение чистоговорок, потешек, пословицы.


Мини-сценка «Великан и мышь». Игра «Доктор Айболит»(пальчиковый театр).

Артик-ая гимнастика. Упражнения на дыхание.  Скороговорки, считалки.

Игровые упражнения: "Слушали звуки за окном", «Измени слово».

Пластические этюды «Ветер», «Волны»,

«Дорога к солнцу»

 

Приложение 4

Примерные оценки  звуковой культуры речи детей.

        


Критерии оценки     речи.

балл

Уровень

Развития

Зв.к.р.


1


Правильное, отчетливое произношение

Всех звуков родного языка.Умение диф-

ференцировать звуки (различать на слух и при произношении).Хорошая регуляция темпа речи, речевого дыхания, силы голоса, интонационной выразительности


3



высокий


2


Неустойчивость и недостаточная

Четкость произношения и

Дифференциации звуков.


2


средний

3




Дефекты в произношении звуков

Отсутствие их дифференциации.

Способность регулировать темп речи,

Речевое дыхание, силу голоса,

Интонационную  выразительность.


1



низкий

Приложение  5

Работа  воспитателя  и  логопеда

                                                                                         

                  Воспитатель: задачи

        Логопед: задачи

1.Уточнение движений органов артикуляционного аппарата.

 Воспитатель в игровой  форме уточняет с детьми определенные  движения и положения органов  артикуляционного аппарата, необходимые для  правильного  произношения звука.

1. Создание  определенных  положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата.

 

В зависимости от характера нарушения звука логопед вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.

2. Уточнение звука или его вызывание по подражанию.

Воспитатель использует способ –

-ность ребенка к подражанию,

подбирает звуковые образы

(звукоподражания, соответствующих данному звуку), воспитатель закрепляет произнесение звука с теми детьми, у которых он есть, и вызывает по  подражанию у тех детей, которые еще  не произносят, фиксируя  внимание ребенка на звучании и артикуляции  

звука

2. Постановка звука-обычно более сложный процесс, чем вызывание звука. Отработанные на предыдущем этапе отдельные движения органов артикуляционного аппарата теперь

вводятся в комплекс движений, и таким

Образом вырабатывается артикуляция

нужного звука. Путем повторений перед зеркалом логопед закрепляет ее, а затем, применяя специальные приемы, получает правильное произнесение изолированного звука




3. Уточнение правильного произношения звука.

 Звук уточняется в словах, фразах, потешках,стихотворениях,рассказах, материал дается не весь последовательно, а выборочно, по усмотрению воспитателя.

3.Автоматизация звука

Последовательное  введение  звука в речь: слог, слово, предложение, стихотворения, рассказы.

                                               

Приложение  6

Методические рекомендации

учителя-логопеда родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями

Изучив методики  выполнения дыхательных гимнастик А.Н. Стрельниковой, К.П. Бутейко, материалы авторской программы нашего ДОУ, мы  предлагает следующие  методические рекомендации:

- упражнения следует проводить в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;

-  упражнения обязательно выполнять каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей;

-  заниматься дыхательной гимнастикой следует до еды;

-  выполнять дыхательные упражнения в свободной, не стесняющей движения одежде;

-   дозировать количество и темп проведения упражнений;

-   воздух вдыхать через рот и нос, выдыхать – через рот;

-   вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;

-   в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

-   после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды;

-   проводить дыхательную гимнастику в игровой форме, используя оборудование, наглядный материал, художественное слово.

Приложение  7

Методические рекомендации

учителя-логопеда родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями

   Используя в коррекционной работе песочную терапию и игры с водой, необходимо выполнять следующие методические рекомендации:

 -логопедические игры с песком и водой (см. приложение) целесообразно использовать на индивидуальных логопедических занятиях или на занятиях с малыми группами детей;

- для игр с песком рекомендуется использовать ящик размером 50x70 см, наполненный мелким, просеянным и прокаленным песком слоем 9 см.;

- для игр с водой – широкий таз, по рекомендациям офтальмологов  темно – синего цвета, глубиной 50 см., температура воды должна быть 37-38 градусов;

 - следует приготовить клеенчатые фартуки и индивидуальные полотенца для детей;                                          

  - при выполнении упражнений пальцы обеих рук ребенка должны быть погружены в песок или воду;

- при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно должна быть погружена в песок или  теплую воду;

--  проводить песочную и водную терапию в игровой форме, используя оборудование, наглядный материал, художественное слово.

Приложение  8

Методические рекомендации

учителя-логопеда родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями

      Первоначально перед педагогом стоит цель – выработать у детей правила взаимодействия с песком. Для этого мы предлагаем  дошкольникам познакомиться с правилами «песочницы» в игровой форме, используя сказочные персонажи, наборы мелких игрушек. Сами же правила просты и понятны каждому малышу (стихи И. Бычкова).

Правило первое

Песок мы не бросаем,

Друг друга не кусаем,

Не спорим, не толкаемся,

А делом занимаемся.

Правило второе

Забудь про неуверенность и страх –

И оживет песок в твоих руках.

Правило третье

Сделать все как  следует, сумей.

А чужое разрушать не смей!

Приложение  9

Методические рекомендации

учителя-логопеда родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями

                                     

1.Покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендациям ПМПК);

2.Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;

3.Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;

4.Не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;

5.Не давайте на одном занятии более 2-3 упражнений;

6.Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий;

7.Не предлагайте на первом этапе для выполнения трудные задания, постепенно переходите от простого к сложному;

8.Вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;

9.Постепенно усложняйте требования к речи ребенка;

10.Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли;

11. Совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;

12.Согласовывайте с учителем-логопедом и воспитателями всю работу по воспитанию правильной речи;

13.Помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе;

14.Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.

Приложение 10

Анкета для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями

(ознакомительная)

Ваша информация поможет нам лучше узнать ребенка и значительно повысить эффективность коррекционно-воспитательной работы.

