Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя.
статья по теме
Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz.docx | 48.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования г. Таганрога Ростовской области
Самоанализ
профессиональной деятельности
Шутовой Александры Николаевны
воспитателя
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада второй категории №17 «Ладушки»
За период с 1 октября 2008 по 1 августа 2011
С 2007г. работаю воспитателем в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду второй категории №17 «Ладушки» города Таганрога.
Постоянно повышаю свой профессиональный уровень: 16.02.2013 г. окончила курсы повышения квалификации в ГБОУДПО «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по программе «Дошкольное образование (объем курсов 144ч.). С 9 по 23 ноября 2009 года прошла обучение на факультете непрерывного и дополнительного образования Педагогического института ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» в объеме 144 часа.
Квиллинг, модульное оригами и торцевание вошли в мое совместное творчество с дошкольниками.
Изучив материал (историю, отзывы творческих людей, рассмотрев работы) мне захотелось самой что-то смастерить. Фото некоторых работ я представила в портфолио. Для эскизов использовала рисунки из раскрасок, героев сказок, элементарные и простейшие, знакомые детям формы. Затем накручивали нужные ролы, а уже потом соединяли детали в единое целое. Объемные работы делать очень сложно, но при желании все возможно. Очень интересно выполнять такие поделки совместно с детьми, они сами предлагают что-то новое. Специальных инструментов у меня нет, я использую зубочистки с раздвоенным концом, пинцет для очень мелких деталей.
Совместное творчество развивает у дошкольников речь, память, воображение, мышление, развивает эстетический вкус, художественное познание. Воспитывается аккуратность работы с клеем, бумагой.
На занятиях по конструированию из бумаги дети знакомятся с техникой моделирования полосок из бумаги, учатся скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции; с техникой модульного оригами; с техникой торцевания. Ребята погружаются в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной бумаги. Торцеванием можно делать оригинальные и очень красивые композиции. Поделка, выполненная в этом стиле, удивит любого.
Использование разнообразных техник раскрывают творческий потенциал, как ребенка, так и педагога работающего вместе с ним. Делая игрушки, поделки, подарки важно направить ребят: помочь подобрать материал, выбрать технику, создать свой эскиз, композицию. Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. На занятиях у детей пробуждается вера в свои творческие способности, свою неповторимость, вера в то, что они пришли в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: “Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.
При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Комплекс мероприятий данной деятельности позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику, развить глазомер. Помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.
В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Дошкольники научатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона.
Создание условий для развития творческих способностей на основе исполнения нетрадиционных техник конструирования из бумаги является целью моей работы.
В качестве приоритетных задач выделяю следующие:
1.Учить передавать особенности форм и строений предметов, использовать различные цветовые оттенки и закрепить технические умения и навыки.
2. Развивать восприятие, внимание, память, образовательное мышление и творческое воображение.
3. Воспитывать самостоятельность и инициативность, а также желание творить и радоваться от полученного результата.
Работу по конструированию из бумаги я провела в несколько этапов. Первый этап – проведение диагностики, обработка первичных данных, определение уровня развития детей на момент обследования, анализ диагностики. Результаты диагностики следующие: высоким уровнем развития творческих способностей обладает 1 ребенок (6%), средним уровнем – 6 детей (40%), у большинства детей – 8 человек (54%) – низкий уровень развития творческих способностей. Вышеназванные цифры отображены в рис. 1.
Рис. 1. Уровни развития творческих способностей детей.
Второй этап – разработка и проведение практических мероприятий (перспективное планирование, организация кружка «Чудеса из бумажного листа», консультации для педагогов по конструированию из бумаги, организация совместной работы с семьёй в развитии творческих способностей детей с использованием незавершенных композиций на занятиях по конструированию из бумаги).
Третий этап – анализ проведённой работы – методической, диагностической и практической. По итогам диагностики творческие способности 10 детей (67%) соответствует высокому уровню развития. 5 дошкольников (33%) имеют средний уровень. Вышеназванные цифры отображены в рис. 2.
Рис. 2. Уровни развития творческих способностей детей.
Осуществлению поставленных задач служит широкий спектр различных методов и форм работы. При их отборе учитывается уровень подготовки развития детей, индивидуальные и психологические особенности, склонности детей. Среди приемов, используемых в процессе реализации деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать: активизация и индивидуализация обучения, игры и игровые ситуации, творческие работы.