1.Фамилия, имя, отчество ребенка__________________________________________

2.Дата рождения ребенка _________________________________________________

3.Домашний адрес, телефон _______________________________________________

4.ФИО мамы, место работы, № телефона ____________________________________

5.ФИО папы, место работы и № телефона____________________________________

6.Имеются ли речевые нарушения у родителей или близких

 родственников?_____________________________________________________

7.Чем ребенок больше всего любит заниматься?______________________________

8.Какие трудности вы замечаете в речи ребенка? _______________________________

9.Каково ваше отношение к трудностям в речи ребенка?____________________

10.Какие особенности характера ребенка, по Вашему мнению,  

 необходимо учитывать педагогам (указать)__________________________________

11.Сообщите данные о ходе речевого развития ребенка:

-когда появилась лепетная речь?____________________________________________

-Когда появились первые слова?____________________________________________

-Когда появились простейшие фразы?_______________________________________

-Когда появилась развернутая речь?_________________________________________

12.Какое детское дошкольное учреждение посещал ребенок?_________________

13. Ваши предложения, пожелания__________________________________________                        

Спасибо за помощь!

Приложение 11

Анкета для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями

    Уважаемые родители! Убедительно просим изучить предлагаемую анкету и максимально полно ответить на вопросы. Анкетирование проводится с целью выяснения Вашего отношения к логопедической работе с ребенком. Для нас важно знать Ваше мнение о том, что Вы считаете наиболее значимым для своего ребенка. Надеемся на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания в вопросах решения детских речевых проблем.

1.Какие занятия в детском саду не нравятся ребенку и почему?_________________

2.Какие занятия любит посещать ребенок?_________________________________________

3.Считаете ли Вы важным психологически готовить, положительно настраивать ребенка для проведения логопедической работы?________________________________________

4.Изменилось ли первоначальное отношение ребенка к обучению в логопедической группе?____________________________________________________________

5.Если изменилось, то какую сторону и что способствовало этим изменениям?________________________________________________________

6.Каковы речевые недостатки ребенка в начале учебного года:

 звукопроизношение_________________________________________________

- лексика (словарный запас)___________________________________________

- грамматический строй речи (умение строить фразу)_____________________

7.Изменения в развитии ребенка в данное время:_________________________

-в звукопроизношении и развитии речи_________________________________

-в подготовке к обучению грамоте_____________________________________

8.Удовлетворены ли Вы работой учителя-логопеда и воспитателя при проведении:________________________________________________________

- групповых и индивидуальных занятий________________________________

консультаций_______________________________________________________

- открытых занятий (мероприятий), родительских собраний_______________

9.Изменилось ли Ваше отношение к пребыванию ребенка в логопедической группе?

10. Какие другие особенности ребенка, по Вашему мнению, требуют коррекции или развития (внимания, воображения, память, усидчивость, умение общаться, самообслуживание и прочее)?___________________________________________________

11. Ваши замечания, пожелания, предложения_____________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 12

                 

  • Консультация для родителей
  • Чтобы Ваш ребенок был здоров, бодр, весел, предлагаем весёлые физминутки!
  • Вы можете проводить их с ребенком дома, на прогулке, на природе.
  • Веселые физминутки помогут Вам разнообразить деятельность, создать хорошее настроение, получить заряд бодрости.
  • Выполняйте их вместе с ребенком, и минутки общения, проведенные вместе, станут еще лучше, ярче!

 В лесу растёт черника 

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

 Аист

— Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)

- Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — правою ногою,

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою.

И тогда придешь домой.

 А над морем — мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою!

       (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

      (Дети делают плавательные движения руками)

 

А часы идут, идут

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт

       (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка.

       (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга.

       (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой.

       (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают.

       (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают.

       (Дети останавливаются.)

 

Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся,

         (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел,

         (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся,

        (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.

       (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

 

Бегут, бегут со двора

Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)

Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)

Курка-гарабурка-каки-таки,

            (Хлопаем в ладоши.)

Утка-поплавутка-бряки-кряки,

            (Топаем ногами.)

Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)

Индюк-хрипиндюк-шулты-булды,

            (Хлопаем в ладоши.)


УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ И РУК


Вверх ладошки!

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам — шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

И крест-накрест руки сложим.

        (Руки сложили накрест перед грудью.)

 

Где же наши руки?

Где же, где же наши руки,

Где же наши руки? (Спрятали руки за спину.)

Где же, где же наши руки?

Нету наших рук.

       (Повороты туловища влево-вправо.)

Вот, вот наши руки, (Показываем руки.)

Вот наши руки.

Пляшут, пляшут наши руки,

Пляшут наши руки.


 Гости

Стала Маша гостей созывать:

        (Вращение кистей рук к себе.)

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка - ну, пожалуйста.

       (Поочередный массаж кончиков пальцев правой руки.)

Стала Маша гостей угощать:

И Ивану блин, и Степану блин,

И Матвею блин,

И Сергею блин,

А Никитушке — мятный пряничек.

       (Поочередный массаж кончиков пальцев левой руки.)

 

Наклоняемся с хлопком

Наклоняемся с хлопком,

И с хлопком потом встаём.

Вниз и вверх, вниз и вверх,

Ну-ка, хлопни громче всех!

   (Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу,  распрямиться — хлопнуть над головой.)

На одной ноге мы скачем,

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже,

Очень долго прыгать можем.

                       (Прыжки на одной ножке.)

Головой вращаем плавно,

Смотрим влево, смотрим вправо.

                         (Поворот головы вправо и влево.)

 На лугу растут цветы

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

          (Потягивания — руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

          (Потягивания — руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

          (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

 

Головой качает слон

Раз, два, три — вперёд наклон,

Раз, два, три — теперь назад.

         (Наклоны вперёд, назад.)

Головой качает слон -

Он зарядку делать рад.

         (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)

 

Головою три кивка

Раз — подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два — согнуться, разогнуться,

       (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять — руками помахать, (Махи руками.)

Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

 

Гриша шел

Гриша шел - шел - шел, (Шагаем на месте.)

Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)

Раз — грибок, (Наклоны вперед.)

Два — грибок, (Наклоны вперед.)

Три — грибок, (Наклоны вперед.)

Положил их в кузовок.

 

Солнце

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки.

        (Потягивания — руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём.

         (Потягивания — руки в стороны.)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки.

  Зайчики

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит. (Дети показывают.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть, (Дети показывают.)

Раз-два, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (Дети скачут.)

Кто-то зайку напугал —

Зайка - прыг — и убежал. (Дети садятся.

ИГРЫ

ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ


Лошадка

Вот помощники мои,

Их, как хочешь, поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок. (Движения для пальцев рук по тексту.)

 

Маша

Маша варежку надела:

— Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла,

— Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь — и найдешь.

Здравствуй, пальчик!

Как живешь? (Движения для пальцев рук по тексту.)

 

Непосильный труд

Нитку вдеть — для пальца

Непосильный труд,

Но зато два пальца

Платьице сошьют.

Три в тетради нашей

Пишут хоть куда.

Десять поле пашут,

Строят города. (Движения для пальцев рук по тексту.)

 

Ну-ка, братцы, за работу

Ну-ка, братцы, за работу

Покажи свою охоту:

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А малышке песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять. (Движения для пальцев рук по тексту.)

Приложение  13

Игры и упражнения.

Цель: развивать физиологическое и речевое дыхание.

«Филин» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как птица; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося  «у-у-ф».

«Поющий пузырек» - подуть носом в небольшой пузырек как можно громче, добившись звучания; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в пузырек.

«Маятник» - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек.).  Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение вдох (пауза 3 сек.). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

«Неваляшка» - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 сек.), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3-4 раза.

«Воздушный шарик» - представить себя воздушными шариками; на счет 1,2,3,4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание, затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.

 

 

Приложение  14

Игры с песком и водой.

Совершенствование грамматического строя речи.

Игра  «Кораблик».

Цель: учить правильно употреблять в речи

- предлоги от, к, над, между, в, из, из-за, из-под, у, перед;

- наречия далеко, близко, быстро, медленно, глубоко;

- приставочные глаголы приплыл, отплыл, переплыл, заплыл;

нырнул, вынырнул.

Оснащение: широкий таз с водой, игрушка-кораблик, фартуки для детей.

Ход: педагог разыгрывает простой сюжет (путешествие или др.), отрабатывая в ходе игры грамматические категории.

Игра «Чего не стало?»

Цель: закреплять использование в речи существительных в родительном падеже  как единственного, так и множественного числа.

Оснащение: емкость с водой или песком, мелкие игрушки по лексической теме, фартуки для детей.

Ход:- при работе с песком логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось;

        - при работе с водой, педагог убирает предметы с поверхности, задание аналогично.

Игра «Чьи следы?» или « Чьи отпечатки»

Цель: упражнять в употреблении, образовании притяжательных прилагательных.

Оснащение: емкость с  песком, игрушки- животные или птицы.

Ход: ребенок должен определить, чьи следы или отпечатки оставлены на песке..

Игра: «Мой клад»

Цель: упражнять в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе, падеже; развивать тактильную чувствительность, воображение.

Оснащение: емкость с  песком, различные мелкие предметы, игрушки.

Ход: ребенок прячет в песке игрушку, предмет, затем описывает ее, подбирая как можно больше прилагательных. Дети отгадывают, какая игрушка спрятана.

Игра «Я делал – я сделал»

Цель: упражнять в употреблении, образовании глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени.

Оснащение: емкость с водой или песком, мелкие игрушки по лексической теме, фартуки для детей.

Ход: ребенок выполняет действия с игрушкой, комментируя свои действия, или отвечая на вопросы педагога (закапываю (в песок) – закопал, лью – лил и т.п.)

 

Звуковой анализ слова и предложения.

На песке можно чертить или выкладывать схемы слов или предложений, подбирать к предложенной педагогом или другим ребенком схеме слова, составлять предложение.

Обучение грамоте.

Игра «Напиши (прочитай) букву (слово)»

Цель: закрепить изученные буквы, совершенствовать навык чтения.

Оснащение: емкость с песком или водой.

Ход: ребенок пишет заданные буквы, слоги, слова, а логопед их читает. Допускается обратный вариант.

Игра «Угадай»

Цель: совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза.

Оснащение: емкость с песком.

Ход: ребенку предлагается прочитать слово с пропущенной буквой, дописать пропущенную букву. Допускается обратный вариант.

Связная речь.

Игра «Дорисуй картинку»

Цель: упражнять детей в составлении простых распостраненных предложений.

Оснащение: емкость с песком.

Ход: логопед рисует на песке любой простой предмет, ребенок должен дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение. Фраза проговаривается в момент действия.

Игра «Потому что»

Цель: упражнять детей в составлении сложноподчиненного предложения с союзом потому что.

Оснащение: емкость с песком или водой, мелкие игрушки

Ход: при создании картины на песке  или играх с водой ребенок составляет сложноподчиненные предложения.

Игра «Опиши предмет»

Цель: совершенствовать навык составления рассказа-описания.

Оснащение: емкость с водой, мелкие игрушки (рыбка, лягушка, лодочка и т.д.)

Ход: выполняя действия с игрушкой в воде, ребенок составляет рассказ-описание.

Игра «Сочини сказку»

Цель: развивать связную речь, воображение.

Оснащение: емкость с песком или водой, мелкие игрушки

Ход: ребенку предлагается сочинить сказку, выполняя рисунки на песке, выполняя действия с игрушками, сказочными героями.

Развитие диафрагмального дыхания.

Игра «Морская прогулка»

Оснащение: емкость с водой, мелкие игрушки (рыбка, лягушка, лодочка и т.д.)

Ход: воздушной струей ребенок передвигает кораблик, рыбку и т.д. по поверхности воды.

Игра «Выровняй дорогу»

Оснащение: емкость с песком, машинка.

Ход:  от машинки ребенок рисует на песке пальцами дорогу, затем воздушной струей выравнивает дорожку.

Игра «Колодец»

Оснащение: емкость с песком.

Ход: следуя правилам дыхания, ребенок через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, долгой струей выдувает ямку в песке.

«Секрет»

Оснащение: емкость с песком, картинки, игрушки.

Ход: картинка или игрушка засыпается тонким слоем песка. Необходимо сдуванием песка обнаружить предмет или картинку.

Приложение 15

ПЛАСТИЧЕСКИЕ  ЭТЮДЫ.

 «Ветер»

Педагог  предлагает  детям,  чтобы  они  без  слов,  используя  только  мимику  и  жесты,  изобразили,  где  побывал  ветер и что  он  там  делал.

Ветер  побывал  в  поле. Наклониться  вперед,  руки  опустить,  плавные  движения  кистями  из  стороны  в  сторону.

Ветер  побывал  на  море. Руки   вытянуты  вперед,  сначала  плавные  движения  руками  вверх,  вниз,  затем  движения  ускоряются.