Так на занятиях по конструированию из бумаги во второй младшей группе использую следующие игровые приемы:
1. «Зайку бросила хозяйка» (Поможем зайчику спрятаться от дождя);
2. «Здравствуй, елочка» (Найти спрятанные елочки и украсить их бусами);
3. «Загорелся Кошкин дом» (Поможем кошке построить дом);
4. «Подарок для мамы» (Но в марте нет сирени, гвоздики не достать...).
А в средней группе такие:
1. «Приход бумажной Феи» (Фея из бумаги просит сделать бумажных жителей);
2. «Путешествие по лесу» (Встреча белочки, которая просит показать грибную полянку);
3. «Зимушка-зима» (Организовать игру в снежки, слепить снежный ком, покатать по дорожке);
4. «Приход кота Леопольда» (Мыши перебили всю посуду).
В старшей группе я использую игровые приемы:
1. «Волшебное лукошко» (Стук в дверь, а за дверью корзинка с фруктами и запиской с заданием);
2. «Осьминог» (Дидактическая игра «Найди водного обитателя»);
3. «Чудо-ваза» (В группе появляется ваза для цветов);
4. «Путешествие по океану» (дети «превращаются» в рыбок и под музыку двигаются).
И в подготовительной к школе группе я использую следующие игровые приемы:
1. «Письмо от деда Мороза» (Помощники заблудились в лесу);
2. «Что не так?» (Показать картинку, а дети отгадывают, что на ней изображено не верно);
3. «Летает – не летает» (Поиграть в игру);
4. «Встанем в хоровод» (В гости приходят матрешки (переодетые дети), приносят репродукции картин).
В своей работе уделяю особую роль вовлечению родителей в педагогический процесс. В этом помогает метод сотворчества на основе незавершенных композиций. Данный метод позволяет всем учиться друг у друга: детям – у художника, педагога или родителей, а взрослым у своих детей. Занимаясь искусством рядом с близким человеком, члены семьи вступают в настоящее творческое соревнование, которое позволит им лучше понять друг друга, узнать много нового, стать ближе. Это взаимообучение происходит в интересной, увлекательной, разноплановой деятельности, где каждому находится дело по сегодняшним умениям.
В результате деятельности дети:
- познакомились с различными техниками работы с бумагой;
- научились следовать устным инструкциям, создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;
- развили внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- овладели навыками культуры труда;
- улучшили свои коммуникативные способности и приобрели навыки работы в коллективе.
Это все стало возможным благодаря систематичному, целенаправленному обучению на занятиях занимательного характера по конструированию из бумаги.
Часто вспоминаю известное высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие. И поэтому, главную свою задачу вижу в том, чтобы не подавлять ребёнка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы в процессе работы по конструированию из бумаги используя нетрадиционные техники. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Анализируя свой опыт работы, пришла еще к ряду убеждений:
1. Воспитатель должен хотеть и уметь работать с детьми, каждая минутка рядом с ними должна быть мостиком к решению детских проблем;
2. Нельзя достигнуть хороших результатов, не имея единомышленников, то есть, нужна система взаимодействия всех, кто соприкасается с детьми;
3. Главная роль в развитии ребенка, всё же принадлежит родителям, отсюда необходимость сотрудничества с родителями.
Автор самоанализа: А. Н. Шутова
Заведующий МБДОУ д/с №17: О.О. Давыдова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя на первую квалификационную категорию
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя на первую категории ДОУ МКОУ «СОШ» с.п. Хабаз Шаваевой Марины Мухамедовны Дети святы и чисты.Нельзя делать их игрушкою своего настроения!...
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя ДОУ
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Куценко Анны Евгеньевны. Я работаю воспитателем в МКДОУ Краснозёрский детский сад № 1 "Колосок" общеразвивающего вида. К ...
самоанализ профессиональной деятельности воспитателя
Самоанализ результатовпрофессиональной деятельности воспитателя Ф.И.О. –Черкесова Оксана БарасбиевнаДата рождения- 01.04.1975г.Занимаемая должность - воспитательПедагогический стаж- 1...
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Подосиновой Светланы Игоревны
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способнос...
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя первой квалификационной категории Басаевой Т. В.
Материал содержит самоанализ профессиональной деятельности воспитателя по теме самообразования «Оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного спор...
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя ДОУ
Я работаю по программе дошкольного образования «Тропинки» под редакцией В.Т. Кудрявцева. Это - современная программа развивающего дошкольного образован...
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя.
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления со своей Родиной».Стержнем всего воспитания должен быть патриотизм, который призван способствовать фо...