Ветер  в  лесу. Руки  подняты над  головой,  образуя  крону  деревьев,  сначала  плавные,  затем  усиливающие  движения  тела  слева  направо,  сопровождающиеся  движениями  рук.

«Земля».

Зимой – застывшая, отдыхающая. Дети  ложатся  на  пол,  глаза  закрыты,  все  тело  расслаблено.

Весной – оживляющая,  просыпающаяся. Лежа  подтянуться,  руки  вверх,  покачать  ими. Встать,  медленно  поднять  руки  вверх,  пошевелить  пальцами.

Летом – работающая,  трудолюбивая. Имитация  движений: копание  земли  лопатой,  рыхление  тяпкой,  прополка,  поливка.

Осенью – щедрая, дарящая, опять  засыпающая. Имитация  сбора  урожая  фруктов,  овощей. Мимика: улыбка благодарности. С поклоном  отдают  дары. Ложатся  на  пол,  закрывают  глаза.  Все  тело  расслабляется.

«Огонь»

Светящий – встать,  поднять  руки.

Согревающий – стоя.  Голова  поднята  вперед – вверх.  Мышцы  лица  расслаблены,  плечи  опущены,  руки  свободно «висят» вдоль  туловища.

Обжигающий – протянуть  руки  и  резко  отдернуть.

«Волны»

Вода  в  озере  спокойна. Дети  плавно  разводят  руки  в  стороны.

Налетел  ветер,  вода  забурлила. Движения  кистями вверх  вниз.

Понравилось  ветерку  играть  с  водой,  и  он  подул  сильнее. Движения  кистями  становятся  быстрее.

Но  вот  ветер  стих,  вода  стала  спокойная.  Плавные  движения  руками  в  стороны.

                                                                                                                                                 Приложение  16      

                                       План организации работы

логопеда детского сада  и  школы (с  детьми, родителями)

С кем

проводится работа

                        Мероприятия

время


Совестная работа логопеда школы и детского сада







Взаимное посещение


-посещение логопед.  занятий логопеда школы логопедами детского сада.  

« Первые дни  ребенка

 в школе».


сентябрь





-посещений  занятий

логопедов д.сада

логопедами школы



октябрь

группа







Круглый стол обмен впечатлениями

Ноябрь

(каникулы)

Педагогическая гостиная. Обмен опытом

Декабрь

д.сад

        Подведение итогов за первое полугодие

«Успешность адаптации выпускников логопедической группы детского сада в школе»

январь

Взаимное посещение

Посещение логоп. занятий логопедами детского сада

Март

Посещение логоп. занятий в детском саду логопедами школы.

апрель

Работа с учениками 1 класса и воспитанниками логопедических групп детского сада

Логопедическая игра «Алло мы ищем таланты»

ноябрь

Веселые старты, группа детского сада и  класса школы.

январь (каникулы)

Экскурсия детей детского сада в школу.

май

Праздник в ДОУ с участием класса «День Победы»

май

Выпускной балл с приглашением учителей школы (учителей-логопедов и учителей начальных классов)

май

Работа с родителями

Консультации  и беседы на тему:

- «Как выбрать школу».

- «Что делать, если вашего ребенка не принимают в школу»

- «Немного об игре» и т.д.

-Анкетирование родителей на тему «Как помочь учиться»

-Семинар – практикум «Игры для подготовки к школе».

-Рекомендации родителям будущих первоклассников.
-Собрание «Готовность ребенка к школе с проблемами речевого развития».



  Приложение  17

  Взаимодействия ДОУ с социокультурными  институтами.

Цель: обеспечение информационно-комуникативных связей.

№ п/п

Социокультурные  институты

Цель взаимодействия

Способ  (формы) взаимодействия

Результат взаимодействия

1

МБОУ «СОШ№ 10»

Реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного периода, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Участие педагогического коллектива в создании интерьера старших групп с элементами школьной атрибутики.

Участие в торжественной линейке, посвящённой «Дню знаний».

Осуществление единого подхода в планировании деятельности для развития детей дошкольного возраста.

Коррекция программы МКДОУ и педагогов школы, обеспечение запросов родителей по подготовке детей в школу.

2

Поликлиника

Укрепление здоровья и своевременная коррекция имеющихся нарушений в здоровье каждого  ребенка.

Ежегодный комиссионный осмотр детей, состоящих на диспансерном учете специалистами поликлиники (ЛОР, окулист, невропатолог, хирург). Логопедическое обследование детей.

     

Наблюдается положительная динамика состояния здоровья детей .

3

ЧИППКРО

Повышение квалификации педагогов ДОУ

Прослушивание лекций

В ДОУ прошёл курсовую подготовку:1 воспитатель

 

4

ТПК

Обмен передовым опытом.

Выпуск статей учителями-логопедами МКДОУ в юбилейном сборнике логопедов города.

Повышение уровня квалификации.

Приложение   18

Этапы работы с родителями

этапы

Вид деятельности

Ответственный

1этап.

  Диагностический

-Ознакомительная работа с родителями (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, анкетирование);

- Сбор анамнестических сведений о ребенке

(диагностика, речевого развитие ребенка, беседы с родителями);

- Перспективное планирование работы с детьми, воспитателями, родителями на учебный  год (составление перспективного плана коррекционной работы)



учитель-логопед

2 этап.

Основной этап

Родительское собрание «Содержание логопедической работы с детьми старшего возраста».

-программно-методическое обеспечение логопедической работы;

-взаимодействие специалистов ДОУ в реализации содержания коррекционно – развивающего обучения;

-особенность работы учителя-логопеда в старшей группе;

-особенности работы воспитателя в логопедической группе с детьми старшего возраста;

-рекомендации педагога -психолога и учителя-логопеда родителей. 

Семинар-практикум для родителей и воспитателей «Эффективные способы развития речи детей старшего дошкольного возраста».

-формирование речи у детей старшего дошкольного возраста (объем словаря, словообразование, связная речь);

-взаимосвязь в развитии тонкой моторики рук и речевой функции;

-обучающий практикум: «Использование нетрадиционных методов и приемов для развития речи детей»:

-пальчиковый игротренинг;

 Консультация для родителей  «Рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук»

-виды детской деятельности, направленные на развития мелкой моторики пальцев рук;

- рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук  детей 5-6 лет;

-советы родителям,  имеющих леворуких  детей;

 бсуждение, обмен мнениями.

Круглый стол  для родителей «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

-специфические детские виды деятельности и их влияние на психическое развитие дошкольников;

-развитие восприятия дошкольников с помощью познавательных игр;

-развитие художественно творческих способностей у дошкольников средствами продуктивной деятельности;

-выставка детских работ;

-обсуждение, обмен мнениями.

Семинар – практикум для родителей  «Домашняя игротека»

-игра – основной вид деятельности ребенка; 

-классификация детских  игр;

-рекомендации родителям по организации игрового пространства в семье.

Родительское собрание «Подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».

-психологическая готовность ребенка к школе;

-предупреждение дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

-формирование графических навыков и умений –эффективная подготовка руки ребенка к письму;

-проблемная ситуация: «Я считаю, что мой ребенок готов (не готов)к школе, потому что…»

Учитель-логопед

воспитатель

Педагог –психолог

Воспитатель 

3 этап. Заключительный этап

-Опрос и анкетирование педагогов и родителей, обследование детей, проведение ПМП

Круглый стол для родителей и воспитателей по результатам проделанной работы за учебный год.

- отчет учителя-логопеда по коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста , результаты обследования детей на конец учебного года;

-тест для родителей «Как вы оцениваете коррекционно-педагогическую деятельность ДОУ»;

-рекомендации для родителей по работе с детьми на лето.

Учитель-логопед

Воспитатели

Приложение     19

Диагностика речевого развития

Начало года

Конец года



Логоритмические упражнения  без музыкального сопровож-

дения  Е.А. Алябьевой

Биоэнернгопластика

(«Театр пальчиков и языка»)

Кинезеологические упражнения А.Л.Сиротюк

Использование игр с песком и водой

Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого» бассейна

Здоровьесберегающие

технологии

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика с элементами массажа биологически активных зон

Алфавит телодвижений, разработанный С.И.Веневцевым



Предварительный просмотр:

Приложение  20          СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА РАБОТОЙ КОЛЛЕКТИВА «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ    САД № 1»

Направление контроля

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

I. Контроль за созданием условий

в группе для обеспечения БЖ:

ПР

31 i

ФУ

ПР

  • подбор мебели;
  • графики проветривания;
  • физкультурные уголки;
  • маркировка полотенец, постели; -напоминалки по ОБЖ;
  • наличие зубных щеток;
  • наличие стаканов для полоскания; -сервировка столов;

-освещенность в группе

м

ог

м

гп

м

м

гп

м

м

311

м

гп

м

м

ог

м

м

ог

П.Контролъ за соблюдением режима дня:

  -утренняя гимнастика; -длительность прогулки, под.игры;

  • двигательная активность в теч.дня -занятия по ОБЖ;

- физкультурные занятия;

ПР

ПР

..

ПР

ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

- занятия в бассейне;

  • соблюдение графика оздор.режима
  • взаимоотношения воспитателей и

детей;

  • обстановка в группе;
  • утренний прием детей;
  • антропометрические данные;

использование новых технологий

III. Работа с родителями:

--информирование родителей о деятельности Детского сада о работе по воспитанию ЗОЖ;

-совместные досуги, праздники;

- консультации, клубы.





УП





ЗП


ИУ




ОР






ФЗ





ФЗ






ВВ


ФТ







ФЗ







ВВ




ОР





ФЗ


ФТ










ЗП


ИУ

ФЗ - физкультурные занятия -занятия по ОБЖ         ЗП-закаливающие процедуры

ЗБ- занятия в бассейне          СС-сервировка столов

ОР- соблюдение оздоровительного режима         УП -утренняя гимнастика

ФТ- фитотерапия         

ИУ- информационные уголки паспорта здоровья

ПР- праздники прогулки

ДР - двигательный режим

TT-график проветривания

 ФУ-физкультурные уголки

М-маркировка белья, мебели

ВВ- взаимоотношения воспитателя и ребенка

ОГ-освещенность групп - ФЗ-физминутки                    УП- утренний прием

    Приложение 21                                    

                                     План оздоровительной работы с детьми в МКДОУ «ЦРР – д/с №1»

Содержание

группа

периодич.

ответственные

время

1

                                                          Оптимизация режима

-организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима;

-определение оптимальной нагрузки на ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

1-2



1-2

ежедневно

воспитатели, старшая медсестра


старшая медсестра

в течение года



в течение года

2

Организация двигательного режима

физ. культура

1-2

3 раза в неделю

инструктор по физ. воспитанию

в течение года

3

                                                                  Охрана психического здоровья

Использование приемов релаксации: минуты

1-2

ежедневно несколько раз вдень

воспитатели

специалисты

октябрь

апрель

4

                                  Профилактика заболеваемости

Массах по методике А.А. Уманской

1-2

3 раза в день

воспитатели

контроль медсестра

в течение года



Прогулки с включением подвижных игровых упражнений


1-2


ежедневно

воспитатели

в течение года


Музыкально-ритмические занятия


1-2


Муз. руководитель

в течение года


Спортивный досуг


Гимнастика глаз


1-2


во время образовательной деятельности

физ.культура

  инструктор по физ. воспитанию

воспитатели

в течение года


Пальчиковая гимнастика

1-2

3-4 раза вдень

воспитатель

учитель-логопед

учитель-дефектолого

в течение года


Оздоровительный бег

1-2

Ежедневно во время прогулки

инструктор по физ. воспитанию

в течение года

5

                                                             Оздоровление фитонацидами

Чесночно-луковаые салаты

все группы

перед обедом

медсестра

Отябрь

март


Ароматизация помещений

все группы

 в течение дня ежедневно

мл. воспитатели


6

                                     Закаливание с учетом состояния здоровья ребенка

Воздушные ванны (облегченная одежда, одежда соответствует сезону года)

1-2

ежедневно

воспитатели

в течение года

Прогулки на воздухе

все группы

ежедневно

воспитатели

в течение года

Хождение босиком по траве

1-2

ежедневно

воспитатели

Июнь август

Хождение босиком по «дорожке здоровья»

1-2

Ежедневно (после сна)

воспитатели

В течение года

Умывание лица и рук прохладной водой

1-2

Ежедневно 9после прогулки и дневного сна)

воспитатели

мл. воспитатель

в течение года

Полоскание зева кипяченной охлажденной водой

1-2

после каждого приема пищи

воспитатели

мл. воспитатель

в течение года

Игры с водой

1-2

во время прогулки и  образовательной деятельности

воспитатели

в течение года

7

                                           Лечебно-оздоровительная работа

        Витаминотерапия:

ревит, поливит,

настойка шиповник    

все дети


все дети

1 раз в течение 10 дней


1 раз в день

3 раза в неделю

ст.медсестра

декабрь

февраль

октябрь

 март

Витаминизация третьего блюда

все дети

ежедневно

ст.медсестра

в течение года

                                       



Корригирующая гимнастика

старшая под. группы

2 раза в неделю по 30 мин. после сна

инструктор по физ. воспитанию

в течение года

Группа «Здоровейка»

старшая под. группы

1 раз в неделю по распианию

инструктор по физ. воспитанию

в течение год




«Оздоровительный сон» ароматизация спален травами (душица, пустырник)

Все дети

Во время дневного сна

ст.медсестра

в течение год

8

                                       Работа с детьми, имеющими плоскостопие, нарушение осанки

Корригирующая гимнастика

старшая под. группы

2 раза в неделю по 30 мин. после сна

инструктор по физ. воспитанию

в течение года

Группа «Здоровейка»

старшая под. группы

1 раз в неделю по распианию

инструктор по физ. воспитанию

в течение год

«Оздоровительный сон» ароматизация спален травами (душица, пустырник)

Все дети

Во время дневного сна

ст.медсестра

в течение год

8

                                       Работа с детьми, имеющими плоскостопие, нарушение осанки

Корригирующая гимнастика

старшая под. группы

2 раза в неделю по 30 мин. после сна

инструктор по физ. воспитанию

в течение года

Группа «Здоровейка»

старшая под. группы

1 раз в неделю по распианию

инструктор по физ. воспитанию

в течение год

«Оздоровительный сон» ароматизация спален травами (душица, пустырник)

Все дети

Во время дневного сна

ст.медсестра

в течение год

Приложение 22

                                                     ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ВЗАИМОДЕИСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ (СТРАШАЯ ГРУППА)

Сроки

Звук

Работа воспитателя

Работа муз.работника

Работа физ.инструктора.

Работ  ЛОГОПЕДА

ЗАДАЧИ

t if . U

Воспитание внимательного

Развивать чувство ритма,

Развивать речевое

Воспитание внимания к

отношения к своей речи и

эмоциональность,

дыхание, общую и мелкую

звуковой культуре речи,

речи окружающих.

координацаю речи с

моторику, внимание,; темп

коррекция

Укрепление артикуляционного

движением, слуховое

и ритм в процессе

звукопроизношения.

и голосового аппарата.

внимание, связную речь.

двигательной

Развитие лексико-

Развитие мелкой и общей

Учить владеть интонацией,

деятельности.

грамматических категорий,

моторики. Воспитание

динамикой, тембром,

общих речевых навыков,

навыков правильного

силой голоса.

связной речи, координации

звукопроизношения.

речи сдвижением, мелкой

моторики.

1-5

А У

неделя

И О

Артикуляционная и

Пропевание чистоговорок

Развитие речевого дыхания

Уточнение и закрепление

пальчиковая гимнастики.

на звуки А, У, И, О.

с помощью дыхательных

правильной артикуляции.

Выделение гласных из ряда

Психогимнастика «Часики».

упражнений на звуки А, У,

Выделение из ряда звуков,

звуков.

Развитие речевого дыхания.

И, О.Координация речи с

слов. Четкое произношение.

Игры «Телефон», «Поймай

движением.

Развивать слуховое

звук», «Хлоп»

внимание.

6 неделя

М

Артикуляционная и

Массаж лица. Игры с

Дыхательные упр-я.

Воспитание четкого

пальчиковая гимнастики.

пальчиками.

Сочетать выполнение

произношения М.

Инд. работа по тетрадям.

упражнений с

выделение из ряда звуков,

проговариванием слогов.

слогов, слов.

7 неделя

Н

Артикуляционная и

Игры с пальчиками « А кто у

Игры с речевками.

Чистоговорки.

пальчиковая гимнастики.

нас?» «Дрова».

Развитие общей и мелкой

Воспитание четкого

Инд. работа по тетрадям. Игры

Дыхательная гимнастика.

моторики. Развитие

произношения Н.

«Чего не стало?» «Что

речевого дыхания:

Выделение Н в начале

изменилось?».

проговаривание слов на

слова. Игры «Запомни и

Проговаривание чистоговорок на Н

выдохе.

назови», «Закончи слово».

8 неделя

П

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.

Инд. работа по тетрадям. Игры «Эхо», «Дразнилки».

Дыхательная гимнастика. Ритмическая игра «Мои ноги- ваши руки».

Укреплять брюшные мышцы; учить концентроровать внимание на нижнем дыхании. Упр. «Воздушный шар».

Воспитание четкого произношения П. Выделение из ряда звуков, слогов, слов.

Воспроизведение слоговых рядов. Игры «Что изменилось?» «День-ночь».

9-10

Б

Артикуляционная и

Пропевание чистоговорок.

Дыхательные упр-я.

Воспитание четкого

П-Б

пальчиковая гимнастики.

Инд. работа по тетрадям. Игры «Болыиой-маленький», «Один-много». Инсценировка сказки «Курочка Ряба».

Массаж лица. Игра «Делай, как я»

2 период обучения

Развитие координации речи сдвижением «Поросята»

произношения Б; диффер- ция П-Б. Воспроизведение прямых и обратных слогов. Игры «Запомни и назови», «Эхо», «Наоборот».

1-2

Ф

Артикуляционная и

Ритмическая игра «Ищи».

Укреплять межреберные

Воспитание четкой

В

пальчиковая гимнастики.

Инд. работа по тетрадям. Игры «Ищи», «Повтори и покажи»,

Массаж лица.

мышцы. Выполнять ОРУ под счет. Развитие общей моторики.

артикуляции звуков. Упражнять в произношении слогов, слов и предложений. Воспроизведение слоговых рядов. Игры «Наоборот», «Что изменилось?».

3-4

Т

Артикуляционная и

Массаж лица. Игра «Что же

Дыхательная гимнастика

Воспитание четкой

Д

пальчиковая гимнастики.

Инд. работа по тетрадям. Игры «Что такое? Кто такой?», «Кто как кричит?».

вышло?». Пальчиковые игры «Дружба», «Тигрята».

«На корабле» в сочетании с ОРУ.

Психогим-ка «Ракушки». Игры с речевкой «Узнай по голосу», «Рыбки отдыхают».

артикуляции звуков. Упражнять в произношении слогов, слов и предложений. Воспроизведение слоговых рядов. Игры «Кто с кем живет?», «Кто это?», «Эхо».

5-6

Пройденные согл.звуки.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.

Инд. работа по тетрадям. Игры «Отзовись», «Доскажи словечко».

Ритмическая игры.

Массаж лица. Пропевание чистоговорок.

Упр-я на координацию речи сдвижением. Игры на развитие общей моторики.

Закрепление произношения звуков. Определение наличия или отсутствия звука в слове.

7

К

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики «Моя семья». Игры «Запомни, повтори», «Закончи слово»

Пальчиковые игры «Раз, два, три», «Тик, так». Психогимнастика.

Гимнастика с речевкой. Согласование движений со словами при выполнении ОРУ.

Воспитание четкого произношения К. Воспроизведение слоговых рядов.

8-9

Т

К-Т

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.

Инд. работа по тетрадям. Игры «Живые слова», «Запомни и назови ряд слов».

Дыхательная гимнастика. Пальчиковые игры «Пальчики», «Варим суп».

Дыхательная гимн-ка «В лесу». Подвижные игры с произношением звуков «Пчелы».

Закрепление произношения звуков. Дифф-ция звуков К-Т на слух. Игра «Эхо».

10

X

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики. Инд. работа по тетрадям

Дыхательная гимнастика. Пальчиковые игры «Дудочка»

Релаксация. Дыхательные упражнения.

Воспитание четкого произношения X. Игра- драматизация «Хомячок».

11

к-х

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики. Инд. работа по тетрадям. Игра «Магазин».

Дыхательная гимнастика. Пальчиковые игры «А кто у нас?», «Дудочка». Пропевание имен товарищей.

Развитие мелкой моторики «Зайчик».

Координация речи с движением.

Закрепление произношения звуков. Дифф-ция звуков К-Х на слух. Игра «Эхо», «Баба сеяла горох».

12-13

г

г-к

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.

Инд. работа по тетрадям. Пересказ «Гуси». Игры «Раз, два, три», «Положи на место».

Пропевание чистоговорок. ритмическая игра «Где вы?» . Психогимнастика «Потягушки».

3 период обучения

Развивать мышцы лица. Упр-я «Слоник», «Лягушки», « Помидоры-огурцы». Развитие общей моторики.

Закрепление произношения звуков. Дифф-ция звуков К-Г на слух. Игра «Эхо», «Четвертый лишний», «Волшебная цепочка»

1-2

Пройденные

звуки

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.

Инд. работа по тетрадям. Игры «Отзовись», «Телефон», «Оркестр».

Массаж лица. Пропевание чистоговорок.

пальчиковые игры. Дыхательные упр-я «Ежик», «Лесорубы». Развитие общей моторики. Подвижные игры.

Звуко-слоговой анализ. Игры-драматизации. Развитие диалогической речи.

3-5

С

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики. Проговаривание скороговорок. Игры «1,2,3-5», «Запомни, повтори». Действия с картинками «Запомни, положи», «Отгадай картинку», «Паровозик».

Психогимнастика «Солнышко». Пропевание чистоговорок на СО-СУ-СА.

Дыхательные упр-я. Координация речи с движением. Подвижные игры с проговариванием СА-СО-СУ и т. д.

Воспитание правильной артикуляции С, формирование воздушной струи. Воспроизведение слоговых рядов. Игры «Придумай слово», «Телефон», «Подарим картинки», «Люся и Соня».

6-7

3

С-3

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики. Проговаривание скороговорок. Игры «Запомни, повтори». Подбор родственных слов. Игры на звукоподражание.

. Пропевание чистоговорок на ЗА-ЗУ-ЗЫ и т. д. Дыхательная гимнастика. Пальчиковые игры .

Следить за дыханием во время ходьбы и бега. Упражнять мышцы носоглотки . Релаксация.

Закрепление произношения звуков. Дифф-ция звуков С-3 на слух. Игра «Эхо», «Четвертый лишний», «Волшебная цепочка»

8-9

10-11

Ц

Свистящие

звуки.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.

Инд. работа по тетрадям. Игры «Эхо», «Закончи слово».

Психогимнастика «Цапля». Пропевание чистоговорок.

Дыхательные упр-я. Координация речи с движением. Подвижные игры с проговариванием

Воспитание правильной артикуляции Ц.Развитие точности движения кончика языка. Воспроизведение слоговых рядов. Игры «Назови картинку», «Чего не стало?»,

12-13

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ.

Приложение 23

Формы методической работы по повышению профессионального мастерства педагогов.

Перечень форм методической работы, используемых в системе повышения квалификации педагогов ДОУ

Рекомендуемая квалификационная категория

Частота работы

  1. Психолого-педагогический консилиум.

Представляет собой совещание или взаимную консультацию специалистов (экспертов) в той или иной области, которые по заранее определенному набору параметров периодически обсуждают и оценивают реальные возможности каждого ребенка в зоне ближайшего развития.

 Рекомендуется использовать в ДОУ где ведется экспериментальная, инновационная работа по управлению качеством образования или по оптимизации педагогического процесса.

Новаторы, психолог, узкие специалисты.

1 -2 раза в год в каждой возрастной группе

  1. «Годичные команды педагогов».

Представляет собой управляемое объединение педагогов, основанное на принципе психологической совместимости. Решает вопросы подобные вопросам педагогического консилиума

Новаторы, мастера, педагоги опытные, активные, узкие специалисты

Ежемесячно

3. «Школа профессионального мастерства».

Имеет целью реализацию принципа дифференцированного подхода к уровню развития педагогического мастерства, в результате чего имеет 4 ступени:

1 ступень: Группа повышенного внимания администрации включает в свой состав педагогов как малоопытных, так и практиков, не желающих по каким -либо причинам заниматься самообразованием и ростом профессионального личного мастерства, а также отказывающихся от участия в инновационной работе

 Целью этой группы является стимулирование педагогов, работающих ниже своих возможностей.

2 ступень: Школа становления молодого педагога. Ее задачей является оказание помощи в становлении педагога

3 ступень: Школа совершенствования профессионального мастерства предполагает работу с педагогами 1 квалификационной категории с целью доведения их практических знаний и умений до уровня мастера.

4 ступень: Школа высшего педагогического мастерства повышает знания и практические умения педагогов в области научно- исследовательской деятельности, обучает их методам ведения экспериментальной работы, помогает осваивать новые педагогические технологии.        

Опытные, но малоактивные,

 молодые специалисты, "консерваторы" - 1 раз в месяц.

Молодые специалисты -  по мере необходимости.

 Опытные, активные по мере необходимости.

Новаторы –постоянно.

4. «Школа передового опыта».

Варианты школы передового опыта:

 Индивидуальное наставничество.

 Педагогическая студия.

Руководителем студии назначается наиболее яркий педагог ДОУ, способный забыть о своих заслугах, регалиях и разговаривать с молодыми (малоопытными) педагогами на равных. Ведущей формой проведения занятий в студии является совместное обсуждение проблемы, наблюдение и анализ деятельности лучших педагогов ДОУ, совместная разработка конспектов занятий и мероприятий.

Имеет своей целью распространение опыта работы лучших педагогов ДОУ среди молодых специалистов, малоопытных педагогов, педагогов, не имеющих квалификационной категории. Ведущей организационной формой работы занятий в школе являются лекции, семинарские занятия, просмотр открытых занятий, даваемых руководителем школы.

 Девизом является: «Делай как я!»

 

Режим работы не чаще 1 раза в месяц -          

новаторы, мастера, опытные-активные, опытные-малоактивные.

 1 раз в месяц -

все категории.

5. «Педагогическое ателье или педагогическая мастерская».

Имеет целью передачу педагогом- мастером остальным членам педагогического коллектива основных идей своей воспитательно-образовательной системы, практических способов ее реализации. Ведущие формы учебных занятий в педагогическом ателье: совместное обсуждение концептуальной идеи педагога - мастера, выполнение индивидуально практических заданий и возможность их использования педагогом в своей работе с детьми. Педагогическое ателье-вызов традиционной педагогике. Основная задача педагогического ателье - познакомить воспитателей ДОУ с методами нестандартной педагогики, с новыми технологиями, нетрадиционными формами работы.

Все категории

Частота занятий и длительность - по потребностям педагогов.

6. «Мастер - класс».

Является разовой и одновременно выездной формой работы педагогов, с целью распространения своего опыта среди других дошкольных учреждений района, города.

 Основной метод - прямой и комментированный показ приемов своей работы.

Все категории

7. «Творческие микрогруппы».

Это стихийное объединение 2-3 педагогов, с целью профессионального общения и обогащения опыта друг друга. Основное условие работы микрогруппы - равенство возможностей педагогов. Группы создаются для нахождения способа решения проблемы, разработки методики, модернизации плана работы, модификации учебного пособия, дидактического материала и прочее.

Для данной формы работы характерно объединение только опытных педагогов:

педагоги новаторы, мастера, опытные-активные.

Длительность их работы от нескольких часов до нескольких дней, т.е. до момента разрешения проблемы.

По мере необходимости.

        

8. «Кружки качества».

Организуются по инициативе администрации для поиска решения той или иной проблемы. Ведущий метод, используемый в работе: «мозговая атака» или «мозговой штурм» Обязательным условием при организации работы кружка является : наличие хотя бы одного педагога способного обучать коллег без участия администрации.

 О результатах работы кружка качества администрация ставится в известность руководителем кружка.

 Главной задачей работы кружка является нахождения способа повышения качества воспитательно-образовательной работы с детьми.

Педагоги- новаторы, мастера

Длительность работы кружка по потребностям педагога во времени для нахождения способа решения проблемы.

9. ВТК (временные творческие коллективы)

Создаются по инициативе администрации или опытного педагога для срочного решения, какой либо проблемы. Их главным методом является «мозговой штурм» например разработка сценария праздника, конспекты занятия и др.

 Отличительной особенностью ВТК является невозможность перерыва ее деятельности до полного решения проблемы.

Новаторы, мастера, опытные-активные.

Длительность работы от нескольких часов до 2-3 суток.

10. «Школа исследователя».

Организуется для опытных педагогов с целью развития у них навыков исследовательской деятельности, а также обучения их ведению исследовательской работы с детьми.

 У школы исследования есть научный руководитель.

Все категории по мере необходимости

        

Длительность ее работы от 1 до нескольких лет.

 Частота встреч 1 раз в 1-2 месяца.

        

11. ВНИК (временные научно исследовательские коллективы).

Создаются по инициативе администрации при необходимости разработки какого – либо фундаментального документа, требующего предварительного изучения и анализа ситуации, сбора данных через анкетирование или интервью, анализа и обобщения этих данных, изучения специальной литературы. Члены ВНИК должны владеть методами классификации, систематизации, сравнения, обобщения, абстрагирования, индукции и дедукции.

 Работа во ВНИКе требует хорошей научной подготовки его участников, безупречного умения формулировать цели, задачи и прочее. ВНИК, обязательно имеет научного руководителя или консультанта и группу разработчиков.

 Создается на определенное время для практического решения большой проблемы по значимости и объему задачи. Например, разработка программы развития, Образовательной программы, перспективного плана работы и т.д.

Новаторы, мастера опытные-активные.

ВНИК работает только на момент теоретической разработки документа (от нескольких дней до нескольких месяцев).        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье говориться о становлении здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

План - конспект родительского собрания по социально-коммуникативному развитию детей старшей группы. Тема : "Влияние детско - родительских отношений на становление различных сторон личности ребёнка - дошкольника"

Цель:   Укрепление детско - родительских  отношений, создание  безопасной  и благоприятной  обстановки  в семье  в  ходе повышения уровня  педагогичес...

Становление логико-математического опыта ребёнка

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребёнка очень рано, уже с младенческого возраста...

Концепция « Предметно пространственная среда, как условие становления и развития личности ребёнка »

Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образованияопределил требования к развивающей предметно-пространственной среде,заложил обеспечение максимальной реализации образовательн...

Районное методическое объединение заведующих «Дошкольное детство - как важнейший период становления духовно-нравственных основ ребёнка»

Районное методическое объединение заведующих«Дошкольное детство - как важнейший период становления духовно-нравственных основ ребёнка»В настоящее время современное российское общество остр...

Этапы становления звуков в речи ребёнка

В какие сроки происходит становление, тех или иных звуков в речи ребенка...